Монастыри Брянска Церкви Брянской области Храмы Брянщины
Монастыри Брянска. Церкви Брянской области. Храмы Брянщины. Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 октября 2019 года в Брянскую область. По святым местам. 1288 год, Свенский монастырь.
Свенская Печерская икона Божией Матери имеет 2 празднования: 3 мая (16 мая новый стиль), в день кончины преподобного Феодосия Печерского, и 17 августа (30 августа новый стиль), в день кончины преподобного Алипия Печерского, который ее написал. День празднования 17 августа был установлен в 1815 г. в благодарность за избавление г. Брянска (около которого икона явилась в 1288 г.) от нашествия наполеоновских войск в 1812 г. Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские.
25 февраля 2024 года в Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы города Брянска состоялись торжества, посвященные 30-летию возрождения Брянской епархии. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 февраля 1994 года она была выделена из состава Орловской епархии и обрела самостоятельность. В праздничный день Божественную литургию совершили митрополит Брянский и Севский Александр, епископ Великолукский и Невельский Сергий (Булатников) (Псковская митрополия), епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир. Владыкам сослужило духовенство Брянской и Клинцовской епархий. Губернатор Александр Богомаз поздравил духовенство и православных верующих с юбилеем Брянской епархии
Религиозный (паломнический) туризм на Брянщине
Краеведческая игра город юный город древний Брянск православный
Московская духовная академия. Брянская область в течение вот уже 12 лет оказывает постоянную благотворительная помощь в обеспечении академии качественным вкусным картофелем. Географическое название картофеля «брянский» прочно воспринимается в академии как символ обеспеченности. Ведь Брянская область перекрывает годовую потребность академии в картофеле, а это 60 тонн в обычные годы и до 120 тонн в тяжелые годы (а они тоже были). Наград за постоянную благотворительную помощь в обеспечении академии качественным картофелем удостоены: Губернатор Брянской области Александр Богомаз, заместитель Губернатора Брянской области Борис Грибанов, директор департамента сельского хозяйства Брянской области Сергей Симоненко, депутат областной Думы, руководитель ИП «Довгалев» Михаил Довгалев, начальник управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области Владимир Пчеленок, советник Губернатора Брянской области Анастасия Васильева, начальник отдела растениеводства департамента сельского хозяйства Брянской области Нина Кинева, руководитель ИП «Ахламов А.В.» Александр Ахламов, руководитель ИП «Скворцов» Павел Скворцов.
День памяти преподобного и благоверного князя Олега Брянского и Собору Брянских святых
Руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Брянской епархии, настоятель храма во имя святого мученика Иоанна Воина г. Брянска иерей Константин Васильев посетил боевые подразделения группировки войск армии «Север». По прибытии на боевые позиции священник совершил Церковные таинства Крещения, Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин. Был отслужен водосвятный молебен о даровании победы Русскому воинству. Все военнослужащие смогли пообщаться со священником и получить ответы на волнующие их вопросы. Иерей Константин Васильев в личной беседе духовно укрепил воинов и передал искренние слова благодарности от имени митрополита Александра и его благословение на ратные подвиги во славу нашего Отечества.
Священнослужители Иоанн Выхованец и Иоанн Травиничев отправились на СВО
Художники завершают роспись брянского СвятоТроицкого кафедрального собора. Эта большая и трудоемкая работа началась еще в 2015 году. Здесь трудились мастера из разных городов: Москвы, Нижнего Новгорода, Орла и других. Уже полностью готовы восточная и западная стены, алтарная часть, купол. На сегодняшний день остались последние штрихи – художники расписывают колонны. Работы останавливаются только на время больших праздничных богослужений. Планируется, что во всем великолепии прихожане смогут оценить роспись храма в январе.
Под звон колоколов единство обрели
Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 октября 2019 года для Брянщины, безусловно, стал знаковым событием
Брянщина православная
ТЕЛЕФОНЫ: РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БРЯНСК
В народном костюме города Фокина преобладает красный цвет – как символ долголетия, силы, плодородия, огня, солнца. У стен Свенского монастыря
Патриарх московский и всея руси Кирилл на празднике «Славянское единство» в Брянске
Епископ Брянский и Севский Феофилакт
Свято-Троицкий Кафедральный собор
В честь иконы Божией Матери «Свенская»
В Брянске поставили памятный знак на месте разрушенного храма Серафима Саровского. В парке культуры и отдыха железнодорожников в Фокинском районе появилось новое памятное место. Знак установили на месте, где 100 лет назад стоял храм. В 1929 году он был закрыт и передан под школу, а в 1937 разрушен.
Московский Пасхальный фестиваль в Брянске
Символы Брянщины, Брянска, Брянской области
Культурные, исторические, краеведческие события 2018 - 2022 г.г. в Брянской области
Слово «монастырь» — очень древнее. Пришло оно к нам из греческого и означает «уединенное жилище, келья отшельника». Монастыри в Индии, Египте, некоторых других странах существовали еще до нашей эры. В России крупнейшие мужские православные монастыри назывались еще лаврами. В середине XVII — первой четверти XVIII века существовал Монастырский приказ, центральное государственное учреждение, ведавшее административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Ведал он и крестьянами, принадлежавшими монастырям. А их было немало — несколько сот тысяч.
Со времени принятия христианства на Руси православные монастыри имели большое политическое, военное, экономическое и культурное значение. Вместе с тем судьба их на протяжении многих столетий, особенно в так называемое Смутное время и в годы Северной войны, а также в царствования Петра III, Екатерины II и в двадцатом столетии, была драматичной и печальной.
Десятки монастырей действовали в различное время в Брянском крае и в самом Брянске, в наши дни некоторые возрождены.
Свенский Свято-Успенский мужской монастырь, основан в 1288 г., закрыт в 1924 г., возобновлен в 1992 г.; до закрытия в монастыре находилась чудотворная Свенская (Печерская) икона Божией Матери (ныне - в Третьяковской галерее) Свенский монастырь. Брянский Горно-Никольский мужской монастырь, учрежден 7.10.2002. Севский Свято-Троицкий мужской монастырь, основан в начале XVII в. как женский, закрыт в 1921 г., возобновлен как мужской 7.10.2002. Карачевский Воскресенский мужской монастырь (Тихонова Пустынь), основан в XVI в., упразднен в 1764 г., возобновлен в 2004 г. Площанская Богородице-Казанская мужская Пустынь, основана около XV в., возобновлена после литовского разорения в 1620 г., закрыта в 1924 г., возобновлена в 1994 г. Бело-Бережская мужская Пустынь в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи, основана в 1706 г., закрыта в 1920 г., возобновлена в 2004 г. Брянский Петро-Павловский женский монастырь, основан в 1275 г. Преподобным князем Олегом Брянским, в 1830 г. братия переведена в Елецкий мужской монастырь; в 1833 г. учрежден женский общежительный монастырь; в 1918 г. закрыт, возобновлен 7.10.2002. Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь, учрежден 7.03.2000 г. Николо-Одрин женский монастырь, существовал в XV в. как мужской, закрыт в 1924 г., возобновлен 2.03.1995 как женский; до разорения в монастыре находились чудотворные иконы Божией Матери "Споручница грешных" и "Утоли моя печали", Святителя Николая. Клинцовский женский монастырь во имя Святителя Николая учрежден в 2005 году (Деяние Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2005 г., Журнал № 17). |
Кафедральный собор на Набережной Брянска. Вторая половина 1960-х гг. Новопокровский собор в Брянске.
На снимке Новопокровский собор
Картина Оптина пустынь. (С. Ишков)
Март 2013 года. Выбрали нового Папу. Одни из первых его слов: "Мы живём в мире, где рост богатства не уменьшает бедность".
Сильные и мудрые слова.
► Храмы города Брянска
► Православные церкви города Брянска. Художник Е. Сакало-Кондрашова.
«Нельзя жить на Брянщине и не знать её истории, её духа, её людей, чьи молитвы спасали и спасают нас. К собору Брянских святых принадлежат герой Куликовской битвы преподобномученик Александр Пересвет, почитаемые отцы Церкви святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Алексий, митрополит Киевский и Московский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, и многие другие… И связь наша не должна теряться в веках», – так написал в предисловии к поистине уникальной книге «Православные святыни Брянщины» митрополит Брянский и Севский Александр.
Свенский монастырь
Свенский монастырь с высоты птичьего полёта.
Овеяна легендами и былью Минувших дней далёкая пора.
…Запорошён густой дорожной пылью, На краткий отдых стал возок Петра.
Его встречала колокольным звоном Обитель Свенская…
Брянский Свенский Успенский монастырь. Фото начала ХХ века монастырь по имени реки свинской назван свинским
Из истории Свенского монастыря:
Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской. С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния. Церкви Брянска. Прошли десятилетия:
. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).
Из истории Брянского Свенского монастыря.
СВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Над Десной на холме величаво, Как из древних былин богатырь, Утомлённый и битвой, и славой Гордо Свенский стоит монастырь.
И с времён незапамятно давних От десятой Орловской версты Стен видны поседевшие камни И церквей золотые кресты.
Он стоит то в печали, то в славе — Свет его за века не иссяк — Над Десной, над зелёной дубравой Православный духовный маяк.
По великому свыше веленью Волю Божью смиренно вершит, Указуя нам путь к исцеленью И врачуя недуги души.
Здесь духовно готовясь на битву, Для высоких отечества лет Сотворял свою клятву-молитву Знаменитый монах Пересвет.
И над сенью обители Бога От души отлетают грехи. С колокольной мелодией строгой Выплывают из сердца стихи.
Ширь окинь необъятную взглядом, В соловьиную вслушайся трель, Очищенья захочешь, так рядом Есть святая криница-купель!
Красота-то! Аж дух замирает! Я её описать не берусь. Встанет выбор меж Русью и раем, Как Есенин, я выберу Русь!
В. Илларионов
Брянский Свенский Успенский монастырь к началу XX века (рисунок-реконструкция архитектора В.Н. Городкова, 1974): 1 - Успенский собор, 2 - церковь Антония и Феодосия, 3 - церковь Сретения, 4 - церковь Преображения, 5 - колокольня, 6 - домик Петра, 7 - жилые и хозяйственные постройки, 8 - предвратные башни, 9 - водовоздная башня
В Брянской епархии сделали изумительное фото радуги над Свенским монастырем.
1288 год. Свенский монастырь.
Картина. Е. Кожевников, «Брянск. Свенский монастырь» Основание Свенского (Свинского) монастыря. Художник М. С. Решетнев
Предаеіе гласитъ, что чудотворная Печерская Свѣнская икона Божіей Матери писана нреподобнымъ Алиеіемъ, иконописцемъ печерскимъ, который учился икоиоеисному худоліеству у константинопольскихъ живописцевъ, около 1088 годз расписывавшихъ великую церковь Кіевопечерскія Лавры. А что эта святая икона славиіась чудотвореніями уже съ 1208 года, о томъ свидѣтельствуетъ и Исторія Россійской Церкви.
► Церкви, храмы и соборы Брянска.
Истинный реставратор (Александр ПЕРОВ, заведующий архитектурным отделом Брянской епархии)
Собор и благотворители (восстановить соборную церковь в Свенском монастыре)
Храм в честь Преображения Господня
ПУСТЬ НАПИТАЕТСЯ ДУША (выставка Аллы Зайцевой)
приход брянского собора 2354 души
Отец Виктор Друян —(настоятель храма во имя Ксении Петербургской в Володарском районе Брянска).
На территории Брянской областной больницы откроется храм
Карачев, храм Николая Чудотворца
Кукша - просветитель Брянского края
На возвышении Петровской горы в 1751 году на средства купцов Кольцовых была возведена Горне-Никольская церковь. Она построена на месте древнего храма - церкви святого Николы, существовавшей еще с 1310 года. На ней был установлен вечевой колокол. Перед древней Никольской церковью собиралось в XIV веке брянское вече. Интерьер Горне-Никольской церкви не сохранился в первоначальном виде из-за многочисленных переделок, но она - один из немногих памятников той эпохи и потому имеет важное историческое и художественное значение.
Нагорная панорама Брянска весьма своеобразна. Она имеет целую цепь архитектурных памятников, которую можно назвать ожерельем древнего города. Первая из "жемчужин" этого ожерелья - Тихвинская церковь, построенная в 1769 году. Далее следуют Введенская церковь (построена в 1702 г.), затем - Спасо-Гробовская церковь (воздвигнутая на месте "владычих гробов"- захоронений брянских епископов, она упоминается в писцовых книгах в 1626-1629 гг.), Воскресенская церковь (построена в 1741 г.), Горне-Никольская церковь и Покровский собор.
Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Псалтирь 8:3
Монастыри Брянска
Сергей Куприянов (кто будет строить храмы)
Материалы для истории церквей Брянского края
Выстовка : Русские колокола. г. Анапа ( Су - Псех). Колокол сброшен с Успенского собора в г Погар в 1929 - 30г.г. Собор разрушен в 1959- 60 г.г.
«Хорошо, что я трезв!» (монахи помогают наркозависимым побороть страшную болезнь)
церковь афанасия и кирилла в селе страшевичи жирятинского района брянской области
Треснула (об аварийном состоянии колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора)
ЗНАМЕННЫЕ ПЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Церкви Преподобного Сергия Радонежского на Брянщине
Сухова М. - фольгоуборщица
Сретенская церковь (до реставрации) Церковь Сретения (после реставрации)
Церковь Преображения (до реставрации) Церковь Преображения (после реставрации)
Белобережская пустынь в 1830 году
История вероисповедания Брянск
В воскресенье, Брянск 1895 год 15го сего января, на брянском Рельсопрокатном заводе происходило освящение храма Преображения Господня. Храм этот не новый; он перенесен с прежнего своего места, почти из центра заводского местечка, к самому въезду в завод у станции Бежица Риго-орловской линии, где и поставлен на новом фундаменте. Освящение совершено было брянским благочинным о. В. И. Поповым и свенским иеромонахом о. Пахомием в сослужении четырех священников и двух дьяконов. Таким образом, Рельсопрокатный завод в настоящее время по-прежнему имеет два храма, из коих другой, более красивый и более обширный, также находится вне заводских зданий, у парка, по другую сторону линии Риго-орловской железной дороги.
1115 год. Распространение христианства на Брянщине.
► Начало распространения христианства в Брянском крае
1239 год. ЕПИСКОПАТ В БРЯНСКЕ.
1246 год Брянская епархия
XIV век. Покровский храм Богородицы. (протоиерей отец СЕРГИЙ )
1566 г. К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ТВЕРСКОГО МАСТЕРА ГАВРИЛЫ МАКОВА В УСПЕНСКОМ СВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В БРЯНСКЕ
История монастырей Севского уезда в 1620-1760-х гг.
Икона " Св. Иоанн Предтеча 17 век. Экспозиция Брянского областного музея.
Православные монастыри в XVI-XVII веках
1662 г. ПРЕПОДОБНЫЙ ПОЛИКАРП (Брянскийчудотворец)
1679 год. Военное духовенство в Брянске
Развитие иконографии. Карачев. XVII столетие. Брянская земля.
1714 г. ЗАКЛАДНЫЕ ТАБЛИЧКИ СТАРОДУБСКИХ ХРАМОВ XVIII-XIX ВЕКОВ
1717 год. История епархии Брянской и Севской.
Церкви Карачевского уезда. 1778 год.
1783 г. МЕСТНЫЕ ИЗВЕСТИЯ О СЕЛE ЛОПУШЬ ТРУБЧЕВСКОГО УЕЗДА
1781 год. Что прихожане жаловали в брянские монастыри на помин души.
Клинцовская иконопись XVIII–XX веков
Из истории монастырей юго-западных уездов Центральной России в XVIII - первой половине XIX вв.
1800 г. Петр Турчанинов в Севске ."Подвижник Благочестия"
1807 год Севская семинария, ее руководители и воспитанники
1811 год. РОМАНОВСКИЙ ИКОНОСТАС В. Л. БОРОВИКОВСКОГО (Мглинский район храм Покрова)
1826 год. Мужской Петропавловский монастырь на Петровской горе Брянска.
1857 г., жиздринский мещанин Онисим Симоченков: - «Имели предметом заехать в Белобережскую пустынь. Ибо к этой пустыни еще с детства привлекалось мое сердце. И поныне нравится своим строгим уставом и чиноположением, как в церкви, трапезе и на послушаниях монастырских. В России во многих монастырях я бывал, но равного с ней чиноположения редко, где мог видеть. В этой обители братии до 150 человек и внешностно во всем приличествуют монашеской жизни».
1864 год. Сила клятвы именем Божьим. (клятвенное обещание).
1880 год Большая церковь и преображенская площадь
Церковные ведомости, конец XIX века
Храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, прозванный в народе Малой деревянной церковью. 1882 год
Церковь Преображения Господня (1882 год не сохранилась до наших дней).
Пригласительный билет Тиханову на освящение предела Церкви Воскресения Христова. Санкт-Петербург, 1880 г.
1884 год. БРЯНСКИЙ ЗАВОД И ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ.
В субботу, 10го сего сентября, из арсенала доставлен к Смоленской церкви новый колокол. Вот летопись его:
« == С соизволения Государя Императора Александра III Александровича отлит сей колокол в Брянском Арсенале, из 500 пуд. казенной артиллерийской бронзы ко храму Смоленской Божией Матери, при протоиерее И. Ф. Попове. Добавка олова, материал и отливка — иждивением жертвователей. Лил Подполков. А. А. Кушлянский. Мастер Р. А. Чечеткин. Весь 332 п. 32 ф. 1893 г. 29 мая».
Колокол подвезен на катках людьми: исконное усердие, процесс выполнения которого отличается не столько торжественностью, сколько шумом участвующих, невольно привлекающим внимание постороннего. Самый большой из всех на Смоленской колокольне, новый собрат звона будет благовестный, праздничный, и для него поставлен особый навес. Сегодня, в воскресенье, после литургии над новым колоколом последует чин освящения кампана, после чего он будет поднят на свою звонницу.
Размеры колокола следующие: самая верхняя его часть, у ушей, в окружности 4 ½ аршина, ниже на треть по оси в окружности 4 ¾ аршина. Таким образом, вся эта первая верхняя часть колокола чуть не до середины его представляется почти цилиндрической. Только от пояса начинается расширение, которое идя понемногу сразу принимает больные размеры внизу, и отверстие колокола в окружности имеет 9 аршин. Форма чрезвычайно оригинальная и далеко уклоняющаяся от обычной, принятой ныне.
Брянский вестник 1894 год
1900 год ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ И ПРИХОДОВ ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНА
1918 год. Брянская земля. Отношение к религии.
СЕВСКИЙ ПЛОЩАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА
1922 год. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ ГАЗЕТЫ "БЕЗБОЖНИК"» В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ.
1826 год. Мужской Петропавловский монастырь на Петровской горе Брянска.
Брянский край. Празднование 1 Мая 1926 г и страстной субботы - Пасхи
Начало XX века. Обезглавленные храмы. (Брянск возвращает себе свой христианский православный облик).
1912 год. БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПУСТЫНЬ.
Получившаяся панорама примечательна тем, что на одном фото можно увидеть сразу семь Брянских церквей. 1- Покровская, 2- Горне-Никольская, 3- Троицкая, 4- Спасо-Гробовская (?), 5- Введенская, 6- Ильинская, 7- Тихвинская. Это то, что смог рассмотреть.
1928 год. Процесс закрытия монастырей на Брянщине.
1988 год К вопросу об отношении к религии в Брянской области.
1991 год на Брянщине — В области действуют 140 зарегистрированных в органах власти и свыше 20 незарегистрированных религиозных объединений девяти конфессий. В числе этих объединений 92 объединения Русской православной церкви, 33 — евангельских христиан-баптистов, 2 — христиан веры евангельской, 3 — иудеев, 9 — старообрядческий церквей трех согласий, 1 — адвентистов седьмого дня, несколько объединении сторонников Совета церквей евангельских хрнстиан-баптистов.
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 1991 год
ЗАГАДКИ ПРЕПОДОБНОГО ПОЛИКАРПА БРЯНСКОГО
Путешествие жиздринского купца в Палестину и Египет. Брянская земля.
Разрушенные храмы и часовни Брянского благочиния, Володарский район города Брянска
БРЯНСКАЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ И ЕЕ МУЗЕЙ В НАЧАЛЕ XX
Постройка дома для нужд духовенства при соборной Брянской церкви вчерне заканчивается. Построен он на том месте, где находились так называемые «Святые ворота». Святые ворота, конечно, сломаны и часть горы, на которой находится собор, срыта. По местным преданиям, ворота эти сооружены в одно время с сохранившеюся до сих пор соборною колокольнею, а, следовательно, в первые времена Поликарпово-Спасского монастыря. Время возникновения монастыря не известно в точности. По дате рукописных святцев Сергия, которую, между прочем, заимствует и известный археограф, архиепископ черниговский Филарет, монастырь основан во второй половине XV века. По другим сведения, основание монастыря относится к началу XVII века. Во всяком случае и колокольня и уничтоженные святые ворота – историческая достопримечательность города. Святые ворота, даже в реставрированном виде придавали собору характер монастыря, будили воспоминания о старине, о первом игумене преп<одобном> Поликарпе и его преемниках. К сожалению, теперь их уже нет, неизвестно даже, снята ли по крайней мере с них перед поломкою хорошая фотография. Удивительный мы, брянчане, народ! С одной стороны установляем торжественное празднование памяти преп<одобного> Поликарпа, а с другой – искореняем дотла вещественное наследие им основанной и им прославленной обители!..»
Орловский вестник. – 1900. – 10 ноя. (28 окт.) (№289)
Крестный ход вокруг города Брянска с Свенской иконой Богоматери. 1896 год.
Красноборский Иоанно-Предтечев, что в "Полосе", монастырь.
Вид на Свято-Успенский Свенский монастырь. Начало XX века.
Храмы брянского Христо-Рождественского прихода в начале ХХ века. Тот, что побольше – Введенский храм, занятый в 1888 г. под церковь 143-го пехотного Дорогобужского полка. Поменьше – храм в честь Рождества Христова. Вид на Рожде-ственскую гору (ныне бульвар Гагарина) из-за Десны.
Фото предоставлено Л.В. Разумовой.
Застройка Покровской горы в начале ХХ века. Вид от со-временной дамбы. Хорошо виден храм Покрова Пресвятой Бо-городицы, старый городской собор, с 1896 г. – церковь 144-го пехотного Каширского полка. Открытка из коллекции О.Евсука
Хор Владимирской церкви в Брянске XX век
ДОРОГИ К ПРЕКРАСНОМУ
Десна-красавица... Бытующее название голубой ленты, перевившей изящным изгибом зеленое тело области, ныне оправдывается лишь красивым природным ландшафтом, значительно пострадавшим в XX веке. Но еще в обозримом прошлом этот эпитет был заслужен и делом рук людей, с незапамятных времен населявших эти берега. Плывший по Десне любовался цепью храмов, сопутствующих ему. То тут, то там они вспыхивали зарницами позолоченных куполов, шпилей, глав и крестов, свечением белых стен, причудливостью объемов и форм. Они, искусно поставленные на самых видных местах побережья, обрамляли широкую пойму, указывая путь к Брянску, Трубчевску и далее к старинному городу Киеву. Теперь иных уже нет, другие пребывают в обезглавленном или полуразрушенном виде. И, таким образом, утратили свою роль в формировании понятия «Десна-красавица».
Если сегодня отправиться от границы области по Десне вниз, ну хотя бы до Брянска, то можно увидеть свыше десятка из тех архитектурных маяков, стоящих над рекой и смотрящихся в ее зеркало или отступивших в глубь побережья, которые многие века представляли чарующей своей красотой облик отчего края. Вспомним и те из них, коих нет сегодня, но в истории культуры Брянской земли и России оставивших свой след.
Восстановление церкви Рождества Богородицы в селе Понуровка
► ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ХОТЫЛЁВЕ
► КАБАЛИЧИ
► ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В ОТРАДНОМ
► БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОРОДИЩЕ
► ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В СУПОНЕВЕ
► ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА В СЕЛЕ МЯКИШЕВЕ
Покровский собор климовского Покровского монастыря
И не только на Десне:
► Госома
► ХРАМ АФАНАСИЯ И КИРИЛЛА В СТРАШЕВИЧАХ
► КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В НОВОСЕЛКАХ
► ЦЕРКОВЬ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ В СЕЛЕ ЕЛИСЕЕВИЧИ
► ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ КРАСНОМ
► ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В СЕЛЕ ТЕМЕНИЧИ
► ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ЛУТНЕ
► ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТВОРИШИЧАХ
► КОСМОДАМИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БАРЫШЬЕ
► Хотылёво
► ГРИНЕВО
ПРАВОСЛАВИЕ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ
Елена Федотовская. Вверх по реке Десне.
ПРАВОСЛАВИЕ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Первые достоверные сведения о появлении на Брянской земле самых первых христиан, судя по данным археологии, относятся к середине - третьей четверти X в. История христианства у нас тесно связана с историей становления государственности на Руси.
христианские проповедники у язычников
► Восточные славяне на Брянской земле. Языческие верования.
Первые христиане на Брянской земле.
Раннехристианские археологические древности Брянской земли (XI - первая четверть ХIII вв.)
РПЦ на Брянской земле под покровительством князей Давыдовичей, Ольговичей и Ростиславовичей
Чернигово-Брянская епархия в 40-е - 70-е гг. XIII в.
Чернигово-Брянская епархия в конце XIII-XV веках
Великое княжество Литовское и Православие
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ В XVI-XVIII вв.
Сретенская надвратная церковь Свенского Успенского монастыря
После вхождения в мае 1500 г. Брянской земли в состав Русского центра-ованного государства - Великого княжества Московского начался новый п в жизни местного православного населения. Она была присоединена к жовской митрополии и первые 14 лет управлялась предстоятелем Рус-й Православной Церкви.
После завоевания Смоленска территория бывшей Брянской епархии ia включена в состав Смоленской епископии, архиереи которой с этого мени стали титуловаться «Смоленскими и Брянскими». В исторических очниках упоминаются епископы Иосиф (1515-1532), Савва (1536-1538), 1ИЙ (1539-1555), Симеон (1555-1567), Сильвестр (1572-1592). В июне 18 г. Сильвестр принимал в Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы ленского Константинопольского патриарха Иеремию на его пути в Мо-у В том же году Смоленская и Брянская епархия была возведена в ранг иепископии.
В связи с учреждением в России Патриаршества в 1589 г. в Москве выра--али «программу возвышения и увеличения чинов русской иерархии, кото-[ вытекала из учреждения Патриаршества, чтобы впредь патриарх поставил достаточным числом митрополитов и архиепископов... К двум прежним грополиям добавили еще две: Крутицкую и Казанскую. Затем шесть архие-жопий, в том числе и Смоленскую. К двум прежним епископиям было при-!лено еще шесть», в том числе и в Брянске.
► Экспансия католиков и униатов
Север и восток Брянской земли в составе Патриаршей области
Брянские монастыри XVI - начала XVIII вв. в составе Патриаршей области
Приходы северо-запада Брянской земли в составе Смоленской епархии в XVIII в
Юго-запад Брянской земли в составе Черниговской епархии в конце XVII-XVIII веках
Церковная культура Брянской земли в XVI-XVIII вв.
БРЯНСКАЯ ЗЕМЛЯ В СОСТАВЕ ОРЛОВСКОЙ, ЧЕРНИГОВСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИЙ 1801-1917 гг.
В 1801 г., после убийства императора Павла, на российский преет» шел его сын Александр I. В начале своего царствования император мал< ресовался церковными делами. А Русская Православная Церковь в это переживала непростые времена. Друг императора и обер-прокурор Свято Синода князь А.Н. Голицын в поисках истины обратился к западныг словским и мистическим книгам и увлекся католицизмом, а затем -цизмом. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство соче в нем с властным, деспотическим характером и незаурядным админист ным талантом. Впрочем, его реформы в области богословского образе и улучшения материального обеспечения духовенства сочетались с aдминистративным произволом.
Стародубское духовное училище
Черниговская епархия в XIX - начале XX века
Смоленская епархия в XIX - начале XX века
РПЦ в годы Первой мировой войны
Храмовая архитектура Брянского края
Старообрядчество и единоверие на Брянской земле в XVII - начале XX вв.
ПРАВОСЛАВИЕ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ в 1917-1991 гг.
Арест священника во время службы — с клейма иконы Собооа новомучеников и исповедников Российских
История Православия на Брянской земле в эпоху существования ского государства, как, впрочем, и в постсоветский период, пока не наш заслуживает специального научного исследования и специального уч пособия. Поэтому мы в настоящем учебном пособии ограничимся лиш ким описанием основных событий в истории Русской Православной Церкви и двух основных старообрядческих конфессий на Брянской земле 1917-1991 гг.
► Церковная жизнь на Брянской земле в 1917 - начале 1920 гг.
Православная Церковь на Брянской земле в годы Великой Отечественной войны
Православная Церковь на Брянской земле во второй половине 40-50-х гг. XX в.
Православные Брянской области в составе Орловско-Брянской епархии в 1960-е - начале 1990-х гг.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1994-2013 гг.)
История Православия на Брянской земле в новейший ее период еще слабо гена. Поэтому мы приводим только краткое изложение основных событий, эаясь на работу монахини Сергии (Ежиковой).
► Брянская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата
Брянские старообрядческие конфессии в XX - начале XXI вв.
2013 год - это год, когда православный мир отмечал знаменательную дату - 1025-летие Крещения Руси. Это событие, которое символизирует един-славянских народов. Русская Православная Церковь на Брянской земле i духовной силой способствует формированию культурно-исторической юсти и соборности. Православие служит духовным ориентиром для населения Брянской области, учит добру, взаимопомощи, терпению, чего так атает порой нашему обществу. Конфликты на межнациональной почве, ства, в том числе священников, глумление над православными святыня-брядами, и другие неблаговидные поступки, происходящие в современ-России, заставляют задуматься о необходимости обращения к своей вере, сам православия, для того чтобы в обществе царили мир, спокойствие, ружбы, уважения друг к другу независимо от национальности и вероисповедания. И особенно это важно в настоящее время для молодого поколения Брянцев.
Епархии Русской Православной Церкви в XI - начале XII веков (по Я.Н. Щапову)
1- граница Киевской митрополии к концу XI в. (совпадает с границе] Древнерусского государства);
- - границы епархий на Руси (в основном совпадают с границами кн:
- - территория Переяславской временной митрополичьей епархии ( пол. XI в.);
- - территория Черниговской временной митрополичей епархии (вт XI в.);
- - митрополичья кафедра в Киеве
- - кафедры временных митрополий в Переяславле и Чернигове;
- - епископские кафедры;
- - центры княжеств и земель
Епархии Русской Православной Церкви в XII - XIII веках (по Я.Н. Щапову)
- - граница Киевской митрополии к сер. XIII в. (совпадает с границей Руси);
- - границы епархий на Руси в XII в. (в основном совпадают с границами княжеств и земель);
- - границы епархий на Руси в XIII в. (в основном совпадают с границами княжеств и земель);
- - епархии, существовавшие в XII в.;
- - епархии, существовавшие в XIII в.;
- - митрополичья кафедра в Киеве;
- - епископские кафедры;
- - архиепископская кафедра в Новгороде;
- - города, имеющие монастыри;
10 - города, имеющие архимандритии;
► В этом разделе сайта использованы материалы из книги "ПРАВОСЛАВИЕ НА БРЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ: церковная археология и история Брянской митрополии РПЦ " (избранное) Г.П. ПОЛЯКОВ
Рогнедино
Поем переменам осанну. И дух наш при этом един. Поможем отцу Александру Святыню поднять из руин. Так было издревле во братстве: На зов откликался народ. Хотя не купался в богатстве, Но свой возвеличивал род. Вносил он посильную лепту На общее дело всегда. И церкви по белому свету Вставали величьем труда. Благие приемлю решенья. Довольно трагедий и драм. Настала пора воскресенья – В лесах Алексиевский храм. Свои величавые звоны Он помнит еще с до войны. Как жители били поклоны Во славу родной стороны. Убавилось много народа От тех невозвратных времен. Мы ждем православного хода С хоругвями вместо знамен. И пусть укрепляется вера, Она нас по жизни ведет И силой былого примера На труд вдохновенно зовет. Поем переменам осанну, И дух наш в порыве един. Поможем отцу Александру Святыню поднять из руин. Он призван на службу синодом. И планы свой ход обрели. И денно и нощно с народом, Как сын благодатной земли. Да пусть песнопевная лира И нам помогает во всем. Во славу цветущего мира Свой крест безупречно несем
Михаил Шумейко
Олег Брянский князь Владимир
Икона Святой благоверный князь Олег Брянский
Вследствие представления о благочинного орловской духовной консистории, что храм Христорождественского прихода города Брянска, в котором совершается богослужение чинам 143го Дорогобужского полка, приведен в самый благоустроенный и благолепный вид, протопресвитер военного и морского духовенства, по доведении о сем до сведения его высокоблогословения за таковое усердие к святому храму объявил искреннюю благодарность ктитору сказанной церкви поручику Плужникову.
план крепости брянска 1725 года
На плане обозначены церкви и монастыри:
1 – Троицкая церковь (теперь на её месте дом по ул. Арсенальской, 29) - см. фото: vk.com/photo-89667259_358759205
2, 3 – Николаевская и Благовещенская церкви. Вместо этих двух храмов в 1751 г. была построена нынешняя каменная Горно-Никольская церковь (ул. Арсенальская, 8) - см. фото vk.com/photo-89667259_383726754
4 – Петропавловский монастырь - см. фото vk.com/album-89667259_213249457
5 – Зарецкий Вознесенский монастырь - см. фото vk.com/photo-89667259_359309809
6 – Воскресенский монастырь (на месте деревянного храма в 1739-41 гг. выстроен новый) - см. фото vk.com/photo-89667259_456243220
7 – Михаило-Архангельская (Смоленская) церковь - располагалась рядом с будущим Брянским арсеналом
8 – Покровский собор - см. фото (церковь слева) - vk.com/photo-89667259_384904333
9 – Церковь Рождества Христова - располагалась на Рождественской горе (ныне бул. Гагарина) - см. фото vk.com/photo-89667259_359230145
XIII – XVII века:
Памятников гражданской архитектуры XVII века в городе Брянске практически не сохранилось. Это объясняется тем, что застройка города Брянска, за исключением некоторых культовых зданий, была деревянной. Брянск с 1503 по 1667 годы являлся пограничным сторожевым городом Московского государства, не раз подвергался почти полному уничтожению с опустошением окрестностей. Документы Разрядного приказа свидетельствуют, что в 1682 и 1701-х годах Брянская крепость была повреждена пожарами. Крепость в это время представляла собой дубовый рубленый город, крытый тёсом.
Свенский монастырь. Церковь Антония и Феодосия Печёрских – 1566 год (сохранилась в руинах), Сретенская надвратная церковь – 1670 год, Преображенская надвратная церковь – 1742 год. Монастырская стена (1735-1764 годы), свободно следуя рельефу местности, обегает территорию, имеющую форму неправильного восьмиугольника. Ансамбль Свенского монастыря, типично русский по планировке и объёмно – пространственной композиции, складывавшийся на протяжении нескольких веков, воплотил черты развития русской культуры в своих архитектурных сооружениях. Все его постройки являлись вкладом местных мастеров в общерусскую сокровищницу строительного искусства.
Покровский собор. В центре Брянска, на территории древней земляной крепости, возвышается Покровский собор – историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноимённой церкви, упоминающейся в документах 1603 года. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света.
Введенская церковь Петропавловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саловыми. Церковь Введения, или, как ещё именуют её, Введенская (ныне Петро - Павловская), построена в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саловым.
Середина XVIII века представлена в Брянске памятниками архитектуры в стиле русского барокко:
На главный проспект города выходит церковь Воскресения Христова. Церковь Воскресения построена в 1741 году. Это остаток бывшего Воскресенского женского монастыря, существовавший здесь с XV века.
Вблизи от Воскресенской церкви расположен ещё один памятник архитектуры в стиле русского барокко Горне – Никольская церковь, или «Верхний Никола». Она построена в 1751 году, на средства Брянских купцов Кольцовых. Как и другие Брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года.
Каменная Горне – Никольская церковь построена на возвышенности напротив Покровской горы.
На ней был установлен вечевой колокол. Перед древней Никольской церковью собиралось в XIV веке брянское вече.
Интерьер Горне-Никольской церкви не сохранился в первоначальном виде из-за многочисленных переделок, но она - один из немногих памятников той эпохи и потому имеет важное историческое и художественное значение.
Несколько далее Никольской церкви, на полусклоне прибрежного холма, стоит Тихвинская церковь. Она построена в 1769 году на территории древней Новой слободы.
От первой четверти XIX века на территории современного городского парка сохранился интересный памятник архитектуры в стиле ампир (поздний классицизм) Рождество – Богородицкая церковь, «построенная попечением купца Бабаева» в память пребывания в Брянске Петра I в 1709 году и Александра I в 1923 году. Освещена она была в 1827 году.
Бело-Бережская мужская Пустынь
Интересен в архитектурном плане и Храм Живоначальной Троицы.
Своеобразна судьба особняка лесопромышленника Авраамова. (Церковь Сергия Радонежского)
По времени Своего строительства Спасо-Гробовской храм является одним из самых молодых в Брянске, однако, по дате основание принадлежит к числу древнейших в городе.
Свято-Троицкий кафедральный собор
К сожалению до нашего времени не сохранились:
другие церкви и храмы города Брянска. Преображенская церковь. Новопокровский собор.
Комплекс двух храмов - Введенской и Христорождественской церквей Церковь во имя Смоленской Богоматери
Ильинский храм Церковь Петра и Павла Брянская зарецкая церковь Брянск. Троицкий и Пятницкий храмы.
Несомненно представляют архитектурный интерес и церкви построенные намного позже.
Церковь Преображения Господня 1882 год не сохранилась до наших дней. Разрушена в 1929 году. (В наши дни церкви дана вторая жизнь).
Петро-Павловский монастырь Cвято-Покровская Часовня Храм-часовня Всех Святых воинов
Храм во имя Св. Великомученника Георгия Победоносца Храм Иоанна Кронштадтского
Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» Храм Владимирской иконы Божией Матери
Храм во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского Храм в честь Вознесения Господня
Храм в честь иконы Божией Матери "Троеручица" (Б. Берега) Храм Святителя Николая Чудотворца
Часовня всех святых на ковшовском кладбище Храм во имя князей Петра и Февронии Муромских
Церковь Владимира равноапостольного Крестильный храм Иверской иконы Божией Матери
Колокольня Пересвет Церковь Ксении Петербургской Храм-часовня Михаила Архангела
Церковь Новомучеников Брянских Церковь Пантелеимона Целителя Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Домовая церковь Похвалы Божией Матери
Церковь Свенской иконы Божией Матери Часовня во имя святого мученика Иоанна Воина
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Брянск.
Храм святого Георгия Храм во имя Святого мученика Иоанна Воина
Вид на синагогу, Нижний Судок 1900-е гг.
Книги в PDF по данной теме:
"Брянская Белобережская пустынь"
«История православных храмов Выгоничского района»
«ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВЕЙ И ПРИХОДОВ ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНА» - A.M. Афонькина, Н.И. Наумова, Государственный архив Брянской области
«Кукша, просветитель Брянского края»
«Брянский Петропавловский женский монастырь, 1836 год»
«Брянский Свенский Успенский Монастырь, 1895 год»
«К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ТВЕРСКОГО МАСТЕРА ГАВРИЛЫ МАКОВА В УСПЕНСКОМ СВЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В БРЯНСКЕ» - Е. И. РУЗАЕВА
Храмы Дятьковского церковного округа
В экспозиции виртуального экспозиционно-выставочного проекта представлены иконы из собрания музея, отреставрированные в 2009-2011 гг. в ходе реализации разработанного сотрудниками музея проекта «Реставрация икон из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра». Данный проект в течение трех последних лет Финансируется Министерством культуры РФ по федеральной целевой программе «Культура России».
Результатом этой работы стало возрождение к жизни двенадцати икон XIX века, имеющих значительную культурную, историческую и художественную ценность. Большая часть этих икон передана музею в конце 1990-х гг. Брянской таможней, и уже на момент включения в состав музейного фонда находилась в плохом состоянии сохранности.
Реставрационные работы осуществлялись ООО «Музейный Раритет» (Москва), ООО «Музейное наследие» (Москва), художником-реставратором М.В. Шмыровым (Брянск).
Благодаря кропотливому труду опытных реставраторов посетители сайта музея могут увидеть 10 икон. Среди них – «Ветхозаветная Троица», «Распятие с предстоящими святыми», «Святой Архангел Михаил», Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской, особо почитаемые в России иконы «Богоматерь Феодоровская» и «Покров Пресвятой Богородицы», а также редкий извод иконы «Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный с избранными святыми».
Особенностью данного выставочного проекта является возможность увидеть на фотографиях состояние этих икон до реставрации.
Две из двенадцати отреставрированных икон («Рождество Иоанна Предтечи» и Образ Пресвятой Богородицы «Троеручица») входят в состав раздела иконописи постоянной экспозиции музея.
Неизвестный художник. Икона «Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской». XIX в. Дерево, грунт, масло. До и после реставрации
Список с Молдавской Афонской иконы Божией Матери, называемой Самонаписавшаяся (Продромитисса).
В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев, был найден в Яссах. Вначале работа шла хорошо, но когда художник закончил работу над облачениями и обратился к написанию ликов Божьей Матери и Иисуса Христа, то всякая попытка сделать оканчивалась неудачей. Иконописец отложил работу и провел ночь в усердной молитве. Подойдя к иконе утром, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы.
Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 12 июля.
Икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне.
Неизвестный художник. Икона «Троица Ветхозаветная». Кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера. До и после реставрации
Пресвятая Троица – одна из важнейших, не постигаемых разумом тайн христианства. Три ипостаси единого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В глубинном единстве этих сущностей – особый смысл, который составляет основу христианской веры. Сюжет иконы «Ветхозаветная Троица» основан на библейском рассказе о том, как старцу Аврааму и его супруге Сарре явились три ангела. Согласно Книге Бытия, праведнику Аврааму было обещано Богом, что он станет родоначальником великого народа. Но вот уж сто лет ему сравнялось, а детей все не было. Однажды к шатру под Мамврикийским дубом, где жил Авраам со своей женой Саррой, явились три странника. Хозяева радушно приняли гостей. Один из странников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры». И предсказание сбылось. Родился у Авраама и Сарры сын Исаак, а от него пошел целый народ…
Три странника, согласно христианскому учению, - это три лица Единой Неразделимой Троицы, явившиеся Аврааму и Сарре в виде ангелов. Каждая деталь на иконе имеет свой смысл: дом (шатер) – создание человека, символ рукотворного мира, скала – символ мира нерукотворного, дуб – символ жизни, стол для трапезы, за которым сидят ангелы – это алтарь, а чаша на нем – жертвенная.
Неизвестный автор. Распятие с предстоящими святыми. XIX в. Дерево, левкас, темпера. До и после реставрации
Распятие – крестная смерть Иисуса Христа, великая искупительная жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения всего рода людского. Это – кульминация не только Страстной Седмицы, но и всей земной жизни Христа. Образ Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.
Изобразить Распятие таким, каким оно должно запечатлеться в человеческой памяти, - великой жертвой, несущей надежду на спасение, - нелегкая задача, поэтому иконописный канон Распятия формировался довольно длительное время. Первые изображения Распятия появились в V-VI вв. и были весьма условны. Постепенно на иконах, запечатлевающих образ Распятия, стали появляться детали этого события, подробно описанные евангелистами. Канон, объединивший величие предстоящей победы Иисуса Христа над смертью с изображением предсмертных мучений, утвердился только к XI веку.
В центре иконы изображен крест с распятым Иисусом Христом. Над крестом - Бог Саваоф и парящие ангелы со свитками в руках. По бокам от креста стоят в позах скорби Богородица, любимый ученик Христа, Иоанн, римский сотник Лонгин, постигший праведность распятого, и сопровождавшие Богородицу сестра ее Мария Клеопова и Мария Магдалина. Позади предстоящих справа и слева изображены кресты с двумя разбойниками, распятыми вместе с Христом. Согласно Евангелиям, один из разбойников перед смертью уверовал, поэтому вокруг его головы также изображен сияющий нимб. Поросший травой холмик с черепом Адама у подножия креста символизирует гору Голгофу, на которой произошла казнь.
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
А нынче стоит Брянск от солнца лучистый.
Гордится не зря красотою своей.
И звон колокольный, волшебный и чистый,
Летит от его православных церквей!
Картины брянских художников о Брянском крае.
Картины: - Васильевская горка. Полевые цветы. Привет из Свенского монастыря. (В. Потапов)
Брянские поэты и писатели о земле Брянской.
Более ста песен создано нашим земляком, выдающимся композитором М. Блантером. В годы войны появилась и песня на слова М. Исаковского «Под звездами балканскими». В ней есть такие слова:
И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, да брянские,
Да смоленские места. И далее:
Вспоминаем очи карие,
Тихий говор, звонкий смех...
Хороша Болгария,
А Россия лучше всех.
Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.
1928 год. Радикальные изменения происходили и в области связи. Была создана развитая сеть телефонной связи. В 1928 году в Брянске начал работать первый радиоузел, а в 1941 году в регионе было уже 30 радиоузлов и более 31 тысячи радиоточек.
История Брянска.
Ново-Покровский собор.
Величественный соборный храм, главная достопримечательность города Брянска. Построен в 1897 году на месте Преображенской церкви Спасо-Поликарпова монастыря. Храм находился на Соборной площади. В 1922 году собор был закрыт, а с 1925 года приспособлен под так называемый народный дом. В 1929 году в нем был оборудован окружной антирелигиозный музей. Значительно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Снесен 20 июля 1968 года. В 1988 году на его месте построен киноконцертный зал "Дружба". Соборная площадь переименована в площадь Дружбы народов (Набережная).
Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.
История архитектуры Брянска, Брянщины и Брянской области.
Исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах Брянского края, которые являются хранилищем культурного наследия не только нашего края, но и всей нашей большой России. Наша Брянщина чрезвычайно красива, самобытна, знаменита и богата своими архитектурными памятниками.
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
(Н. В. Гоголь).
Обратим внимание на панораму старого Брянска и увидим, увы - утраченные звенья - исчезнувшие храмы города. И прежде всего - Новопокровский собор. Величественный соборный храм, главная достопримечательность города Брянска того времени. Постройка собора была начата в 1862 году и велась на средства брянского городского головы, купца Николая Алексеевича Вязьмитина. Построен в 1897 году на месте Преображенской церкви Спасо-Поликарпова монастыря. В 1922 году собор был закрыт, а с 1925 года приспособлен под так называемый народный дом, в 1929 году в нем был оборудован окружной антирелигиозный музей, в 1930-е годы преобразованный в кинотеатр «Октябрь». Храм был значительно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Снесен 20 июля 1968 года. В 1988 году на его месте построен киноконцертный зал "Дружба".
На снимке Новопокровский собор:
Разрушенный бульвар Гагарина и Набережная. Фото 3 мая 1943 г. Новопокровский собор в Брянске.
Немного интересного, умного, мудрого.
*******************
Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах.
**************
У каждого Исуса свой Иуда.
**************
На распутье дорог заблудилась душа,
Потеряла надежду, смеясь и греша,
Изнывала, страдала, томилась душа,
На Голгофу пришла, утомлённо дыша.
У Креста от бессилия взмолилась душа:
«Заблудилась, устала, запуталась я».
Сокрушалась, от боли скорбела душа:
«Где спасенье найти, кто утешит меня?»
У Креста в тишине голос Бога сказал:
"Как давно твоего покаяния ждал!
За спасенье твоё на кресте умирал,
В благодати Моей вечной жизни причал".
У Святого Креста радость в душу пришла,
Милость Божья простила и мир принесла.
Жадно к Слову Живому припала душа,
Возрождённой по жизни пошла не спеша.
Улыбнись …. чуть чуть лирики.
*************
Рад бы в рай да грешницы не пускают.
******************
Раскается никогда не поздно, а согрешить можно и опоздать.