СтраницаПравославные

Православные монастыри в XVI-XVII веках. Брянщина.

Несмотря на постоянную военную угрозу, в Брянском крае расши­ряли влияние святые обители. Каждая из них была не только оплотом православной веры, но и пограничным укрепленным пунктом. Только в Брянске и его ближайшей округе к концу XVI века действовали пять мо­настырей: Свенский, Петропавловский, Спасо-Поликарпов, Воскресен­ский (женский) и Предтечев-Песоцкий за Десной. Тогда же возникают Спасо-Чолнский монастырь под Трубчевском, Николо-Одринский мона­стырь под Карачевом. Воскресенский Карачевский монастырь поначалу звался Тихоновой Пустынью по имени основателя Тихона Карачевского, который Тихон жил на «столпе»: в небольшой круглой келье, возвышав­шейся над вторым этажом деревянного храма. Оттуда ему хорошо была видна долина речки Снежети. Завидев вдали пыль, поднятую копытами приближающейся татарской конницы, он ударами в вестовой колокол предупреждал горожан о набеге.

Монастырь в Московской Руси (с картины Аполлинария Васнецова)                                                              

Церковь Воскресения Христова на Бережке, выстроенная в конце XVII века на месте старого деревян­ного храма, где служил преподобный Тихон Карачевский. На крыше при­строена башенка в память о «стол­пе», где он жил (показана стрелкой)

В XVII веке напротив города Севска, на левом берегу реки Сева, монахи, переселившиеся сюда из Новгорода-Северского, основали Спа-со-Преображенский монастырь. Тогда же встала в лесах к югу от Навли Богородичная Площанская пустынь.

История монастырей Брянского края связана и с военной историей. Так, в 1558 году в монахи Свенского монастыря постригся дворянин Иосиф Неёлов. Он внес в монастырскую казну необычный вклад: боевых коней с упряжью и оружие. После многие дворяне - Алымовы и Бахтины, Воротынские и Масальские, Мстиславские и Серебряные, Похвисневы, Трубецкие и Тютчевы - стали дарить монастырю доспехи и оружие. В 1750 году воинские реликвии были переданы на Брянский арсенал, по­скольку монахам, по их статусу, не подобает брать в руки оружие.

Бывший весьма набожным (что не мешало прослыть одним из же­сточайших правителей в истории Руси) царь Иван Грозный не раз жаловал Свенскую обитель щедрыми вкладами. В Центральном государственном архиве древних актов в Москве хранится вкладная книга монастыря, ко­торая начинается с записи 1561 года: тогда по случаю смерти жены Ана­стасии царь сделал вклад в 40 рублей.

Накопленные монастырем богатства позволили к 1564 году под на­чалом тверского зодчего Гавриила Дмитриевича Макова отстроить камен­ный монументальный пятиглавый Успенский собор. Следом за ним была отстроена в камне церковь Антония и Феодосия.

Первый русский царь - Иван IVГрозный (реконструкция облика по черепу, выполненная профессором М.М. Герасимовым)

А Иван Грозный продолжал делать монастырю царские подарки -сотни рублей денег, деревни с крестьянами, образа в дорогих окладах, книги и даже тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех на­логов. Монахи, в свою очередь, должны были замаливать личные горести монарха и его бессчетные злодеяния, включая убийство сына Ивана, со­вершенное в 1582 году в очередном приступе безумия.

В том же 1582 году литовский отряд напал на Брянск, сжёг город и Свенский монастырь. Бежавшие в лес монахи спасли Свенскую икону Бо­гоматери. Упоминавшийся Иосиф Неёлов осмелился написать челобит­ную царю с просьбой помочь в восстановлении обители. При этом он сам, как человек состоятельный, отстроил на пепелище монастырскую боль­ницу. Иван Грозный велел взять Свенскую икону в Москву, где заказал для неё золотой венец, покрытый драгоценными камнями и жемчугом. Через год икона была возвращена с пожалованием обители «трех платков золотых» ценой 105 рублей и двух колоколов весом в 40 и в 200 пудов, отлитых на царские деньги.

Свенский монастырь горел в годы Смуты, а затем в 1660-х годах при штурме войском великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца и набегах крымских татар.

С 1681 по 1695 годы Свенским монастырём управлял просвещенный и мудрый архимандрит Иоанн Максимович. В 1697 году Иоанн Максимо­вич был посвящен в сан епископа Черниговского. В Чернигове он в 1700 году на деньги мецената гетмана Ивана Мазепы основал одно из первых в Московском Царстве учебное заведение - «коллегиум», где обучались дети духовенства, дворян, мещан и казаков.

План Успенского собора Свенского монастыря

Богородичная Площанская пустынь (с картины создателя и первого директора Брянского краеведческого музея С. С. Деева