Страницажизнь

Церковная жизнь на Брянской земле в 1917 - начале 1920 гг.

После отречения императора Николая II от престола Временное тельство провозгласило свободу и равенство всех вероисповеданий в F отменило обязательное преподавание Закона Божия в школах и переда; ковно-приходские школы в ведение Министерства народного просве! Русская Православная Церковь, лишенная государственной поддержка ховной связи с монархом, с февраля 1917 г. была предоставлена собств* силам. В стране появилось множество различных общественно-религи организаций, среди которых активно выделялся «Союз прогрессивного мократического духовенства и мирян», созданный в марте 1917 г.

Пришествие большевиков,  1917 г. Клеймо иконы Новорусская Богоматерь.

Согласно инструкции о применении декрета об отделении церкви сударства, на местах при уисполкомах и волисполкомах создавались ког по отделению церкви от государства для проведения работы по сдаче Ц( и имущества группам верующих, т.е., приняв на баланс церкви и цер] имущество, советы должны были в дальнейшем заключить с прихожанг глашения на их использование. В Брянске эта кампания началась в д( 1918 г. На ноябрь 1918 г. в г. Брянске действовало 16 церквей: Введена бор и Ильинская церковь Петропавловского женского монастыря, Покр< соборная, Успенская, Нижне-Никольская, Христорождественская, Смол( Архангельская (арсенальная), Горне-Никольская, Вознесенская Зар Троицкая, Воскресенская, Спасогробовская, Богоявленская в Ямской ел Тихвинская Афанасьевская, Рождественско-Богородицкая кладбище Николаевская ст. Брянск Риго-Орловской железной дороги, Серафим» при ст. Брянск Московской Курско-Воронежской железной дороги. Кром существовали домовые церкви: при Брянском сухарном заводе, военн спитале, средне-техническом училище, тюремная церковь, военная щ бывшего Каширского полка.

Как проходила передача имущества, можно проследить на примере ского Покровского собора, соглашение между прихожанами которого и ским уездным совдепом было заключено 4 декабря 1918 г.: «.... приш Брянского совдепа в бессрочное пользование находящееся в сем собор щество с богослужебными предметами по особой, нами заверенной а подписями описи на следующих условиях:

1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданнс народное достояние и пользоваться им исключительно соответствен] назначению, принимая всю ответственность за целость и сохранность в{ ного нам имущества.

2.... мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний, враждебных советской власти направле

б) раздачу или продажу книг, брошюр, листов и посланий, направл*
против советской власти или ее представителей;

Одновременно началось закрытие церквей, в первую очередь домовых. В *е были закрыты домовые церкви Брянского сухарного завода и военного италя с целью использования их под лазареты, в апреле - военная цер-бывшего Каширского полка, переданная под школу.

В 1920 г. была закрыта домовая церковь технического училища, помеще-передано техникуму, имущество - Успенской церкви, туда же было пере-i имущество церкви военного госпиталя.

С января по июль 1917 г. Епископом Орловским и Севским был Преос-энный Макарий (Гневушев). После увольнения на покой он поселился в ггеченском монастыре города Вязьмы, где устроил братство в честь Рож-ва Христова. 23 августа 1918 г. арестован, этапирован в Смоленск. 4 сентя-1918 г. приговорен к смертной казни.

Комиссия по изъятию ценностей из церквей в пользу голодающих организована в Брянской губернии 3 марта 1922 г. На ее первом засе, было решено выработать обращение к верующим, уездным комиссиям рекомендовано работать с возможной осторожностью, не оскорбляя ре озных чувств, провести собрания верующих, разъясняя цели изъятия щ ных ценностей. На последующие заседания комиссии приглашались пр< вители разных церквей г. Брянска для проведения разъяснительной раб выработки конкретных решений.

Конфискация советами церковных ценностей.

В приказе идет речь о подготовке к изъятию ценностей из Покро собора. Сам процесс изъятия один из членов комиссии в своем докла/ сывал так: «Вначале верующие смотрели с презрением, а потом никто ращал никакого внимания и даже не интересовались».

В дальнейшем при изъятии ценностей из очередной церкви комио ращалась к командующему частями особого назначения с просьбами о i ке к данной церкви охраны «только на случай предосторожности», и щ комиссии удовлетворялись сначала ЧОН, а затем функции охраны пер< милиции.

Комиссия по изъятию церковных ценностей завершила первый эт ей работы к концу мая 1922 г. «при спокойно-сознательном отношенш чих и крестьян и всего населения губернии».

Нужно отметить, что при изъятии ценностей открытого иводействия работе комиссии в городе не было, если не считать незначи-ного припрятывания в церквях отдельных икон и вещей. «По Брянской губернии были изъяты следующие ценности: Жиздринский уезд. Разных наименований... 68 штук - 2 пуда 30 фунтов 22 тника. Изъятие не закончено.

Трубчевский уезд. Изъято 385 предметов весом 18 пудов 6 фунтов 34 [, по оценке уфинотдела на сумму 3 миллиарда 277 миллионов рублей 50 ек, драгоценных камней: бриллиантов - 118 шт., 42 алмаза, 1 изумруд, 2 на, 25 золотников 46 долей жемчуга, 2 золотых ордена. Севский уезд. Изъято ковчегов, тарелок, лампадок, кадил, крестов и др. -тредметов. Общий вес - 8 пудов 22 фунта.

Карачевский уезд окончил изъятие первым в губернии. Подробный отчет тия ценностей весом до 50 пудов с различными драгоценностями опу-;ован в газете «Брянские известия» от 9 мая 1922 №86 (916). С Бежицкого уезда пока сведений не получено. Разумеется практически [редметы из драгметаллов и драгоценных камней из Площанской ПуСТЫ-эШИ ИЗЪЯТЫ».

Впрочем, это было только начало кампании.

В1923-1925 гг. властями Брянской губернии были закрыты все монастыри Местные власти вели работу на основании декретов ВЦНК от 27.12.1921 г. К от 19.09.1923 г. по учету и распределению церковного имущества. С этой ю были созданы уездные фондовые комиссии, которым было вменено в анность составление описей имущества храмов и монастырей, в том числе :й, имеющих «историческо-художественное значение».

Площанская пустынь

Богородицкая Казанская Площанская пустынь была закрыта 2 а 1924 г. После этого из монастыря в Севский музей местного края его за] щим Сергеем Николаевичем Русановым была перевезена «монета стара рамках», т.е. коллекция старинных монет в количестве 120 штук.

К концу августа была составлена «Опись церковного (освященногс щества бывшего Площанского монастыря передаваемого Севскому УС хранение». Она состояла из 92 пунктов и включала «ризы священни' парчевые и бархатные, облачения напрестольные, пелены, воздуха, орари, епитрахили, стихари, покрывала, набедренники». Всего в описи тывалось около тысячи предметов.

Тогда же из Наркомата финансов в Брянск поступило секретное pai жение «О порядке ликвидации предметов религиозного культа». Оно гл «1) ликвидация молитвенных зданий должна производиться Админ: тивным отделом в присутствии представителей фоинотдела, коммуно губмузея и группы верующих; 2) все предметы из драгметаллов переда] Гохран; 3) все предметы исторической или художественной ценности п< ются в Главмузей; 4) остальные предметы, если они освящены (иконы, хоругви, покровы и т.д.) передаются верующим для передачи в другие iv венные здания того же культа, где они сдаются по описи. Такие предме уничтожению, ни продаже, ни хранению в советских складах не подлеж; Предметы не освященные (мебель, ковры, колокола и пр.) подлеж числению в Госфонд и реализации через Комиссию.

Комплект облачения архиерея

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епи трахиль, пояс, поручи, риза у него заменяется саккосом, а набедренник па лицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру. Саккос верхняя одежда епископа, знаменует багряницу Спасителя. Палица - чтырехуголь ный плат, привешиваемый за угол сверх саккоса на правом бедре, озна чает духовный меч, т. е. слово Божие. На плечах, сверх саккоса епископь носят омофор (греч. наплечник) - длинный широкий лентообразный пла~ украшенный крестами. На груди, поверх саккоса, кроме креста у еписко па имеется панагия («Всесвятая») ~ круглый образ Спасителя или Божи ей Матери, украшенный цветными камнями. На голову возлагается митре украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаме­нует терновый венец на главе Спасителя. При Богослужении епископы /-игумены употребляют жезл или посох как знак высшей пастырской власти Во время Богослужения под ноги епископу кладутся орлецы — небольшие круглые коврики с изображением орла,

 

14 февраля в губфинотдел и ГФК последовало распоряжение Бря губисполкома: «Президиум ГИК предлагает Вам выдать во временное зование Брянскому епархиальному управлению нижеследующее: ' комплект архиерейского облачения; 2)икону так называемой Богомат бывшего Площанского монастыря... Председатель ГИК Бобков». Чере надцать дней икону передали верующим, о чём свидетельствует справк «выдана... священнику Иоано-Предтечевской церкви г. Севска Алексею ботко на право получения во временное пользование из Площанского стыря иконы Казанской Божьей Матери. Представляется в Севскую УФ председателя ГФК Южаков». «Акт Севской УФК»: «1925 г. февраля 27 Д1 нижеподписавшиеся Севская УФК в лице её председателя т. Петова с стороны и священника Иоанно-Предтечевской церкви г. Севска Алексея гой... в присутствии представителя заведующего местным музеем т. Рус составили настоящий акт в нижеследующем: Севская УФК выдаёт под л] ответственность гр. Полуботко икону Казанской Богородицы из ликвр ванного Площанского монастыря во временное пользование без ограни срока. Внешний вид иконы: написана масляными красками на доске, р иконы - высота 1 аршин с четвертью, в ширину - 1 аршин, в металла ризе с венчиком и простыми камнями, 32 больших и 16 штук маленькш робочкой 2 камешка больших, средних - 4 и 20 штук маленьких, осып; кругом искусственным жемчугом и деревянным киотом без стекла. Upv ние: икона отдаётся с тем условием, чтобы не было хождения по г. Cei по селениям Севского уезда и должна находиться в церкви, куда послед отдается, о чем и составили настоящий акт, скрепив последний своими п сями: Председатель комиссии Петров, Священник Полуботко, Представ зав. музеем Русанов».

Февралем 1925 г. датируется «Опись колоколов закрытых церквей настырей находящихся на учете Брянской ГФК». В ней значится 11 коло! находящихся в Площанской пустыни, весом: 1) 498 пудов 20 фунтов; 2) 4 ф.; 3) 96 п. 29 ф.; 4) 40 п.; 5) 8 п. 34 ф.; 6) 14 п. 9 ф.; 7) - 11) по 6 п. Общ1 колоколов составил 854 п. 16 ф.

Последний документ ГАБО с упоминанием Площанской пустыни в 1 относится к 12 мая. Он сообщает о принятии председателем Брянском Южаковым решения смыть сусальное золото, находящееся на иконос храмов монастыря «для реализации его в централизованном порядке с с лением установленного процента для местного бюджета и на нужды Комиссия определила в иконостасах пяти храмов пустыни «3 пуда сусал золота».

Изъятие церковных ценностей в целом по стране не дало ожидаемь зультатов, серьезной помощи голодающие от этой кампании не получил личество предполагаемых ценностей было значительно завышено,

Ф.А. Москвитин "Арест патриарха Тихона"

Весной 1922 г. обострилась борьба в среде высшего духовенства, в кото-

определились силы, сталкивающие патриарха Тихона с советской вла-о на почве изъятия церковных ценностей. Тихон был неудобен, обладал 1ьной властью, поэтому в антитихоновской кампании преследовалась з разрушить Русскую Православную Церковь как целостную организацию, овременно осуществлялся курс на создание лояльного советской власти шенства обновленческого. Пользуясь поддержкой властей, обновленцы эли мощную кампанию по ниспровержению патриарха Тихона с патриар-о престола. В мае обновленцы объявили «об отстранении от власти Тихо-

его ставленников» и создании Высшего Церковного управления.

Несмотря на всяческую поддержку властей, идеи обновленчества не эко не проникли глубоко в среду духовенства и верующих, но вызвали у

резкое неприятие. Особенно непопулярными были идеи обновленцев о /южности второбрачия духовенства, женатом епископате, закрытии мона-эей, соединении «теории классовой борьбы с учением Христа».

Обновленцы

Отношение к борьбе в среде высшего духовенства и созданию упг ния нашло отражение и в церковной жизни Брянска. Здесь 19 октября 1 состоялось городское собрание духовенства и мирян, которое объявилс совершенно независимым от каких бы то ни был религиозных организ предложило избрать своим духовным руководителем епископа Брянск Севского Амвросия, полтора года управлявшего Брянской епархией, и об вать под его председательством епархиальное управление. Собрание к; отмежевалось от Высшего Церковного управления, подчеркнув, что «сч Верховным Законодательным органом - Всероссийский Поместный соб> до созыва Собора считает недопустимым введение в церковную жизнь о ных реформ... приветствует обновление церковной жизни, которое до быть строго согласовано с духом Евангелия и чаяниями верующих, при: прежде всего внутреннее обновление жизни, начиная с его духовных ру дителей... считает своим священным долгом заявить, что политика и по^ канство должны быть совершенно чужды Церкви...».

В апреле 1923 г. состоялся Поместный Собор РПЦ, большинство на ром с помощью властей было обеспечено обновленцам. Собор принял pes цию, в которой одобрил социалистическую революцию, осудил капита. отменил анафему Тихона, наложенную им на действия советской вла! 1918 г., и лишил Тихона сана патриарха.

Чтобы не допустить раскола в церкви, патриарх Тихон, находивши это время под домашним арестом и привлеченный к суду по процессу на дом священнослужителей и верующих за агитацию и противодействие i тию церковных ценностей, обратился в июне 1923 г. к Верховному суду Р( с заявлением: «... Я заявляю Верховному Суду, что отныне я Советской в/ не враг».

В 1924 г., когда закрывались Белобережский, Свенский, Карачевский инский, Севский Площанский монастыри, был закрыт и Брянский Покров-\, или Кафедральный, собор. В нем был организован народный дом им. 25 ^бря. Имущество закрываемых монастырей и церквей разделялось на три тории: ликвидное, которое продавалось или передавалось губоно и губ-1ву для использования в детских учреждениях и больницах, освященное, >рое передавалось верующим, и представляющее художественно-истори-:ую ценность - губернскому музею.

Имущество Покровского собора так и было реализовано: вещи, имеющие жественно-историческое значение - водосвятная чаша 1700 года, сере-1ый потир 1762 года, крест с гробницы Поликарпа (энколпион послемон-ского периода), напрестольный крест старинной афонской работы, 2 ду->ix аналоя как образцы елизаветинского стиля середины XVIII века были даны губмузею. Подризники были переданы мехартзаводу для проведе-карнавала. Освященное имущество было роздано группам верующих Смо-;кой (Арсенальной), Троицкой, Воскресенской, старообрядческой Казан-i церквей, Серафимовской церкви на Фокинском поселке. В середине 20-х годов еще соблюдалась видимость законности. Церкви шастыри закрывались после принятия общими собраниями граждан ре-ий о закрытии при условии, что в течение двух недель не поступило про-ов на закрытие. За закрытие Покровского собора в феврале 1925 года :идиумом ВЦИК был даже объявлен выговор президиуму Брянского губ-)лкома во главе с председателем Пахомовым за нарушение правил при зидации, так как жалоба на закрытие от верующих поступила во ВЦИК. эчем, этим же решением собор в Брянске был ликвидирован. Возможно, определенную роль в закрытии Покровского собора сыграл тот г, что вокруг него возникла сложная ситуация - за право заключить согла-ие на пользование собором в конце 1923 года боролись два религиозных ества - тихоновского и обновленческого направлений. Религиозное обще-i тихоновского направления в количестве 125 человек было зарегистри-шо еще в июле. При явной поддержке властей на регистрацию общества эвленческого направления претендовал и уполномоченный Священного эда по Брянской епархии протоиерей Федор Иорданский, ранее священ-собора. В августе он сообщал о проходивших в соборе собраниях прихо-: «На последнем... состоялось постановление об удалении меня из Собора и збрании на Брянскую архиерейскую кафедру епископа Амвросия».

Александр Введенский - лидер обновленцев

Служители церкви, задержанные большевиками. Картина И.А. Владимирова

19 мая 1927 г. в Христорождественской церкви состоялся съезд ду ства и мирян староцерковной ориентации, который поставил вопрос оЕ кефалии (административной самостоятельности) «как единственно во ном пути для объединения разрозненных староцерковных общин Бря епархии». Съезд решил создать собственное епархиальное управление церковников и в июне обратился за разрешением на регистрацию, в кс было отказано, несмотря на неоднократные последующие обращения кабре 1927 г. в Брянскую епархию приезжал митрополит Александр

Газета "Безбожник"

1929 г. была закрыта Серафимовская церковь на Фокинском по-:е с приспособлением ее под школу. С ликвидацией губернии уже поста-1ением Западного облисполкома № 811 от 11 января 1930 года было при-) решение о закрытии ряда церквей г. Брянска: «Имея ввиду наличие в г. 1ске острого жилищного кризиса и необходимости использования зданий свей частью под общежития, а частью для культурно-просветительных :й... Гробовские (новую и старую), Казанскую (старообрядческую), Рожде-нскую и Николаевскую (Володарский район) церкви, а равно и часовню

Никольской церкви закрыть, в целях использования Гробовских церк-под клуб механического завода № 13, Казанской и Рождественской - под ежитие учащихся, Николаевской - под школу и часовню - под газетный и кный киоски». Постановлением № 1180 от 6 марта 1930 г. была закрыта не-Никольская (Успенская церковь)

Взрыв Успенского собора Свенского монастыря. Бригада подрывников НКВД. выполнившая этот акт вандализма.

Некоторой формальной уступкой общественному мнению стало новление ЦК ВКП (б) от 15 марта 1930 г., в котором факты администрати закрытия церквей властями были признаны «недопустимым искривле партийной линии в области борьбы с религиозными предрассудками целом это не изменило ситуацию.

Поскольку подорвать влияние религии через внутреннее разру1 церкви не удалось, власти вновь резко усилили административный н 1929-1930 гг. стали временем массового закрытия церквей. В эти же были уничтожены некоторые выдающиеся памятники храмового зодч взорван Успенский собор в Свенском монастыре, разобран самый ве ственный из храмов Белобережской пустыни - церковь во имя Богом Троеручицы и ряд других.

Это вызывало негодование верующих и приводило к коллективньп\ мам протеста. Например, в январе 1930 г. власти Жуковского района ре снять колокола с некоторых действующих храмов. Попытки провести э шение в жизнь привели к массовым беспорядкам в селах Белоголовль, Kj но и Морачёво. 10 апреля 1930 г. значительная группа верующих, преш ственно из с. Гордеевки и соседней деревни Рудни-Воробьёвки, собран здания Гордеевского райисполкома, требуя открыть церковь для богос ния и убрать оттуда засыпанное накануне зерно.

Усилились и общие репрессивные меры по отношению к священникам фковному активу. В январе 1930 г. около 30 человек были обвинены в ;ании на территории Стародубского района контрреволюционной цер-iofi организации, занимавшейся антисоветской агитацией. Хотя в реаль-ж такой организации не было, все обвиняемые были осуждены: четверо ом числе епископ Дамаскин) - на 10 лет лагерей, остальные - на 3-5 лет :рей или ссылки в Северный край. Среди осужденных оказались 77-летний ценник Константин Гаврилович и его сын учитель Борис Константинович кие - отец и брат поэта и философа А.К. Горского.

Церковь Новомучеников и Исповедников, г. Брянск

В 1930 году на Брянскую кафедру был назначен епископ Матфей ( цов), но вскоре, 7 апреля 1931 года, он скончался в Брянске. И имен] сменил архиепископ Даниил. Его сменил 23 марта 1934 года епископ И (Шишковский-Дрылевский), в 1935 году возведенный в сан архиеписк том же году он умер в Брянске.

6 марта 1936 года управляющим Брянской епархией был назначе скоп Ювеналий (Машковский), который в это время находился во Влад! где в апреле был арестован, приговорен к 5 годам лагерей и умер в з чении. С 17 июля 1936 года Брянской епархией временно управлял ег Иоанн (Соколов), впоследствии митрополит, экзарх Украины.

Новый всплеск антирелигиозных действий властей пришелся на 1937 гг. Продолжалось закрытие тех немногих церквей, которые еще де вали. Верующие по-прежнему пытались уберечь свои храмы от закрь разрушения, но результатов, как правило, не добивались.

Новомученики Брянские и клеймо иконы Новомучеников и Исповедников Российских (расстрел Новомучеников чекистами)