Страницачерниговская

Черниговская епархия в XIX - начале XX века

Черниговская епархия вновь уточнила свои границы в 1803 г. пос разования в 1802 г. Черниговской губернии. В ее состав вошла юго-заг часть Брянской земли с Суражским, Мглинским, Стародубским и Hobi ским (с 1809 г. - Новозыбковским) уездами.

18 декабря 1803 г. на Черниговскую кафедру был назначен епискс рорусский Михаил (Десницкий), который зарекомендовал себя выдаю] проповедником. С 1813 г. он состоял членом Святейшего Синода, а в '. был призван на высокий пост митрополита Санкт-Петербургского.

Из его преемников в XIX в. заслуживает особого внимания архиег Павел (Полипский), стараниями которого начался процесс принятия брз ми старообрядцами единоверческих священников. Жители Клинцов и i старообрядческих посадов и слобод при содействии архиепископа Пав желали иметь единоверческих священников, которые и были назначе архиепископом.

Некоторые труды Филарета (Гумилевского)

Ещё Павел I отменил ставшее уже формальным право приходов выбирать i священников. Эта должность передавалась по наследству, как правило, иему сыну, обязанному закончить духовное училище или семинарию. 1ьные сыновья являлись кандидатами на могущие открыться вакант-приходы, или же им приходилось довольствоваться должностью дьяко-приходе своего отца, а то и исполнять обязанности причетника. Если у енника были только дочери, то за старшей сохранялось священническое го», которое занимал ее муж - обязательно из духовного сословия.

Духовенство имело ряд льгот. Оно освобождалось от рекрутчины, шной подати и прочих натуральных и денежных повинностей, а с 18011 телесных наказаний. При Александре I приходскому духовенству было право приобретать недвижимость в городе и деревне, безвозмездно по ваться дровяным и строевым лесом из казенных лесных дач; при сборе ских повинностей из обложения исключались земли духовенства.

Материальная обеспеченность приходского духовенства отличалаа чительными контрастами. С одной стороны, существовали «богатые» п] ды, чаще всего в крупных городах, где приходский причт получал соли,, доход от исполнения треб или «заказных» служб, с другой - большая часть ходского духовенства, особенно сельского, поражала своей бедностью. I ский священник, чтобы содержать свою обычно многочисленную семьк такое же хозяйство, как и его прихожане: пахал землю, разводил скот. Ску платы за требы служили небольшим дополнением к его сельскохозяйс: ным занятиям. К тому же сельское духовенство страдало от многочисле] поборов со стороны благочинных и епархиального начальства. Даже вс наезжавший в село чиновник мог обирать священника и рукоприклад< вать. Особенно тяжко священнику приходилось в приходах, принадлежа! помещикам. В них помещик для священника был таким же барином, как i своих крестьян.

После отмены крепостного права и целого ряда реформ положение ду-нства, особенно сельского, заметно улучшилось. Ушли в прошлое руко-ладство помещиков, унижения и преследования духовенства со стороны властей.

В 1869 г. в Черниговской епархии начали свою деятельность епархиаль-окружные съезды духовенства, и их деятельность оказалась весьма пло-рной. Так, съезды изыскали средства на постройку в 1879 г. огромного о здания Черниговского духовного училища; в 1883 г. было построено злее грандиозное здание епархиального женского училища; в 1898 г. вы-ю добротное здание для Стародубского духовного училища, где стали гься 165 воспитанников. В это же время в епархии была основана эме-ьная касса духовенства с капиталом в один миллион рублей; реоргани-а и усилена деятельность свечного завода; устроена погребальная касса гховенства епархии. В 1888 г. 20 сентября преосвященным Вениамином вским) для борьбы с расколом и сектантством основано Братство Св. ла, - князя Черниговского».

Чубковичская чудотворная икона Божьей Матери