Страницаиконографии

Развитие иконографии. Карачев. XVII столетие. Брянская земля.

Важным рубежом в формировании иконописной традиции края по верхнему течению реки Десны стало XVII столетие. Для этого времени характерно интенсивное развитие русских провинций. Оно коснулось не только известных средневековых иконописных центров Северо-восточной Руси и Поволжья, но и окраинных земель к югу, вошедших в состав Московского государства сравнительно недавно. Русская культура этого времени пронизана яркостью, многообразием форм, изобилием сюжетов. Строители, живописцы, мастера прикладного искусства выполняют множество заказов, их деятельность преобразует облик древних городов и монастырей. Эта тенденция обозначилась с особой силой после окончания Смутного времени. История Брянщины наложила свой особый отпечаток на культуру этих мест, иной, чем в землях близлежащего Поочья. В Подесенье в середине XVII в. в декоре одних и тех же храмов мирно сосуществовали две традиции, которые отражали две ветви православной культуры. Первая, украинская, «киевская», отраженная в иконах «на серебре» и «на полотне», сохраняющаяся в монастырях, подчиненных Киево-Печерской Лавре (Трубчевский Чолнский монастырь и Брянский Свенский монастырь). Вторая -- московская (в описях ее обозначают как «русскую») - была особенно популярна в дворцовых землях (Брянский, Карачевский, Севский уезды), куда не только привозились иконы,но и приезжали известные иконописцы.

Письменные источники свидетельствуют о появлении в Карачеве во второй пол. XVII в. двух редких иконографических типов связанных с прославлением местных подвижников благочестия. Известно, что основание упомянутого «при г.Карачеве, за р.Снежетью, …Воскресенского монастыря, называемого иначе Тихоновой пустынью …приписывается преподобному священноначальнику Тихону, который …значится между святыми г.Карачева и почитается за нового чудотворца»

В конце XIX в., вероятно, епархиальным начальством были заказаны ростовским мастерам-финифтяникам эмалевые нагрудные иконки св.Тихона Карачевского (теперь в собрании БГОКМ2). В данное время сохранился единственный образок "ПреподобныйТихон Карачевский" (БОКМ 13814, размер в рамке 5,3 х 6 см, размер эмали 3,2 х 4 см) (Рис.1). Техника представляет собой живописную эмаль (оборот – белая контрэмаль, поля -- латунь, оборот -- бархат). Правый верхний угол на внешней стороне отколот и подклеен, вдоль трещины имеются небольшие сколы верхнего слоя эмали, от скола к правому краю проходит несколько трещин. Трещина от верхнего края до руки святого. Скол живописного слоя в левом нижнем углу. Контрэмаль в левом нижнем углу раскрошилась, а в верхнем с тыльной стороны осыпалась. Рамка латунная, фигурная (ромб, положенный на прямоугольник с закругленными углами, по углам которого штампованные изображения херувимов). Сохранность удовлетворительная. Наблюдается патина металла, зелень на левом углу и местами вдоль обнизи. Фрагмент рамки (левый нижний угол) оборван по внешней стороне, торец цел. Рамка сильно погнута. Внутренний и внешний периметр украшает жемчужная «обнизь». Тыльная сторона закрыта красным, порыжевшим от времени бархатом. На верхнем торце - петля с колечком для крепления.
На иконке в полный рост, в 3/4 повороте влево, несколько правее центра, изображен святой. Он облачен в бежево-розоватую ризу, черную мантию, скрепленную на груди, и аналав голубого цвета с двумя большими Голгофскими крестами спереди и крохотным крестиком на левом плече. Из-под ризы видны носочки черных сапожек. Седые волосы святого коротки, борода ровная, средней длины. В левой опущенной руке он держит развернутый свиток, слова условны, не прописаны. Правая рука с раскрытой ладонью поднята по направлению к стоящему вдоль левого края дереву: могучий ствол, написанный лишь частично, с пышной кроной и двумя толстыми ветвям, и на которых стоят две иконы. Нижняя икона – Господь Вседержитель, правая рука Которого поднята в благословляющем жесте, левая покоится на сфере; верхняя – Пресвятая Богородица без Младенца. Нимб в виде высветления желтой краски, переходящего в белую. Над головой святого надпись, выполненная мелкими, почти скорописными, буквами черной краской : «пр: Тихонъ Кар.»
Техника исполнения эмали, особенности изображения, декоративное убранство рамки говорят о происхождении иконки из такого крупного эмальерного центра как Ростов Великий - во второй пол.- конце ХIХ века.

Развитие иконографии святых Тихона и Арсения, карачевских чудотворцев (на примере экспоната из Брянского краеведческого музея).

М.А. Комова, И.В. Злотникова (Орел, Брянск)