Страницасвятые

Брянские святые

Преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя - мужественные «воины от юности своей, доблестные защитники Руси от неверных, мученики, успокоенные Господом во Царствии Небесном» - и вместе с тем одни наиболее загадочных святых мужей в брянской истории.

Памятник преподобномученику Александру Пересвету в Брянске

Пересвет и Ослябя. Эскиз художника Виктора Васнецова

Желание средневековых авторов видеть обоих братьев боярами бр* ми либо любутскими фиксируется в поздних вариантах «Сказания о IV вом побоище». Скорее всего это вызвано попыткой переписчиков, знаке летописными материалами, установить несовпадение: один брат - бря боярин, другой - любутский. На деле братья просто могли владеть раз вотчинами в том числе и под Любутском. Нам известна «купля Пересвет^ его владение в Куплинском стане Калужского уезда, (на запад от г. Алек Алексин в то время принадлежал главе Православной Церкви - митрой и располагался выше по течению от Любутска.

Известие о том, что они были братьями, не вызывает сомнений, тг ни в одном из контекстов этот термин родства не употреблен в значении меняемом в монастырском кругу («братие во Христе»). Более точное оп ление степени их родства (родные или двоюродные братья) на основан] хранившихся источников невозможно. К тому же оба героя широко изв« как раз не по христианским именам, а по мирским Пересвет и Ослябя.

Второй известной вехой в ж братьев докуликовского периода их уход из мира в монахи основ; го Сергием Радонежским Трои! монастыря. О причине их постр ния источники умалчивают. Бр были людьми искушенными в ра1 деле, о чем знал Дмитрий Иван Московский, причем общий тоь точников свидетельствует о ли1 их знакомстве с великим князем обстоятельство и военный опыт ли быть следствием участия брян и любутских бояр в кампаниях пр литовцев конца 60-х - начала 70-дов XIV века.

Молитва Пересвета. (с картины художника Павла Рыженко)

Но когда настал день сражения, опытный воин-богатырь сандр Пересвет облачился в «золоченые доспехи», которых князь, конеч пожалел для него». Сражаться без доспехов против тяжеловооруженног кованного в броню татарского «Голиафа» было бы безумием.

8 сентября 1380 г. в 11 утра, когда рассеялся туман, две армии стали жаться. Посланный в бой Сергием витязь-инок Александр Пересвет вс в схватку с татарским богатырем. Он поразил своего соперника, но и са смертельно ранен. Впрочем, в «Задонщине» он неожиданно появляется читателем как бы из самой гущи схватки. Витязь идет не сам, его ведут роятно, не из уважения к его боярскому сану и не потому, что он монах-ч< Его ведут на «суженое место» вечного упокоения скорее всего потому,1 тяжко ранен. На «суженом месте» Пересвет как бы передает великому i Дмитрию завещание уже павших в разгоревшейся битве: «Лутчи бы нам тым быть, нежели полоненным быти». И тут же, отвлекаясь от этой кар автор любуется воинской удалью Пересвета, только что блиставшего в битвы: «Пересвет поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспех< свечивает, а иные лежат посечены у Дону великого на березе». Согласно отрывку, Пересвет не упал замертво в единоборстве еще до начала би принял в сражении активное участие, причем в самый разгар его, коц «лежат посечены у Дону великого на березе». Об участии Пересвета ] ве свидетельствует и предыдущий эпизод, когда его, раненого, вывод? гущи схватки.

Ослябя (с картины художника Павла Рыженко)

Факт гибели Пересвета на Куликовом поле подтверждается всеми i никами, но о судьбе Осляби они молчат. Нет его имени на пергаментном нальном синодике, что хранится в Государственном историческом муз( перечислены русские люди, погибшие на Куликовом поле. Имя любутскс ярина Родиона Осляби появляется через 18 лет после битвы: он упомиь под 1398 г. в ряде летописей, сообщающих, что великий князь Василий триевич послал в Царьград чернеца Родиона Ослябю со значительной с} денег. Это сообщение подтверждает, что Ослябя после Куликовской ( остался жив.

Преподобный Поликарп Брянский. О нем известно очень мало. Он был основателем Брянского Спасо-Преображенского, с XVII в. - Спасо-Поликарпова монастыря.

Святитель Фёдор - его житиё требует исследования.