Храмы города Брянска
Знакомство с архитектурными памятниками города логично начать с древних храмов. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт и вместе с фоновой застройкой формировали среду древнего города.
Покровский собор. 1699 г.
Удобно начать осмотр с места Брянской цитадели - древней крепости на Покровской горе. Здесь в центре города, на территории древней земляной крепости, возвышается Покровский собор - историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноименной церкви, существовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Алымовым. Позже подвергался частичным переделкам. В 1970-х годах произведена реставрация, и собору возвращен первоначальный облик. Авторы проекта реставрации - архитекторы Э. М. Кодисова и Л. П. Бестужева.
При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.
Храм окружен сквером с Памятником 1000-летию города, комплексом зданий епархиального управления (в т.ч. бывшим зданием Дорогобужского полка) и небольшим домом генерал-директора «Арсенала».
Дом генерал-директора «Арсенала».
Этот небольшой памятник необходимо осмотреть внимательно. Невысокий, одноэтажный прямоугольный объем со сдержанным и простым декором - интересный образец жилой архитектуры Брянска в стиле раннего классицизма (конец XVIII в.). Дом связан с именем писателя К. Паустовского, неоднократно приезжавшего в Брянск в начале 1900-х годов.
Улица «Покровская гора» ведет нас к Горне-Никольскому храму, но прежде следует обратить внимание на склон, где ниже Горне-Никольской церкви, стоит особняк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине XIX века.
Дом лесопромышленника Авраамова. Фрагмент. Середина XIX века.
Романтическая архитектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено довольно мастерски, с художественной последовательностью в применении псевдоготических мотивов: в композиции фасадов, их деталей и в малых архитектурных формах - воротах и ограде.
Горне-Никольская церковь. Середина XVIII века.
Следующее здание - памятник архитектуры в стиле русского барокко - Горне-Никольская церковь, или «Верхний Никола», как ее называли в просторечье. Она построена в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года.
Каменная Горне-Никольская церковь, какую мы видим сегодня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. После реставрационных и ремонтных работ Никольская церковь дождалась возрождения своей былой красы (архитектор Л.A. Бестужева).
Объемная композиция Горне-Никольской церкви следует общерусской традиции. Она выполнена «кораблем»: ярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви.
Воскресенская церковь, 1741 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1984-1985 гг. Архитектор Н.А. Лебедев.
В 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви - четвертой в истории Воскресенского монастыря.
В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, просуществовавшая почти до середины следующего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой грети XIX века. Во второй половине XIX века церковь была частично перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со временем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фасадов, полностью утрачена отделка интерьеров.
Новьй этап строительной биографии памятника был связан с реставрационными работами. Простояв почти полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1984- 1986-х годов обрел тот вид, который сложился в течение 1741-1840-х годов (автор проекта реставрации архитектор- художник В.Н. Городков).
Спасо-Гробовская (Преображенская) церковь. 1904 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1991-92 гг
Центральный проспект города, а в прошлом Петропавловская улица, приводит нас к Спасо-Гробовской (ныне Преображенской) церкви. В 1904 году она была закончена строительством по проекту Н. А. Лебедева. Годом позже на ее колокольню перевесили колокола старой деревянной церкви пока стоявшей рядом. В писцовых книгах 1626-1629 годов есть упоминание об усадебной Спасо-Преображенской церкви, воздвигнутой на месте захоронения Брянских епископов. Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план и трех- апсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным входом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми главами и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоративна. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орнаментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь имеет важное градостроительное значение. Это красочное звено в ожерелье памятников архитектуры нагорья. Она замыкает перспективу части центрального проспекта города.
Церковь Петра и Павла. 1702 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1988-92 гг.
Введенская церковь (сейчас церковь Петра и Павла) Петро- Павловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось».
Здесь на территории Петро-Павловского монастыря находился один из наиболее крупных храмов города - собор Петро-Павловского монастыря, романтическая скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» (архитектор Н. А. Лебедев), составляющие сегодня утерянные звенья цепи храмов города.
Тихвинская церковь. Реставрирована архитекторами Э.М. Кодисовой и В.Н. Городковым в 1980-х гг.
Несколько далее Петро-Павловского монастыря, на полусклоне прибрежного холма, стоит Тихвинская церковь. Это третий представитель эпохи русского барокко в архитектуре города. Церковь возведена на территории древней «Новой Слободы». Ее начали строить «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых» в 1755 году, закончили в 1769 году.
Типичный для XVIII века храм представляет собой композицию из двух возвышающихся объемов - трехъярусной церкви и колокольни, соединенных одноэтажным корпусом трапезной. С востока к зданию примыкает пятигранная алтарная часть, гармонирующая с восьмериком церкви. Колокольня четырехъярусная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчана пирамидальным десятиметровым шпилем с круглой главкой. Глава над церковью - восьмигранная. В 1863 году низкая трапезная, превращенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, следующими рисунком более старым образцам. Относительная бедность и скромность архитектуры искупается интересным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в середине 1980-х годов, осуществивших проект архитекторов В.Н. Городкова и Э.М. Кодисовой. Памятник вновь обрел свое градостроительное значение в нагорной панораме Брянска.
Так выглядит в наше время в исторических архитектурных акцентах остаток храмовой «короны» древнего города в центральной нагорной его части.