СтраницаХрамы

Храмы города Брянска

Знакомство с архитектурными памятниками города ло­гично начать с древних храмов. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и вырази­тельность в исторический силуэт и вместе с фоновой застрой­кой формировали среду древнего города.

Покровский собор. 1699 г.

Удобно начать осмотр с места Брянской цитадели - древ­ней крепости на Покровской горе. Здесь в центре города, на тер­ритории древней земляной крепости, возвышается Покровский собор - историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноименной церкви, су­ществовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Алымовым. Позже подвергался частичным переделкам. В 1970-х годах про­изведена реставрация, и собору возвращен первоначальный об­лик. Авторы проекта реставрации - архитекторы Э. М. Кодисова и Л. П. Бестужева.

При общей традиционной схеме объемного построения ар­хитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно де­лалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.

Храм окружен сквером с Памятником 1000-летию го­рода, комплексом зданий епархиального управления (в т.ч. бывшим зданием Дорогобужского полка) и небольшим домом генерал-директора «Арсенала».

Дом генерал-директора «Арсенала».

Этот небольшой памятник необходимо осмотреть внимательно. Невысокий, одноэтаж­ный прямоугольный объем со сдержанным и простым деко­ром - интересный образец жилой архитектуры Брянска в сти­ле раннего классицизма (конец XVIII в.). Дом связан с име­нем писателя К. Паустовского, неоднократно приезжавшего в Брянск в начале 1900-х годов.

Улица «Покровская гора» ведет нас к Горне-Никольскому храму, но прежде следует обратить внимание на склон, где ниже Горне-Никольской церкви, стоит особняк лесопро­мышленника Авраамова, построенный во второй полови­не XIX века.

Дом лесопромышленника Авраамова. Фрагмент. Середина XIX века.

Романтическая архитектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено до­вольно мастерски, с художественной последовательностью в применении псевдоготических мотивов: в композиции фа­садов, их деталей и в малых архитектурных формах - воротах и ограде.

Горне-Никольская церковь. Середина XVIII века.

Следующее здание - памятник архитектуры в стиле русского барокко - Горне-Никольская церковь, или «Верх­ний Никола», как ее называли в просторечье. Она построе­на в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предше­ственницу, упомянутую в документах 1310 года.

Каменная Горне-Никольская церковь, какую мы видим се­годня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. После реставрационных и ремонтных работ Никольская цер­ковь дождалась возрождения своей былой красы (архитектор Л.A. Бестужева).

Объемная композиция Горне-Никольской церкви следует общерусской традиции. Она выполнена «кораблем»: ярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви.

Воскресенская церковь, 1741 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1984-1985 гг. Архитектор Н.А. Лебедев.

В 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви - четвертой в истории Воскресенского монастыря.

В 1769 году к западной стене трапезной была пристрое­на колокольня, просуществовавшая почти до середины следу­ющего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой грети XIX века. Во второй половине XIX века церковь была ча­стично перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со вре­менем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фаса­дов, полностью утрачена отделка интерьеров.

Новьй этап строительной биографии памятника был связан с реставрационными работами. Простояв почти полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1984- 1986-х годов обрел тот вид, который сложился в течение 1741-1840-х годов (автор проекта реставрации архитектор- художник В.Н. Городков).

Спасо-Гробовская (Преображенская) церковь. 1904 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1991-92 гг

Центральный проспект города, а в прошлом Петропав­ловская улица, приводит нас к Спасо-Гробовской (ныне Пре­ображенской) церкви. В 1904 году она была закончена строи­тельством по проекту Н. А. Лебедева. Годом позже на ее ко­локольню перевесили колокола старой деревянной церкви пока стоявшей рядом. В писцовых книгах 1626-1629 годов есть упоминание об усадебной Спасо-Преображенской церк­ви, воздвигнутой на месте захоронения Брянских епископов. Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые сторо­ны двумя полукруглыми выступами квадратный план и трех- апсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным вхо­дом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми глава­ми и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоратив­на. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орна­ментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь имеет важное градостроительное значение. Это красочное звено в ожерелье памятников архи­тектуры нагорья. Она замыкает перспективу части централь­ного проспекта города.

Церковь Петра и Павла. 1702 г. Реставрирована архитектором В.Н. Городковым в 1988-92 гг.

Введенская церковь (сейчас церковь Петра и Павла) Петро- Павловского монастыря построена в 1702 году местными помещи­ками Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось».

Здесь на территории Петро-Павловского монастыря на­ходился один из наиболее крупных храмов города - собор Петро-Павловского монастыря, романтическая скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» (архитектор Н. А. Лебедев), составляющие сегодня утерянные звенья цепи храмов города.

Тихвинская церковь. Реставрирована архитекторами Э.М. Кодисовой и В.Н. Городковым в 1980-х гг.

Несколько далее Петро-Павловского монастыря, на по­лусклоне прибрежного холма, стоит Тихвинская церковь. Это третий представитель эпохи русского барокко в архитектуре города. Церковь возведена на территории древней «Новой Сло­боды». Ее начали строить «иждивением прихожан при попечи­тельстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых» в 1755 году, закончили в 1769 году.

Типичный для XVIII века храм представляет собой компо­зицию из двух возвышающихся объемов - трехъярусной церкви и колокольни, соединенных одноэтажным корпусом трапезной. С востока к зданию примыкает пятигранная алтарная часть, гар­монирующая с восьмериком церкви. Колокольня четырехъярус­ная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчана пирамидаль­ным десятиметровым шпилем с круглой главкой. Глава над цер­ковью - восьмигранная. В 1863 году низкая трапезная, превра­щенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, следующими рисунком более старым образцам. Относительная бедность и скромность архитектуры искупается интересным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в середине 1980-х годов, осуще­ствивших проект архитекторов В.Н. Городкова и Э.М. Кодисовой. Памятник вновь обрел свое градостроительное значение в нагорной панораме Брянска.

Так выглядит в наше время в исторических архитектурных акцентах остаток храмовой «короны» древнего города в цен­тральной нагорной его части.