Страницапатриарший

Брянские монастыри XVI - начала XVIII вв. в составе Патриаршей области

Черное духовенство XVI-XVII вв. (по М. Горелику)

Судя по письменным источникам, веке на севере и востоке Брян-земли располагались по меньшей шесть монастырей: Петропавлов-и Спасский - Поликарпов в Брян-"винский Успенский Печерский i пригороде, Спасский Пятниц-га Андриановой горе в Брянском (Пацинская волость), Спасский ;кий в Трубчевском уезде, Вос-нская Тихонова пустынь в слобо-режок у Карачева и, скорее всего, :тырь Дмитрия Солунского в Ка-е, Одринская Николаевская пу-> в Карачевском уезде и Супонев-Георгиевский девичий (в одной е от Свинского монастыря) под жом.

 Были основаны четыре пустыни: Столбовская Свято-Н екая, Радогощская Спасская, Богородицкая Площанская и Борщевская Н евская. В первые два десятилетия XVIII в. к ним добавились ещё три пу< Предтечева Яменская (в 20 км от Трубчевска на Яменском озере), Бело! екая Предтечева (в 12 верстах от Брянска на р. Снежети) и Полпинска* бинская) Предтечева (в 9 верстах от Брянска на р. Снежети). Таким об общее количество монастырей и пустыней достигло двадцати одного.

Итак, на Брянской земле, как и на всей Руси вначале создавались исключительно городские и пригородные монашеские обители, факт1 являвшиеся «мирскими монастырями», строившимися при содействие жан и сельского населения. Наличие монастырей было вопросом пре для каждого «стольного» города княжества, а архитектура всегда отли красотой и величием. С постройкой монастыря город получал и неб заступника.

Такие монастыри играли роль богаделен, где верующие получал можность в старости постричься в монахи. Чтобы «устроить душу» по ным помилованиям, «вкладчики», жертвовавшие монастырю, обретали пожизненного содержания и не исполняли строгие правила иноческог ва. На пришедшего без материального вклада («за богорадь») часто см< пренебрежительно.

Брянский Свенский Успенский монастырь к началу XX века (рисунок-реконструкция архитектора В.Н. Городкова, 1974): 1 - Успенский собор, 2 - церковь Антония и Феодосия, 3 - церковь Сретения, 4 - церковь Преображения,  5 - колокольня,  6 - домик Петра,  7 - жилые и хозяйственные постройки, 8 - предвратные башни, 9 - водовоздная башня.

Монахи на Брянской зем. пользовали такие формы сущее ния, как общежитие, житие осо житие отходное (странничеств мой совершенной формой приз ся в среде духовенства «пуст! монастырь» - пустынь, основам торого считалось высшим по,г для инока. Широкое распростр; получило странничество.

Севск. Стена и башня Спасо-Преображенского монастыря

Пока монастырь не имел крестьян, монахи во главе с игуменом обр вали землю, корчуя перед этим лес. Постепенно вокруг монастыря обр вались крестьянские селения, жители которых входили в его приход,; становились монахами. Монастыри превращались в крупных землев/ цев. Нередко основание монастыря встречало противодействие окр| крестьян.

Постепенно вместо хаотично расположенных келий в монастырях кают четко распланированные деревянные городки, состоящие из тр общественной, жилой и оборонительной. Башен и ворот и монастырсю бывало несколько, главные ворота всегда назывались Святыми и охра стражей. В центре монастыря строился собор. Между ним и Святыми е ми располагалась монастырская площадь, по периметру которой возво,, трапезная, кельи, колокольня и ряд других храмов.

«Видение отроку Варфоломею» (с картины М.В. Нестерова). Государственная Третьяковская галерея. На голове у святого куколь, полагавшийся схимонахам.

В монахи «поступали», как правило, юноши с 15 лет. Взрослым и жена-[еобходимо было иметь согласие супруги. В период послушания канди-:ивя в монастыре, ходил в мирской одежде, выполнял любые поручен-астоятелем работы, проявляя полное повиновение наставникам. Затем дился обряд пострижения, когда на темени крестообразно выстригали ы как знак посвящения Богу и принятия монашеских обетов. Монах от-:ался иметь семью, собственность и соглашался полностью подчиняться тырскому уставу.

Посвящение шло в три этапа. Вначале инок получал новое имя и право ь черную рясу и камилавку (головной убор). Устав монастыря строго елял разные «формы одежды» - для молитв и для работы. Монаху не шалось носить двойную одежду, меха и украшения. На второй стадии по-1емый принимал на себя более строгие обеты, мантию, и его могли уже сти в сан священника или диакона, [оследний этап посвящения («великая .») предполагал самый суровый образ 1. Монах получал куколь - накидку на го-с изображением крестов, спускающуюся ечи, грудь и спину, и перевязь - знак уча-iборьбе с сатаной.

В брянских монастырях строгая дисциплина, а жизнь i уставу. Пища иноков была сам; стая и умеренная, одежда - гр худая, обувь - из лыка.... В кед держалось ничего, кроме ико? и бедных одежд, потому не бьи ков и запоров. В монастырских р должны были участвовать все ково, без различия, был ли кто i нищим или богачом, рабом ил! можею. Подъем проводил особы - «будильник». По благословен мена (а его требовалось ncnpai на очень многие действия), тот команду бить в колокол. Вста] темно, монахи работали до 9 ча чера. Заходить в кельи в это время было нельзя. Монахи усердно moj ели и спали очень мало, годами некоторые хранили обет безмолвия.

В самом древнем из пяти монастырских уставов на Руси определяли вила поведения в разных ситуациях. Например, если кто начнет противо игумену и «воздвигать свары», то его следовало запереть в темницу, пок; кается, а «непокорливых мнихов» после третьего наказания «изгонять обители и не отдавать ему ничего, что было внесено им в обитель», - ведь < щество отдал по своей воле Богу, Церкви и братии, и оноуже не его, а церко чтобы таких ситуаций было как можно меньше, игумену предписывало нимать в обитель человека «смиренного, кроткого, тихого и терпеливог лишьпослетрехилиболеелетискуса-«такойчеловекдорожезолотаисе] В храме монахи выстраивались строго по чину: справа игумен, ел ларь, сзади казначей, ризничий, уставщик (начальник церкви), книге тель, затем все остальные. Утренняя служба могла продолжаться нес часов. Завтрака в монастыре не было. Принятию пищи в трапезной п ствовала молитва. Первым прикасался к еде игумен. Обед включал де да: варево (суп или похлебка) и сочиво (каша). На ужин доедали остав кашу. От мяса в монастыре стремились воздерживаться даже в мясоед хи предпочитали рыбу, яйца, творог и молоко. Ели, как и работали, в т: Оставлять пищу в тарелке было не принято.

Из всех московских государе

большее внимание Свинскому стырю уделял Иван IV Грозный. Даже через столетия после его смерти м не забывали благодарить «благочестивого государя... Иоанна Василье который «многие свои царские сокровища положил на устроение... o6i церковь камянную со всем благолепием и со всяким украшеним воздвиз суды церковные златые и серебряные и ризы, и книги, и колокола, и в церковную утварь довольно надал, также и вотчинами и всякими ущ изобильно наделил, чтоб обители пресвятые Богородицы во всяком ук нии и благолепии... никакого оскудения не было».

И действительно, в годы правления Ивана IV в монастыре вместо с шавшей деревянной соборной церкви в 1564 г. был возведен пятикупо/ каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, а также теплая кам церковь во имя Антония и Феодосия Печерских (в 1677 г. церковь обруцц но вскоре была восстановлена). В одном здании с церковью Антония и досия Печерских располагалась трапезная, а также погреба и хлебня. В i XVI в., вероятнее всего, была построена и каменная колокольня. На ней 8 колоколов, а самый большой из колоколов, пожалованных Иваном Гро: весом в 200 пудов, находился рядом, на деревянных козлах.

С концу XVI в., как это видно из писцовых книг 1595 г., монастырь уже <рупным землевладельцем. Ему принадлежали в Брянском уезде 6 се-а Подгородного стана, 13 - Батоговской волости (позже они будут от-гься к Подбужной и Дынской вотчинам), 6 - Пьяновской волости (позже [арицкой вотчины). Кроме того, монастырь владел также 7 селениями в зеком уезде.

При монастыре или поблизости от него располагался сад, огород пляник, винокурный завод, скотные дворы (по описи 1681 г. в них i лось 130 лошадей и 57 коров). Кроме того, монастырь владел двумя д< ми мельниц, лесными угодьями (площадью 350 квадратных верст), i распахивалось и засевалось свыше 330 десятин пашни. Монастырь hmi дома в Москве, Брянске, Карачеве, Белеве. На брянском монастырском рье была даже своя церковь.

Поскольку общее количество пахотных земель монастырских кр (около 5300 десятин) и особенно сенокосов (менее 450 десятин) бы/ недостаточно для обеспечения собственных нужд и аренды монасть многие крестьяне помимо земледелия и скотоводства занимались охот боловством, бортничеством (сбором меда диких пчел), различными ле промыслами, а также ремеслами и торговлей. Нередко работали они по плотничали и вели другие строительные работы, делали речные суда ( и байдаки) и доставляли их по Десне в Киев, сплавляли лес, занималис зом и т.д.

Подобная практика государственно-монастырских отношений особенно проявилась в годы Северной войны (1700-1721 гг.) и в целом в период ления Петра I. В это время системой стало широкое привлечение мона-ских крестьян к оборонительным работам, городскому и корабельному ительству, перевозке различных грузов и т.п. Значительно возросли пла-: в пользу государства.

В период недолгого пребывания Петра I в Брянске (примерно 23-24 ок-я 1708 г.) по пути из Смоленска на север Украины в действующую против job армию, он, возможно, посетил монастырь, но исторических докумен->б этом пока не обнаружено.

Когда на Руси затихла «смута» начала XVII в. и начали восстанавливаться, ем и заметно расширяться торговые, культурные, религиозные и иные и между русскими, украинскими и белорусскими землями, Брянск и его га (включая Свинский монастырь) стали одними из важнейших центров х связей. Под стенами монастыря начали собираться ежегодные ярмарки, стность которых росла из года в год.

Клады монет XVI—XVII веков. Брянский краеведческий музей

Укрепление русско-украинских связей имело для обители и неког неожиданные последствия. В марте 1681 г. монастырь по указу царя Ф Алексеевича был приписан к Киево-Печерской лавре, стал управляться местниками и именоваться Новопечерским.

Металлическая церковная утварь. Брянский краеведческий музей

В 1677 г. храм Антония и Фео-Печерских от ветхости обрушился, а затем был незамедлительно  восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. XVII в. в Успенском соборном храме был сооружен огромный семи-лй иконостас, отличавшийся тонкостью, сложностью и красотой резь-ысоким мастерством живописных и отделочных работ, это время и старый Успенский собор, разоренный крымскими татара-664 г., стоял пустым. Здание обветшало, стены треснули. На его вве­дение ушло много сил, средств и времени. К 1712-1715 гг. он был вос-!лен, но из-за сейсмической активности и близости к откосу правого Десны, через два десятилетия обрушился. Новое здание собора было эно в 1749 г. на значительном удалении от прежнего, конце XVII в. был сооружен новый шатровый верх на кирпичной стол­ьной колокольне XVI в., а в 1708 г. - небольшой домик-келья, в котором, данию, останавливался Петр I во время приезда в Брянск. На колоколь-ю установлено девять больших и малых колоколов. Десятый колокол в двести пудов (3200 кг) висел на козлах над землей.

На территории монастыря в конце XVII в. располагались жилые б] корпуса (из них три - кирпичные) и хозяйственные постройки. Всего ш валось двадцать девять келий, в которых проживали более девяноста n и послушников. В конюшнях насчитывалось 100 рабочих лошадей, 16 я и «14 коней на стойлах». В хлевах - 57 коров.

В те времена в монастыре пребывали и выдающиеся подвижни нравственный облик, жизнь и деяние были источником духовного ев многих тысяч православных христиан Брянской земли. Это в первую с Святой Иоанн Максимович, бывший наместником монастыря с 1681 по Он зарекомендовал себя на этом посту не только незаурядными адми тором. Известны его богословские сочинения, написанные в стихот форме. В 1697 г. он был рукоположен в епископы Черниговские, а нес позднее - в архиепископы.