Страница иконописцы

Брянские иконописцы

Образ святого апостола и евангелиста Иоанна. XIX век.

С первой трети XIX в. в Севском уезде работали мастера из г. Болх

державшие там «иконостатное заведение», отец и сын Поповы. Отец,

сий Матвеевич Попов, переделывал 3-х ярусный иконостас в Рождеств

храме с. Быки Севского уезда. В 1858 г. он же устроил в с. Саранчино икс

и написал для него иконы «живописной работы, довольно правильнь

добные работы выполнял и его сын Константин для Белобережской пз

В 1833 г. иконы для иконостаса Успенского собора г. Севска писал «т

гильдии купеческий сын» из г. Трубчевска Александр Стефанович Мат:

В 1870 г. в с, Чемлыж в Троицкой церкви был установлен новый ию

в четыре с половиной яруса, в первом ряду которого было восемь ико

писал их «известный в то время живописец Озеров».

В 1878-1879 гг. крестьянином из с. Юрасов Хутор Иваном Петрови меневым был обновлен и расписан собор г. Севска, написаны иконы вещение» и «Рождество Христово», позже появились изображения на i главного алтаря. В начале 90-х гг. прошлого века Онисифор Каменев, к нин того же села, сооружал малые иконостасы, расписывал потоло: фронтона. В 1901 г. сын И.П. Каменева Алексей восстанавливал живог некоторых местах заменял её новой во Владимирской церкви г. Мглин же работы он проводил иве. Юшино.

Несмотря на обмирщение профессии >нописца, в монастырях существовали ма-рские, где творили монахи и послушни-Правомерно было бы предположить, что вославные монастыри выработали свою эую монастырскую школу. Однако это со­пельно, так как деятельность монастыр­ке мастерских, как правило, ограничивалась, 1ервых, территорией обители и ее вотчи-во-вторых, наличием специалистов. Кроме 'о, нельзя забывать, что послушник, под-1вшийся в обитель и выполнявший иконописное послушание, приходил а вполне состоявшимся мастером и вносил в произведения, создаваемые шастырской мастерской, манеры и традиции того края, откуда он родом, вославные обители, в отличие от старообрядческих, не были столь изо-эваны, да и сами не хотели той искусственной изоляции от мира, какую встречаем у раскольников. Каноны продолжали существовать, но мастера, вддившие в монастыри, вносили в иконопись свое, современное им виде-

Таким образом, в монастырских мастерских происходило смешение раз-шх эпох, стилей, традиций и культур. В середине XIX в. своя мастерская сущевала в стенах Площанской пустыни.

Белобережская пустынь, как и Пл екая, приглашала живописцев «со стор пока не появились свои мастера. В 1812 г. с ней подписал договор кр нин Василий Николаев из владений Василия Дмитриевича Камынин стер позолотил новый иконостас в церкви Владимирской Божьей Мат написал восемь новых икон.

В 1815 г. поновлял ветхий иконостас в больничной церкви болхо мещанин Николай Петрович Гуров. Всего им было написано тридца вять икон.

Белобережская пустынь

Через год Иринарх получил разрешение из Орловской Духовной Конси-рии «безвозмездно, собственным коштом» возобновить алтарные иконы 'вого яруса иконостаса Успенской церкви Свенского монастыря, кроме ико- Свенской Печерской Божьей Матери. Всего было поновлено свыше 300 'И. В начале 40-х гг. Иринарх покидает пустынь и с 50-х гг. XIX в. обитель хлашает для художественных работ мирских мастеров. Например, в 1852 г. росписи Свято-Воротней церкви был заключен договор с живописцем Ив. ельдеевым. В начале 1861 г. таким мастером был Петр Дмитриев, крестьянин

Брянский Петро-Павловский монастырь

4 января 1874 г. Белобережская пустынь заключила договор с <• ным художником» Академии художеств Алексеем Васильевичем Шиши по которому он должен был написать шестьдесят икон в новую церю восьми из них сделать золочение и орнаментирование фонов. Иконе эту церковь резал уже упоминавшийся Константин Афанасьевич Пс также в алтарь - киоты для трех икон, написанных тульским купцом В ем Ивановичем Чумаковым.

В 90-х гг. XIX в. обитель построила новый соборный храм. В июне живописал в этой церкви московский живописец Василий Иванович Ко/

Последние сведения о деятельности изографов в Белобережской ] ни относятся к 1911 г., в них упоминается монастырский послушник Ва Сельдешев.

В XIX в. в русской иконописной традиции возникает явление, оконч но разорвавшее строгие рамки канона, - появление иконописных маст< при женских монастырях.

Женская иконописная мастерская существовала в начале XX в. в i Брянского Петропавловского женского монастыря, где в «монастырскс вописной» проходили послушание Наталья Ефимовна Лавренева, 1879 мещан, пришедшая в обитель в 1905 г.; ее ровесница Елена Тимофеевне нова поступила в монастырь в 1903 г., как и Александра Акимовна Крест нова, родившаяся в 1877 г. в крестьянской семье.

Помимо «живописной» в монастыре была мастерская, именуемая в ментах «чеканной», которая, по-видимому, обслуживала иконописную м скую. В ней проходили послушание Александра Ивановна Тарабаркина определена в монастырь в 1911 г.), Варвара Сергеевна Папорова, 188! рождения, в обители с 1903 года; Ксения Косьмина Каверина, родивш, крестьянской семье в 1881 г. и принявшая послушание в возрасте два восьми лет.

За время существования мастерской послушницы своими силами зс ли иконостасы, реставрировали и поновляли иконы, расписывали стены церквях обители. В качестве образцов ими использовались «фотографа оригиналы» знаменитых икон - 74 шт., кроме фотографий в качестве обр использовались иконы на досках и жести. Ко времени закрытия монаст 1918 г, в «живописной» мастерской работало не менее семи художниц.

На смену представлениям XVI в. в XIX в. пришел новый взгляд на и писца и иконопись вообще. Изографы становятся другими, отойдя от г ний Максима Грека в том, что касается канонического статуса, образа > иконописца. Вместе с тем они вносят в создаваемые ими новые иконы, зуясь методами реалистической школы, новую одухотворенность. Вк, вая душу и мастерство в свои творения, они наметили новые пути раз] иконописи.