Страницасевер

Север и восток Брянской земли в составе Патриаршей области

По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича от 26 мая 1625 г. се-ш и восточная части Брянской земли «в десятинах...во Брянску, в Кара-и в Севске и во всей Комарицкой волости..., и тех городов в пригородех лырей и соборныя церкви, и ружные и приходские храмы... пожаловали нашему Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу овскому и всея Руси».

Патриаршая область представляла собой обширную территорию вокруг
вы, предназначение которой состояло в содержании Патриарха Москов-
и его двора, и духовенство которой было обложено особым «патриар-
тяглом». Вслед за этим при патриархе Иосифе был заведен новый поря-
оставления священников в Патриаршей области, ударивший по карману
:кого духовенства. Ранее священники из отдаленных от Москвы приходов
чи ставиться к ближайшим архиереям. Патриарх Иосиф, «желая собрать
имение», запретил это, и пришлось будущим брянским священникам со-
ать путешествие в столицу. Тот же порядок он завел для выдачи священ-
м «перехожих грамот», т.е. разрешений на переход из одного прихода в
ж, хотя раньше эти грамоты выдавались местными десятильниками
'очинными). Не изменилась ситуация и при патриархе Никоне, который в
i «гордыне» подолгу не допускал к себе просителей, заставляя их неделя-
эоживать в Москве «безо всякого толку».

Патриарх Антиохийский

 

В конце июля 1654 г. Брянскую землю по дороге из Киева в Моек сетил патриарх Антиохийский Макарий со своей арабской свитой, в с< которой находился архидиакон Павел Алеппский, который вел путевые си. При посещении г. Севска Павел Алеппский отмечает, что духовного J таком высоком звании как патриарх в Севске за всю его историю еще н] не было.

Описывая свое пребывание в Севске он пишет, что от вельмож - вое других лиц он постоянно слышал особые похвалы своему патриарху Hi имя которого не сходило у них с языка, так что «они кажется, любят ei Христа. Все боятся его и, бывало, постоянно просят нашего владыку, чт похвалил их перед патриархом, когда с ним увидится, ибо тот с царем с Даже в далеком от Москвы Севске на патриарха Никона смотрели как на теля власти, равного самому царю.

В конце июля 1654 г. Брянскую землю по дороге из Киева в Моек сетил патриарх Антиохийский Макарий со своей арабской свитой, в с< которой находился архидиакон Павел Алеппский, который вел путевые си. При посещении г. Севска Павел Алеппский отмечает, что духовного J таком высоком звании как патриарх в Севске за всю его историю еще н] не было.

Описывая свое пребывание в Севске он пишет, что от вельмож - вое других лиц он постоянно слышал особые похвалы своему патриарху Hi имя которого не сходило у них с языка, так что «они кажется, любят ei Христа. Все боятся его и, бывало, постоянно просят нашего владыку, чт похвалил их перед патриархом, когда с ним увидится, ибо тот с царем с Даже в далеком от Москвы Севске на патриарха Никона смотрели как на теля власти, равного самому царю.

Севская крепость. С картины АЛ. ГетманскогоБрянский краеведческий музей

При въезде в Севскую крепость патриарха Антиохийского встр< севское духовенство в богатых облачениях, расшитых золотом и жемч Вслед за священниками патриарх зашел в Успенскую церковь, находивп. в кремле (третьей крепости) Севска. Вокруг церкви шла галерея, где а женщины. Рядом с Успенским храмом были расположены еще две цер Владычицы Платитеры (Знамения) и св. Николая. В других частях крег и за пределами укреплений располагались еще семь храмов. Севское дух< ство долго провожало свиту патриарха Макария, а севский воевода Кон тин Михайлович вывел их из крепостных ворот.

Брянское приходское духовенство: сельские и городские свяще диаконы и весь причт во второй половине XVII - начале XVIII вв. нахо в таком же податном отношении к Патриаршей кафедре, как посадски (горожане) и черносошные крестьяне - к государству. Они были патриа «тяглыми людьми». Они обязаны были платить в патриаршую казну е» дань и многочисленные пошлины. Дорого обходилось и само постав; священники или диаконы. Хотя за поставление первых из них офици; казну патриарха поступали рубль и гривна, но сложная система поста открывала возможности волоките и вымогательствам, благодаря че сумма возрастала в несколько раз. «А становится поповство рублев по по шти, опроче своего харчу; и дают посулы архидьяку и дьяком» - жа; царю Алексею Михайловичу не названный по имени карачевский свяи Для поставления в священники или в дьяконы нужно было соглас чинника или прихожан.

Брянские священники часто были вынуждены покидать свои места и, не находили нового, становились «перехожими попами», служившими по [у у частных лиц. За это с них бралась в патриаршую казну «крестцовая» шна. Служили они и в многочисленных частных часовнях состоятельных :й. При переходе к другой церкви священник должен был получить перв­ую грамоту и заплатить «перехожую гривну». Особая пошлина собира-с вдового духовенства за дозволение служить.

В административном отношении Патриаршая область делилась на окру-(есятины), управление которыми осуществлялось через десятильников, ачавшихся из патриарших детей боярских. Они сосредотачивали в своих х непосредственную административную, судебную и финансовую власть духовенством своего округа, а также вершили церковный суд над всем его лением. Кроме денежного и поместного жалования они собирали с под-тного им духовенства «десятильничий корм». Основным видом сборов с брянского духовенства была ежегодная дань.