Страница1826

Мужской Петропав­ловский монастырь на Петровской горе Брянска

Как основать монастырь

К XIX веку героические времена монастырского строительства остались в прошлом. Ревнители пра­вославной веры теперь не уходили в леса строить обители Духа, а в случае нужды самым скучным об­разом обращались в Синод за разрешением. И там решали, где монастырю быть.

В двадцатые годы XIX века пришел в полное за­пустение по причине ветхости мужской Петропав­ловский монастырь на Петровской горе Брянска. Приписанный к монастырю приход был мал, не­многим более трехсот человек, монастырские зда­ния разрушались, денег на ремонт не было. Жить монахам стало совсем невмоготу, они пожалова­лись церковному начальству, и решение с монасты­рем было принято, как с каким-нибудь пехотным полком. Мужской монастырь перевели в хлебный город Елец, где местный богатей купец Шапошни­ков пожертвовал на устройство монастыря огром­ную сумму - сто тысяч рублей. И, не раздумывая, брянские монахи тутже на лошадях уехали к новой, хорошей жизни.

Монастырь в Брянске остался на несколько лет брошенным. И тогда в 1826 году два брата куп­цы второй гильдии Семыкины, с «благочестивой благородной особой», которая имени своего так и не объявила, сообщили о богоугодном намере­нии устроить здесь женский монастырь за счет собственных средств. Такой монастырь, собствен­но, и существовал ранее неподалеку, но в середине XVIII века был закрыт. В письмах к губернским и российским властям Семыкины сообщали, что «смотреть за церковным имуществом некому, дере­вянные кельи и ограда без присмотра разрушаются, заведенные сады приходят в расстройство».

Власть у нас соображает медленно.Семь лет про­шло, один из братьев, Козьма, умер, но второй брат Иван не отступился. И в 1833 году получил Высо­чайшее соизволение «Быть по сему» о монастыре в Брянске с двенадцатью монахинями и настоятель­ницей.

Семыкин постарался, построив большой камен­ный флигель, амбар, погреб, каменную ограду с дву­мя башнями. Потратил по своему усердию даже боль­ше обещанного — около пятнадцати тысяч рублей. Как потом письменно засвидетельствует брянский городничий, «все построенное купцом Семыкиным в сем монастыре возведено прочно и очень хорошо».

Почему новому монастырю порадели именно Семыкины, которые не были самыми богатыми в городе, этого мы сегодня не знаем, но основу мона­стырю они дали крепкую. Год от года он строился и рос. У настоятельниц монастыря были замыслова­тые имена — Иринарха, Амфилохия, Марионелла, Викентия. С равным усердием они трудились на благо монастыря. Все здесь, на Петровской горе, и похоронены.

Женский монастырь славился хоровым пением, звоном колокола весом в сто одиннадцать пудов, школой, где обучались около ста девочек из бед­ных семей, замечательным монастырским садом и ухоженными овощными огородами. В мирских делах монахини показали себя прилежнее монахов- мужчин.

Все сгинуло, было разорено в революцию 1917 года. Многим казалось, что все порушено на­всегда, но прошло время, и в конце XX века мона­стырь восстановили. В жизни многое приходится делать и строить заново, как некогда купцам Семыкины.