Мужской Петропавловский монастырь на Петровской горе Брянска
Как основать монастырь
К XIX веку героические времена монастырского строительства остались в прошлом. Ревнители православной веры теперь не уходили в леса строить обители Духа, а в случае нужды самым скучным образом обращались в Синод за разрешением. И там решали, где монастырю быть.
В двадцатые годы XIX века пришел в полное запустение по причине ветхости мужской Петропавловский монастырь на Петровской горе Брянска. Приписанный к монастырю приход был мал, немногим более трехсот человек, монастырские здания разрушались, денег на ремонт не было. Жить монахам стало совсем невмоготу, они пожаловались церковному начальству, и решение с монастырем было принято, как с каким-нибудь пехотным полком. Мужской монастырь перевели в хлебный город Елец, где местный богатей купец Шапошников пожертвовал на устройство монастыря огромную сумму - сто тысяч рублей. И, не раздумывая, брянские монахи тутже на лошадях уехали к новой, хорошей жизни.
Монастырь в Брянске остался на несколько лет брошенным. И тогда в 1826 году два брата купцы второй гильдии Семыкины, с «благочестивой благородной особой», которая имени своего так и не объявила, сообщили о богоугодном намерении устроить здесь женский монастырь за счет собственных средств. Такой монастырь, собственно, и существовал ранее неподалеку, но в середине XVIII века был закрыт. В письмах к губернским и российским властям Семыкины сообщали, что «смотреть за церковным имуществом некому, деревянные кельи и ограда без присмотра разрушаются, заведенные сады приходят в расстройство».
Власть у нас соображает медленно.Семь лет прошло, один из братьев, Козьма, умер, но второй брат Иван не отступился. И в 1833 году получил Высочайшее соизволение «Быть по сему» о монастыре в Брянске с двенадцатью монахинями и настоятельницей.
Семыкин постарался, построив большой каменный флигель, амбар, погреб, каменную ограду с двумя башнями. Потратил по своему усердию даже больше обещанного — около пятнадцати тысяч рублей. Как потом письменно засвидетельствует брянский городничий, «все построенное купцом Семыкиным в сем монастыре возведено прочно и очень хорошо».
Почему новому монастырю порадели именно Семыкины, которые не были самыми богатыми в городе, этого мы сегодня не знаем, но основу монастырю они дали крепкую. Год от года он строился и рос. У настоятельниц монастыря были замысловатые имена — Иринарха, Амфилохия, Марионелла, Викентия. С равным усердием они трудились на благо монастыря. Все здесь, на Петровской горе, и похоронены.
Женский монастырь славился хоровым пением, звоном колокола весом в сто одиннадцать пудов, школой, где обучались около ста девочек из бедных семей, замечательным монастырским садом и ухоженными овощными огородами. В мирских делах монахини показали себя прилежнее монахов- мужчин.
Все сгинуло, было разорено в революцию 1917 года. Многим казалось, что все порушено навсегда, но прошло время, и в конце XX века монастырь восстановили. В жизни многое приходится делать и строить заново, как некогда купцам Семыкины.