Приходы северо-запада Брянской земли в составе Смоленской епархии в XVIII в
XVIII век в России положил начало светской культуре, которая ста; нием распада предшествовавшей ей церковной культуры. В светской { культуре существовала своя религиозная стихия, внецерковный мист ее одушевляющий идеал - христианское учение о Царстве Божием.
С началом процесса секуляризации церковное сознание и мысль кратили своей работы, но изменили направление. Церковное сознанш вается от мечты о священной миссии государства и уходит внутрь себ) щается к чисто церковным темам, ищет «чистоты» церковной мысли и сосредотачивается на мистической основе.
М.В. Нестеров. «Лисичка». Духовная чистота и обаяние святых старцев позволяют животным (здесь лисе) не бояться и принимать еду из их рук
Свидетельством высокого уровня духовной жизни на северо-зап; шей земли в XVIII в. является подвижническая жизнь старцев-пустыни Рославльских лесах в пограничье современных Брянской, Калужской ленской областей. С середины века здесь в районе села Екимовичи се. монахи, желавшие уйти от мирской суеты, для молитвы и духовных по; Они создавали скиты и кельи прямо посреди непроходимых лесных вдалеке от больших поселений и проезжих дорог. К концу XVIII в. в Рос ских лесах сложилась своеобразная Пустынь, слава о которой распрос лась по всей России. Некоторые из монахов становились для окрестн< селения духовниками.
В чем же состояло подвижничество рославльских старцев? Это н
ко внешние подвиги благочестия: труд и молитва (отцы Моисей и Ар
например, по 18 часов в день проводили стоя), поклоны (келейное п
о. Феофана с 800 ежедневными поклонами), пост и воздержание от i
т.п. Были среди отшельников те, которые главное внимание обращали
подвиги, что не мешало, однако, им духовно расти. Впрочем, большинс
стынников, воспитанных на святоотеческих писаниях, прошедших ш
Паисия (Величковского) лично или через посредство его учеников, (.
стремились к духовному самосовершенствованию. Борьба со страстя
шевными и телесными, следование евангельским заповедям и совета
ное отрешение от мира, самоуглубление, или «обращение ума внутрь»,
тельность к каждой своей мысли, к каждому слову, смирение и неосух
других, любовь ко всем и строгость к себе самому.
Храм московского святителя Алексия в Рогнедино (рисунок середины XIX века и современный облик руин). Образ святителя Алексия
Вторая половина XVIII в. - время повсеместного строительства храмов на ро-западе Брянской земли. Возводились в основном деревянные церкви, юявились и каменные, т.к. возникали новые села, в которых помещики :мились построить новые церкви и открыть приходы. Такие храмы по-дись в с. Рогнедино (Одигитриевский в 1784 г. и Святителя Алексия Мо-зского в 1792 г.), в с. Несоново (Тихвинский, 1796 г.), в с. Жарынь (Свято-ицкий, последняя треть XVIII в.), с. Сухарь (Рождества Христова, 1800 г.), pnnnoRCKOM Шоеобшженский, 1771 г.).