СтраницаЭкспансия

Экспансия католиков и униатов

В июне 1611 г. поляки захватили Смоленск, Сергий был взят в пле правлен в Польшу. Смоленская земля более чем на сорок лет оказал; властью Речи Посполитой. В 1618 г. по деулинскому перемирию к Г отошли и брянские города Стародуб, Почеп и Трубчевск с уездами. В и ном отношении они были причислены к Смоленской епархии, архие{ торой теперь именовались «Смоленскими и Черниговскими». Впрочем восемь лет православная епископская кафедра была ликвидирована и : нее в 1626 г. была учреждена униатская архиепископия. Первым уни; архиепископом Смоленским и Черниговским стал Лев Кревза, известнь им фанатизмом и непримиримостью в борьбе со сторонниками Правое. Униаты постепенно стали овладевать всеми православными хр; Польский король Сигизмунд III, ревностный поклонник унии, провод всей территории Речи Посполитой ярую антиправославную политику саждении унии правительство не останавливалось и перед примен силы. Духовным руководителем в этом выступал папа римский Урбан послании к Сигизмунду III он писал: «...державный король, тыне долже! жаться от огня и меча. Пусть ересь чувствует, что ей нет пощады».

О том, как в 1631 году происходило введение униатства в Стародуб сказывают два сохранившихся документа. «... перед Ильиным днем пр из Смоленска в Стародуб смоленский бискуп своего ляцкого попа Ис велел де ему в Стародубе церкви христианские запечатать,

Портрет папы Урбана VIII.  Художник Жан-Лоренцо Бернини

 

Народ энергично выступал против польского владычества и религиозно-притеснения. В 20-30-е годы в Москву поступает несколько обращений от казачества и духовенства о необходимости воссоединения с Россией.

А епископ Лев писал королю Владиславу IV (1632-1648), что в своей об-ярной епархии он «не имеет где голову подклонить». В 1633 г. король дал [иатскому архиерею во владение богатые земли, ранее принадлежавшие >авославной епископии. Почти все церкви «греческие» тоже были переданы >д его управление. Значительное количество православных храмов отбира-1сь и обращались в костелы. В Трубчевске, Погаре и Стародубе были построены новые здания костелов, и православных иезуиты стали насильно обращать в католичество.

Колокол с католического костела в Трубчевске. XVII век, Трубчевский краеведческий музей

Хотя после смерти в 1633 г. короля мунда восстановленная в 1620 г. Ант ским патриархом Феофаном православ! рархия была признана официально, гс на отказавшихся принять унию продол> по-прежнему. На территории юго-запада Брянской земли преследования правое/ прекратились только после воссоединения Левобережной Украины с Рс В середине XVII в. здесь была учреждена Черниговская епархия, но не i вах самостоятельной, а пока лишь в составе Киевской. Викарий митро1 Киевского черниговский епископ Зосима (Прокопович) жил в Киеве п трополите и состоял «блюстителем пещер преподобного Антония». П самостоятельным епископом Черниговским, после смерти в 1657 г. еш Зосимы, был избран митрополитом Киевским и мирскими властями J (Баранович), архимандрит Кириловского монастыря. В этом сане он п 36 лет, до самой своей кончины в 1693 г. С возведением Лазаря на еп: скую кафедру началась его разносторонняя деятельность во благо Ц Он учредил на Брянской земле Стародубскую протопопию. По его бла вению был основан на правом берегу р. Снов, на территории данной npi пии, старцем Ионою Волховским Каменский Успенский монастырь. Вл Лазарь восстанавливал храмы, заботился об устройстве приходской я боролся «с латинством» - католиками (написал несколько книг, опро ющих «учение иезуитское» - «Меч духовный» и «Новая мера старой bi вел полемику с иудеями. Для печати богослужебных книг, а также сочи против латинства, проповедей и других богословских трактатов преосв ный Лазарь основал типографию. Для подготовки достойных кандид; служению в священном сане он в Новгород-Северском Спасском мона основал Латинскую школу. В 1665 г. он участвовал в работе Московскогс ра, посвященного суду над бывшим патриархом Никоном.

Епископ Черниговский Лазарь (Баранович) (1616-1693

Знаменитое событие произошло и в Стародубе, который в XVII столетии славился тор-лей и богатством. В Стародубе было тогда )го лавок, отдельная Немецкая улица, со­шлась сюда вся Украина на ярмарки, здесь ю большое население и много церквей, но тоянно происходили волнения: «Полковни-говорит «летопись Самовидца», враждова-лротив гетмана, священники между собою... кду казаками и посполитыми ссоры и по-i гульбы в корчмах. Едва не в каждом дворе нок, а при шинках безчинства и частые убийства; за которые не чинилось сакого наказания, напротив считалось то удальством. Пьянство неудержи-;, равнодушие к благочестию: ибо духовенство считали ни за что, гордясь атством храмов Божьих: нам говорили, тяжело отъ попов; те напоминали о долге, но они не слушали...» Архиепископ Лазарь увещевал Стародубцев саяться и грозил анафемой, но увещевания не действовали. Тогда влады-Лазарь посылает в Стародуб Черниговского Благовещенского священника :фана Шубу провозгласить на Стародубцев анафему. Прибыв в Стародуб и :ершив в соборной полковой Николаевской церкви литургию, священник ба по окончании богослужения, исполняя волю архипастыря, торжествен-провозгласил на Стародубцев анафему и погасил церковные свечи. И в ско-4 времени после произнесения анафемы в городе вспыхнул ужасный по-р, загорелась в самом центре города церковь кдества Христова, от нее лавки, дома, и от к запылал весь город и сокрушил его огонь основания. «От этого пожара, говорит «Ле-1ись Самовидца», по особому гневу Божию "орели огромные постройки 4-х церквей, со-швших в самом городе, со всем их украшени-, которые славились во всей Украине

Икона Божьей Матери Мглинская

1664 года польский король Казимир на пути из Укр Могилев подходил к г. Мглину. Жители города, изгнавшие в 1649 году m увидев приближение многочисленных польских войск, были объяты с пламенно молились об избавлении от грядущих бед. И молитва их был шана. Недалеко от Мглина на берегу р. Ипути польские войска были в> ны русскими под предводительством князя Ивана Барятинского и рг Многих польских полковников Барятинский взял в плен; сам король К; едва спасся бегством. Скоро жители Мглина увидели, кому обязаны от избавлением от поляков. Возле места сражения был обретен образ Бог ри и при ней колокольчик. Икона была размером 80x66 см и очень др письма; написана на полотне, наклеенном на дереве, и не масляными i ми, а разведенными на клею и отъ времени потемневшими.

Пресвятая Дева была изображена по пояс; правая рука её приложен; ди, а левая держит младенца Христа, у которого в левой руке свиток, а д< преподает богословение. Это - копия Смоленской иконы Богоматери, начально данной супруге Черниговского князя Всеволода Ярославича зантии. Икона обретена была 2 Марта и торжественно перенесена в Мглин вскоре она прославилась и другими чудесами.