Страницадуши

Что прихожане жаловали в брянские монастыри на по­мин души

Кафтан для монастыря

Обычным в те времена, особенно, если у кого было некое состояние, в старости в монахи запи­сываться, в монастыре напоследок Богу усердно послужить и от Него прощение получить. Сегодня, по соцопросам, лишь один из трех русских помнит хотя бы одну из десяти христианских заповедей, и при этом большинство себя православными счи­тают. Тогда же люди были искренне верующими. Похоже, на Руси это как раз была вершина русской веры. Старообрядцы себя за веру жгли. Никонианцы по вере свое добро полностью церкви отдава­ли.

Правда, надо признать небольшую деликатную деталь. За вычетом небольшого числа отчаянных церковных фанатиков беспеченные верующие и, надев рясу, устраивали в монастыре жизнь доста­точно неплохо. Когда читаешь перечни того, что прихожане жаловали в брянские монастыри на по­мин души, то, конечно, удивляешься. Помимо де­нег, деревень и крестьян, монастырям отписанных, тут и кафтаны, и шкурки меховые, и лошади, и про­сто куски заморской ткани.

Вроде, как соизмерить и увязать благочестие жертвователя и какую-нибудь принятую монасты­рем лисью шкуру? Надо понимать, что тут идеа­лизм удивительным образом соединялся с материа­лизмом, по крайней мере, в сознании тогдашнего мирянина. Он нес в монастырь что имел, потому что все-таки понимал: дорогу из мира земного в лучший из миров никак не получится проложить бесплатно.