СтраницаСпасо-Поликарпов

Спасо-Поликарпов монастырь Брянщина

Князь Барятинский ранен смертельно,

И стоит уже гроб у шатра,

Только милость небес беспредельна

Князь со смертного встанет одра.

Еще будет России угодно

Огласить высочайший указ,

Чтоб Барятинский, мысля свободно,

Замирил непокорный Кавказ.

Это строки из поэмы «Князь Барятинский» Якова Козловского. Посвящены они Александру Ивановичу Барятинскому (1814-1879 гг.) Он многие годы слу­жил на Кавказе, был в 1856 году утвержден на должность кавказского намест­ника, произведен в генерал-фельдмаршалы.

В XVII столетии князья Барятинские (Борятинские) были стольниками, дво­рянами, окольничими и боярами. В 1699 году двадцать четыре представителя этой фамилии владели имениями, в том числе в Брянском крае.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что князья Ба­рятинские Рюриковичи — в двадцатом колене потомки святого князя Михаила Черниговского, происходят от князя Александра Александровича Мезецкого по прозванию Барятинский, которое он принял ф владению Барятинского волос­тью на реке Клетоме в Мещерском уезде Калуйсской губернии.

О князьях Барятинских, их древней родословной в своих трудах пишут из­вестные историки Н.М. Карамзин, СМ. Солввьев.... «Большая часть тогдаш­ней старинной знати Шереметевы, Батурлины, князья Черкасские, Трубец­кие, Куракины, Одоевские, Барятинские были по московскому родословию ничем не хуже князей Долгоруких», — отмечает в «Курсе русской истории» В.А. Ключевский.

Князь Федор Петрович Барятинский построил в Сибири в 1595 году город Сургут. Братья князья Данило Афанасьевич и Алексей Афанасьевич основали в Брянске в 1694 году Спасо-Поликарпов монастырь. По другим данным, малень­кая обитель на родовом месте князей Барятинских была основана значительно раньше, в конце XV века.

Интересные сведения о роде Барятинских, связанных с Брянским краем, нашел в книжечке В. Попова «Брянский Покровский собор», изданной в 1907 году в Орле. Автор рассказывает о том, что во время постройки соборного хра­ма богослужение совершалось в каменной церкви Рождества Пресвятой Бо­городицы, принадлежавшей Спасо-Поликарпэву монастырю и выстроенной в 1694 году.

Близ левой стороны собора, отмечает автор, почивают под спудом мощи свя­того преподобного Поликарпа Брянского, который, вероятно, происходил из рода князей Барятинских...

Кто был преподобный до удаления его от мира, нетрудно догадаться, судя по тому участию, какое принимали князья Барятинские в судьбе Поликарпова монастыря. Это, по нашему предположению, потомок святого Михаила Черни­говского, князь Петр Иванович Барятинский, имя которого нередко встречается в документах XVI века...

Далее автор рассказывает о князе Петре Барятинском, что ему наскучили неправда, назначение на государственную службу рядом с людьми, по его мне­нию, стоящими ниже его, и он удаляется в Брянск, местность, прославленную его предками, под именем Поликарпа устраивает обитель, в которой и обретает вечный покой.

В историческом очерке «Род князей Барятинских», изданном в 1898 году, есть строки, посвященные Спасо-Поликарпову монастырю. Читаем: «Возведен­ный в 1688 году в сан боярина князь Данила Афанасьевич в следующем году был назначен первым судьею Владимирского Судного приказа и еще в 1695 году упоминается как начальник войска в Киеве в период Азовского похода. Вместе с братом своим князем Алексеем он основал в 1694 году Поликарпов монастырь в Брянске, упраздненный в 1766 году».

Как видим, в разных источниках даются разные даты возникновения монас­тыря. Это, по-видимому, связано с тем, что на первых порах обитель была захудалой: без церквей и келий. Потом был построен деревянный храм и несколько келий, которые в Смутное время, как и все брянские обители, были разорены. И лишь во второй половине XVII века здесь появились каменные храмы. Вклад рода Барятинских был велик.

В 1697 году была освящена Рождественско-Богородицкая церковь. Над­пись на каменной доске гласила: «Лета 7202-го, мая в 8-й день начата сия церковь Божия во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, созидателя при державе благочестивейших государей, царей и великих князей Иоанна Алек­сеевича и Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России само-державцев, по обещанию своему строил боярин, князь Даниил Афанасьевич Борятинский, а совершил и окончил брат его, князь Алексей Афанасьевич Борятинский».

С годами монастырь набрал силу, разбогател. Появилось у монахов нема­лое хозяйство: пахотная земля, водяные мельницы, луга, лес, бортные деревья, рыбные и бобровые гоны. В середине XVII века к монастырю было приписано более тысячи крестьянских душ.

После кончины Поликарпа через какое-то время мощи его становятся извест­ны по чудесам, о чем сохранилось немало преданий.

Уцелевшие здания Поликарпова монастыря еще долго служили городу. Од­нако они ветшали. Великая Отечественная война нанесла им заметный урон. Долго еще стояли полуразрушенный храм и колокольня. Летом 1968 года снес­ли храм, а затем и колокольню, сровняла мощная техника и холм.

Ныне не узнать того места. На нем появилось здание концертного зала «Дружба». Рядом летом бьют струи цветомузыкального фонтана. Измени­лась площадь, набережная. Многолюдно было здесь в далеком прошлом, многолюдно и теперь.

Возле концертного зала «Дружба» на зеленом ковре выделяется белый крест. На черном мраморном камне надпись: «Преподобный Поликарп Брянский, святой нашей земли. Основав на этом месте древний монастырь, прославился духовным подвигом и погребен там. По обретению его чудотворных мощей канонизирован Русской Православной Церковью. Позднее святой холм, где был Спасо-Поликарпов монастырь, украсил кафедральный собор, разрушенный в XX веке...»

Через какое-то время в нескольких метрах от креста в 2002 году была вы­строена часовня Покрова Богородицы, мастерски выполненная из дерева строителями из Костромы. Надпись на мемориальной доске гласит: «Часовня сооружена по велению души и сердца на средства жителей московских Гор­ского Игоря сына Михайлова, Желкова Александра сына Степанова, Корото-ножкина Сергея сына Иванова и принесена в дар от Москвы древнему городу Брянску в знак дружбы и единения на благо государства Российского и святой Православной церкви...»

Я. Соколов