Страницаконфессии

Брянские старообрядческие конфессии в XX - начале XXI вв.

История Православия на Брянской земле будет неполной без npi ния исторических данных по брянским старообрядцам.

При этом следует отметить, что старообрядчество никогда не бы ным. В силу достаточно случайной причины - невозможности сохран мостоятельную иерархию (после уничтожения не принявшей  реформ части епископата Русской Церкви) - сторонники старого обря/ кнулись с «великим понятием нужды», а именно с отсутствием одноп зовых элементов церковной структуры. Одна из двух возможных стр толковала «нужду» как настоятельную потребность (« необходимость либо»), а другая - как непреодолимое бедствие («отсутствие чего-либ( этому решение проблемы у старообрядцев на практике обрело pa3j формы. Сторонники первой стратегии (поповцы) сочли целесообразь имствовать недостающий элемент церковной жизни (а именно духове у никониан, сторонники же второй (беспоповцы) приспособили свой ситуации постоянного и необратимого отсутствия духовенства (взяв за этого приспособления канонически предусмотренные ситуации врем! хотя бы и многолетнего, отсутствия духовенства (например в отдалён верных монастырях). Дальнейшая филиация поповских согласий обусл переходом от практики приёма «беглых» из новообрядческой, т.е. РПЦ (некогда общая для всех поповских согласий практика беглопоповства данию собственной церковной иерархии. Первой из таких иерархий ст локриницкая (позднее РПСЦ), после чего название беглопоповцы сохра лишь за не признавшей этой иерархии частью поповцев; однако позд этого согласия появилась собственная иерархия (ДПМ). Сторонники стратегии (беспоповцы) разделились внутри себя в решении вопроса с какой степени «простец» - мирянин может брать на себя функции отс; ющего духовенства, и следовательно, в различной трактовке институт; (Федосеевцы и ДПЦ). Однако со временем и часть поповцев, территс но удаленная от ведущих старообрядческих центров и лишенная прг ской (а не канонической) возможности поддерживать у себя иерархи! венства, явочным порядком стала переходить к аналогичным беспоп практике и организации церковной жизни; успев закрепиться в качест диции, они стали реально необратимыми (Часовенные). Более тонкие ления внутри старообрядчества (например на окружников и неокру> у белокриницких поповцев или на московских и казанских федосеевц приемлющих брака беспоповцев) вызывались уже разногласиями в тс нии и применении тех или иных канонических норм и локальных осо стей богослужебной практики.

Критика целесообразности и канонической возможности восстэное трехчинной иерархии со стороны староверов-беспоповцев вызвала п ние в 1862 г. «Окружного послания» фактически исповедания веры бе. ницкого старообрядчества, воспринятого, однако, частью его как из. компромиссного по отношению к догматике и практике Синодальной l (РПЦ) и слишком лояльного по отношению к светской власти. Эта ме часть включала и некоторых белокриницких епископов, положивших i нескольким ветвям «неокружнической» иерархии, угасшей к концу 193 дов (ее последний архиерей, епископ Богородский Петр (Глазов), был а ван и по преданию скончался в заключении). Отдельные «неокружнич< священники прослужили, однако, до 1970-х годов.

В начале XX в. белокриницкие старообрядцы становятся влияте экономической и политической силой. Старообрядческие фамилии (Гу1 Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Рябушинские, Сирот Четверговы и др.) оказались во главе экономического развития целых i лей промышленности. В это же время белокриницкие старообрядцы ак включаются в политическую жизнь. Существование старообрядчества легализовано указами «Об укреплении начал веротерпимости» 17 а 1905 г. и «О порядке устройства общин» 17 октября 1906 г. Старообрядч общины согласно этим указам получили юридические права.

В феврале 1917 г. лидеры белокриницких старообрядцев единое поддержали республиканскую форму правления и утверждение поли ских свобод, отделение церкви от государства.

Масштабные репрессии в годы советской власти привели к тому, чг еле смерти в 1934 г. архиепископа Мелетия (Картушина) и ареста в 1937 местоблюстителя епископа Кавказского Викентия (Никитина) (умер го, стя в тюрьме) на свободе оставался лишь один старообрядческий архк преклонного возраста епископ Калужский Сава (умер в 1943 г.).

После снятия в 1971 г. Московской патриархией «клятв» со стар рядов тогдашний архиепископ Павел (Машинин) направил в Патри телеграм-му с выражением «радости», что послужило причиной пе одной из курских общин нынешней ДПМ в белоклиницкую юрисд (прочие старообрядческие согласия восприняли снятие «клятв» в 197 монстративно индифферентно).

Открытые разногласия с другими старообрядцами - поповцами ( главным образом по организационно-иерархическим проблемам. ] приходы РПСЦ свободно пользуются богослужебной литературой, и: мой новозыбковцами. Однако менталитет белокриницких и новозыб отличается очень сильно.

По состоянию на 1987 г. белокриницкие старообрядцы (не только с ники, но и миряне) принимались в лоно ДПМ «вторым чином» (чере: миропомазание), затем условия перехода стали менее жесткими. На 1997 г. вновь рассматривался вопрос об ужесточении чиноприема от бе ницких, однако со ссылкой на решения 1920-х годов была сохранена пр чиноприема через «довершение», а именно через «приличное покаяни хранением сана для духовенства и без всякого чиноприема для мирян.

В 2001 г. отношение белокриницких старообрядцев и новозыб обострились. Владыка Александр выступил с резкими заявлениями РПСЦ. Он обвинил РПСЦ в «прозелитической» деятельности, в скл< священнослужителей ДПМ к переходу в белокриницкую церковь. Оси обвинением владыки Александра в отношении РПСЦ было то, что бе ницкие стараются выступать «перед внешним миром» от лица всего ст рядчества и нетерпимо относятся к «господствующим конфессиям» (Б„ стинфо.2001. №18(291)).

3 марта 2002 г. завершился собор Древлеправославной церкви, н ром было принято решение о восстановлении патриаршества. Предст церкви архиепископ Александр (Калинин) был возведён в сан Патри этого момента кафедра Патриарха и его резиденция были перенесет скву, а духовное училище осталось в прежнем центре - Новозыбкове. 1 вам новозыбковцев, приняв наименование церкви, которое пересекает тулом «никонианского Патриарха», они ни в коей мере не хотят претен на паству Московской патриархии: «Мы правопреемники дораскол; церкви, поэтому мы именно восстановили патриаршество в нашей це; мы имеем на это не меньше прав, чем никониане».

Собор Русской Древлеправославной церкви, Новозыбков,  1960 год

В г. Новозыбкове действует Высшее духовное училище, которое с 1990 г. ит священнослужителей, уставщиков, регентов, богословов, педагогов -изаторов и т.д. До 1988 г. по договорённости с Московским Патриархатом i для ДПМ готовились в Московской духовной семинарии и в академии.

Для обеспечения «единообразия богослужений» духовенство все дов должно периодически проходить богослужебную практику в ка4 ном соборе Новозыбкова. В ДПМ один действующий Свято-Троицкий г монастырь в посёлке Каменка Злынковского района, где обитают не священноиноков.

РПСЦ (Белокриницкая церковь) в настоящее время представляв все еще достаточно сильное старообрядческое течение умеренно кс тивного направления. По существу она мало чем отличается от Русско! славной Церкви. Разница заключается в том, что служба ведется по с чатным книгам и в соответствии с дониконовскими церковными ка Церковная служба и церковные обряды - более продолжительны, че ской Православной Церкви. Иконы признаются только «древнего i Одеяние духовенства также отличается от того, которое принято в Православной Церкви. Еще одно отличие, пожалуй, заключается в том рующий-старообрядец ведет себя в церкви более активно, чувствуя некоторой степени хозяином. Молитвы во время богослужения pai не только певчие, но и все верующие, присутствующие в церкви. М отсчитываются по лестовкам - старообрядческим чёткам, которые \ почти у каждого верующего. Обращает на себя внимание религиозн; вость старообрядцев: верующие усердно «отбивают» положенное чи( ных поклонов. Для этой цели имеются специально плоские подушечка ручники».

Клинцы в XX веке для старообрядчества - один из нескольких це церковных приходов Белокриницкой иерархии.

В настоящее время РПСЦ на Брянской земле насчитывает три общ Клинцах, Новозыбкове и Климове. С религиозной точки зрения, РПСЦ : не отличается от ДПМ.

Из старообрядческих филиаций, отрицающих институт священ (беспоповцы), на Брянской земле наличиствует общество (община) хри древлеправославного Кафолического вероисповедания и благочестия ( сеевцы, беспоповцы-федосеевцы).

В заключение темы истории старообрядчества на Брянской земле следу-гметить, что оно, в XX в. исторически разъединённое с РПЦ, разделило с всё бремя исповедования Христа.