Страница40

Православная Церковь на Брянской земле во второй половине 40-50-х гг. XX в.

Итак, 5 июля 1944 года из западных райо-Орловской области была образована Брян-область. В конце 1945 года на ее терри-ш действовало 99 храмов. В 1945 - начале I- года территория Брянской области вхо-i в состав Орловской Епархии, которая име-шась Орловской и Брянской. В этот период правляли двенадцать архиереев: архиепи-; Фотий (Тапиро, 1946-1946, 1946-1947), [епископ Антоний (Марценко, 1946), архи-:коп Николай (Чуфаровский, 1947-1949), [епископ Флавиан (Иванов, 1949-1955), жоп Митрофан (Гутовский, 1955-1956), [епископ Иероним (Захаров, 1956-1962), эополит Антоний (Кротевич, 1962-1963), рополит Палладий (Шерстенников, 1963-3), архиепископ Глеб (Смирнов, 1976-1987), митрополит Симон (Новиков, 1987, 1988), архиепископ Варфоломей (Гондаровский, 1987-1988), архи-:коп Паисий (Самчук, 1988-1994).

В результате архиепископ Антоний стал жаловаться духовенству «что церковью управляет не он, епископ, а уполномоченный совета, кот своими действиями возводит в священники неизвестных лиц». По мнеш вета, допуская такие действия, уполномоченные способствовали распре нению за границей неверных сведений о положении религии в СССР, т.* вратившиеся из-за границы и не утратившие с ней связи епископы в письмах ссылались на эти факты как на доказательство опеки государей Церковью.

Ненужная опека над Церковью и духовенством выражалась еще и j что уполномоченные договорились с райфо о ревизии финансовых дел ви или специально выезжали в районы с целью вовлечь духовенство е ведение выборной кампании, подсказать духовенству, как нужно выст) агитировать, организовывать и т.д. Такие же «подсказывания» имели i при проведении хлебозаготовок и других хозяйственно-политических паний. В то же время совет приветствовал и поощрял добровольное уч священников в этих кампаниях.

Из всего этого видно, что положение уполномоченных совета бъи вольно сложным. Формально они не имели права вмешиваться в дела Це но в то же время должны были проводить политику ограничения ее дея ности. Кроме того, для устранения неугодного духовенства решением с от 27 июля 1949 года уполномоченным предоставлялось право снимать гистрации тех священнослужителей, которые каким-либо образом нару законы и постановления Правительства СССР.

Великая топаль. Церковь Преображения (XVIII век)

Однако в годы [ и послевоенное время до 1948 года атеистическая работа в отделах ганды Брянского обкома ВКП(б) и райкомах даже не планировалась. В цной записке о работе Гордеевского РК ВКП(б), отчет которого бюро а заслушало 20 февраля 1946 года, отмечалось, что «антирелигиозная ганда носит эпизодический характер. Она проводится только в связи с [ими религиозными праздниками - Рождеством, Пасхой и др.». Руковод-бкома ВКП(б) в то время мало интересовалось деятельностью Русской славной Церкви. За пять месяцев 1947 года уполномоченный совета з был только один раз в обкоме ВКП(б), и то у заместителя секретаря по ганде. В сентябре 1947 года он обсуждал с ним вопрос о выделении лек-ia богословские курсы, о чем просил управляющий епархией архиерей, с этот был доведен до первого секретаря обкома тов. Игнатова, который л, что лекторов и докладчиков на богословские курсы выделять не сле-Зторой прием был намечен на март 1948 года к секретарю по пропаганде емлянскому, чтобы информировать обком ВКП(б) о своей работе, о по-1ии и деятельности Церкви в области.

 "И надо же было ему явится на мою лекцию" (Карикатура, высмеивающая атеистическую пропаганду)

Культ-просветотдел силами внештатных лекторов организовал в колх< ласти чтение лекций на естественнонаучные, политические и антире ные темы. Параллельно с этим партийные органы принимали карат меры против тех коммунистов, кто исполнял религиозные обряды. I мест райкомы КПСС рапортовали об успехах в борьбе с религией, об i тельной победе атеизма, многие строители социализма продолжали в Бога и жить по православным традициям. В области в 1948 году 60 прс родившихся детей крестили, почти всех умерших хоронили по релин обрядам, отмечали Пасху, Рождество и другие двунадесятые праздникр в каждом доме в красном углу висели иконы. Практически то же наблк и в 1968 году (из отчетов уполномоченного совета по делам религий). Недействующие храмы, чудесные творения народных умельцев, ее ща русской архитектуры, выполненные из кирпича или дерева, создав ся на века, еще оставались в каждом селе и городе. Даже разоренные, i ненные безбожниками, они манили к себе своей неповторимой кр вызывали сострадание, напоминали людям о вечном, о Боге. И жител городов, пережившие страшную войну, победившие фашизм, но сохран несмотря на гонения православные традиции и веру в Бога, все чащ( обращаться к властям с просьбой вернуть храмы верующим для пров богослужений. Однако тяга людей к Богу объявлялась вредным пере> прошлого, с которым надо беспощадно бороться. Ведь к 1980 году парт щала народу закончить строительство коммунизма. И в 50-е годы на Бр земле, как, впрочем, и по всей стране, начинается новая волна борьбы с Православной Церковью.

Разорённый храм в усадьбе княгини Тенишевой (село Хотылёво)

«Я помню, - вспоминал М. Лазаренко, - как в 1954-1955 годах в Стародуба, на рыночной площади, сносили сразу целый комплекс i ственных кирпичных соборов. Храмы, построенные трудами и на сбер> наших православных предков-казаков и мастеровых за три века, быст вратили в щебень, годный разве что для мощения дорог. В 50-60-е годы нем городе снесли из 14 переживших войну церквей 11, в Брянске из 19 11. В селах Стародубского района таким же образом снесли из 32 noi в перепись 1949 г. 25 храмов, многие из которых были ценными памя ми архитектуры. В Стародубе чудом уцелел Никольский собор. 28.11.19 подписан акт технического состояния здания - собор был объявлен а ным. 22.02.1957 райисполком принимает решение о сносе храма. 07.С уполномоченный совета пишет заключение, что «здание собора приш; годность, никем не используется и угрожает обвалом, что может при] человеческим жертвам». Но где-то произошел сбой; то ли горпотребсо торый складировал там соль, не нашел другого склада, то ли сменили а ря райкома, то ли кто-то из краеведов доказал историческую ценност: храма... Собор оставили в покое, а 12 января 1989 года он был переда: ющим. Мои земляки привели его в порядок. Как и 100 и 200 лет назад снова украшает древний город и служит людям».

В 1940-50-е гг. из тюрем и ссылок возвращаются духовенство и право! ные миряне, открываются кафедры, приходы, духовные учебные заведен В 1958-59 гг. ситуация в стране меняется, начинаются так называв хрущевские гонения. Вновь закрываются епархии, семинарии, храмы, в< новляется антирелигиозная пропаганда. После постановления 1958 г. «( настырях в СССР» начинается активная борьба местных властей против ь стырей и паломничества.