Страницавойны

Православная Церковь на Брянской земле в годы Великой Отечественной войны

Немецкие танки проходят мимо храма. Фотохроника.

Уже 8-10 августа 1941 г., вскоре после начала войны, актив-)евые действия развернулись на территории нашей земли. В ходе сра-православные храмы нередко оказывались под огнём как той, так и i стороны. Руководствуясь патриотическими чувствами, православные щие Брянской земли с первых дней войны приняли непосредственное :е в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, взяли в руки оружие 1 на фронт. Глава РПЦ Патриарший Местоблюститель митрополит Сер-таргородский) уже 22 июня 1941 года выступил с обращением к духо-у и верующим, в котором призвал их е стать на защиту Отечества. Во равославных храмах Брянской земли зачитывалось послание митро-i Сергия, возносились молебны о даровании победы русскому оружию, шсились патриотические проповеди. По всем приходам священники ше организовывали сбор средств в фонд обороны страны, на подарки а, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах, жзывала Церковь (через послание иерархов и проповеди священни-юю паству к самоотверженному труду «во имя победы» тех, кто оста-s тылу.

Расстрелянные нацистами в храме военнопленные

Поначалу германское командование не препятст восстановлению здесь церковной жизни. Фашисты рассчитывали ai использовать религиозный фактор в своих целях. В июле 1941 г. Гит, претил на время войны с СССР разрушать храмы без санкции свыше церковная политика объяснялась тем, что Гитлер и его сторонники антихристиане. Гитлер считал христианство не меньшим злом, чем б( визм. В июле 1941 г. фюрер высказался: «Самый тяжёлый удар челове был нанесён появлением христианства. Большевизм - незаконное дит стианства... Внутри страны (России) попы не смогли обеспечить прочн нову существующему строю. Появился большевизм».

11 апреля 1942 г. Гитлер заявил: «Нашим интересам соответствов; такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную развивались бы свои особые представления о Боге».

Глава восточного министерства Германии А.Розенберг, считая Пра вие «красочным этнографическим ритуалом», призывал германских ад страторов относиться к этим ритуалам терпимо, даже по мере необхс сти, поощрять их как средство, обеспечивающее повиновение славя! населения.

В приказе главы РСХА Гейдриха от 2 июля 1941 г. говорилось о н димости содействия расчленению РПЦ. 16 августа 1941 г. Гейдрих изд вый приказ, запрещающий какое-либо содействие религиозной жизни i Эта двойственность отношения оккупантов к христианству как нельзя . проявилась в их конкретном отношении к религиозным чувствам насе России. Оказывая помощь населению в открытии церквей, с одной сто немцы в то же время зачастую оскорбляли религиозные чувства верую занимая дома верующих, солдаты и офицеры вермахта выбрасывали \ и другие священные предметы вместе с мусором, а в холодное время не использовали иконы для растопки печей.

Прибывая на Смоленской и Брянской кафедре, епископ Стефан сфо ровал в Смоленске кружок интеллигенции, преобразованный 25 марта 1( в епархиальный комитет по религиозно-нравственному просвещению, в i рый входили представители духовенства и смоленской интеллигенции, лиями кружка-комитета в течение октября 1942 - февраля 1943 гг. по р на территорию епархии протранслировали девять докладов: «Вера и зна] «Религиозные молитвы в русской поэзии», «Природа доказывает бытие Б «До чего довело нас безбожие». В октябре 1942 г. был издан молитвосло] давался церковный календарь со статьями на духовно-нравственные тег июне 1943 г. вышла брошюра «О таинствах Святой Православной Церкв газетах помещено много статей, в храмах после богослужения прочитан семь докладов, открыты библиотеки при храмах.

В то же время немцы установили надзор за Церковью, осуществлял] торый назначенные ими чиновники, преимущественно из русских бело грантов. Так, за церквями Орловской епархии надзирал русский белоэмиг Константинов, через которого проходили практически все вопросы цер ной жизни. Это лишало храмы епархии всякой самостоятельности, что во щало многих священников, вынужденных, однако, в силу сложившихся оЕ ятельств мириться с таким положением.

 С.Д. Плескан так описал вную жизнь на оккупированной территории.

Могу сообщить, что русский человек совершенно изменился, как только лись немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь дела-лачения доставали оттуда, где сохранились, и много строили и ремонти-и храмы. Всюду красилось. Крестьянки вешали чистые, вышитые сами-лотенца на иконы. Появилась одна радость и утешение. Когда все было э, тогда приглашали священника и освящался храм. В это время были радостные события, что я не умею описать. Прощали обиды друг другу, или детей. Зазывали в гости. Был настоящий праздник». Документы ор-госбезопасности также с тревогой констатировали, что «после 25-лет-[ерерыва выходят на сцену различные «явленные источники», «чудот-ie иконы» и прочие атрибуты поповского мракобесия», а также, что «это, ) очередь, служит поводом для устной и печатной фашистской пропаган-днако так было не всегда. Случалось, что открытые храмы практически 5али. Так, информационная сводка Трубчевской партизанской бригады яме в Стародубском районе говорит, что церкви посещаются слабо, за чением больших праздников, так как «население в большинстве случа-:осится к церкви безразлично». Иначе говоря, горожане в своей основ-ассе рассматривали храм не столько как религиозный объект, сколько !СТО проведения зрелищных мероприятий. По мнению верующих, анти--юзная пропаганда все же сделала свое дело, а для возрождения право-)й веры недоставало миссионеров, которые бы пошли «в народ».

Брасово. Свято-Васильевская церковь

В докладе 7-го отдела группы армий «Центр» от 25 мая 1943 г. гово; о распоряжениях Каминского в церковной области: «Следует упомяну-: каз от 12.12.42, обеспечивший проведение в школах рождественских ников, к которым каждый ребенок мог потратить 3 рубля из государсть средств на елочные украшения. Преподавание религии не было вве школах. Однако Каминский считает уместным религиозное обучение м жи священниками и вообще проявляет большой интерес к церковным Так, в приказе от 28.09.42 он распорядился о повсеместном восстано! церквей, и во многих местах видны воссозданные или соответствукш боты». Каминский также пытался основать политическую партию, ста своей целью «создание народами России собственного суверенного гс ства с сильной центральной властью». Округ Локоть был уникальньпу нием, существование других подобных округов нигде не было допуи процитированном выше докладе содержится критика этой акции: «Н стимо, чтобы каждый бургомистр обладал такой самостоятельностью i внутреннего самоуправления от германских органов власти, имел свок тическую программу и собственные вооруженные силы, которые в ме! дежных руках опасны для немцев».

Военное время с потерями близких, ростом жизненных трудностей всег-величивало тягу людей к религии. Произошло это и в годы Великой От-:твенной войны. И. В. Сталин, увидевший практическую пользу от при-шния Церкви к борьбе с гитлеризмом, в сентябре 1943 г. сменил вектор дарственной политики по отношению к Церкви от враждебного к благо-ательно-нейтральному. Такая перемена явно выбивала козыри у немецких рационных властей, пытавшихся разыграть религиозную карту для при-1ения на свою сторону населения и с этой целью позволявших верующим обновлять религиозную службу в сохранившихся храмах. В ходе наступления в августе - сентябре 1943 г. советские войска освобо-и Брянскую землю от врага. Бегство фашистов сопровождалось сжиганием и деревень, уничтожением и разграблением храмов. Всего в годы войны, тсно отчету Чрезвычайной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских датчиков, они разрушили и повредили немало православных храмов и цер-ных зданий, а в Навлинском районе были взорваны все церковные здания. После изгнания оккупантов с территории Брянской земли церкви, в кото-i возобновились богослужения, продолжали действовать.

На партизанских тропах

Несмотря на то, что на освобожденной территории Брянской обла результате боевых действий в ходе освобождения население было разе и терпело жестокую нужду в самом прямом смысле, люди жертвовали по ним, что у них было. Так, в Почепском районе было собрано среди веру! в Фонд обороны Красной армии 600 пудов хлеба и много других продукт

В 1944 г. в селах и городах области продолжали звонить в колокол «городах Брянске и Бежице священники самовольно открывали церквр литвенные дома и совершали требы, уклонялись от налогов и привлек; себе в помощники мальчиков детского возраста». Зафиксированы такж пытки устроить крестные ходы, богослужения на братских могилах поги! красноармейцев. Председателям исполкомов райсоветов было немедл направлено совершенно секретное письмо, в котором перечислялись вс факты с требованием «установить надлежащий контроль за деятельно представителей духовенства и общин верующих».

И вскоре православные почувствовали твердую руку государства. I вновь закрыты некоторые храмы в городах и селах Брянской области, з власти запретили в православных храмах колокольный звон, а духовег обложили повышенными налогами. Несмотря на большую патриотиче деятельность Церкви, в некоторых местах со стороны представителей вл допускались случаи оскорбительного отношения к верующим. Так, пр> датель колхоза «Ленинский путь» Добродеевского сельсовета Злынковс района М.К. Журавлев «с автоматом в руках явился на Пасху в церковь в ном виде и разогнал около 500-600 молящихся».

Впрочем, подытоживая тему Православия не Брянской земле в годы ны, можно констатировать, что Великая Отечественная война не обос ла (вопреки ожиданиям многих противников советской власти) отнош между Русской Православной Церковью и государством. Патриотизм щ славного духовенства и верующих Брянской земли оказался сильнее «of нанесенных им в предвоенные годы. В трудное для страны время Церкс «пасомая ею паства» оказались в едином строю с «гражданами всего Совет го государства», поднявшимися на борьбу с фашистскими агрессорами. Г ду над ними духовенство и верующие помогали «ковать» и в рядах дейст щей армии, и в тылу, и на временно оккупированной врагом территории, «всем народом, всей Землей» и была одержана над врагом Победа!

С этого времени отношения советского государства с Православной совью приняли характер мирного сосуществования. Однако несмотря на геремены, полной и настоящей свободы Русская Православная Церковь не гчила. Созданный в том же 1943 г. Совет по делам РПЦ при Совете Мини-в СССР осуществлял жесткий контроль над Церковью, стремясь сделать )слушной частью режима, существовавшего в Советском Союзе. Этой уста-се строго следовали местные уполномоченные Совета, без ведома кото-епархиальные архиереи не могли принять ни одного серьезного решения, же время и открытие храмов, возможное по закону, на практике было поч-евозможным. По-прежнему Церковь в советском государстве продолжала ваться в стесненных условиях.