Страницаславяне

Восточные славяне на Брянской земле. Языческие верования.

Восточно-славянские племена заселили Брянскую землю в VIII - XI вв. с разных направлений. Одни приплыли сюда с юга из Среднего По, провья, продвигаясь на север вверх по течению Десны, Судости, и засел привычные им ландшафты Трубчевского, Вара-Судостьского, Верхнесудо ского и, по-видимому, Брянского ополий (больших полян среди леса с на] лее плодородными серыми лесными почвами), а также юго-восток Брянс земли, куда вклинивалась в лесную зону степь с ее черноземом. Это были сители роменской археологической культуры - летописные северяне. Oi жавшие эти ополья и степной «язык» дремучие леса в те времена насел балтские племена (древние родственники современных латышей и ли-цев, которые теперь не существуют).

Традиционно считается, что славянское расселение в балтские зе; проходило мирно - в слабозаселенных лесных массивах земли хватало на в Однако на территории ополий с их плодородными землями, весьма прш кательными для восточных славян, давно освоивших пашенное земледе.) в начале их колонизации вполне могла быть и военная конфронтация с м< ными балтами. В дальнейшем на протяжении многих десятилетий славяь балты мирно сосуществовали друг с другом.

С северо-запада из Смоленского Поднепровья к Десне продвигались к вичи, заселив в XI веке бассейн ее левых притоков Снопота и Ветьмы, ас милировав редкое здесь балтское население. С востока и северо-восток границам Брянской земли продвинулись племена вятичей. На северо-вост массовые вятичские курганные захоронения прослеживаются археологи ски на р. Рессете, на севере - в среднем течении р. Болвы, где соседствуй кривичскими. На востоке Брянской земли граница северян с вятичами п ходила за ее пределами, и несмотря на 150-летнюю традицию, отраженну] краеведческой литературе, северо-восток и восток Брянской земли вятичг заселен не был. Курганные могильники (кладбища) вятичей прослеживаюлишь в верховьях р. Навли, хотя несколько отдельных женских вятичских хоронений обнаружены и в среднем течении р. Навли (у с. Салтановка).

Представителями еще одного восточнославянского союза племен -димичского были довольно плотно заселены юго-западная и западная ча( Брянской земли, кроме бассейна Снови и Стародубского ополья (Красноп ский, Гордеевский, Злынковский, Новозыбковский, Суражский, Клетнянсю Клинцовский, часть Климовского, Мглинского, Унечского, Дубровского и Р нединского районов). Радимичи в IX-X вв. включили в свой состав, как и к{ вичи, местное балтское население, давно уже освоившее эту зону полесья.

Балтские языческие амулеты-коньки с территории Брянской области

Впрочем, языческая религия вовсе не была единой и однообразной во многом определялась условиями существования, занятиями, родом тельности ее последователей.

Язычество являло собой религию природы, такую же древнюю, к само человечество. Для нее были характерны: поклонение неодушевлен предметам (фетишизм); вера в существование духов, в одушевленность вой и неживой природы (анимизм); вера в сверхъестественную связь и к ную близость людей с животным или растением-первопредком (TOTeMt Так, например, брянские кривичи поклонялись лошади, а радимичи - диь лесному быку-туру.

В славянских религиозных верованиях существовала иерархия, свой-енная многим народам, поклонявшимся нескольким богам. Своеобразный теон был и у древних славян. Самым древнейшим верховным мужским бо-:твом был Род, который был богом неба, грозы, плодородия. Считалось, что ездит на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род i повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом. В вянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), [быль (урожай), такие понятия как народ и родина, кроме того, он означает сный цвет и молнию, особенно шаровую. Это разнообразие однокоренных в, несомненно, доказывает величие языческого бога. Все другие боги, вхо-;шие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных.

Солнечных богов было четверо: Хоре, Ярило, Даждьбог и Сварог.

Языческое капище

На Руси язычество представляло собой обожествление природы ледельцем. Центральным божеством было солнце (Хоре, Даждьбог, Св Ярило) - его считали источником тепла, света и всяких благ. Воплоще! небесной силы, вызывающей преклонение и страх, являлись гром и мо„ - явления, сопровождавшиеся грохотом, огненной вспышкой и ударом. В б русских диалектах эти три явления имеют свои наименования: гром, мал; перун. Удар, производимый громом и молнией, в понимании древних ел совершался каменным снарядом - окаменелостью, называвшейся rpoMi стрелой или перуновой стрелой.

Кроме того, характерной чертой языческого мировосприятия было обо-гтвление различных растений (дуба, сосны, рябины, липы, хмеля, злаков и ), а у восточных славян, прежде всего - березы, а также культов животных, щ, рыб (медведя, тура, лося, коня, волка, коровы, козла, барана, собаки, ia, кукушки, утки, петуха, щуки и т.д.).

Праздничная одежда брянских крестьян, сохранившая в орнаментах вышивки древнюю языческую символику (Брянский краеведческий музей)

Большим почитанием среди брянских славян-язычников пользов; различные природные объекты: камни и священные (как правило, дубе рощи, в которых, по их представлениям, жили духи. Так, например, на тер рии нынешней Черниговской области Украины со дна реки Десны непод от границы с Брянской областью были подняты стволы древних дубов, с ших на ее берегах и подмытых еще в древности.

На Брянской земле обнаружено несколько таких капищ. Одно из них, шне похожее на городище (остатки укрепленного поселения), было найде-еподалеку от с. Левенка Стародубского района. Оно было сооружено в кон-изкого мыса, образованного болотистой поймой р. Вабли, и возвышалось уровнем окружающей местности всего на 5 м. По краю округлой площад-[иаметром около 58 м был насыпан кольцевой вал высотой 2-3 м. Особого шо-оборонительного значения этот вал не мог иметь и носил культовый 1ктер. Площадка святилища ровная, горизонтальная с небольшим углу-1ием в центре. Раскопки его не производились, но можно предположить, [ по исследованным подобным памятникам радимичей (в Беларуси) и зичей (на Смоленщине), что в центре его стоял деревянный идол. Такие 1ы, судя по описаниям, у восточных славян представляли собой деревян-столбы, наверху которых изображалась человеческая голова. Подобные >льшие святилища обычно называют «болотными городищами». Наше илище, по-видимому, принадлежало радимичам.

Другое, но уже уникальное, языческое святилище было обнаружено в про-е раскопок самого крупного кургана самого большого языческого кладби-фянской земли - Кветунского курганного могильника. Он расположен у Кетунь (в 12 км к юго-западу от г. Трубчевска) и в середине XIX в. в нем итывалось свыше 3000 насыпей. Большой курган (диаметр 32, высота i) располагался в 100 м от основной группы курганов. Курган оказался сальным, возведенным в два приема.

Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это объясняется те идолы в большинстве своем были деревянными. Использование дерев камня для изображения богов объяснялось не дороговизной камня, а в магическую силу дерева - идол таким образом соединял в себе свяш,! силу и дерева и божества.

На Брянской земле, возможно, была осуществлена лишь одна нахо^ дом сохранившегося каменного идола.

Фрагмент каменного креста из урочища "Кальница", сделанного из языческого идола. Овстугский музей

В 1997 г. при его осмотре опытнейший исследователь, калужский ис-хтвовед В.Г. Пуцко выдвинул интереснейшее предположение. По его мне-ю, данный крест, возможно, был высечен из каменного языческого идола, ем свидетельствует верхний округлый конец креста. Предпринятый нами  в научной литературе изображений каменного языческого идола рав-х или близких по размеру вщижскому кресту, из которого можно было его высечь, увенчался успехом. Были обнаружены антропоморфные ка-яные фигуры языческих божеств, из которых, вне сомнения, можно было сечь христианский крест, аналогичный вщижскому. Где-то на рубеже XII-[ вв. языческий идол, изготовленный из песчаника скорее всего севернее шской земли и доставленный на вщижское капище по Десне, был пере-1ан в христианский крест. Крест изготовлен довольно грубо и явно не ченотесом-профессионалом.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов восточных славян на шской земле являются курганы - земляные насыпи. Чаще всего полусферической формы, под которыми хоронили наших предков. В курганы, наряду экойниками, помещали разнообразные вещи, которые, по мнению язычни-1, могли пригодиться покойному сородичу в загробном мире. Брянские сла-ie, как и многие другие язычники, сжигали тела умерших (кремировали).

У выгоничского с. Полужье, захоронения которого датируются IX в., пред­елен самый ранний на Брянской земле славянский подкурганный об-\ - кремация на стороне с помещением пережженных костей в глиняные уды-урны.

Судя по тому, что площадки курганов внутри ритуальных оградок, коль-юй («крады») и квадратной («домовины») были заполнены слоем горелого >ева, а кальцинированные (пережженные) кости были обнаружены только в тавленных на него урнах, то налицо именно обряд кремации на стороне, но [ементами обработки огнем места будущего кургана. Здесь сжигались перед оронением урн какие-то наземные деревянные сооружения.  После засыпки кострища, урн с ixom и заупокойных даров землей на поверхности насыпи кургана устраива-:ь поминки («страва»). Об этом свидетельствуют найденные в верхней ча-насыпи обломки сосудов. После этого курган досыпали до нужной высоты.

В дальнейшем у северян и отчасти радимичей, происходит переход к кре-щи на месте будущего кургана на уровне поверхности земли («горизон-). Теперь в урну помещали только часть пережженных костей, остальные авались в кострище и сгребались к его центру.

Подкурганное захоронение, окруженное кольцевой крадой. Курганный некрополь Елисеевичи. Раскопки Брянского государственного университета

Среди многочисленных материальных атрибутов языческой религии бое место принадлежит найденным в культурном слое поселений и в кур­ных захоронениях разнообразным предметам, насыщенным архаичной гческой символикой. Это привески-амулеты - культовые предметы, специ-но изготовленные для конкретного владельца и предназначенные при-ить ему счастье, удачу, защищать от бед и болезней. Большинство таких летов являлись нагрудными и были необходимым атрибутом женского гюма Х-ХШ вв., но были не просто украшениями и оберегами от напастей )лезней, но и амулетами, имевшими магический смысл. Они в первую оче-ь должны были охранять их обладательниц от злых духов. Амулеты не могли выступать объектом торговых сделок между предста-елями различных религиозных верований, и ареал их находок объясняет-ребыванием на этой территории их владельцев. Чаще всего их находят в эебальных памятниках, что, возможно, было связано с погребальным ри-гом, на груди покойной, чаще в отдельности и реже - в составе ожерелья. Весь корпус амулетов, найденных на территории Брянской земли в вер->ях Снови, бассейнах Беседи, Ипути и в Брянском Подесенье, отражает веские символы небесных светил: изображения полумесяца, солнца, изо-кения символических животных, птиц и предметов быта. Он представлен мью группами амулетов: зооморфными, круглыми, лунницами, крестоо-ными, миниатюрными предметами быта, из зубов, когтей и клыков жи-:ых и синкретичными привесками, а также наборами амулетов. Наиболее многочисленной группой являются зооморфные привески, рые наиболее полно отразили культурные особенности средневековых очнославянских племен. Они представлены: двуглавым амулетом-конь-Ш в., отлитым из меди, происходящим из кургана у с. Антоновка Красно-кого района; двумя амулетами, изображающими животных с согнутыми ми и свернутыми в петлю хвостом, скорее всего коней - из курганов у лазовичи Суражского (XI-XII вв.) и Смяличи Красногорского (XII в.) райо-цвумя полыми коньковыми привесками из культурного слоя городища у >вик Рогнединского района. Коньки являлись, по представлениям брян-славян-язычников, символами добра и счастья и были связаны с культом да. К зооморфным амулетам относятся и девять костяных и бронзовых х уточек, связанных с культами воды и солнца, найденных при раскоп-органного могильника у с. Влазовичи.

Различные языческие амулеты славян с территории Брянской области. Справа ложка-цедилка с человеческой фигуркой из Кветуни

Зооморфные амулеты наряду с миниатюрными бытовыми предме являются и составными частями наборов амулетов. Наборы состоят и: циальных отдельных амулетов, подвешенных на специальных цепочках щей основе, которая прикреплялась к одежде. Другой набор из кургана у с. Влазс состоял из ложечки (символ сытости, благочестия), гребенки (оберег с лезней) и уточки. Третий - из кургана у с. Людково и четвертый - так; кургана у с. Козаричи Гордеевского районов состояли из двух амулетов лого медного конька и витого миниатюрного перстня.

Уникальной является ложечка-цедилка, верхняя часть  которой украшена человеческой фигуркой, задрапированной в орна-этированный убрус. По мнению Б.А. Рыбакова, ложечка применялась при сахарских процедурах. Шестая находка набора амулетов на Брянщине была тцествлена в кургане № 25, входившем в состав курганного могильника, положенного у с. Гришина Слобода Жуковского района. Набор амулетов со-1ял из основы в виде кольца из круглой в сечении проволоки с завязанны-концами, к которому прикреплены четыре цепочки, состоявшие из витых эволочных звеньев, к концам которых прикреплены: бубенчик из бронзы [ариком внутри, бронзовая ложечка, костяной двуглавый конек и амулет -цвежий клык.

Группа круглых привесок Х-ХП вв. состоит из двух подгрупп. В первую ^группу включены привески с изображением головы быка-тура анфас, зрвые такие привески были найдены при раскопках курганов у с. Влазови-на р. Ипуть. Они обнаружены также при раскопках курганных могильников эмле радимичей у сел Митьковка Климовского, Рюхово Унечского, Пеклино эровского района.

Девушка и замужняя женщина племени вятичей в языческих украшениях

Группа привесок-лунниц Х-ХИ вв. в форме полумесяца состоит из v. и средних широкорогих (по типологии В.В. Гольмстен). Они связаны с том луны и найдены в составе ожерелий по шесть и двенадцать экземш в курганах у населенных пунктов Антоновка, Козаричи, Кветунь, Люд Луковицы, Смяличи, Тимошкин Перевоз, Чертовицы, Пеклино. Отливе эти привески-амулеты из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов. Изве и находка серебряной штампованной, украшенной зернью лунницы при копках археологического комплекса у с. Случевск Погарского района.

Амулеты из зубов, клыков и когтей животных обнаружены на городище у с. Рябцево Стародубского района

Поклонение Перуну