Страница УГЛИЦКИИ

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОСИИ УГЛИЦКИЙ Брянщина

Сто лет назад в селе Семешково, что на Стародубщине (ныне Унечский район), был глубокий родник, наполненный прозрачной водой, которую жители считали лечебной. Ходили легенды, что родник целебный потому, что его в давние годы благословил свя­той человек - Феодосии Углицкии.

Действительно, в конце XVII века селом Семешково некоторое время владел архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Феодосии Углицкии. В 1696 г. в книге Стародубского магистрата была записана купчая на покупку за 1000 золотых Стародубским писарем Федором Подлеским имение Семешково с «млыном, по­лем, двором и Винницею» у архиепископа Феодосия.

Святитель Феодосии Углицкии, архиепископ Черниговский, из­вестный церковный деятель XVII века, является центральным об­разом в сонме Черниговских святых. Почитание его как святого началось задолго до официальной канонизации. И даже сейчас часто можно услышать рассказы земляков приезжим гостям о том, как в 1986 году святитель Феодосии сохранил Чернигов от "Чер­нобыля", как ныне черниговский чудотворец хранит жителей от бед и напастей, как в сложные, критические моменты жизни он приходит на помощь людям.

Святителю Феодосию всегда усердно молились и молятся православные христиане, прежде всего на черниговской земле. Однако его земной путь для многих современников остается не­известным.

Общее количество исторических источников, отображающих жизнь и деятельность Феодосия Углицкого, очень незначительно. Недостаток источников не позволяет в одинаковой степени осве­тить разные периоды его жизни.

Кроме того, большую часть известных источников представля­ют официальные документы, и уж совсем мало сохранилось источников личного характера, как, например, частная переписка. Это затрудняет исследователю проникнуть во внутреннюю жизнь святителя Феодосия. Его духовные переживания почти полностью скрыты от нас. Образ святого приходится собирать историкам по крупицам, часто обобщая косвенные свидетельства.

Я сегодня хотела бы немного рассказать о этом замечатель­ном человеке и остановиться на некоторых до сих пор оставших­ся спорными моментах из его биографии.

Одним из них является, например, место рождения будущего святителя. Ошибочным является мнение, согласно которому Фе­одосии Углицкий родился в с. Семешково на Стародубщине или в самом Чернигове.

Необоснованным нужно считать и предположение, что он мог происходить из российского города Углича. Версия эта выросла из мнимого созвучия слов Углицкий и Углич.

На самом деле, Феодосии Углицкий родился на Правобереж­ной Украине в Подольском воеводстве Речи Посполитой прибли­зительно во второй половине 30-х годов XVII столетия.

Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Остался открытым вопрос о его родителях. Прежнее мнение о том, что ими были иерей Никита и Мария, тоже не на­ходит документального подтверждения. Возможно, так звали его деда и бабушку.

Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задат­ки того религиозного чувства и благочестия, которые появились в нем впоследствии.

Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный».

Образование получил в Киево-Братской (Могилянской) колле­гии при Киевском Богоявленском монастыре.

В середине 1640-х годов в Киево-Могилянской коллегии собрал­ся достаточно сильный преподавательский состав, подготовленный по высоким научным и образовательным меркам того времени. В 1650 году ректором коллегии стал Лазарь Баранович, впослед­ствии знаменитый Черниговский архиепископ. Он оказал огромное влияние на развитие церковной жизни в Украине во второй половине XVII века и на умственное, духовное развитие извест­ных церковных деятелей того времени. Несомненно, его влияние и на Феодосия Углицкого. В своих письмах /1азарь обращается к Феодосию просто, с отцовской теплотой и, в то же время, всегда назидательно, иногда, даже резко, так как только может давать наставление умудренный отец близкому ему человеку - своему духовному сыну.

В одном из писем архиепископ Лазарь называет Феодосия «овцой Христового стада, научившеюся покорности у покорно­го барана». «Баран» была кличка Лазаря Барановича, которой его ехидно называли идейные противники. Называя себя самого из­вестной кличкой, Лазарь свидетельствует о близких доверительных отношениях между ним и Феодосием Углицким, и в тоже время, демонстрирует здоровое чувство юмора и самоиронии.

Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающие­ся ученые и пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский и др.

Киево-Братская коллегия являлась в то время главным цен­тром борьбы Православия против напора и нападок католическо­го духовенства - иезуитов и униатов.

Безусловно, Феодосии Углицкий был свидетелем этих судьбо­носных для Украины событий. Неизвестно, когда он окончил курс обучения в Киево-Могилянской коллегии. Из источников (грамот, универсалов, писем) видно, что святитель Феодосии владел цер­ковнославянским, украинским, латинским и польским языками.

В сохранившихся автографах святителя его почерк не крупный и достаточно красивый. Во второй половине XVII века помнили, что он «был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю», при котором существовала коллегия. Наверняка, и учеба и годы, проведенные здесь, оказали самое благоприятное влияние на формирование Феодосия как личности, духовно укре­пили его, подготовили к будущей пастырской стезе.

Неизвестно, когда именно будущий черниговский святитель стал монахом. Вероятно, уже во время обучения он принял по­стриг и навсегда посвятил себя высокому призванию служения Богу и людям.

Некоторые его биографы считали, что постриг состоялся в Киево-Печерском монастыре. Несомненно, одно: имя Феодосии (в честь одного из столпов русского монашества преподобного Феодосия Печерского) ему было дано не случайно. В дальней­шем, будучи настоятелем иноческих обителей и владыкой, он в полней мере оправдал свое призвание, совмещая усердие в устроении монастырей, пастырскую заботливость о пастве, мо­литвенный подвиг.

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митро­поличьего кафедрального дома.

Однако святитель, «влекомый любовью к подвигам благо­честия», испросил благословения на поселение в отдаленном Крутицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, сла­вившемся строгостью своего устава. Там он был посвящен в сан иеромонаха, а в 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Киевской епархии.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Около 24 лет Феодосии управлял древней Выдубицкой обителью. За это время ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, еписко­пом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правитель­ству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по это­му делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение, о чем свидетельствует грамота, в которой царь Алексей Михайлович их «милостивым своим словом обрадовать изволил».

Сколько нужно было ума, рассудительности и прозрения, что­бы не стать жертвой политических интриг, клеветы, подозрения в историческом круговороте тех времен. Биографы святителя Фео­досия считают, что в данной ситуации от обвинения его спасла крайняя осторожность.

Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось при­вести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разоренный униатами, к должному благоустроению. Постепенно он возродился и занял свое место среди наиболее почитаемых духовных центров православной Руси.

Немало заботился игумен Феодосии о церковном благолепии. Он организовал в своем монастыре прекрасный хор, который сла­вился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Фео­досии посылал своих певчих в 1685 году.

Заботясь об устроении монастырского хозяйства, Феодосии всегда был внимателен к подданным обители, старался организо­вать правильное и прибыльное ведение ими своего хозяйства. Со­хранилась грамота святителя Феодосия, выданная им 10 февраля 1687 года жителям местечка .Летки, в которой он приветствовал желание жителей организовать цеховое братство.

«Хотячи мети в местечку нашом Летковичах, а при храме святителя и Чудотворца Николая, звычайный межи братствами порядок, писал Феодосии Углицкий, постановилем и прика-залем, абы все ковалского, бондарского и рымарского ремесла господари были з собою в едном братстве и в едном цеху, и абы таковый порядок межи собою заховали, яковый везде захо-вуется, то есть, повинны напрод пильное мети о церкви Божой и о украшении ей старанье, так и о инших учинках добрых, и милосердных незанедбанье».

Далее мудрый Выдубицкий игумен регламентирует, какие от­ношения должны быть среди цеховых людей («брат за братом если бы который перемовився, перед старшим братом да при­мирится»), между мастерами и учениками («брат яковый же колвек еслибы хлопца до ремесла принял, научивши ремесла, повинен его поставити пред всею братиею и вызволити»), про заботу о больных («болезнуючих зась межи собою братию долж­ны суть посещати») и т.д.

Внутренняя жизнь человека почти всегда сокрыта от посторон­них глаз. Она известна только Богу и еще, может быть, самым близким людям.

Немногочисленные источники, в частности, письма Лазаря Бара-новича, хотя и скупо, но все-таки свидетельствуют о напряженной духовной жизни святителя Феодосия Углицкого, о его постоянной молитве и усиленном посте. В своих письмах к Феодосию Лазарь

Баранович несколько раз упоминает о его аскетических упраж­нениях. Правда, упоминает об этом Лазарь в связи с увещанием святителя Феодосия, тогда Выдубицкого настоятеля, не принимать крутых мер при ведении монастырских дел. Баранович советовал Углицкому всегда соединять молитву и пост со смирением. Свя­титель Феодосии внимал советам своего духовного наставника, хотя и в дальнейшем оставался заботливым, распорядительным управителем, на должности настоятеля монастыря или епархии. Он, как добрый пастырь, всегда вставал на защиту своего под­чиненного, тщательно вникал в дела отдельных людей, нуждаю­щихся в помощи своего пастыря.

Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Ми-хайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назна­чил одного из самых строгих и ревностных иноков обители - ие­ромонаха Иова (Опалинского).

Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблю­стителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодо­сия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1688 году игумен Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончав­шегося архимандрита Иоанникия (Голятовского).

Елецкая обитель была в числе наиболее почитаемых святынь Черниговщины. Так ему пришлось много потрудиться над благоу­стройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Благодаря уважению, которым святитель Феодо­сии пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые по­жертвования в монастырь, и в течении двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего ее существование.

Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным об­разом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для кото­рого святитель Феодосии стал ближайшим помощником. Святитель Феодосии помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму (Савелову) по по­воду отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени преложения Святых Даров. В начале 1689 года святитель Феодосии вместе с Батуринским игу­меном Димитрием (Туптало), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к патриарху Иоакиму.

В годы управления Елецкой обителью Феодосии несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандида­том на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосии предназначался на место Печерского архи­мандрита.

В 1692 году, по предложению преосвященного Лазаря (Барано-вича), было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана И.С. Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую ка­федру архимандрит Феодосии.

27 июля 1692 года архимандрит Феодосии прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентя­бря, а 11 сентября в присутствии государей Ивана и Петра Алек­сеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосии обратился к ца­рям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Чернигов­ским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого вла­дыка Феодосии возвратился в Чернигов.

Святитель Феодосии исполнял обязанность архимандрита Елец­кого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвя­щенный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Фео­досии постарался укрепить за собой право вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией.

Но лишь два года оставалось его земной жизни. Однако за этот непродолжительный срок им было сделаны значительные усилия по улучшению благосостояния епархии. Особенное внимание святи­тель Феодосии обращал на поддержание духа истинного христиан­ского благочестия среди пасомых. Он заботился о восстановлении прежних и устроении новых монастырей и храмов.

Уже 11 октября 1693 года (1694 - по московскому счету) архи­епископ Феодосии выдал Марии Сулимовой, вдове Стародубского полковника Семена Самойловича, грамоту, которой благословил ее построить женский монастырь на земле, купленной ею вместе с покойным мужем. Для обители был построен храм в честь Успе­ния Пресвятой Богородицы, освященный святителем Феодосием. В 1694 году владыка Феодосии благословил основание Любецко-го Антониевского скита. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и установил празднование чудотворной Домницкой иконы Божией Матери. Кстати, предположительно в это же вре­мя он провел Божественную литургию в Свято-Аннинской церкви в Стародубском селе Чубковичи, о чем свидетельствует табличка под иконой святителя в этом храме. В 1695 году Феодосии освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Осенью 1693 года и в течение 1694 года архиепископ Феодо­сии Углицкий, как свидетельствуют сохранившиеся документы, ак­тивно занимался хозяйственными делами огромной Черниговской епархии. Благодаря личному авторитету, налаженным отношени­ям с казацкой старшиной и лично с гетманом Мазепой, Феодо­сию удалось уладить множество запутанных хозяйственных дел. При этом Черниговский святитель проявлял мудрость в житейских делах, соединяя экономическую целесообразность с христианской добродетелью. А многие дела были так запутаны, что ставили в тупик духовную и светскую власть Гетманщины. Это объясняется, прежде всего, несовершенством законодательства и правовых от­ношений в обществе.

Во время управления им Черниговской епархией замечался осо­бый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандида­тов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тоболь­ский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятель­ным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ.

К сожалению, немногие грамоты Феодосия Углицкого сохра­нились и дошли до нас. Но все-таки, можно попытаться соста­вить общее представление о нем, как о пастыре-наставнике. В этих немногочисленных грамотах отобразились воля, характер и рассудительность владыки. Святитель Феодосии перед принятием решения и отдачи указания хорошенько обдумывал дело, совету­ясь и выясняя ситуацию.

Вот, например, архиепископ Феодосии очень внимательно ра­зобрался в деле дочери Стародубского полковника Петра Рослав-ца (1667-1673) Агафьи. Она была еще ребенком, когда умер ее отец. Все наследство досталось брату Агафьи - Самойлу. Когда она выросла и вышла замуж за стародубского священника Федо­ра, то обратилась к брату, чтобы тот выделил ей часть наследства отца. Но он наотрез отказался это делать. Благодаря вмешатель­ству в дело архиепископа Феодосия, справедливость была вос­становлена.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и сове­том, — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

Известие о Феодосии Углицком, как о достойном святителе, знали за пределами Украины, России и Польши. В 1694 году Ие­русалимский патриарх Досифей «в знак любви и благословения от святого и животворящего Гроба Господня» прислал с ар­химандритом Хрисанфом в подарок святителю Феодосию книгу «Сборник гражданских постановлений Греческих и Римских» с дарственной подписью.

Новый владелец книги, как видно, весьма ею дорожил и вслед за посвящением подписал ее своею собственной рукой: «Сия кни­га божественных и священных правил - Феодосия Углицкого ар­хиепископа Черниговского, Новгород-Северского и архимандрита Елецкого».

Многочисленные пометки по полям, выписки и ссылки на стра­ницы и другие признаки долговременного пользования этой кни­гой, дают право думать, что этот экземпляр долгое время был справочною книгою черниговских архиепископов по делам цер­ковного управления.

Этот подарок свидетельствует о глубоком уважении к будуще­му Святителю и крепких связях между православной церковью и иерусалимским патриархатом.

Христианское благочестие святителя Феодосия, весь его вы­сокий нравственный образ, его житейская мудрость и благоразу­мие привлекали к нему людей. Авторитет владыки стал причиной того, что гетман Иван Мазепа предложил хорунжему Смоленского воеводства Доминику Полубинскому связаться с ним по деликат­ному духовному вопросу. Началась переписка между ними, потом произошла встреча. В результате, Полубинский принял правосла­вие, переехал на Черниговщину и получил должность городового атамана Стародуба.

Чувствуя Приближение смерти и готовя себе преемника, свя­титель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвел его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

По поводу даты смерти Феодосия Углицкого тоже до сих пор нет единого мнения. Наиболее вероятно, что скончался святитель 7 февраля 1696 года.

А погребение черниговского угодника состоялось, по мнению исследователя К. Карпинского, «1 марта (в 1-ю неделю Поста), а может 17 марта, в 40 день по кончине». Угодник Божий Феодо­сии Углицкии мирно отошел к Богу. Его тело было торжественно погребено в Борисоглебском кафедральном соборе Чернигова за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.

Канонизации святых всегда предшествует вера людей в их по­мощь и заступничество.

Большое значение в установлении почитания угодников Божи-их, доказательством святости человека умершего являются его нетленные останки - мощи, но только в том случае, когда при останках, около погребений или могил происходят чудеса.

Вскоре обнаружилось нетление мощей Феодосия и стали рас­пространяться вести о совершающихся у гроба его чудесах, что привлекало к нему множество богомольцев.

1 Существует народное предание, записанное в середине XIX века, что первым человеком, испытавшим на себе чудодействен­ную помощь святителя Феодосия Углицкого, был его преемник на Черниговской кафедре Иоанн Максимович. Предание говорит следующее: преосвященный Иоанн Максимович тяжело заболел горячкой. Находясь в полуобморочном состоянии, он неожидан­но распорядился немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а на утро приготовиться к его служению литургии в храме.

Окружение святителя Иоанна решило, что он бредит, и не хо­тело исполнять его приказание. Но после настойчивых требова­ний архиерея, все было исполнено в точности. На другой день святитель Иоанн, совершенно здоровый, действительно служил литургию и потом объяснил, что накануне ему явился святитель Феодосии и сказал: «Служи завтра и будешь здоров».

Считали, что это чудо произошло в во время сорокоуста. Пре­освященный Иоанн распорядился устроить над гробом святителя Феодосия возвышенный кирпичный свод. Вход в него был сде­лан изнутри храма с узкой винтовой лестницей. Над входом в пе­щеру поместили портрет Феодосия Углицкого во весь рост. Под изображением находился панегирик, сочиненный Иоанном Мак­симовичем:

Феодосии, дар Божий, Углицкий прозванный,

В архиереи Богом в Чернигов поданный.

В мале зде поживе, исполн лета многа,

Сподобился вскоре небесна чертога.

На земли всем явися во плоти, яко ангел,

И восхищен в небо, яко вторый Павел, —

Нетленнии мощи свидетельствуют,

Кто не верит - зри во гробе, делом извествуют.

В тысяча девятьдесят шести стах шестом

Году приял кончину по житии святом,

За живота своего в Елецком мя постави

Архимандритом; з света того в катедре остави

Тогожде Иоанна на архиерействе.

Сам ныне прибывает в серафимкой пастве.

Архиерею Божий, святый Феодосии!

На твой пристол взыдох, всяк глаголет: кто сий?

Истинно недостоин монах нарещися,

Твоими молитвами в сие облещися.

Подобный портрет с надписью находился в XIX веке в Воскре­сенской церкви местечка Седнев под Черниговом. До нас дошел снимок с этого портрета. Святитель Феодосии изображен в митре, саккосе и омофоре. На груди у него наперсный крест. В правой руке Феодосии держит крест, в левой - жезл. Росту он на этом изображении выше среднего, с длинными падающими на плечи черными волосами, с окладистой черной, с проседью, бородой. /1ицо круглое, слегка продолговатое. Прямой нос, высокие брови и, особенно выделяются, большие черные глаза с проницательным взглядом. Его лицо сияет природным умом, во всем его облике выражена твердая воля подвижника. В левом верхним углу пор­трета находится герб святителя — окрыленное сердце, окружен­ное архиерейскими регалиями и инициалами: Ф.У.Б.М.П.А.Ч.Н.С. (Феодосии Углицкий, Божиею милостью, православный архиепи­скоп Черниговский и Новгород-Северскии). Над гербом, по обеим сторонам от митры, уже известная нам стихотворная надпись.

Вероятно, в течение XVIII века были случаи чудесного исцеле­ния или какое-либо другое проявления благодати Божией через молитвенное обращение к святителю Феодосию. Прямых свиде­тельств об этом не сохранилось, что вполне закономерно. Мало записей личного характера, тем более в провинции, существовало тогда, ещё меньше их сохранилось до новейшего времени. О по­читания в то время в Чернигове и Черниговщине угодника Божия Феодосия Углицкого мы имеем лишь косвенные сведения.

В 1708 году, в разгар шведской компании на Украине, в со­ставе российской армии был сформирован пехотный полк № 29. Полк был приписан к Черниговщине. Его комплектование и со­держание производилось из местных ресурсов - людских и мате­риальных. В 1727 году полк'переименован в Углицкий! Считаем, что это не простое совпадение. Вероятно, именное название пол­ку присвоено в честь черниговского покровителя святителя Фео­досия Углицкого.

Память о святителе Феодосии Углицком хранилась в Черниго­ве постоянно. По меньшей мере, в конце XVII! века было общеиз­вестно, что его тело в пещере Борисоглебского собора почивает нетленным.

Еще в 1772 году, по благословению Черниговского епископа Феофила Игнатовича (1770—1788), нетленное тело святителя Фео­досия переложили в новую деревянную раку. В 1781 году владыка Феофил сообщил в Св. Синод, что «в кафедральном Борисоглеб­ском монастыре, в большой церкви, имеются под спудом в раке деревянной нетленные мощи преосвященного Феодосия Углиц­кого, архиепископа Черниговского, до коих мощей имеется ход и благодатным предстательством блаженного Феодосия исце­ляются одержимые беснованием и телесными недугами многие люди различного возраста, пола и сословия».

Случаи исцеления и другие чудеса, происходившие у мощей святителя Феодосия в XVIII веке, вероятно, специально не фик­сировались, то есть, не записывались. По крайней мере, нам об этом ничего не известно, хотя о нетленности мощей Феодосия Углицкого было хорошо известно в Чернигове и за его пределами. Но с начала XIX века известны случаи записи чудес у раки Фео­досия Углицкого. Так, протоиерей Пётр Шишов, служивший при Борисоглебском соборе с 1812 года по 1852 год, делал короткие заметки, как ему казалась, наиболее примечательных случаев исцеления людей у мощей святителя Феодосия. Эти записи были найдены после смерти протоиерея среди его бумаг.

Например, он записал такой случай из рассказа очевидцев. Около 1808 года крестьянка Смоленской губернии от испуга ста­ла немой. Вместе со своими земляками-паломниками она отпра­вилась в Киев. Их путь проходил через Чернигов. Здесь больная поклонилась и приложилась к мощам святителя Феодосия. Тотчас к ней вернулся дар речи.

В 1813 году жена губернского предводителя дворянства Анна Васильевна /1изогуб рассказала протоиерею Петру Шишову о сво­их молитвах к святителю Феодосию с просьбой исцелить своего сына от болезни, которую врачи признали неизлечимой. Господь Иисус Христос совершил чудо по ее молитвам. Сын стал совер­шенно здоровым. В благодарность за великую милость к семейству Лизогубов, Анна Васильевна на свои средства обновила портрет святителя Феодосия, находящийся в соборе.

В 1834 году протоиерей кафедрального собора Петр Шишов в своей записке сообщал: «Всем, особливо же священству собора известно, сколь частые и многоразличные проистекали исце­ления и чудеса от нетленных мощей в Бозе почившего прео-священнейшего Феодосия Углицкого, в соборе погребенного, о которых некоторого времени самими Черниговскими архипасты­рями приказано было собирать сведения и хранить в соборной ризнице, каковых уже и соборного от самих исцелившихся или их родственников не мало».

Даже М.Кутузов неоднократно обращался в молитве к святи­телю Феодосию Углицкому. А в 1857 году император Александр II вместе с супругой Марией Александровной был проездом в Чер­нигове. Они посетили Борисоглебский собор и поклонились гробу святителя Феодосия Углицкого. Всё это свидетельствует об извест­ности и почитании угодника Божия, как в среде простого народа, так и высших светских кругах, задолго до его канонизации.

Известие о черниговском чудотворце распространялось доста­точно быстро. Единичные молитвенные обращения к нему смени­лись паломничеством к его святым мощам. Именно это послужило причиной расширения и обустройства пещеры, где они почивали. После перестройки пещеры гроб с мощами поместили в медную, посеребренную, а местами позолоченную, раку. Она была сделана по заказу и на средства черниговского купца-старообрядца Горбу­нова, который получил исцеления у гроба святителя Феодосия.

Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший Синод не спешил с решением этого во­проса.

В 1892 году Черниговский епископ Вениамин (Быковский) пред­ставил Св. Синоду более 60 случаев чудесных исцелений при гро­бе святителя Феодосия.

В 1894 году началось правление последнего Российского им­ператора Николая II Александровича, будущего царя-мученика и первым же в царствование Николая II в лике святых был прослав­лен Черниговский архиепископ Феодосии Углицкий.

Наконец 26 июня 1896 года Св. Синод Русской православной Церкви издал определение о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. В нем коротко была изложена история подготовки к прославлению черниговского чудотворца.

Торжество открытия святых мощей начались 5 сентября и про­должались до 10 сентября 1896 года. Их проводил митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) 9 сентября 1896 года в сослужении шести епископов, множества духовенства и при мо­литвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чер­нигов со всех концов страны.

Во все дни торжеств в Чернигове побывало около 150 тыс. богомольцев со всех концов Российской империи. С того време­ни Чернигов с мощами его покровителя стали местом паломни­чества.

В начале XX века была составлена отдельная служба чернигов­скому чудотворцу. Его мощи находились в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Чернигова. В ноябре их переносили в отапливаемый Борисоглебский собор, где они находились до на­ступления весны. Высочайшими паломниками в Чернигов в сентя­бре 1911 года стали члены императорской семьи Николая II.

С окончательным установлением Советской власти в Чернигове и по всей Украине началось планомерное разрушение церковных структур, самой церковной жизни. В 1919 году была закрыта Чер­ниговская консистория. Власть не только изымала, уничтожала, разрушала церковно-культурные памятники, но надругалась над религиозными чувствами верующих. Прокатилась волна "освиде­тельствования мощей", в том числе и по черниговской земле.

17 февраля 1921 года V губернский съезд советов Чернигов-щины постановил раскрыть мощи Феодосия Углицкого. Процедура освидетельствования мощей была проведена.' Но она ничего не дала. Мощи святителя Феодосия хорошо сохранились.

Несмотря на протесты верующих и священства, мощи святите­ля Феодосия оставили не облаченными и вскоре поместили как экспонат в этнографическом музее.

В конце 1920-х годов мощи святителя Феодосия перевезли в Ленинград. Возвращение мощей Св. Феодосия в Чернигов прои­зошло только после Великой Отечественной войны, в сентябре 1946 года.

Таким образом, после счастливого и радостного возвращение мощей святителя Феодосия Углицкого в Чернигов, они стали обще­доступны к поклонению верующих христиан Чернигова и паломни­ков из других населенных пунктов тогдашнего Советского Союза. Мощи постоянно находились в Спасо-Преображенском соборе.

Во время "хрущевского" гонения на Церковь этот собор был закрыт. Мощи перенесли в Троицкий собор. Затем власти распо­рядились убрать их в усыпальницу под собором, а вход в нее за­претить. Верующие молились у закрытых дверей усыпальницы. И только в середине 1980-х годов мощи святителя Феодосия были возвращены верующим и теперь находятся в кафедральном Тро­ицком соборе Чернигова.

Ежегодно перед праздником Черниговского чудотворца 22 сен­тября его мощи торжественно переносят на поклонение прихожан главных соборов Чернигова. Особенно большое торжество состоя­лось в 1996 году в 300-летие преставления Феодосия Углицкого и 100-летие его канонизации.

Феодосии Углицкий жил целостной полнотой христианской жиз­ни, далекой от крайностей, односторонности и радикализма. Он является перед нами трудолюбивым, деятельным, распорядитель­ным пастырем, вникающим во все стороны жизни своей паствы. Бурная эпоха второй половины XVII века предоставила уйму разных испытаний, в том числе и в общественно-церковной сфере. Фео­досии Углицкий, занимая высокие административные должности, находился в гуще этих событий. Но и здесь он прошел свой путь взвешено, обдумано, без резких движений и колебаний.

Духовная жизнь святителя Феодосия во многом является пота­енной от нас, но и Она по крупицах прорывается сквозь молчаливую завесу немногочисленных источников. Во взаимоотношениях с людьми он был требовательным отцом, заботливым пастырем и смиренным рабом Божиим. Своей земной жизнью он оправдал иноческое имя Феодосии - "данный Богу". Его образ, озаренный светом Христовым, остался в памяти людей, потомки которых по сей день воспевают: "Радуйся, угодниче Божий, святителю Фео-досие, чудотворче преславный".

Еще в середине XIX в. в унечском селе Семешково было вид­но место, где стоял дом Феодосия Угличского и хозяйственные постройки. Как свидетельствуют «Черниговские епархиальные из­вестия» за 1900 год «...помещик Стародубского уезда села Семеш-кова, подполковник Василий Александрович Плешко владеет тем самым имением, которое первоначально было в обладании свя­тителя Феодосия Угличского и имеет у себя подлинный универ­сал на это имение...

Плешко уведомил, что «имением Св. Феодосия владел его дед, и по наследству за разделом с братьями досталась усадь­ба с садом отцу его, и что место, где был дом, насыпи и погре­ба Святителя Угличского, теперь заросли деревом, из сада же его остались только две огромные липы, от которых невдалеке и колодец Углицкии, ключ глубины коего более 9 аршин, всегда наполнен текучею прозрачною водою. И что многие с верою при­ходящие получают облегчение от головных и глазных болей при нескольких омовениях».

Вот такой замечательный родник был в наших краях! К сожа­лению, на сегодняшний день от имения уже ничего не осталось. Нам удалось установить лишь место расположения святого источ­ника. Сейчас там устроен колодец, обнесенный заборчиком, ко­торый окрашен в тот же небесно-голубой цвет, что и деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая выше на холме.

Н. А. Голик