Страницарелигия

К вопросу об отношении к религии в Брянской области.

Прошедшие в 1988 году торжества по случаю 1000-летия официального
принятия христианства на Руси, перестройка отношений
к церкви и верующим в результате демократизации нашего
общества породили целый ряд вопросов. Откликаясь на наиболее
типичные и актуальные из тех, что задают читатели нашего журнала
— пропагандисты и слушатели, идеологический актив, редакция
журнала попросила ответить ни них консультанта идеологического
отдела обкома партии, кандидата философских наук Алексея
Федоровича Тришина.

Сегодня в Брянской области, как и по всей стране, идет процесс восстановления
ленинского отношения к религии, церкви и верующим. Только за
последний год зарегистрировано около 20 православных общин, одна старообрядческая,
две общины евангельских христиан-баптистов. Вновь открывшимся
общинам передаются пустующие церковные здания. Так, например,
верующим города Мглина возвращен Успенский собор, в Карачеве —
церковь Михаила Архангела, в Трубчевске—Ильинская церковь. Все эти
здания являются памятниками архитектуры. В Дятькове, Навле, Жуковке,
Унече и других местах начато строительство православных храмов, в Фо-
кинском районе города Брянска заканчивается строительство молитвенного
дома евангельских христиан-баптистов.

И действительно, верующие граждане Брянщины могут
свободно удовлетворять свои религиозные потребности. На сегодняшний
день в области зарегистрировано и действует 104 религиозных объединения.
Среди них 61 русская православная церковь. 31 община церкви евангельских
христиан-баптистов, 7 старообрядческих церквей, 3 иудейских синагоги,
2 общины христиан веры евангельской, или пятидесятников. Кроме того,
есть более десятка незарегистрированных религиозных групп. Конечно,
пока многие проблемы религиозных организаций не решены. Их решению
должно способствовать принятие Закона о свободе совести в СССР.

Правда ли, что в последнее время увеличилось количество религиозных
обрядов: крещений, венчаний, отпеваний умерших. В чем здесь причина?
—Если говорить об абсолютных цифрах 1989 года, то заметного увеличения
религиозной обрядности не наблюдается, кроме числа венчаний, количество
которых увеличилось в несколько раз и в прошлом году составило
около 250. Кроме того, в прошедшем году, по церковным данным, было совершено
более 7300 крещений, что составляет примерно 35 процентов от
числа родившихся, и более 6700 человек похоронено по религиозному обряду.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что необходимо прежде
всего на практике добиться четкого разграничения двух взаимосвязанных
аспектов в отношении религии и церкви —политического и мировоззренческого.
Видимо, необходимо согласиться с тем, что религия обладает долгосрочной
перспективой в социалистическом обществе и марксистское положение
об исторически преходящем характере религии не имеет ничего
общего со стремлением преодолеть ее насильственными, административными
средствами.
Давайте будем следовать ленинскому указанию о том. что борьбу < религией
надо вести, опираясь на глубокие научные знания.