Страница иконопись

Клинцовская иконопись XVIII–XX веков. Брянский край.

Румянцевская опись сообщает, что в слободе Клинцы, с населением около полутора тысяч человек, к 1767 году работало девять иконописных мастерских. О каждом иконописце в ней было записано: «Пропитание имеет от иконного мастерства». (Табл.1). Присутствие в 1750-1760-х гг. в сл. Клинцы, с населением около 1,5 тыс. чел., одновременно 9 семей иконописцев свидетельствует о доходности промысла, высоком спросе на икону среди старообрядческого населения, а также о наличии конкуренции среди мастеров-иконописцев.

В том же, 1767 году, в сл. Еленке жил иконописец, который брал на обучение юношей.
В беспоповской сл. Злынке жили две семьи иконописцев: Алексея Ерина и Федора Ерина, «уроженцев «Переславль Залесского уезду, села Ловец дворцовой волости», «сошли в Польшу в 743, а в слободу Злынку в 744 году», и два ученика иконописца: «Афиноген Исаев сын Бобылев, 19 лет», «ходит в слободу Еленку для науки иконного художества», и Аким Иванов сын Чернов, 17 лет, «находится в науке иконного мастерства в слободе Еленке». Следует отметить, что Афиноген и его старшие братья, Аким и Андрей Исаевы Бобылевы, родом не из Ветки, а из беспоповской сл. Ардонь, что в Стародубье, рядом со сл. Клинцы, и что семья Бобылевых поселилась в Ардони еще в 1716 году.1
В сл. Зыбкая, не уступавшей Клинцам по числу населения, богатству жителей и их предпринимательской активности, задолго до Ветковской «выгонки» (1764 г.) жило две семьи иконописцев, которые «пропитание имели от иконного мастерства»: «Егор Иванов сын Клещев, 53 лет. Отец его бывал Костромского уезду Дворцовой волости, из села Даниловского крестьянин, отколь пришел в слободу Зыбкая тому ныне 43 года…», и «Василей Логинов сын Нечаев, 42 лет, уроженец города Твери, посадской человек, отколь сошел в Польшу в 750, а ис Польши в Россию, в слободу Зыбкую, в 752 годех. … Оной Нечаев имеет иконописное мастерство, которой работает по разным слободам».2
В сл. Климовой по переписи 1767 г. числятся две семьи иконописцев: Митрофан Николаев сын Павлов, 44 лет, природной города Тулы казенной ружейной слободы», и «Михайло Григорьев, 58 лет, уроженец города Нижнего посацкой человек».

Изучение опубликованных и архивных источников позволило в течение нескольких лет составить значительный перечень имен иконописцев, работавших в Клинцах; показать, что иконописание в Клинцах началось задолго до второй «Ветковской выгонки» и продолжалось до 1950-х гг.; удалось оценить объем иконописного производства в Клинцах; провести сравнительный анализ состояния иконописания в разных слободах Стародубья во второй пол. XVIII в.. Сведения эти были опубликованы в 2006 г. в сборнике «Деснинские древности»1, в 2005 и в 2007 гг. - в сб. «Старообрядчество: история, культура, современность».2
Рассуждения о том, что иконописание в Клинцах к концу XIX в. приобрело характер историко-культурного явления, которое для современных искусствоведов должно стать предметом исследования, были бы не убедительными, если бы не опубликованный в 1905 г. его автор «историко-критический очерк» «Недостатки Русской иконописи и средства к их устранению».

Семью Карташевых прославили не только слободской учитель и книгоиздатели, были в ней и художники. Незаурядным человеком предстает младший брат Федора Козмича, клинцовский купец Иван Козмич Карташев (1766 г.р.), серьезно занимавшийся иконописью и зодчеством. Им написаны многие иконы для Вознесенской церкви в Клинцах. В описании её святынь сделанном в XIX в. священником И.Чередниковым, есть указания, что кисти Ивана Карташева принадлежат несколько икон в алтаре и в иконостасе: «В алтаре, на горнем месте, – писал И.Чередников, – находится благоговейно чтимое приходом плечевое изображение на холсте Христа Спасителя, квадратное, размером 4 аршина (2,8 х 2,8 м). Изображение это писано Иваном Кузьмичом Карташевым, который был главным украсителем храма.

 

Новые находки и суждения о Клинцовской иконописи XVIII–XX веков.

Р.И. Перекрестов (Москва)