Страницапервые

Первые христиане на Брянской земле

Первыми христианами, появившимися на берегах Снови, Вабли и Деснь ыли русы - дружинники великого князя Киевского Святослава Игоревич; одавляющее большинство их было еще язычниками. Они на речных суда юга, от Чернигова, поднимались вверх по р. Снов. Поблизости от с. Левеню-еподалеку от современного Стародуба, они построили небольшую крепость фнизон которой контролировал окрестные славянские земли и речные тор >вые пути. Затем воинский гарнизон русов разместился в укрепленном «гра ;» в с. Кветунь (в 12 км к юго-западу от современного Трубчевска) - столищ щого из северянских племен. Таким образом, русы взяли под свой контроль ?чные пути в «Землю Вятичей» по Неруссе и Навле.

Древности русов этого времени обнаружены археологами только в Кли-)вском районе, на севере Стародубского, юге Унечского, западе Погарского центре Трубчевского районов. Они документируются кладами монет, осо-[ми типами вещей и оружия и особым, так называемым «камерным» погре-льным обрядом. Это захоронения формирующейся государственной элиты евнерусского государства: дружинников (X в.) и местной администрации в зубных гробницах» или деревянных «камерах» - впускных деревянных под-шых конструкциях, помещенных в яму прямоугольной формы. Внутрь «ка­ры» укладывался покойник, а над ней насыпался курган.

Реконструкция дружинного камерного погребения руса-христианина

Первыми проповедниками веры Xpиствой на Брянской земле, по всей видим были русы-христиане.

Скандинавские застежки-фи­булы, принадлежавшие дру-жинникам-русам IX-X века. 1. Черниговская область Украины. 2. Южная окраина Брянской области. Случай­ные находки.

Этот уникальный меч изготовлен в мании, в одной из оружейных мастерских, положенных на берегу р. Рейн, которая нэ функционировать не ранее середины X в смотря на модную рукоять, украшенную с ментом в «зверином» стиле викингов, кл меча, вне сомнения, был заказан христк ном, так как на нем была нанесена надпи! латыни. Расшифровка первой половины писи сомнений не вызывает. Она перевс ся следующим образом: «Во имя Искупи Господа...»

Крещение Руси в 988 г. привело к коренным изменениям в религиозных представлениях населения Брянской земли. Смена языческих представлений христиан-ими была сложным процессом.

Многое тогда удивило наших предков в этой новой вере. Оказывается, нужно было убивать людей и животных для того, чтобы принести жертву гам. Христианский Бог не требовал ни мяса, ни пива, ни мехов, ни тканей Не нужно было вырубать из дерева идолов для того, чтобы просить у богов
мощи. Не нужны были заклинания кудесников. Христианский Бог одина-
во хорошо в любом месте слышал искреннюю молитву честного и доброго
ловека.

Старые славянские боги были капризными, жестокими и своенравными, очень боялись простые люди. А о Боге христиан говорили, что Он - Любовь.

Но гораздо удивительнее было учение об Иисусе Христе - Боге и Спаси-ле. Он взял на себя грехи всех людей, умер на кресте за них и воскрес. Он ещает, что те, кто верит в Него и принимает крещение, будут бессмертны и шут Его друзьями в вечном Царствии Небесном. А потом Он придет судить :р и воздаст всем - и праведным и злым - по заслугам. Многим нравилось, э на этом Суде Бог не будет смотреть, кто ты такой - князь или раб, богатый и бедный, сильный или слабый. Для Бога важным будет только то, добрый человек или злой.

Обо всем этом и о многом другом рассказывали людям священники, кото-:х князь Владимир Святославич послал крестить жителей Брянской земли, естясь, наши предки обещали жить по заповедям Божиим: любить ближ-х, не лгать, не воровать, чтить (т.е. относиться с глубоким уважением и лю-вью) отца и мать, верить в Бога. Став христианами, люди строили церкви, и знь скоро, пока еще в редких поселениях городского типа, появились храмы.

Основным поворотным моментом после рубежа X и XI вв. был перех трупосожжения к трупоположению, что, без сомнения, было связано с щ тием христианства. Однако при этом вначале сохраняются многие элем языческой погребальной обрядности, включавшие использование рит ного огня и сооружение кургана-домика для вечной жизни умершего, i щение вместе с умершим орудий труда и бытовых предметов и т.д. В XI месте, подготовленном для погребения, разводится специальный рит ный огонь, что подтверждается наличием кострища под курганной нась на котором помещался умерший. В конце XI—XII вв. огонь еще примен; для очищения места погребения, так как его использование фиксирует едва заметным следам золы от сгоревших травы и кустарника. Начин второй половины XII в. распространяется обычай помещения умерше поверхности материка, очищенного без использования огня. В течение начале XIII вв. происходит постепенное изменение самого погребально! оружения - кургана и особенностей его конструкции, что уже отмечал литературе. Так, распространяется обычай включать в конструкцию ку{ специальную погребальную яму, имеющую, как правило, в плане прямоу ную форму, иногда со слегка закругленными углами, что также может ра триваться как новый христианский элемент обрядности. В XI в. подку; ные ямы только появляются и они часто не имеют большой глубины и ш прорезают ритуальное кострище, но уже в XII в. ямы имеют значител глубину и выкапываются они на участке, очищенном без применения Ориентированы ямы длинной осью преимущественно по линии запар ток, но наблюдаются отклонения и на СВВ-ЮЗЗ. В подкурганных ямах } ших хоронили, как правило, в деревянных гробах или в колодах, что связано с христианством.

Христианское погребение в могильной яме, окруженной языческой крадой. Курганный могильник Елисеевичи.

Раскопки Брянского государственного университета

Особый интерес вызывают находки амулетов, отражающих дуализм есть двоеверие их владельцев. Таких находок на Брянской земле найде по меньшей мере, три. Это кабаний клык с процарапанной на нем надпж «Господи помози рабу своему Фоме», обнаруженный при раскопках древн Вщижа. Кроме него в Почепе, Вщиже и Карачеве были найдены амулеты-зм вики - двухсторонние подвески в виде медальонов, несущие на одной сторс каноническое христианское изображение, а на другой - змеиную композит Наши змеевики изготовлены из меди и бронзы.

Змеевик из Карачева с изображением Архистратига Михаила - лицевая и оборотная стороны.

Брянский краеведческий музей

Народ трудно и долго осваивал христианское учение. Нравственное содер-ние новой веры воспринималось быстрее. Обряды также усваивались охот-так как они отвечали религиозным и эстетическим чувствам верующих, асота храма, роскошь одежд духовенства и церковной утвари, церковное 1ие воспринимались с удовольствием, но в семейном христианском быту е долго удерживались языческие традиции. Это были гадания, колдовство, эы, пляски, песни, скоморошество, вера в астрологию и магию...

Во время междоусобных войн русские князья уничтожали посевы, выру-ш плодовые деревья, убивали скот, сжигали поселения, что имело языче-ш подтекст: уничтожалось плодородие, жизнь. Существовал обычай разо-1ия в ходе таких войн храмов и монастырей противника, грабежа книг, риз олоколов. Церкви пылали, охваченные огнем, грабежи сопровождались из-энием духовенства...

С христианской точки зрения подобное обращение с религиозными свя-нями - страшный грех. А по убеждению язычников, разрушить святилище ira - значит лишить его божественной защиты и тем самым победить. Ико-из храма врага либо уничтожались, либо увозились с собой, что означало у 1чников пленение богов врага.

Кресты-тельники с эмалью производства киевских ювелиров. Из Киева христианство распростра­нялось по территории Руси.

Находки 1-5 сделаны на территории Брянской области.