Страница Старообрядчество

Старообрядчество и единоверие на Брянской земле в XVII - начале XX вв.

В 1653 - 1667 годах произошел раскол в Русской Православной Церкви.

Двуперстие на древнейшем образе Христа из монастыря Святой Екатерины у горы Синай (Египет).  VI век н.э.

Трагизм происходившего бы зан не только с тем, что раско Церковь, но и с тем, что раско русское общество. Создалась ция, когда идеи разделили на{ Старообрядцы (так стали называть сторонников древнерусской п ной традиции) включали представителей разных групп населения: бе черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачестЕ стьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одн> ти населения. Старообрядчество дало русскому обществу новый тип сти: страдальца за веру, подвижника и мученика.

Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был npi Аввакум Петров, вся жизнь которого была служением идее. Он род 1620 г. в селе Григорово под Нижним Новгородом. Став священником, году был рукоположен в дьяконы, в 1652 г. был возведен в протопопы зившись с «ревнителями благочестия», он из Юрьевца Поволжского пер ется в Москву, где служит в Казанском соборе. Аввакум оказался в числе первых противников никоновской реформы, проявивших неповинове] торитету Церкви. В 1653 г. он и его семья были отправлены в ссылку в С вначале в Тобольск, а затем в Енисейск, Братский острог, Даурию. В ( Аввакум претерпел жестокие лишения и страдания за веру, но несломл был возвращен в Москву в 1664 году.

Г.Г.Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума». Музей Академии художеств

Вторая половина XVII в. дала целый ряд ярких личностей расколоучите-i - Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Федор Иванов, Лазарь, Епифаний, |зросин, Авраамий, Никита Пустосвят. Особое место среди них занимают 1ские фигуры, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова.

В. Рассохин. «За упокай». Староверы совершают заупокойную службу над могилой умершего главы  семейства

Поскольку никоновская реформа уничтожила, по мнению старообрядц тинное Православие, «Третий Рим» оказался на пороге гибели, прихода христа и конца света. В раннем старообрядчестве апокалиптические н ения занимают значительное место. Обсуждался вопрос о точной дате мира - 1666, 1669, 1674, 1691, 1699, 1702 год. Существовало нескольк кований явления Антихриста: по одним он уже пришел в мир, его вщ патриархе Никоне; по другим - Никон только его предтеча (патриарх i - два «рога Антихристова»), и, наконец, утверждали, что существует «мь ный» Антихрист, который властвует в мире. Дальнейшая логика старое цев была проста. Если «Третий Рим» пал (или падет), а четвертому Pv бывать, то священная история окончилась, мир оказался богооставлен! поэтому сторонники «старой веры» должны уходить из этого мира, бе> «пустыню». Такими местами стали Нижегородский край в районе Кер? Пошехонье, Выга (Поморье), Стародубье (юго-запад Брянской земли) уралье, Дон, Зауралье.

Важным звеном старообрядческих учений было утверждение о незыблемости обряда. Религиозным сознанием форма (а не только содерж воспринималась как отражение божественного откровения и истины, новские нововведения разрушили канон, основной принцип русской q вековой религиозности.

Старообрядцы не сомневались в божественном происхож-ии царской власти и незыблемости самодержавия. Забрасывая царя свои-челобитными, поначалу они надеялись, что он образумится. После 1670 г. тика Алексея Михайловича у того же Аввакума становится более резкой; 1азывает его тираном, гонителем, мучителем («безумный царишко», «царь (епенец»), предрекает ему мучительную кончину и адские страдания. При-к власти Федора Алексеевича снова вселил в старообрядцев мимолетную ежду на возвращение к «старой вере».

В сочинениях Аввакума встречается идея равенства, в основе которой ле-- равенство каждого христианина перед Богом. От традиционного христи-шго противопоставления бедности и богатства Аввакум поднимался до ичения богатых «никониан»: «Посмотри-тко на рожу ту и на брюхо то, ни-иян окаянный, толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь?» ько тот войдет в рай, свое «отечество», у кого «лице и руце и нозе и всея :тва тончива и измождала от поста и труда и всякия им находящия скор-. Социальный подтекст таких мыслей очевиден, в определенной ситуации могли быть использованы против тех, кто обладал властью и богатством.

Староверы монахи и священнослужитель. Рисунок первой половины XIX века

Широкое распространение эсхатологических настроений в старооб]: ской среде воплотилось в крайней форме отрицания воцарившегося це Антихриста - уходе из мира самосожжением. В ответ на гонения властей лали многочисленные гари, приведшие к смерти к концу XVII в. более 2 человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к ве1 блаженству. Среди старообрядцев не было единого взгляда на самосожжения.

Ужасы правительственных репрессий увеличивали из года в год поток грации старообрядцев, а также их бегство на окраины Российского го-фства. Такой окраиной в конце 60-х гг. XVII в. оказалось «Стародубье» --западные территории Брянской земли, где самым крупным городом был Стародуб, располагавшийся неподалеку от границы с Речью Посполитой.

Старообрядческое медное литье. XVIII-XIX века. Брянский краеведческий музей.

Постепенно на Брянской земле выросли более 30 старообрядчеа

селений, 13 из них к концу XVII века имели статус посадов, а три (Зыбк

дущий Новозыбков, Клинцы и Злынка) стали городами.

Одним из крупнейших старообрядческих поселений середины XV

была Ветка, основанная в 1695 году. Это одно из крупнейших поселе]

глых раскольников на территории Белоруссии, пограничной с Россией

дившей в то время во владения Речи Посполитой. Первые поселенщ

беглецами из Стародубских слобод.

До середины XVIII века Стародубье находилось под сильнейшим влияни-ветковских учителей. Торговые и особенно религиозные сношения Старо-ъя и Ветки были постоянными. Большое влияние имела Ветка в посаде юнок. Ветка скоро обросла новыми колониями, занявшими пространство Ю-50 верст в окружности; сначала слобод образовалось 14, а к 1722 г. при-илось еще 9.

Ветковские поселения стали первым оплотом старообрядческой посад-й организации. В какие-нибудь 5-10 лет ветковские слободы разрослись эупный торговый центр, захвативший в свои руки нити торговли между обережной Украиной и Белоруссией, их население достигло солидной >ры - 40 000 человек благодаря постоянному притоку новых эмигрантов метрополии, привлекаемых вольною и «святою» жизнью ветковцев: «И те боды расселены, как превеликие города, где премного число из разных го-ов беглые богатые купцы, называя себя раскольниками, укрываются от по-:енных на них податей и рекрутских наборов». От Украины и Белоруссии говые связи ветковцев протянулись также на восток и северо-восток - на угу, Москву, Поволжье, Дон и т.д. Торговая деятельность ветковских старо-ядцев опиралась на ремесленников Стародубья и отчасти Ветки, которые т объектом эксплуатации ветковских купцов. Образовавшиеся в лесах и учих песках Стародубья крестьянские старообрядческие общины не мог-)азвернуть зернового хозяйства, им достались наихудшие земли, зачастую ригодные для земледелия. Отсюда естественно, что в крестьянских слобо-развились ремесла и промыслы. Стародубские шапошники, портные, скор-и, шорники, красильщики, рукавичники, бондари и иные первоначально [и перехожими ремесленниками, но церковная их связь с Веткой, откуда в родубье постоянно являлись священники для совершения треб, очень ско-февратила их в постоянных поставщиков ветковских купцов. Последние доставляли ремесленникам кредит, снабжали их сырьем и быстро опутали лх единоверцев густою паутиной экономической зависимости, скреплен-

гипнозом «старой веры». Так на этих дрожжах быстро, но все же неуклон-ювышалось благостояние и стародубских торговцев и промышленников, тепенно они, опираясь на свои религиозные организации, стали теснить гное стародубское купечество, которое в поисках спасения от этой конку-ции обратилось к защите местной администрации. С 1716 г. «стародубские еческие люди» заваливают гетмана жалобами на раскольников, которые, эри и комори (лавки) в городе Стародубе понаймавши и разными това-и понаполнявши, распространяют свои промыслы... и тем стародубских еческих людей, которые всякие до ратуши подати отбувают и великорос-ских желнеров (солдат) беспрестанно кормят, весьма утиснули, через що файнего приходят разорения».

Образ Божьей Матери Знамение из храма Георгия Победоносца (бывшего Рождества Иоанна Предтечи и Иконы Божией Матери Знамение) в Елионке (Стародубский район)

Уважение к своей вере у раскольников было фанатичным. Менять веру они не хотели никак. К 1772 году на Стародубье уже было у них 4 стыря, 17 монастырских церквей и 16 часовен. «Раскол - старинная язва i мест» - так считала стародубская администрация.

Храм Георгия Победоносца (бывший Иоанна Предтечи) в Елионке

Музыка и танцы - не в их нравах, мало кто курил. Пить из чужой п< они не могли. Отношение местного населения к ним было недружелю вплоть до 1890-х годов. Все это вызывало недовольство, а иногда и бунт разговорный язык, по мнению ученых-лингвистов, не оказал влияния вор нашего края, а даже наоборот. Жили, как правило, особняком и к мес жителям проявляли высокомерие. Браки с православными были редки, ные жители «московских» переселенцев стали называть «москалями». Те «москаль» и «московка» не национальные, а религиозные, то есть «мое - это значит старообрядцы. Поэтому и места их проживания стали наз: «московскими». Например, в Стародубе были улица и кладбище «москов В Погаре - улица и южные ворота крепости - «московские».

Первыми их промыслами стали торговля конопляным маслом, вь деревянных ложек и посуды, шитье рукавиц, приготовление крашенин лярное ремесло. Потом появились иконописцы, медники, серебряникг ители церквей и т.д. Они являлись родоначальниками развития на Бр; земле суконной, чулочной, кожевенной, швейной, спичечной, чугуно-ной промышленности и печатного дела. Основанные ими посады пре лись в торговые и промышленные города и посады: Клинцы, Новоз Климово, Злынка, Воронок и др.

Стародубье было издавна центром старообрядчества, на его терр] существовало огромное количество молелен, церквей, скитов, самых г ных старообрядческих толков. Часто в одном населенном пункте жил] вцы и беспоповцы, последователи разных учений, причем различия учениях часто были минимальными. Наиболее была распространена в дубье поповщина. Одним из поповских согласий, получивших в дальь широкое распространение в Стародубье, было диаконово согласие

Никольско-Рождественская старообрядческая церковь в Новозыбкове и ее внутреннее убранство

Новозыбков. Спасо-Преображенский кафедральный собор Древлеправославной Патриархии Московской и Всея Руси

В основном старообрядцы Стародубья относились к так называемы повцам (признававшим священников), которые не отличались крайним ] гиозным фанатизмом и склонностью к самоизоляции. К числу более крэ течений относились сторонники возникшего в 1820-е гг. Лужковского с сия - одного из течений беглопоповцев. Лужковцы считали за грех носить диры, принимать присягу, подписывать любые правительственные бум т.п. Были в Стародубье и сторонники единоверческой церкви, которая yci но насаждалась правительством в первой половине XIX века, но болыпи] местных старообрядцев не приняло единоверие и сохранило самостоя ность. Это положение было закреплено созданием в 1853 г. в г. Новозы( самостоятельной старообрядческой епархии.

В целом старообрядческие верования оказывали очень большое влияние весь быт и культуру старообрядческих посадов. К примеру, первые возник-е на Брянской земле в конце XVIII века частные типографии в Клинцах (Я. лезникова, Ф. Карташова, Д. Рукавишникова) выпускали старообрядческие 1ги религиозного содержания, переписанные с древних рукописей. Именно таким книгам обучались грамоте местные жители.

На Брянской земле к концу XVIII века существовало уже около 30 старо->ядческих поселений. Среди них слободы Зыбкая, Клинцы, Злынка, Кли-ю, Ардонь, Воронок, Деменка, Митьковка, Шеломы, Замишево, Синий Ко-ец, Белый колодец, Чубковичи, Елионка, Лужки и другие (на территории ременных Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского линцовского районов). Позднее 13 слобод получили статус посадов, а Зыб-, Злынка, Клинцы стали городами.

Непроходимые леса, удаленность от больших дорог делали местность, сейчас располагается с. Воронок, глухой окраиной России. Село получило зание по имени первых поселенцев - старообрядцев Мартына и Федора оновых. Воронок отличался большой религиозной пестротой населения. :ь в XIX - начале XX века было три храма разных вероисповеданий: право-шый (Богоявленская) и два старообрядческие (Покрова Богородицы, Рож-'ва Богородицы).

Старообрядцы и в XIX в. активно занимались предпринимательстве месленным производством, торговлей. В посаде Воронок действовали котрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с ч] рабочих до 300 человек, щетинная фабрика, насчитывалось около 15 кр) купцов. Жители также занимались дальним извозом в Киев, Гомель, Екг нославль (Днепропетровск), Москву, Санкт-Петербург. Среди ремеслен] большую известность имели каменщики-печники, кровелыцики-жест* ки, плотники, кузнецы. В других посадах Стародубья также имелись поде предприятия. Например, в Елионке было большое предприятие по обр ке шерсти, щетины, конского волоса купца Гусева (фабриканта из Клш здесь только конопляного масла на продажу изготовляли до 4000 ве месяц.

Таким образом, целый ряд старообрядческих слобод и посадов игр метную роль в экономическом развитии региона. Здесь раньше, чем в д районах Брянской земли начался экономический расцвет.

Хорошо характеризует положение старообрядцев Брянской земли с ция, сложившаяся в Клинцах. Здесь к началу XX века, это сказать можн ренно, были лишь два их храма.

Иконопись у старообрядцев Стародубья зародилась на рубеже X XVIII вв., пережила бурное развитие в XVIII в., приобретя черты самобь сти в XIX в., и пресеклась в XX в.

До настоящего времени были известны имена 23 иконописцев-ста рядцев из Стародубья. В ходе проведенного исследования И.В. Злотнир удалось выявить имя иконописца-старообрядца ветковского, владельца нописной мастерской из Новозыбкова Василия Родионцева и его помощь Василия Щитина, Трофима Андриянова, ранее не известных науке.

Старообрядческая икона с врезанными в доску литыми медными эмалевыми иконами и распятием, XIX век

На Брянской земле проживают многочисленные потомки иконо] среди них учителя, врачи.

Интересный факт - предшественником Василия Родионцева по слу Воронке (середина 80-х гг. XIX в.) был Всеволод Михайлович Корицкий ( 1954), в будущем митрофорный (награжденный митрой) протоиерей, i ящий подвижник Русской Православной Церкви, прослуживший ей 69 л так вспоминал о местных старообрядцах: «Воронок - это большой раско ческий посад, имеющий до 10 000 жителей. Здесь поселились беженцы, мые за веру при Петре I. Посад бойкий. Жители - люди чисто русского и по языку, и по предприимчивости. Материально они сумели устроит! хорошо. В сравнении с русскими крестьянами того времени, они выгл; много культурней. Дома у них были хорошие, жилища содержались в чи и опрятности. Скупали скот на выпас в окружающих лесах, а осенью р его, и мясо в соленом виде отправляли партиями, куда это требовалось пали пеньку, коноплю, щетину, перо, воск - все это перерабатывали в совершенный вид и так отправляли туда, где это требовалось. Многие мались пчеловодством. Между прочим, в большом количестве выдель свечи дешевого типа из парафина. Словом уклад их жизни был более т вый. Но все они были раскольники, и при том - убежденные, и поэтому в, веры никакого общения не имели. Свободы вероисповедания в то врем еще не имели. Им запрещалось иметь церкви, держать священников к, бы ни было типа - ни белых, ни австрийского согласия. Но они все это И] у них были тайные молитвенные дома и при них священники, какие им нужны. Надзор за исполнением требований правительства по делам ве] раскольниками лежал на полиции, которая по этому пункту этих обяз; стей получала большие доходы. За мзду полиция позволяла им делать вс нужно было по делам веры».

Еще в 70-е - 80-е г. XIX в. у старообрядцев на Брянской земле стали знаваться браки и выдавать им паспорта, а императорским Указом от 17; ля 1905 г. им была дарована полная свобода вероисповедания. Гонения н; рообрядцев, продолжавшиеся до этого Указа, были признаны ошибочны! Поместном Соборе РПЦ 1971 г. Собор издал постановление «Об отмене к на старые обряды и на придерживающихся их» и оценил церковный рг как трагическую страницу в истории Русской Православной Церкви.