Страницасинодальной

Брянская земля в составе Синодальной области, Московской и Севской епархий Русской Православной Церкви

При упразднении Патриаршества и учреждении Святейшего Правительствующего Синода Патриар­шая область была переименована в Синодальную.

Чтобы содействовать делу духовного образо­вания, Петр I издал указ, по которому дети духовен­ства, не обучавшиеся в школах, не допускались к цер­ковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в «чин гражданской службы», кроме «солдатского чина». Пока число ре­гулярных духовных училищ было невелико, в каче­стве временной меры в больших монастырях веле­но было устраивать начальные «цифирные школы», куда принимались дети из всех сословий, а все дети духовных лиц обязаны были посещать эти школы под угрозой принудительной солдатчины.

«Духовный регламент» Петра I провозгласил обязательность обучения для детей священнослу­жителей и причетников. Необученные недоросли подлежали исключению из духовного сословия. В латинские училища принимались уже грамотные мальчики, получившие начальное образование у себя дома или в цифирных школах.

При Петре не состоялось ни одной канонизации святого. Новый ник, установленный 30 августа 1724 г., был связан не с канонизацией i ленного святого, а с перенесением мощей издавна чтимого угодника ( благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург. I ным торжеством стало и празднование годовщины победы русского oj Полтавской битве. Архимандритом Феофилактом (Лопатинским) был сана служба на день памяти этого события, отмечаемого 9 июня.

В 1724 г. вышел указ императора о переустройстве монашества, п рому основной целью иночества должна была стать польза Отечеств} стыри, в том числе и брянские.

Скит. Картина И. С. Горюшкина-Сорокопудова (Государственная Третьяковская галерея)

Те православные жители Брянской земли, которые хотели стать инока-тали скрываться в лесах, где организовывались по несколько человек оили скиты. Во главе таких лесных иноков становились иеромонахи и ше настоятели монастырей, которые и осуществляли постриг новых бра-Площанская и Полпинская пустыни оказывали покровительство лесным ам. 1астоятель Столбовского Николаевского монастыря был возведен в стеархимандрита, как, впрочем, и его преемники, и они возглавили Стол-сое Духовное правление. В ведении этого правления находились храмы >ачева и Карачевского уезда.

Некоторое ослабление давления на Церковь произошло при ближайших мниках Петра Великого. Однако в десятилетие царствования Анны Иоан-ы (1730-1740 гг.) над духовенством вновь был установлен жесточайший роль. Монастыри были не в состоянии отправлять в государственную у огромные, нереальные суммы, возложенные на них правительством в :тве обязательного налога. Но государственные чиновники должников око наказывали, вплоть до ареста настоятелей и содержания их в оковах. Страной управляли немцы, которые в большинстве своем считали пра-авные обряды суевериями. Духовенство подвергалось преследованиям 1мым мелочным поводам, епископы смещались с кафедр из-за ничтож-доносов.

В период правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-17 отношение правительства к духовенству стало более мягким и покров] ственным. Государыня любила церковные службы, ходила на богомолья искренне расположена к православной вере и быту русского народа. В г< правления несколько ослаб правительственный контроль над доходам ковных вотчин.

Святейший Синод 1 сентября 1742 г. принял решение образовать н ритории бывшей Патриаршей области епархию Московскую и Владимир которая 11 мая 1748 г. была переименована в Московскую и Севскую. Он существовала до 1764 г., когда была разделена на две: Московскую и Сев За 22 года на Московской кафедре сменились три архиерея - архиеп Иосиф (Волчанский, 1742-1745 гг.) Московский и Владимирский, архиеп Платон (Малиновский, 1748-1754 гг.) и митрополит Тимофей (Щербг 1757-1767 гг.) Московские и Севские.

Архиепископ Платон и митрополит Тимофей совершали пастырские ты в Брянск и Севск. Так, владыка Платон в конце июля 1752 г. совершал служения и хиротонии в Свенском монастыре, останавливался в Брянске

Севский Спасо-Преображенский монастырь

В пределах Севской Епархии, кроме Брянского Свенского Успен< Трубчевского Чёлнского Спасского монастырей, принадлежавших Ки< черской Лавре, находилось 25 иноческих обителей, в том числе 17 м и 8 женских. Из 17 мужских обителей 8 именовались монастырями: С Спасский, Севский Столбовский Николаевский, Брянский Петровский i тро-Павловский, Брянский Спасо-Преображенский Поликарпов, Карач Одрин Николаевский и Путивльский Молченский Печерский; и 9 - щ ми: Севская Площанская Богородицкая, Севская Борщовская Никола Севская Радогощская Спасская, Брянская Полбинская (Полпинская) I чева, Брянская Бело-Бережская Предтечева, Карачевская Тихонова ] сенская, Трубчевская Яменская Предтечева, Путивльская Молченская ниева и Путивльская Глинская Богородицкая. Женские монастыри: С Свято-Троицкий, Брянский Воскресенский, Брянский Зарецкий Пре Вознесенский, Карачевский Введенский, Рыльский Казанский и Путив Свято-Духовский.