Страница1783

1783 г. МЕСТНЫЕ ИЗВЕСТИЯ О СЕЛE ЛОПУШЬ ТРУБЧЕВСКОГО УЕЗДА

Село Лопушь стоит на правом, высоком берегу судоходной реки Десны, в 33-х верстах от города Брянска и в 55 от уездно­го своего города Трубчевска**. Местоположение его, на восток к Десне, гористое, среди села почти ровное. Весною и летом вид из села бывает прекрасный и весёлый.

Церковь в селе одна; она — деревянная, на каменном фунда­менте, построенная тщанием прихожан 1783 года, по благосло­вению, данному преосвященным Феоктистом, бывшим епископом Севским и Брянским, викарием Московской епархии***. В ней два престола: 1-й по имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с явленною и чудотворною их иконою, а 2-й во имя святителя и чудотворца Николая. Народное предание гласит, что означенная икона святителей Афанасия и Кирилла единовре-менна по явлению своему иконе Печерскои Божией Матери, что в брянском Свенском монастыре, и иконе св. Николая Угодника, что в селе Утах (Трубч. уезда). А так как достоверно известно****, что явление иконы Пресвятой Богородицы Свенской было в 1288 году, то и сия икона явилась тогда же.

Великие угодники Христовы Афанасий и Кирилл***** представле­ны на иконе во весь рост, в молитвенном положении, со взорами, обращенными к иконе Знамения Божией Матери, которая изображена вверху, над их главами, в малом виде, именно: в длину одна четверть аршина, а в ширину 3 с половиной вершка. Дерево иконы липовое. Риза сделана на оную лет 35 назад, вследствие сновидения, усердием рабы Божиеи некой Татианы, что выбито на самой ризе, - медная, посеребренная, - венцы сребренные. Стоит она в небогатом киоте за правым клиросом.

По преданию, все означенные иконы писаны живописцем Али-пием Киево-Печерским, - и в этом нет сомнения, так как в на­писании их видна кисть одного художника.

Оная икона находится в особенном почитании как местных и окрестных жителей, так и отдаленных; доказательством чему слу­жит то, что в весенний престольный праздник, который бывает 2 мая*, стекается ежегодно до 1000 и более поклонников, и все, притекающие с верою и усердием, не отходят без душевного бла­годатного утешения.

В холерное время (в 1851—1855 гг.), по принятии иконы сей окрестными жителями в их селения, болезнь видимо прекраща­лась. Родители, прибегающие с малолетними детьми больными, после молитв перед угодниками, находят их здоровыми. Посему сии святители и признаются покровителями детей по преимуще­ству.

Икону сию поднимали в Карачевский уезд, с указного дозволе­ния высокопреосвящ. Смарагда, бывшего архиепископа Орловского и Севского,** и в Брянске дважды усердием граждан.

2 мая близ церкви бывает порядочная ярмарка, замечательная между прочим тем, что на ней очень много продается сетей, не­водов доля ловления рыбы.

Ниже церкви - урочища по луговой части:

1. Замжова, малая и большая, озера. 2., старое озеро год от году зарастает и заплывает. 3., криница - озеро; в нем вода очень прозрачная. 4., урочище - Репище.

По полевой: замечательно урочище, под названием Городище, менее чем одна четверть версты от церкви на юг, - это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древно­сти, атаман разбойников Кудеяр имел стан. Говорят также ста­рики, что здесь есть заклятый Кудеяром (так как он был будто бы волшебником), погреб, где, за железными дверьми, хранится большой клад, который обозначался будто бы тем, что под день Ивана Купалы (24 июня) видали ночью огни. Урочища: Суходол, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол идет из Почепской дороги*; там есть и доселе колодезь, под названием - разбойнический. Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий. В 5 верстах от церкви, на юге же, находит­ся гремучий колодезь с ключевою водою, выходящий из неболь­шого пригорка. Этот ключ, по показанию /1опушских старожилов, прежде слышен был за версту, теперь едва слышен на несколько саженей. Такое изменение можно объяснить тем, что, в продол­жение многих лет, вода его, ежегодно находя новые трещины в земле, уходила в другие подземные водохранилища. Это пред­положение тем вероятнее, что в последние годы увеличивалось число ключей, не в дальнем расстоянии от оного. — У сего ко­лодезя путешественники имеют обыкновение останавливаться для отдыха и прохлаждения ключевою водою

В одной версте от церкви, на севере, находится большой ров, в котором, по рассказу стариков, один из дворовых людей быв­ших помещиков Толбузиных нашел в кувшине кожаные деньги, в форме косичков.

Ещё достойны примечания пять курганов насыпных, лежащие в одной версте от села на северо-запад. Один из сих курганов почти распахан. Здесь находимы были человеческие головные черепы. Не вдали от них лет 7 тому назад, как говорят посе­ляне, крестьянин помещиков Брусиловых, Константин Дмитриев Воронин, выпахал оловянную кружку серебряных польских монет фунта 3, и обменял торговцу. Прежде каждый крестьянин имел несколько экземпляров случайно найденных в земле оных монет. Каждую весну, во время сильных дождей, эти монеты, вымытые дождевыми ручьями на поверхность земли, собираются деревен­скими мальчиками и теперь. Большая часть находимых здесь мо­нет принадлежит времени царствований Сигизмундов 1-го и 3-го. Вероятно, занесены сюда татарами.

Старожилы говорят, что означенные курганы, в древности, устроились здесь для того, что с них подавались вести, когда шли войска. Это предание, между прочим, позволяет и нам за­ключить, что здесь, где находится теперь с. Лопушь, по всей ве­роятности, происходили стычки между русскими и татарами, что было, как известно из истории, в 1668-м году.

Описание священных древностей, находящихся Трубчев-ского уезда села Лопуши в Афанасьевской церкви

Кроме явленной и чудотворной иконы святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, находящейся в приход­ском храме села Лопуши, описание коей помещено в № 12-м Ор­ловских Епархиальных Ведомостей, там существуют еще многие

священные древности. Именно:

  1. Евангелие, напечатанное в лето от сотворения мира 7197, от Рождества же по плоти Бога слова 1688, в типографии цар­ствующего великого града Москвы, повелением Благочестивейших Государей наших и великих Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодерж­цев. Благословением же в духовном чине Отца их и Богомольца, великого Господина, святейшего Кир Иоакима Патриарха Москов­ского и всея России.
  2. Крест кипарисный резной - высокой работы, с изображе­ниями на одной стороне в средине распятого Спасителя, над гла­вою Его — Духа Святого, а вверху — Бога Отца, по правую руку распятия — изображение Божией Матери, по левую Иоанна Богос­лова, внизу св. Николая Угодника; с другой стороны в средине
  • изображение Божией Матери, держащей в правой руке цвет, а в левой Превечного Младенца с благословляющею правою руч­кою и с шаром в левой, над главою их тоже Дух Святый, ввер­ху изображение Преподобного Максима, по правую руку Божией Матери - св. Марии Магдалины с чашею в левой руке,  внизу
  • св. Князя Михаила. Крест сей 4 72 вершков длиною и около 3 вершков шириною, в серебряном киоте, вверху вделано сере­бряное ушко, на боковой стороне креста выбито "1809" и "84", знак года и пробы.
  1. Старинный оловянный ковчег.
  2. Старинная оловянная крестообразная дарохранительница.
  3. Старинный оловянный потир.
  4. В настоящей церкви за левым клиросом киот — с надписью внизу, в кругу, 1764 года месяца июля 4 числа.
  5. В приделе у правого клироса к стене находится икона Бо­жией Матери, на холсте, в раме, с надписью: "Изображение чу­дотворного образа Пресвятой Богородицы Балыкинскои, написана 1741 года, ианнуария 8". Длина ея с рамою 1 3/4 арш. и 1 У4 ши­рина. Икона сия замечательна по оригинальной живописи.
  6. В этом же приделе с левой стороны у окна стоит икона древнейшая, с надписью: "Благословение земных плодов". Пред­ставлена она в таком виде: внизу ржаной хлеб, стоящий на кор­не и сжатый, поставленный в снопы, корзина с цветами и дерево с плодами, вверху иконы в облаках изображен Спаситель благо­словляющим все сие. Икона сия 1 арш. и 1 У2 верш, шириною и 15 вершков длиною.

    9)  В церковном архиве находится ещё весьма древняя, писан­
    ная на холсте, икона Божией Матери с Предвечным Младенцем и
    предстоящими в молитвенно-хвалебном положении, с правой сто­
    роны, 2-мя архангелами с псалтирью и нотами, а с левой сторо­
    ны - 2-мя ангелами с гуслями и нотами.

    Надпись над нею такова:

    ЕДИНОРОДН. СИНЪ. СЛОВО. БОЖ1Е. БЕСЪНТ.* С1НЪ. ИЗЪВО/11ВИ СПАСЕН.

    Длина ее 1 3/4 арш., и 1 арш. и 2 вершка ширина.

    10)   В притворе церковном стоят два древние изображения, в
    киоте, замечательные; 1-е, представляет двух мужей, обращенных
    друг к другу с указательными жестами, у очей одного сук дере­
    ва, а пред глазами другого толстый конец бревна, и над ними
    следующая надпись:

    В БРАТЬНЯМЪ ОЦЕ СУЧЕЦЪ ВЪД1ИШЬ А В СВОЕМЪ БЕРЪНА НЕ С/ИШЫШЪ.

    2-е представляет мужа, на поле, облеченного в красную корот­кую одежду, опоясанного, на голове шляпа с красным околышем, на ногах писаная обувь, на подобие лаптей, левою рукою поддер­живает сеяльницу с хлебом, висящую на ремне через плечо, а правою рукою сеет хлеб, близ него 2 дерева и с одного из них стремятся 11 воронов к посеву его, а над всем сим надпись:

    СЕЮЩ1И СЛЕЗЯМИ ДА РАДОСТ1Ю ПОЖНЕМЪ.

  7. Сохранились 2 подсвечника деревянных и 2 жестяных са­мой простой и низкой работы.

Наконец уцелела, неизвестно каким образом и от кого до­ставшаяся в церковь, медаль, серебряная,

Местное описание села Лопушь, Брянщина, 1783 год.