Страницавеках

Чернигово-Брянская епархия в конце XIII-XV веках

Только после того как хан Менгу-Тимур (1266-1281) выдал русски ковным властям охранную грамоту, Церковь еще раз оказалась на те земле и могла постепенно реорганизовываться; по прошествии времен: которых отношениях она стала даже сильнее, чем до монгольского наше Следуя заповедям Ясы Чингисхана, предшественники Менгу Тимур; Золотой Орды Бату и Берке не включали русских настоятелей, монахо щенников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи. Теп< были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, вк и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми тающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» бы вобождены от военной службы. Монгольским чиновникам запрещало! страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения i либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также люб< новный в клевете и поношении Греко-Православной веры.

Митрополит Киевский и всея Руси Максим       

О существовании в Брянске епископско-княжеского исания, по-видимому, в виде небольшой по объему местной хроники, гельствует довольно часто приводившаяся цепочка фрагментов Брян-олитической истории, попавшая в Смоленскую летопись 1408 г.,

Митрополит Киевский Петр с житием. Икона мастерской Дионисия, рубеж XV-XVI веков. Музей-заповедник Московский кремль

После длительного перерыва вновь Дьбряньский епископ упомин летописях только под 1390 г. В этом году в Москву прибыл митропол приан, под властью которого после довольно длительного перерыва объединилась Русская Церковь, в том числе и на землях, входящих в сое ликого княжества Литовского. Вместе с митрополитом в Москву приех; сколько епископов, в том числе «...на Чернигов и на Брянскъ Исаакий еш Этот епископ занимал Брянскую кафедру почти 19 лет. Он вновь упоми в летописи под 1408 г., когда он сопровождал князя Свидригайло Ольге ча, перешедшего на службу князю Московскому Василию Дмитриевичу

К сожалению, круг письменных источников по истории Чернигс бряньской епархии XV в. крайне ограничен. Так, под 1460 г. упоминает< скоп Евфимий, бежавший из Брянска в Москву из-за преследования ун С собой он привез Кормчую сербской редакции в списке XIII в., изгот ном Драгославом.

Кормчая  книга сербской редакции (сборник правил Церкви и касающихся ее государственных постановлений-перешедший к нам и другим славянам из Константинопольского патриархата после принятия христианства)