СтраницаСтародуб

Город Стародуб Брянская область

246 книг в PDF о Брянщине, Брянске и Брянской области, читать онлайн. 87 картин Брянских художников о Брянском крае. 164 стихотворения о Брянской земле. 1126 фотографий о Брянской области. 11 песен о Брянске. 8 фильмов и видео. 53 легенды, фольклора и предания

Символы Брянщины, Брянска, Брянской области

Культурные, исторические, краеведческие события 2018 - 2019 г.г. в Брянской области

 

  Предприятия и организации города Стародуб Брянской области


Символика города Стародуба


 

Брянская область г Стародуб

Городской округ «город Стародуб» (наделен этим статусом по Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.03. и согласно Закону Брянской области №3-З от 09.03.05.) входит в число старейших городов России, расположен на юго-западе Брянской области. Первое летописное упоминание о городе Стародубе датировано 1080 годом. Местное самоуправление установлено с 1625 года. Имеет свой герб, утвержденный 4 июля 1782 года.

Город Стародуб      Стародуб       Фотографии архитектуры города Стародуба


История города Стародуб

1080 год.  Стародуб.

     1620 год. Стародуб.

           1654 год. СТАРОДУБСКИЕ КАЗАКИ И МЕЩАНЕ

                   1714 год. ЗАКЛАДНЫЕ ТАБЛИЧКИ СТАРОДУБСКИХ ХРАМОВ XVIII-XIX ВЕКОВ

1724 год. Стародуб, староверская республика.

Стародуб. Собор. Ново-Николаевский собор ( ныне на его месте мясо-молочный павильон на городском рынке. )

               1781 г. СТАРОДУБ

Города Стародубья в XVIII веке

Художественное наследие старообрядцев Стародубья

Екатерина Соколова (урожд. Гельд) швейцарка, жена стародубского землемера д. Соколова. Перв. четв. 19 века. Экспозиция Брянского областного музея.

          КУЛЬТУРА СТАРОДУБСКОГО КАЗАЧЕСТВА

   Стародубский сиротский суд. 1775 год.

«Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга, который находился возле нынешней Мостовой, стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял этот дуб и, наконец, в 1840 году усох. Тогда городничий велел свалить его, выкорчевать корни и тем самым уничтожил славный исторический памятник Стародуба»
Символичное изображение гигантского дуба можно увидеть на гербе города, дошедшем до нас с 1620 года — «дуб с гнездом орлим». Правда, греб этот сохранился лишь на Украине, в Новгород-Северске. Вместе с гербами Мглина, Суража, Почепа и других он висит там на каменной триумфальной арке, поставленной в 1787 году.
Все это подтверждает сведения о том, что название города Стародуба связано с дубовыми лесами, которые росли здесь в старину, в частности с дубом-великаном, который многие годы возвышался в центре города.

Интерьер дворянский быт первой половины 19 века . В центре дамский туалет стародубских дворян Соколовых карельской березы. Экспозиция Брянского областного музея.

Топонимика стародубских улиц.

Стародуб

Стародуб. Сенная улица. Предположительно 1900-1910-е гг. Фото предоставлено Дмитрием Гречихиным.

Достопримечательности Стародубского района Брянской области

Памятные места, связанные с Великой Отечественной войной

Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне    Стена памяти

Памятник неизвестному солдату   Мемориал советским воинам   Аллея героев 

с. Селище   д. Камень   Курковичи   с. Гарцево   д. Шершевичи  п. Лужки   д. Садовая (Кривошеи)

Достопримечательности района

Памятник Ленину   Бюст А. Рубца   Археологический комплекс древнего Стародуба   Острог Екатерининский

Дом А.И. Рубца   Бюст А. Невского     Село Понуровка    Святой родник   Ветряная мельница

Водяная мельница   .

 

Памятники архитектуры

Мужская гимназия   Тюремный замок   Собор Рождества Христова   Старо-Николаевская церковь

Богоявленская церковь   Усадьба Миклашевских   Церковь Петра и Павла   Церковь Рождества Богородицы

Церковь Александра Невского (Троицы)   Церковь Михаила Архангела   Храм Георгия Победоносца

Храм во имя Святителя Николая   Собор Ново - Николаевский   Церковь Преображения

Церковь Иоанна Предтечи   Гимназия женская  Жилые дома   Церковь Воздвижения Креста Господня

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы   Церковь Троицы Живоначальной   Часовня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы   Церковь Андрея Критского   Церковь Зачатия Анны

Пожарное депо   Старообрядческая церковь   .

 


На протяжении всей своей истории Стародуб находился в составе многих государств: Киевской Руси, Литвы, Московского государства, Речи Посполитой, затем – окончательно отошел России.

Так уж случилось, что, находясь в пределах различных государств, Стародубу суждено было быть пограничным городом. А пограничный город всегда должен иметь хорошее укрепление – крепость. Первое упоминание о Стародубской крепости относится к концу XI века. Владимир Мономах, описывая штурм Стародуба в 1097 году, где укрылся его противник Олег Черниговский, упомянул, что город выдержал 33-х дневную осаду. Такую длительную осаду могла выдержать только мощная крепость. Известно только, что располагалась она на месте исторической застройки города, получившей название Солдатская гора.

Иван Грозный неоднократно использовал Стародубскую крепость как форпост для походов на Польшу.

В конце 1607 года в Стародубе объявился учитель Шкловский. В Стародубском казачьем полковом соборе местный священник благословил его на царство под именем царя Дмитрия. В истории он известен как Лжедмитрий II.

Во II половине XVII века Стародуб являлся наиболее развитым ремесленным и торговым центром Левобережной Украины. Согласно летописным данным, Стародубская крепость XVII века выполняет функцию общегородского центра. Она имеет оборонное значение (валы, ров), здесь расположен религиозный центр (четыре огромных церкви, славящиеся на всю Украину, подворье Киевского Печерского монастыря), торговый центр (рынок), один из ремесленных центров (Старо-Никольский братский двор), культурный центр (Старо-Никольская школа), частные владении лучших людей города.

«Все славянские племена едину быти»… Воссоединение Украины с Россией, народное собрание в Стародубе. С картины художника В. Машенкина.

Последний раз Стародуб играл роль важной крепости в Северной войне. В городе находились продовольственные военные запасы, приготовленные перешедшими на сторону шведов гетманом Мазепой. Поэтому овладение этим городом, лежавшим на пути из России на Украину, значило так много для изголодавшейся шведской армии.


Достопримечательности города Стародуб

Производство Кишинёвского электро-механического завода (КЭМЗ) г. Кишинёв



Производство экспериментального творческо-производственного комбината Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Русский сувенир" г. Москва

Стародуб. Октябрьская революция.

Стародуб. Великая Отечественная война.

 


Образование в городе Стародуб:

Учреждений позволяющих получить высшее образование а городе нет.  Абитуриенты обычно переезжают в Брянск или в другие крупнейшик города России.

Экономика города Стародуб:

Крупные предприятия города:

- ОАО «Консервсушпрод»
- ТНВ «Сыр стародубский»
- Хлебокомбинат


Город Стародуб Брянская область фото

Старые фотографии Стародуба


Как и все города Бряницины, Стародуб не раз страдал от набегов ино­земцев. Но это был один из крупней­ших, процветающих и самых оживлен­ных городов древней Руси. Не случай­но в XVII в., после воссоединения Ма­лороссии с Россией, он стал центром малороссийского Стародубского пол­ка. Торговые отношения связывали город с Москвой, Брянском, Севском, Ригой, Архангельском. Местное купе­чество было известно своим богат­ством.

Большое строительство в Стародубе началось после страшного пожа­ра 1677 г., в результате которого «все укрепленное место сгорело, не оста­лось ни одной хаты, даже обгорели вялы городские...» Развитию города, безусловно, способствовало то, что после Северной войны Петр I награ­дил Стародубцев подтверждением вольностей, полученных ими по Магдебургскому праву.

О характере застройки Староду-ба свидетельствует разрешение 1833 г. принимать в залог «жилые дома и лав­ки каменные, крытые железом и чере­пицею». В отличие от других брянских городов, в Стародубе было запрещено «устройство соломенных крыш на вновь возводимых строениях» в центральных кварталах, где предполагалось камен­ное и смешанное строительство.

В 1781 г. в городе было 22 церк­ви, и они славились на всю Украину «как по письму образов, так и по звону колоколов».

Некогда крупный и шумный, ныне Стародуб утерял былой блеск. Но остались памятники старины — не­сколько церквей, построенных в сти­ле, сочетавшем черты русской и ук­раинской архитектуры XVII-XVIII веков, а также дворянские особняки, в одном из которых расположен музей.

Самым интерес­ным из сохранивших­ся памятников являет­ся собор Рождества Христова (ул. Перво­майская, 11), играю­щий важную роль в общегородском силу­эте. Деревянная цер­ковь была здесь еще в XVII в. После сильно­го пожара она сгоре­ла, и вместо нее была построена нынешняя вход в парк   каменная.

Собор Рождества Христова (конец XVII в.)

Собор — замечательный памят­ник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе мос­ковского зодчества XVII в. Многие специалисты убеждены, что другого подобного сооружения нет ни на Ук­раине, ни в России. Можно предпо­ложить, что проект собора не состав­лялся на бумаге: компоновка объе­мов и наружная пластика, возможно, менялись по ходу его возведения. К примеру, окна расположены в неожи­данных местах и без всякой логики, вид здания архаичен и лишен клас­сической строгости. При всем этом храм создает впечатление солидности и уравновешенности. Однажды увидев это странное здание, вы за­помните его надолго.

Церковь Старо-Никольская (начало XIX в.)

Полная противоположность Рож­дественскому собору сохранившаяся Старо-Никольская церковь, построен­ная в 1802 г. (ул. Евсеевская, 23). Точ­ные пропорции объемов, строгий гар­монический силуэт... Портики, прони­занные воздухом, хорошо «связывают» храм с природой. Это образец изящ­ного, элегантного классицизма, в ко­тором все обдумано, соразмерено и выдержано.

В конце Евсеевской улицы нахо­дится Тюремный замок, построенный по проекту известного русского зодче­го Андриана Захарова. Местные жите­ли почему-то называют его Екатери­нинским острогом, хотя к временам Екатерины он отношения не имеет. Это одно из самых выразительных и мону­ментальных зданий города в стиле по­зднего классицизма.

Вид на старую церковь

Есть в Стародубе городской ар­хитектурный реликт — единственный в области сохранившийся памятник го­родского жилого строительства конца XVIII в. Дом отделен от улицы Урицко­го старым тенистым садом, скрываю­щим его от глаз прохожих. Еще недав­но эту старинную городскую усадьбу, основанную петербургским инжене­ром и строителем Николаем Иванови­чем Соколовым, именовали Соколовщиной. Пять поколений русских интел­лигентов служивого дворянского рода жили здесь.

В этом здании постройки начала XX в. сейчас размещается почта

Церковь Богоявления (1770-1789 г.)

Бывший полковой казацкий со­бор Рождества Христова, Богоявленс­кая и Старо-Никольская церкви, Ека­терининский острог, пожарная калан­ча и старинные жилые дома, располо­женные в центральной части города, образуют заповедный уголок древне­го Стародуба и играют большую роль в формировании его панорамы.

Новости Стародуб

Неподалеку находится главная площадь Стародуба с неизбежным Ильичем, райсоветом, судом

Город-дом

Стародуб – хороший город,
Нет, не старый – молодой!
Пусть не Родина, но повод
Есть сказать ему: «Ты - мой!»

В Стародубе в семьдесят пятом
Мама с папой поженились.
И, конечно, всем понятно –
Мы с сестрой у них родились.

Я родилась на Донбассе:
Среди шахт и абрикос…
Он по-своему прекрасен,
Но расстаться с ним пришлось.

Стародуб меня приветил,
Домом стал навек моим.
Не найти на целом свете
Город, что сравниться с ним.

Он и чистый, и уютный,
По-хорошему простой.
Современный и культурный
Весь пропитан добротой.

 Педагог СЦДТ Ильенко Н.И.

Стародуб. Лес плотной стеной окружал город, и в центре базара стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. В 1840 году тогдашний городничий велел свалить это многовековое дерево, выкорчевать корни и тем самым уничтожил природный памятник Стародуба.
Но до нас дошел герб, высочайше утвержденный в 1782 году, на котором изображен «дуб в серебряном поле».
Яков Соколов. "Седая Брянская старина".
Районный центр Брянской области. Конечная железнодорожная станция на ветке Унеча—Хутор Михайловский.
Город исторический, достославный. Входил в состав Черниговского княжества и представлял собой крепость на высоком острове.
В XIII веке сожжен татаро - монголами. С 1663 года — главный город Стародубского полка. В XVII веке — крупный торговый центр, связывавший Москву с Украиной и государствами Западной Европы. Местные товары: пенька, мед, воск, меха.
В 1708 году, во время Северной войны, к Стародубу подходили шведские войска, намереваясь остановиться здесь на зиму. Но город был занят русской конницей.
Был в составе Новгород-Северского наместничества, Черниговской и Гомельской губерний. С 1944 года — в Брянской области. В Стародубе сохранились памятники архитектуры XVII—XIX веков, в том числе Рождественский собор (Старый или Казацкий), Богоявленская церковь, Никольская церковь, так называемый Тюремный замок...
В 20 километрах от Стародуба уцелели постройки в стиле классицизма — имение Миклашевских, потомков стародубского полковника. В Гриневе (село поочередно принадлежало роду казацких старшин, позднее — видным российским магнатам Безбородко, Миклашевским, Лобановым- Ростовским, Апраксиным, Голицыным и др.) своеобразный дом и церковь Троицы.

Современное здание, в котором сегодня находится управление налоговой инспекции.

Еще в XVII веке войско Запорожское было поделено на полки — и это легло в основу административного устройства Малороссии, к которой тогда относился Стародуб. После присоединения Украины Стародуб вошел в состав государства Российского как полковой центр. Воинские традиции строго соблюдались жителями казацких сотен и полков. Возрождение казачества, воспитанного на товариществе и патриотизме, в середине 90-х годов побудило Стародубцев создать свой полк. Конечно, перед ним не стоят задачи «охраны южных рубежей», воспитание новых поколений в духе беззаветной преданности России на примере славных традиций предков стало его целью. - Стародубские казаки. 2000 год.

Представители стародубского казачества во главе с атаманом Петром Ляпуном (в центре)

Память на века (часов­ня А.Невского)

       «Когда сажусь за работу - забываю обо всем...» (полицейский из Стародуба вырезает из дерева иконы)

А. Коробко  (мэр Стародуба)

  Праздник художественного слова


 


Архитектура город Стародуб

Город Стародуб     Фотографии архитектуры города Стародуба

О древнем городе брянской земли - Стародубе - впервые говорится в «Поучении Владимира Мономаха» в связи с событиями 1078-1079 годов, когда Стародуб не признал киевских князей пы­тавшихся поставить его под свой контроль. Но несмотря на это, до середины XII века в нем нахо­дились чернигово-северские наместники. В XIII веке название «Стародуб» исчезает из летописей, в связи с тем, что город был сожжен монголо-татарами. Вторично Стародуб возродился уже как по­граничная крепость молодого Литовского государства, охранявшая его рубежи со стороны Москвы и от периодически приходивших татар.

Многие годы город стоял неприступной крепостью, но левов высоком берегу реки Бабинец.

Значение Стародуба усиливалось с возвышением Москвы. В 1446 году, когда ослепили москов­ского князя Василия Васильевича, в Литву бежал его союзник - боровский князь Василий Ярославо­вич, получивший в удел в числе других и Стародуб. По возвращению Василия Темного на княжение вернулся и боровский князь, а Стародуб стал владением укрывшегося в Литве их противника - Ива­на Андреевича Можайского, а затем его сына - Симеона. Попытки склонить Симеона Ивановича к католической религии вынудили его вернуться в 1500 году на родину. При этом ему удалось со­хранить за собой и стародубский удел. Естественно, что Литва не могла согласиться с потерей своей территории - вспыхнула война, которая окончилась признанием в 1503 году прав Симеона, впрочем ненадолго. Для Стародуба вновь начались мрачные времена набегов и разрушений. Особо памятен горожанам был разгром 1534 года, когда поляки и литовцы истребили около 13 тысяч горожан.

В смутное время начала XVII века Стародуб героически отражал поляков. По Деулинскому теремирию гарнизон вынужден был покинуть город и Стародуб отошел к Польше. И только в 1654 у он окончательно вошел в состав России поначалу как город, причисленный к Нежинскому пол-'1 через некоторое время становится центром Стародубского полка как автономии Украины.

Стародубская земля была свидетельницей жестокой борьбы русского народа со шведскими захватчиками. В 1708 году войска Карла XII вступили на территорию Стародубского полка. Непо­далеку от города между шведами и русскими завязались ожесточенные бои. Они длились несколько дней. В сражении участвовал местный полк и почти все мужское население Стародуба. Тысячи сол­дат и офицеров неприятеля были убиты, ранены и захвачены в плен.

Важно отметить, что в XVII веке для города был утвержден герб: «Старый дуб в серебряном поле с зелеными листьями слева».

В 1781 году Стародуб получает статус уездного города Новгород-Северского наместничества, затем Малороссийской (с 1797 года) и Черниговской (с 1802 года) губерний. Старая крепость стала ненужной и постепенно пришла в упадок, а окружавшие ее валы частично разрыты для выделки селитры (как в знаменитом Новгород-Северском), частично расчищены для городских построек.

Стародуб остался скромным уездным городом. К началу реформ 1860-х годов в нем обитало 12 тысяч жителей, из которых более тысячи оставались крестьянами, но собственно крестьянским трудом, особенно садоводством и выращиванием конопли, жило гораздо больше горожан. В Старо­дубе было 15 церквей, 4 еврейских молитвенных дома, больница, приходское светское, духовное и казенное еврейское училища.

В этом красивом городе промышленность не получила развития. Десяток полукустарных прс мышленных заводиков и один салотопленный давали продукции немногим более рубля на каждого жителя города. К тому же утратилось и некогда важное значение Стародуба, как торгового центра.

В 1917-1918 годах Стародуб находился в составе Белорусской Народной Республики (был ча­стью земли Северщина) и Украинской державы Скоропадского. После гражданской войны перехо­дит в состав РСФСР.

В 1926 году после передачи Гомеля Белоруссии Стародубский уезд был включен в Брянскую губернию.

План уездного города Стародуб.

План города Стародуб от 1803 года

Курительные трубки  Стародубщины XVII-XX веков.

СТАРОДУБ

Один из самых древних городов об­ласти, ныне центр сельскохозяйствен­ного района. Расположен в холмистой местности, на обоих берегах речки Ба-бинец (приток Вабли) при впадении в нее двух меньших речек — Бычок и Лан-ковка. Население на 1989 г. - 18,7 тыс. человек.

Стародуб впервые упоминается в за­вещании Владимира Мономаха в 1080 г. Лаврентьевская и Ипатьевская летопи­си под 1096 г. сообщают о месячной оса­де воинами Мономаха и Святополка "города", в котором "затворися" черни­говский князь Олег- В кон. 19 в. было высказано предположение, что упоми­наемый в летописи "город" находился в 6 верстах (9 км) восточнее нынешнего Стародуба, в месте, называемом "Деся-туха", которое уже в описании 1654 г. значилось как "старое городище". Здесь, на высоком меловом утесе север­ного берега Вабли сохранились остатки земляных укреплений. Исследования археологов свидетельствуют также о существовании на территории совре­менного Стародуба поселения, датируе­мого 10-13 и 16-18 вв. Это поселение возникло на месте, освоенном еще в раннем железном веке, на правом, по­вышенном берегу речки Бабинец (ныне центральная часть города), где на мысу треугольной формы (урочище Солдат­ская гора) была сооружена крепость -детинец. С напольной северо-западной стороны на протяжении 30 м сохрани­лись остатки вала шириной 10 м. За ва­лом (к северу и северо-западу от Сол­датской горы до ул. Красная площадь), по данным археологов находился посад,простиравшийся не менее чем на 0,5 км; его площадь составляла приблизитель­но 15 га.

В годы монголо-татарского нашест­вия город был разрушен. Никоновская летопись сообщает, что после татарско­го набега Стародуб находился во владе­нии брянского князя, которым в 1380 г. был Дмитрий Ольгердович. Осаждав­ший город Дмитрий Донской подверг его страшному разорению. С кон. 14 в. Стародуб становится ареной борьбы русского и польско-литовского госу­дарств. Стародубскими князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина. а с 1400 г. — Александр Патрикиевич. Укрывшийся в Польше боровскии князь Василий Ярославич в 1446 г. по­лучил в удел от короля Казимира не­сколько городов, в том числе и Старо­дуб. В 1454 г. город был передан друго­му беглецу - можайскому князю Ивану Андреевичу. В 1472 г. это удельное вла­дение входило в состав Смоленского во­еводства. Преемник Казимира Алек­сандр оставил Стародуб в наследствен­ное владение сыну можайского князя Симеону Ивановичу, что подтвердил грамотами 1496 и 1499 гг. Политика польских властей, насаждавших католи­цизм, заставила князя просить защиты у Ивана 1П, и в 1503 г. Стародуб вошел в состав Московского государства.

В 1534 г. поляки под руководством киевского воеводы Андрея Немировича осаждали Стародуб, но безуспешно. В 1535 г. гетман Ян Тарновский разорил город, сжег крепостные стены, но в том же году "был поставлен новый город... построены святые церкви, сколько бы­ло можно". Укрепления состояли из ва­лов, рвов и деревянных рубленых стен с

проездными башнями. По сведениям 1563 г., впервые становится известно о существовании в Стародубе двух укреп­лений: в "городе" и "за городом, для вы­лазки". Стародуб тогда входил в засеч­ную черту Московского государства.

При Стефане Батории поляки вновь несколько раз безуспешно пытались взять город. В царствование Федора Иоанновича его укрепления были еще более усилены, а гарнизон увеличен. При распределении в 1615 г. украинских городов Московского государства на 5 разрядов, Стародуб в числе других се-верских городов был причислен к тре­тьему разряду. В 1616 г. поляки овладе­ли городом и по Деулинскому переми­рию сохранили его за собой; здесь раз­местился большой гарнизон. В 1620 г. король Сигизмунд даровал жителям вольности по Магдебургскому праву, а городу - герб, изображающий старый дуб с орлиным гнездом (до 1840 г. в цен­тре города стоял многовековый дуб -живой памятник и символ города). В ко­ролевской грамоте говорилось о Старо­дубе, как о "месте" (городе) погранич­ном, "валами оточеном и... способном к обороне". Польша использовала его укрепления для прикрытия своих зе­мель от Московского государства. В это время Стародуб становится крупным товарообменным пунктом между поль­скими, украинскими и русскими города­ми. На проводимых здесь ярмарках irpo-давалась и местная продукция: пенька, масло, мед, воск, меха, поташ, стекло.

В 1632 г. началась война России с Польско-Литовским государством. Рус­ские войска овладели Стародубом, но по Поляновскому миру вновь уступили его Польше. В 1646 г. весь край был от­несен к гетманщине. В 1649 г. были со­ставлены "реестры всего войска запо­рожского", поделенного на полки; это деление и легло затем в основу админи­стративного устройства Малороссии. Богдан Хмельницкий, возглавивший на­ционально-освободительное движение украинского народа, вынужден был в очередной раз уступить Стародуб поля­кам (1651), но уже в 1654 г. вся Мало-россия воссоединилась с Россией и Стародуб стал полковым городом (до 1782 г.).

Город еще не раз страдал от враже­ских набегов: в 1660 г. его разорили крымские татары, в 1663 г. разграбили и разрушили поляки. Но документы этого времени сообщают также о про­цветании города, о значительной торго-во-ремесленной деятельности его жите­лей. Торговые отношения связывали Стародуб с Москвой, Брянском, Сев-ском, Ригой, Архангельском. Силезией и др. Развитию этих отношений способ­ствовали аграрно-промышленный харак­тер края и его срединное положение ме­жду Москвой и Польшей. В Стародуб на две крупные ярмарки - Соборную и Десятуху - привозились разнообразные товары в большом количестве. Местное купечество было известно своим богат­ством.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвер­дившую права его жителей по Магде­бургскому праву. Город управлялся ма­гистратом, а ремесленники были объе­динены в цехи: калачницкий, резницкий (мясники), олейницкий (маслобойщи­ки), кравецкий с кушнерским (портные и скорняки), шевский (сапожники) с ко-жевницким, ткацкий, шаповальский (ва­ляльщики), ковальский с котлярским (кузнецы и медники), музыцкии (этот цех по Универсалу Мазепы 1705 г. от­дан "в послушество" церкви Иоанна Предтечи) и гончарный. Цеховое деле­ние отразилось, например, в названии улицы Закаблуцкий Шаповал, встреча­ющемся в актах 1664-70 гг. Улица про­ходила около "вала со старым замком". Здесь же упоминаются улицы Черни­говская. начинающаяся от крепостных ворот того же названия. Кривая, Зем-лянская, Петрятинская, Немецкая "за валом" и др.

Дорегулярный город имел две крепо­сти, большая из которых находилась на левом берегу речки Бабинсц, а другая, меньшая ("часть форштата") - в Заре­чье. Объемно-планировочная структу­ра напоминала  радиально-кольцевую.

Дробность планировки центральной ча­сти в пределах крепостных валов (с 11 воротами и 3 "вылазками") и их общие очертания, которые вместе с отрезан­ной рекой "частью форштата" прибли­жались к кругу, очень четко видны на подоснове регулярного плана. Четыре главные улицы, ориентированные по сторонам света, являлись одновременно частью торговых трактов: Чернигов­ского (с запада). Смоленского (с севе­ра), Брянского (с востока) и Новгород-Северского (с юга), которые сходились на торге у стен крепости. Вдоль глав­ных улиц-дорог располагались "предме­стья" - Прадельня, Рубцовка, Запильня и Заречье.

Большое строительство в Староду-бе началось после страшного пожара 1677 г., в результате которого "все укрепленное место сгорело, не оста­лось ни одной хаты, даже обгорели ва­лы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений". Пожар унич­тожил также четыре храма, "стоявшие в самом городе". Вся посадская за­стройка вскоре была восстановлена, не возобновлялись больше лишь крепост­ные сооружения.

Вместо сгоревшей деревянной церк­ви, "что на рынке, близ торговых ла­вок", известной с 1617 г., уже в 1677 г. был сооружен каменный соборный храм Рождества Христова; в 1683 г. на месте самой древней, по преданию, цер кви города (прежней соборной) был по­строен храм Рождества Богородицы; в 1688 г. возведен новый деревянный храм Покрова в Заречье, а в 1690 г. — церкви Воскресения, Георгия и Успения. На средства полковника М.А. Миклашев­ского была восстановлена церковь Ни­кольская (1691), обновлена церковь Ми­хаила Архистратига (1690) в Заречье и вновь построена церковь Преображения (1698). Казачья "Летопись самовидца", отмечая великолепие стародубских хра­мов этого времени "по письму образов" и "по звону колоколов", ничего не сооб­щает об их внешнем виде. Единствен­ный сохранившийся памятник этого вре­мени - храм Рождества Христова, по­строенный в стиле украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 в., - дает не­которое представление о подчеркнуто торжественном и монументальном харак­тере их архитектуры.

В нач. 18 столетия, во время Север­ной войны стародубцы активно высту­пили против захватчиков. Осенью 1708 г. под Стародубом между шведскими и русскими войсками велись многоднев­ные кровопролитные бои. Все попытки шведов овладеть городом не увенчались успехом. Петр I наградил Стародубцев подтверждением вольностей, получен­ных ими по Магдебургскому праву. Са­мым значительным событием в строи­тельстве города послевоенного периода было сооружение на средства гетмана И.И. Скоропадского каменной церкви Иоанна Предтечи (1720, не сохр.) - ве­ликолепного памятника архитектуры украинского барокко. Близкая по типу к церкви Рождества Христова, она от­личалась более сложным живописным силуэтом и нарядной пластикой фасад­ного декора.

В 1729 г. древний герб Стародуба был включен в новый гербовник "для малевания на знаменах": "дуб старой, стоящий на зеленой земле; поле белое".

Топографический обмерный чертеж города, выполненный в 1781 г. как под­основа для разработки регулярного плана, зафиксировал  планировочную структуру города кон. 18 в. Близкая к радиально-кольцевой, она была образо­вана улицами, начинавшимися большей частью от центра города - Соборной пл. на территории старой крепости - и тя­нувшимися к окраинам. Направление главных улиц по-прежнему определяли старые тракты. От бывшей крепости и торга к реке Бабинец спускались два "извоза", а через реку был устроен пе­реезд по плотине, перед которой обра­зовался крупный пруд. Радиальные улочки разделяли территорию бывшей крепости на ряд секторов с небольшой площадью. Здесь располагались семь церквей, в том числе каменный храм Рождества Христова и деревянная Ни­кольская церковь. Здесь же размеща­лись обозначенные на плане три камен­ных здания.

К крепостной территории с трех сто­рон примыкали площади, одна из кото-рых (западная) была застроена рядами торговых лавок, а северная и восточная образовались на месте ранее существо­вавших здесь укреплений — валов и рвов. К этому центральному ядру, напо­минавшему но характеру и плотности застройки, по великолепию храмовых зданий и их размещению ансамбль крем­ля, тяготели посадские церкви, подни­мавшиеся над береговой бровкой и в стороне от нее. Всего в городе в 1781 г. было 18 церквей, в том числе 6 камен­ных: Рождества Христова, Рождества Богородицы, Иоанна Предтечи, Богояв­ления (начата строительством в 1770 г.), Преображения, Успения (1781), а также 114 домов, имеющих не менее трех "по­коев". В материалах 1781 г. о Старо дубе встречается довольно подробное описа­ние некоторых зданийКирпичный дом "на италианский манер" сохранился; он принадлежал И.В. Завадовскому, пос­леднему полковнику Стародубского полка, брату известного государствен­ного деятеля графа П.В. Завадовского (владельца усадьбы в селе Ляличи). Рас­положенный на ул. Черниговской (ныне ул. Ленина, 8), дворовым фасадом он обращен в сад на береговом склоне р. Бабинец. Дом Завадовского - это первое в Стародубе здание, выстроен­ное в стиле раннего классицизма. Опи­сание второго дома, возможно, относит­ся к усадьбе Соколовых (на нынешней ул. Урицкого), состоящей из двух зда­ний - главного деревянного дома и кир­пичного флигеля. Постройки отделены от улицы старым садом, где сохрани­лось несколько двухсотлетних деревьев. Стены дома, рубленные из лиственни­цы (или сосны), обшиты на двух фаса­дах тесом, четырехскатная кровля - под толстым "сибирским железом". Пор­тик-веранда на четырех столбах, про­стые рамы наличников со ставнями, уг­ловые пилястры - таковы скромные элементы убранства дома, получившего у местных жителей название Соколов-щина. Здесь жили многие поколения дворянского рода Соколовых; послед­ней владелицей, до 1983 г., была А.Д. Янчевская, урожд. Соколова. В до­ме сохранилась мебель 18-19 вв., пред­меты домашнего обихода, посуда, при-боры. Часть библиотеки погибла во вре­мя Великой Отечественной войны, часть передана в библиотеку Московского го­сударственного университета. Некото­рые вещи попали в Стародубский музей: старинные книги, коллекции монет, ряд предметов домашнего обихода.

Основное население Стародуба - ка­заки, мещане и разночинцы. По сведе­ниям 1781 г., в городе было 1118 "хаты", из которых 111 бездворные, а 1007 раз­мещены на 863 дворах. Два двора при­надлежали наместникам, 27 - купцам, 61 - церковнослужителям, 344 - масте­ровым. На торге стояли 212 лавок для красного и мелочного товара, хлеба и кож, 5 винных погребов, 143 шинка. На двух ярмарках, продолжавшихся от двух до трех недель, главными товарами бы­ли "пенька чистая и сырец, канаты и ве­ревки, кожи, полотно, лапти и конопля­ное масло, ...деготь". Стародуб оставал­ся полковым городом до расформиро­вания казацких полков и образования в 1783 г. Стародубского уезда Новгород-Северского наместничества. В 1782 г. утвержден герб города - "дуб в серебря­ном поле", выполненный на основании герба полкового знамени. Разбогатев­шее купечество в это время развивает интенсивную строительную деятель­ность. В 1789 г. завершено строительст­во храма Богоявления; в 1800 г. возведе­на каменная церковь Вознесения, заме­нившая собой старый деревянный храм. В бывшем Иоанно-Богословском пе­реулке сохранился деревянный дом (ул. Фрунзе, 8), датируемый рубежом 18-19 вв., в архитектуре которого ши­роко использованы характерные для данного периода формы классицизма. Это выразилось в трехчастном построе­нии фасада с центральным ризалитом, завершенным треугольным фронтоном, и в выборе элементов декоративного убранства (модульоны в карнизе и др.). Как и везде, строительство зачастую осуществлялось с применением образ­цовых проектов, получивших особенно большое распространение в последую­щий период.

В 1802 г. Стародуб стал уездным го родом Черниговской губ., а в 1803 г. разработан его новый регулярный план с широтно-меридиональной сеткой улиц. С большим вниманием к древней планировочной структуре был решен центр города. Различные по очертани­ям небольшие кварталы лишены сим­метрии, а размещение двух торговых площадей на тех же участках, что и раньше, фиксирует старую крепость как некое незыблемое ядро. Вместе с административно-торговой площадью с северной стороны бывшей крепости они образовали свободную от застрой­ки территорию П-образной конфигура­ции, как бы "обтекающую" плотный и живописно спланированный централь­ный район. Вдоль речки Бабинец, юж­нее крепости, располагались участки, отведенные под торговые предприятия (рыбные лавки и "торговые бани"), промышленные заведения (свечной за­вод) и острог. Довольно ритмично рас­положенные по всей территории города небольшие площади различной формы (круглые, квадратные, овальные и ром­бовидные) придавали его планировоч­ной структуре определенную вырази­тельность и живописность.

Несмотря на тщательную разработ­ку, генеральный план не был осущест­влен. Довольно сложная топографиче­ская основа, а также уже существующая застройка города (особенно его цент­ральной части) "партикулярными" и "публичными" строениями, отмеченны­ми в описании 1781 г., заставили еще бо­лее внимательно отнестись к градостро­ительной ситуации, в значительной сте­пени сохранив ее.

В 1803 г. вместо деревянной Николь­ской церкви была построена каменная того же названия (позднее стала назы­ваться Старо-Никольская или Старо-Николаевская). Поставленный на воз­вышении между двух спускающихся к р. Бабинец улиц, величественный храм в стиле зрелого классицизма и ныне господствует в окружающей застройке, являясь одной из главных доминант го­родской панормы, воспринимаемой из Заречья. В 1822 гг. возводится новая ка-менная церковь Симеона (не сохр.) на месте сгоревшей деревянной. В эти же годы в одном из старых кварталов за­паднее крепости, на откосе берега р. Бабинец выстроен Тюремный замок, называемый в Стародубе Екатеринин­ским острогом, - одно из самых вырази- тельных и монументальных зданий го­рода в стиле позднего классицизма.

В 1835 г. был утвержден новый регу­лярный план, который незначительно отличался от предыдущего и также ока­зался нереализованным. Из-за сильно пересеченного рельефа и возникших в связи с этим трудностей по осуществле­нию регулярной планировки древняя, исторически сложившаяся уличная структура была сохранена почти неиз­менной на протяжении 19 - нач. 20 в.

О характере застройки Стародуба свидетельствует разрешение (1833) при­нимать в залог "жилые дома и лавки ка­менные, крытые железом и черепи­цею". В отличие от других брянских го­родов, в 1839 г. в Стародубе было запре­щено "устройство соломенных крыш на вновь возводимых строениях" в цент­ральных кварталах, где предполагалось каменное и смешанное строительство. На Красной ул. (ныне Краснооктябрь-ская) в нач. 19 в. одним из представите­лей древнего дворянского рода Микла­шевских (их имение находилось непода­леку, в с, Понуровка) возведен неболь­шой деревянный дом в стиле позднего классицизма. Его декор включает вход­ной портик тосканского ордера на дво­ровом фасаде, ризалит, увенчанный фронтоном — на уличном, розетки, кар­низы с кронштейнами, угловые лопатки и пр. На Немецкой ул. (ныне Воровско­го) два стоящих друг против друга дома представляют собой интересный при-мер застройки города 1-й пол. 19 в. Оба здания одноэтажные, деревянные. От­личительной особенностью дома № 5 (1-я треть 19 в., в нач. 20 в. принадлежал доктору Якубенко) является нарядная лоджия с двумя дорическими колонна­ми на уличном фасаде, а также кресто­образный мезонин с крупными окнами на боковых и дворовом фасадах, выяв­ленный со стороны улицы высоким тре­угольным фронтоном. Вместе с колон­нами лоджии этот фронтон образует своеобразный портик. Архитектура стоящего напротив дома № 6, построен­ного в 1853 г. Ф.В. Меркуловым (дата и фамилия владельца с виньеткой и фраг­ментом первоначальной окраски сохра­нились на фронтоне дворового фасада), следует "образцовым" проектам (на­личники с сандриками, тяги под окнами и венчающий карниз подражают позд-неклассицистическим формам, харак­терным для каменной архитектуры). Ориентированы на "образцовые" про­екты и другие здания города, среди них дом в Заречье (ул. Фрунзе, 63).

На ул. Луначарского (дома 17 и 19) находится усадьба, принадлежавшая композитору и фольклористу А.И. Руб­цу (1837-1913). Много раз перестраива­емые здания усадьбы сер. 19 в. утратили художественную ценность, но в истории города сохранились легенды о проводи­мых здесь концертах и занятиях народ­ного хора, для которых Рубец предоста­вил гостиную своего дома. Во флигеле для прислуги были выделены комнаты для художественной школы и школы кройки и шитья. На средства Рубца и по его инициативе в Стародубе был создан общественный сад и построена эстрада. Сад, называемый в городе "Парк Руб­ца", составлял вместе с усадьбой единое целое. В центральной части города, на Московской ул. в сер. 19 в. было соору­жено пожарное депо с оригинальной де­ревянной каланчой в виде высокой усе­ченной пирамиды, завершенной обход­ной галереей, - единственный в области памятник подобного типа.

По сведениям 1858 г., в городе насчи­тывалось 1018 дворов и около 12,5 тыс.жителей, основными занятиями кото­рых были земледелие и переработка сельскохозяйственных продуктов. В 1873 г. в Стародубе было 19 церквей, из них 15 располагались в пределах города, а 4 — на прилегающих к окраинам клад­бищах. Ежегодно проводились три яр­марки.

Период эклектики представлен в Стародубе многочисленными построй­ками — жилыми и общественными зда­ниями, возводимыми в камне и в дереве. На ул. Московской был выстроен трех­этажный корпус духовного училища, прямоугольный в плане объем которо­го усложнен двумя боковыми ризалита­ми и центральным, более активно кре-пованным и пышно декорированным (кирпичный стиль). На Чернигов­ской ул. (ныне ул. Ленина) по заказу го­родской управы в 1887 г. построена школа с весьма живописным и доста­точно своеобразным фасадным убран­ством и различными аттиками-фронто­нами на главном фасаде — полуциркуль­ным, лучковым и фигурным. Здание мужской гимназии, поставленное тор­цом к Бульварной ул. (ныне ул. Калини­на), выстроено в русском стиле. Его трехарочный входной портик на торцо­вом фасаде завершен балконом, выход на который осуществляется из актового зала. Четыре столба-кубышки портика и многочисленные архитектурные дета­ли фасада имитируют формы древне­русской архитектуры 2-й пол. 17 в. Строители двух зданий на Евсеев-ской ул. - гостиницы Акундовой и жи­лого дома купца Райхинштейна (дома 4 и 6) - использовали сходные декоратив­ные элементы, часто встречающиеся в убранстве зданий Стародуба. Разные наличники с богатыми "гребешками" подоконные фризы и фигурные венча­ющие карнизы украшают кирпичное здание гостиницы и деревянный второй этаж дома Райхинштейна. Мотивы фа­садного убранства объясняются близо­стью Стародуба к центрам старообряд­чества (Злынка, Новозыбков), где сло­жилась своеобразная школа зодчества.

Памятников архитектуры в Староду-бе немного, но роль их чрезвычайно ве­лика. Бывший полковой казацкий со­бор Рождества Христова, Богоявлен­ская и Старо-Никольская церкви. Ека­терининский острог, пожарная каланча и жилые дома кон. 18 - нач. 20 в., распо­ложенные в центральной части совре­менного города, образуют заповедный уголок древнего Стародуба и играютбольшую роль в формировании его па­норамы, воспринимаемой с речки Баби­нец. Главное достоинство города - поч­ти нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярно-го градостроительства.

Книга.., 1839, № 402; Городские поселения... 1865,с. 351-361; Филарет, 1873,кн.7,с 1-31;"Ле-топись Самовидца".., 1878, с. 2-3; Лазаревский, 1888, с. 1-12, 105-242; Русое, с. 70, 251; Уварова, с. 88; Самоквасов. 1908, с. 38; Мяло. с. 34; Тихоми­ров, 1956, с. 34; Соколов. Русанов, 1968, с. 214-218; Цапенко. 1972, с. 86-93; Русанов. Соко­лов, 1975, с. 169-174; Соболева, 198I.C.217; Шина-ков, 1984. с. 101: 1987а, с. 118-119; Винклер. с. 15, 143; Городков, 1990, с. 86-102: Археологическая карта России. 1993; АИА, № 9012, 10109, 11048, 11879.

 

Тридцать лет назад в гостеприимном Стародубе почётным гостям вручали памятные медали. Источник: Брянский исторический форум.

 

Книги в PDF  по данной теме:

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ СТАРОДУБЬЯ В XVIII ВЕКЕ» - Бирюков Сергей Николаевич

 «СТАРОДУБ – ГОРОД ДРЕВНИЙ РУСИ»  - МАТЕРИАЛЫ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

 



Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Лечу к тебе, как в дом родной лечу.
Лечу, прекрасный край мой
Придеснянский!
И всё, что взором сына охвачу,
Взволнует душу материнской лаской.

Картины брянских художников о Брянском крае.

М. Решетнёв, заслуженный художник России. «Свенский монастырь»

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

Брянский лес. Легендами и песнями воспетый:

В Брянском лесу тишина, тишина.

В Брянском лесу отгремела война.

И над могилами тех, кто мертвы,

Желтое солнце стекает с листвы.

В Брянском лесу тишина, тишина,

Что обещает на завтра она

Теплые ливни, росу от реки}

Вы настрадались, мои земляки.

Вы настрадались, и счастью пора

С нашего больше не бегать двора.

Пусть наградится ваш подвиг сполна:

В Брянском лесу тишина, тишина.

Стихи написаны Н. Грибачевым, а музыка брянским композитором Р. Долго­вым. Поэт рассказывал, как неожиданно родились слова. В один из очередных приездов в родные края он рано-рано утром вышел из гостиницы «Десна» в Брян­ске. Не спалось. Его поразила тишина. И сами собой явились строка за строкой.

 

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

    К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути),  переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы).

Стародуб упоминается в документах прошлого раньше всех других городов Брянского края. Впервые о нем говорится в духовной грамоте Владимира Мономаха. Тот рассказывал своим детям, что однажды зимой половцы напали на Стародуб, и черниговцы ходили выручать город. На Десне они перехватили половцев, разгромили их, отбили "полонянников" (пленных) и всю добычу. Но Мономах не указал, в каком году происходили эти события. Рассказывая же о войне между Мономахом и Олегом и упоминая Стародуб во второй раз, летописец называет год — 1096.

1096 год первое упоминание Стародуба; - "Олег вбеже в Стародуб и затворился ту". Олег -  киевский князь. В летописи сохранилось известие о Стародубском вече. Именно на этом собрании горожане решили пригласить к себе в князья внука Олега Святославича, тоже Олега (1166 год).

1503 год. После войны московского князя Ивана III с Литвой в состав государства Российского вошли черниговские земли, в том числе Стародуб, Почеп, Трубчевск, Брянск, Мглин, Радогощ (Погар). Брянщина стала юго – западной окраиной России.

1619 год. В селе Деулино, близ Смоленска, Россия и Речь Посполитая заключили договор о перемирии. По его условиям Стародуб, Почеп и Трубчевск отошли к речи Посполитой.

1665 год – возвращён Стародуб, и с тех пор все брянские земли всегда в составе России были.

Сегодня сравнивать Стародуб и Киев, вроде как и неприлично, но было время – XVII век – когда всё выглядело иначе. Стародуб принадлежал полякам, считался самым благословенным и тихим местом на левобережной украине, и жителей здесь было на треть больше, чем в разорённом Киеве.

Из Стародубья вышел первый церковный писатель XVIII века Иван Алексеев.

Первые стекольные заводы на Брянщине в XVIII веке появились в Стародубе, Злынке и Трубчевске. Именно здесь были обильные леса да хороший песок – сырьё для производства стекла. Производили тогда: графины, чарки, фляжки штофные, кварты малые, глеки пивные.

1772 год — при переходе польской границы в районе Стародубья получил новый паспорт будущий знамени¬тый бунтовщик Емельян Пугачев.

В XVIII—XIX вв. началось экономическое оживление края. В XVIII веке появилась заводская промышленность. Со второй половины XVIII в. многие земли Стародубщины принадлежали гетману Кириллу Разумовскому, который вел здесь большое строительство. В восточной части Брянщины в конце XVIII в. широко развивает заводское дело промышленник И. А. Мальцов, основавший на местных песках и древесном топливе ряд стекольных предприятий. В начале XIX в. он также скупает все металлургические заводы края и создаёт Мальцовский фабрично-заводской округ, охватывающий также части соседних уездов — Жиздринского и Рославльского.

1845 год — царь Николай I проехал через старообряд¬ческое Стародубье и крепко напугал староверов. Он не принял поднесенный хлеб-соль и обругал их за вероот-ступничество.

Три знаменитых брянских города было в древней Руси: Брянск, Стародуб Карачев.
Брянск. Уездный город. В 1888 году числилось 20 тысяч жителей. Церквей - 19, каменных домов – 90, деревянных – 2012. Дворян – 802, купцов – 527, мещан – 11724 и очень много солдат – 2600 низших воинских чинов.
Стародуб. Уездный город. В 1897 году – 26 тысяч жителей, 9 каменных церквей, каменных домов – 122, деревянных – 1597. На содержание полиции в год тратилось – 7000, на образование – 6000 рублей.
Карачев. Уездный город. В 1894 году – 17 тысяч жителей. Каменных зданий – 144, каменных церквей – 12, деревянных зданий – 1420, четыре гостиницы, двести (!) лавок и магазинов, около тысячи купцов, а рабочих и ремесленников – 1200.

Исторически сложилось так, что наиболее существенные боевые действия на Брянщине в период гражданской войны носили не столько классовый, сколько национально - освободительный характер. В начале марта 1918 года из Гомеля по направлению к Брянску двинулись австро-германские войска. 41-й корпус оккупантов с боями занял Злынку, Новозыбков, Клинцы, Унечу, Стародуб. А 10 апреля войска кайзера заняли Клинцы.

1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния.
Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.

Война 1812 года Было сформировано Брянско – черниговское кавалерийское ополчение. В боях принимали участие три брянских полка: Стародубский кирасирский, Севский и Брянский пехотные – и воевали они геройски. Брянские селенья, города, дворянские усадьбы не повторили судьбы смоленских и калужских – уцелели.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.

Собор Ново - Николаевский на Конной площади, ныне территория рынка. Разрушен к концу 50-х годов ХХ в. Фото взято с почтовой открытки отпечатанной примерно в 1913г.

Якубенко А.В., городской голова г. Стародуба.

 


Немного интересного, умного, мудрого.

**********

Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли   ТАЛЕЙРАН


Улыбнись …. чуть чуть лирики.

***************

Что бы ты стал делать, если бы на твою жену напал тигр?

- Ни за что не стал бы вмешиваться. Сам напал, пусть сам и выкручивается.