Стародуб
Стародуб один из самых старейших и красивейших городов России. Вы узнаете необходимую информация по событиям, услугам, ценам, картам, адресам, развлечениям. О его богатой истории – более 12 тыс. новых и старинных фотографий города, 18 тыс. рассказов жителей и отзывов путешественников, посетивших его. Рассказ о 9 тыс. интереснейших людей Брянщины. ТОП-100 достопримечательностей и архитектуры города. Маршруты приезда из Москвы и 620 городов России и Мира.
В Стародубе торжественно вручили медали «В честь подвига партизан и подпольщиков». Мероприятие было приурочено к отмечаемому соответствующему празднику. Присутствующих в зале земляков с праздником поздравил глава администрации округа Александр Подольный. Он высказал слова признательности и благодарности в адрес тех, кто самоотверженно громил врага в годы Великой Отечественной войны, кто внес свой вклад в общую победу, сражаясь и трудясь в тылу. Нескольким уважаемым жителям Стародубщины, которые в наше сегодняшнее непростое время занимают активную жизненную позицию, оказывают всяческую помощь военнослужащим, участвуют в патриотическом воспитании подрастающего поколения, торжественно были вручены медали «В честь подвига партизан и подпольщиков». Руководитель муниципалитета пожелал землякам крепкого здоровья и мирного неба над головой. Музыкальные поздравления в этот памятный день прозвучали от солистов Стародубского Центрального дома культуры. Одну из исполненных ими песен – гимн Брянской области «Шумел сурово Брянский лес» – зал слушал стоя.
В Стародубе прошел фестиваль казачьей культуры
Турнир по хоккею с шайбой на Кубок главы администрации Стародубского муниципального округа
4 июля 2023 года юные самбисты Стародубской спортивной школы встретились с сотрудниками Управления Федеральной службы войск национальной гвардии России по Брянской области. Спортсмены-самбисты вместе с наставником Дмитрием Марченко ознакомились с различными видами оружия и военной техники. Военнослужащие рассказали ребятам об особенностях службы. Также для юных спортсменов была организована «полевая кухня». Ребята остались довольны и сфотографировались на память.
Города Брянской области глазами нейросети Брянск Дятьково Злынка Стародуб
В Стародубском казачьем кадетском корпусе увековечили память воина-десантника Александра Винокурова. В его честь в учебном заведении открыли Парту Героя. Александр Винокуров с декабря 1995 года принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, был командиром группы в отряде специального назначения. Геройски погиб 18 января 1996 года при освобождении села Первомайское. Указом Президента РФ награжден орденом Мужества (посмертно). Похоронен в стародубском селе Дареевичи.
Семья Чонко из Стародуба победила в фестивале «Папа, мама, я - футбольная семья»
Союз пенсионеров и Союз женщин в Стародубе
стародуб официальный герб
Стародубский краеведческий музей
стародуб 2022 год
► Предприятия и организации города Стародуб Брянской области
Общественные организации Стародуба
стародуб край брянский стародуб один из 115 древнейших городов России
Стародуб соревнования по фигурному катанию на кубок Губернатора Брянской области Богомаза А.В.
город стародуб
стародуб брянская область
Городской округ «город Стародуб» (наделен этим статусом по Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.03. и согласно Закону Брянской области №3-З от 09.03.05.) входит в число старейших городов России, расположен на юго-западе Брянской области. Первое летописное упоминание о городе Стародубе датировано 1080 годом. Местное самоуправление установлено с 1625 года. Имеет свой герб, утвержденный 4 июля 1782 года.
првое упоминание стародуба в 1080 год
►Город Стародуб Стародуб Фотографии архитектуры города Стародуба
стародуб в составе брянской области с 1944 года
стародуб брянская
Из четырёх первых городов Брянщины древнейший Стародуб стародуб в 1079 год упоминается в летописи Мономаха
Брянский областной краеведческий музей.
1080 год. Стародуб.
Стародуб, город в Брянской области. Впервые упомянут в летописи в связи с событиями 1080 г. В черте современного г., в урочище Солдатская гора (правый берег реки Вабли), сохранилось городище. Однако там обнаружены отложения только эпохи железного века (юхновская культура). Находок древнерусского времени нет. Таким образом первоначальное местоположение Стародуба остается спорным.
Символы Брянщины, Брянска, Брянской области
Культурные, исторические, краеведческие события 2018 - 2022 г.г. в Брянской области
starodub city
1620 год. Стародуб.
1654 год. СТАРОДУБСКИЕ КАЗАКИ И МЕЩАНЕ
1714 год. ЗАКЛАДНЫЕ ТАБЛИЧКИ СТАРОДУБСКИХ ХРАМОВ XVIII-XIX ВЕКОВ
1724 год. Стародуб, староверская республика.
Стародуб Ново-Николаевский собор
город брянщины стародуб
Стародуб. Собор. Ново-Николаевский собор ( ныне на его месте мясо-молочный павильон на городском рынке. )
Города Стародубья в XVIII веке
Художественное наследие старообрядцев Стародубья
стародуб брянский край
КУЛЬТУРА СТАРОДУБСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Стародубский сиротский суд. 1775 год.
«Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга, который находился возле нынешней Мостовой, стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял этот дуб и, наконец, в 1840 году усох. Тогда городничий велел свалить его, выкорчевать корни и тем самым уничтожил славный исторический памятник Стародуба»
Символичное изображение гигантского дуба можно увидеть на гербе города, дошедшем до нас с 1620 года — «дуб с гнездом орлим». Правда, греб этот сохранился лишь на Украине, в Новгород-Северске. Вместе с гербами Мглина, Суража, Почепа и других он висит там на каменной триумфальной арке, поставленной в 1787 году.
Все это подтверждает сведения о том, что название города Стародуба связано с дубовыми лесами, которые росли здесь в старину, в частности с дубом-великаном, который многие годы возвышался в центре города.
быт стародубских дворян
Интерьер дворянский быт первой половины 19 века . В центре дамский туалет стародубских дворян Соколовых карельской березы. Экспозиция Брянского областного музея.
исторический центр города стародуба
Стародуб. Сенная улица. Предположительно 1900-1910-е гг. Фото предоставлено Дмитрием Гречихиным.
ФИЛЬКА-СТАРОДУБСКИЙ РАСКОЛЬНИК
Настроение в Стародубском уезде. Брянский край. 1917 год.
стародуб мужская гимназия Стародубское духовное училище
Достопримечательности Стародубского района Брянской области
Памятные места стародуба, связанные с Великой Отечественной войной
Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне «Винтовка» Стена памяти
Памятник неизвестному солдату Мемориал советским воинам Аллея героев Сквер «40 лет Победы» Стародуб
с. Селище д. Камень Курковичи с. Гарцево д. Шершевичи п. Лужки д. Садовая (Кривошеи)
д. Меженики с. Нижнее с. Дареевичи с. Азаровка с. Демьянки с. Ковалево с. Новое село
Достопримечательности района
Памятник Ленину Бюст А. Рубца Археологический комплекс древнего Стародуба Острог Екатерининский
Дом А.И. Рубца Бюст А. Невского Село Понуровка Святой родник Ветряная мельница
Водяная мельница Монумент морякам-подводникам Мемориальные доски Памятная табличка дубу
Часовня в честь иконы Божией Матери «Всецарица» СВЕТЯЩИЙСЯ ФОНТАН Памятник десантникам в Стародубе
Первому учителю Памятник Ивану Григорьевичу Щегловитову Памятник Юрию Гагарину
Памятники архитектуры
Мужская гимназия Тюремный замок Собор Рождества Христова Старо-Николаевская церковь
Богоявленская церковь Усадьба Миклашевских Церковь Петра и Павла Церковь Рождества Богородицы
Церковь Александра Невского (Троицы) Церковь Михаила Архангела Храм Георгия Победоносца
Храм во имя Святителя Николая Собор Ново - Николаевский Церковь Преображения
Церковь Иоанна Предтечи Гимназия женская Жилые дома Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Троицы Живоначальной Часовня
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Андрея Критского Церковь Зачатия Анны
Пожарное депо Старообрядческая церковь Православный храм в поселке Десятуха
Храм во имя пророка Захария и Елизаветы Храма во имя Иоанна Апостола Евангелиста (Иоанна Богослова)
На протяжении всей своей истории Стародуб находился в составе многих государств: Киевской Руси, Литвы, Московского государства, Речи Посполитой, затем – окончательно отошел России.
Так уж случилось, что, находясь в пределах различных государств, Стародубу суждено было быть пограничным городом. А пограничный город всегда должен иметь хорошее укрепление – крепость. Первое упоминание о Стародубской крепости относится к концу XI века. Владимир Мономах, описывая штурм Стародуба в 1097 году, где укрылся его противник Олег Черниговский, упомянул, что город выдержал 33-х дневную осаду. Такую длительную осаду могла выдержать только мощная крепость. Известно только, что располагалась она на месте исторической застройки города, получившей название Солдатская гора.
Иван Грозный неоднократно использовал Стародубскую крепость как форпост для походов на Польшу.
В конце 1607 года в Стародубе объявился учитель Шкловский. В Стародубском казачьем полковом соборе местный священник благословил его на царство под именем царя Дмитрия. В истории он известен как Лжедмитрий II.
Во II половине XVII века Стародуб являлся наиболее развитым ремесленным и торговым центром Левобережной Украины. Согласно летописным данным, Стародубская крепость XVII века выполняет функцию общегородского центра. Она имеет оборонное значение (валы, ров), здесь расположен религиозный центр (четыре огромных церкви, славящиеся на всю Украину, подворье Киевского Печерского монастыря), торговый центр (рынок), один из ремесленных центров (Старо-Никольский братский двор), культурный центр (Старо-Никольская школа), частные владении лучших людей города.
«Все славянские племена едину быти»… Воссоединение Украины с Россией, народное собрание в Стародубе. С картины художника В. Машенкина.
Последний раз Стародуб играл роль важной крепости в Северной войне. В городе находились продовольственные военные запасы, приготовленные перешедшими на сторону шведов гетманом Мазепой. Поэтому овладение этим городом, лежавшим на пути из России на Украину, значило так много для изголодавшейся шведской армии.
►Достопримечательности города Стародуб
►Стародуб. Октябрьская революция.
►Стародуб. Великая Отечественная война.
Экономика города Стародуб:
Крупные предприятия города:
- ОАО «Консервсушпрод»
- ТНВ «Сыр стародубский»
- Хлебокомбинат
►Город Стародуб Брянская область фото
Как и все города Бряницины, Стародуб не раз страдал от набегов иноземцев. Но это был один из крупнейших, процветающих и самых оживленных городов древней Руси. Не случайно в XVII в., после воссоединения Малороссии с Россией, он стал центром малороссийского Стародубского полка. Торговые отношения связывали город с Москвой, Брянском, Севском, Ригой, Архангельском. Местное купечество было известно своим богатством.
Большое строительство в Стародубе началось после страшного пожара 1677 г., в результате которого «все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели вялы городские...» Развитию города, безусловно, способствовало то, что после Северной войны Петр I наградил Стародубцев подтверждением вольностей, полученных ими по Магдебургскому праву.
О характере застройки Староду-ба свидетельствует разрешение 1833 г. принимать в залог «жилые дома и лавки каменные, крытые железом и черепицею». В отличие от других брянских городов, в Стародубе было запрещено «устройство соломенных крыш на вновь возводимых строениях» в центральных кварталах, где предполагалось каменное и смешанное строительство.
В 1781 г. в городе было 22 церкви, и они славились на всю Украину «как по письму образов, так и по звону колоколов».
Некогда крупный и шумный, ныне Стародуб утерял былой блеск. Но остались памятники старины — несколько церквей, построенных в стиле, сочетавшем черты русской и украинской архитектуры XVII-XVIII веков, а также дворянские особняки, в одном из которых расположен музей.
Самым интересным из сохранившихся памятников является собор Рождества Христова (ул. Первомайская, 11), играющий важную роль в общегородском силуэте. Деревянная церковь была здесь еще в XVII в. После сильного пожара она сгорела, и вместо нее была построена нынешняя вход в парк каменная.
Собор Рождества Христова (конец XVII в.) в Стародубе
Собор — замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества XVII в. Многие специалисты убеждены, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Можно предположить, что проект собора не составлялся на бумаге: компоновка объемов и наружная пластика, возможно, менялись по ходу его возведения. К примеру, окна расположены в неожиданных местах и без всякой логики, вид здания архаичен и лишен классической строгости. При всем этом храм создает впечатление солидности и уравновешенности. Однажды увидев это странное здание, вы запомните его надолго.
Стародуб. Церковь Старо-Никольская (начало XIX в.).
Полная противоположность Рождественскому собору сохранившаяся Старо-Никольская церковь, построенная в 1802 г. (ул. Евсеевская, 23). Точные пропорции объемов, строгий гармонический силуэт... Портики, пронизанные воздухом, хорошо «связывают» храм с природой. Это образец изящного, элегантного классицизма, в котором все обдумано, соразмерено и выдержано.
В конце Евсеевской улицы находится Тюремный замок, построенный по проекту известного русского зодчего Андриана Захарова. Местные жители почему-то называют его Екатерининским острогом, хотя к временам Екатерины он отношения не имеет. Это одно из самых выразительных и монументальных зданий города в стиле позднего классицизма.
Вид на старую церковь в Стародубе
Есть в Стародубе городской архитектурный реликт — единственный в области сохранившийся памятник городского жилого строительства конца XVIII в. Дом отделен от улицы Урицкого старым тенистым садом, скрывающим его от глаз прохожих. Еще недавно эту старинную городскую усадьбу, основанную петербургским инженером и строителем Николаем Ивановичем Соколовым, именовали Соколовщиной. Пять поколений русских интеллигентов служивого дворянского рода жили здесь.
В этом здании постройки начала XX в. сейчас в стародубе размещается почта
Стародуб. Церковь Богоявления (1770-1789 г.).
Бывший полковой казацкий собор Рождества Христова, Богоявленская и Старо-Никольская церкви, Екатерининский острог, пожарная каланча и старинные жилые дома, расположенные в центральной части города, образуют заповедный уголок древнего Стародуба и играют большую роль в формировании его панорамы.
Город-дом
Стародуб – хороший город,
Нет, не старый – молодой!
Пусть не Родина, но повод
Есть сказать ему: «Ты - мой!»
В Стародубе в семьдесят пятом
Мама с папой поженились.
И, конечно, всем понятно –
Мы с сестрой у них родились.
Я родилась на Донбассе:
Среди шахт и абрикос…
Он по-своему прекрасен,
Но расстаться с ним пришлось.
Стародуб меня приветил,
Домом стал навек моим.
Не найти на целом свете
Город, что сравниться с ним.
Он и чистый, и уютный,
По-хорошему простой.
Современный и культурный
Весь пропитан добротой.
Педагог СЦДТ Ильенко Н.И.
Стародуб. Лес плотной стеной окружал город, и в центре базара стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. В 1840 году тогдашний городничий велел свалить это многовековое дерево, выкорчевать корни и тем самым уничтожил природный памятник Стародуба.
Но до нас дошел герб, высочайше утвержденный в 1782 году, на котором изображен «дуб в серебряном поле».
Яков Соколов. "Седая Брянская старина".
Районный центр Брянской области. Конечная железнодорожная станция на ветке Унеча—Хутор Михайловский.
Город исторический, достославный. Входил в состав Черниговского княжества и представлял собой крепость на высоком острове.
В XIII веке сожжен татаро - монголами. С 1663 года — главный город Стародубского полка. В XVII веке — крупный торговый центр, связывавший Москву с Украиной и государствами Западной Европы. Местные товары: пенька, мед, воск, меха.
В 1708 году, во время Северной войны, к Стародубу подходили шведские войска, намереваясь остановиться здесь на зиму. Но город был занят русской конницей.
Был в составе Новгород-Северского наместничества, Черниговской и Гомельской губерний. С 1944 года — в Брянской области. В Стародубе сохранились памятники архитектуры XVII—XIX веков, в том числе Рождественский собор (Старый или Казацкий), Богоявленская церковь, Никольская церковь, так называемый Тюремный замок...
В 20 километрах от Стародуба уцелели постройки в стиле классицизма — имение Миклашевских, потомков стародубского полковника. В Гриневе (село поочередно принадлежало роду казацких старшин, позднее — видным российским магнатам Безбородко, Миклашевским, Лобановым- Ростовским, Апраксиным, Голицыным и др.) своеобразный дом и церковь Троицы.
Современное здание, в котором сегодня находится управление налоговой инспекции Стародуба
Стародубские казаки. 2000 год. Представители стародубского казачества во главе с атаманом Петром Ляпуном (в центре)
Еще в XVII веке войско Запорожское было поделено на полки — и это легло в основу административного устройства Малороссии, к которой тогда относился Стародуб. После присоединения Украины Стародуб вошел в состав государства Российского как полковой центр. Воинские традиции строго соблюдались жителями казацких сотен и полков. Возрождение казачества, воспитанного на товариществе и патриотизме, в середине 90-х годов побудило Стародубцев создать свой полк. Конечно, перед ним не стоят задачи «охраны южных рубежей», воспитание новых поколений в духе беззаветной преданности России на примере славных традиций предков стало его целью.
1878 год Стародубский полк
► Память на века (часовня А.Невского)
► «Когда сажусь за работу - забываю обо всем...» (полицейский из Стародуба вырезает из дерева иконы)
► А. Коробко (мэр Стародуба)
Праздник художественного слова
Город Стародуб Фотографии архитектуры города Стародуба
О древнем городе брянской земли - Стародубе - впервые говорится в «Поучении Владимира Мономаха» в связи с событиями 1078-1079 годов, когда Стародуб не признал киевских князей пытавшихся поставить его под свой контроль. Но несмотря на это, до середины XII века в нем находились чернигово-северские наместники. В XIII веке название «Стародуб» исчезает из летописей, в связи с тем, что город был сожжен монголо-татарами. Вторично Стародуб возродился уже как пограничная крепость молодого Литовского государства, охранявшая его рубежи со стороны Москвы и от периодически приходивших татар.
Многие годы город стоял неприступной крепостью, но левов высоком берегу реки Бабинец.
Значение Стародуба усиливалось с возвышением Москвы. В 1446 году, когда ослепили московского князя Василия Васильевича, в Литву бежал его союзник - боровский князь Василий Ярославович, получивший в удел в числе других и Стародуб. По возвращению Василия Темного на княжение вернулся и боровский князь, а Стародуб стал владением укрывшегося в Литве их противника - Ивана Андреевича Можайского, а затем его сына - Симеона. Попытки склонить Симеона Ивановича к католической религии вынудили его вернуться в 1500 году на родину. При этом ему удалось сохранить за собой и стародубский удел. Естественно, что Литва не могла согласиться с потерей своей территории - вспыхнула война, которая окончилась признанием в 1503 году прав Симеона, впрочем ненадолго. Для Стародуба вновь начались мрачные времена набегов и разрушений. Особо памятен горожанам был разгром 1534 года, когда поляки и литовцы истребили около 13 тысяч горожан.
В смутное время начала XVII века Стародуб героически отражал поляков. По Деулинскому теремирию гарнизон вынужден был покинуть город и Стародуб отошел к Польше. И только в 1654 у он окончательно вошел в состав России поначалу как город, причисленный к Нежинскому пол-'1 через некоторое время становится центром Стародубского полка как автономии Украины.
Стародубская земля была свидетельницей жестокой борьбы русского народа со шведскими захватчиками. В 1708 году войска Карла XII вступили на территорию Стародубского полка. Неподалеку от города между шведами и русскими завязались ожесточенные бои. Они длились несколько дней. В сражении участвовал местный полк и почти все мужское население Стародуба. Тысячи солдат и офицеров неприятеля были убиты, ранены и захвачены в плен.
Важно отметить, что в XVII веке для города был утвержден герб: «Старый дуб в серебряном поле с зелеными листьями слева».
В 1781 году Стародуб получает статус уездного города Новгород-Северского наместничества, затем Малороссийской (с 1797 года) и Черниговской (с 1802 года) губерний. Старая крепость стала ненужной и постепенно пришла в упадок, а окружавшие ее валы частично разрыты для выделки селитры (как в знаменитом Новгород-Северском), частично расчищены для городских построек.
Стародуб остался скромным уездным городом. К началу реформ 1860-х годов в нем обитало 12 тысяч жителей, из которых более тысячи оставались крестьянами, но собственно крестьянским трудом, особенно садоводством и выращиванием конопли, жило гораздо больше горожан. В Стародубе было 15 церквей, 4 еврейских молитвенных дома, больница, приходское светское, духовное и казенное еврейское училища.
В этом красивом городе промышленность не получила развития. Десяток полукустарных прс мышленных заводиков и один салотопленный давали продукции немногим более рубля на каждого жителя города. К тому же утратилось и некогда важное значение Стародуба, как торгового центра.
В 1917-1918 годах Стародуб находился в составе Белорусской Народной Республики (был частью земли Северщина) и Украинской державы Скоропадского. После гражданской войны переходит в состав РСФСР.
В 1926 году после передачи Гомеля Белоруссии Стародубский уезд был включен в Брянскую губернию.
Курительные трубки Стародубщины XVII-XX веков.
СТАРОДУБ
Один из самых древних городов области, ныне центр сельскохозяйственного района. Расположен в холмистой местности, на обоих берегах речки Ба-бинец (приток Вабли) при впадении в нее двух меньших речек — Бычок и Лан-ковка. Население на 1989 г. - 18,7 тыс. человек.
Стародуб впервые упоминается в завещании Владимира Мономаха в 1080 г. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 1096 г. сообщают о месячной осаде воинами Мономаха и Святополка "города", в котором "затворися" черниговский князь Олег- В кон. 19 в. было высказано предположение, что упоминаемый в летописи "город" находился в 6 верстах (9 км) восточнее нынешнего Стародуба, в месте, называемом "Деся-туха", которое уже в описании 1654 г. значилось как "старое городище". Здесь, на высоком меловом утесе северного берега Вабли сохранились остатки земляных укреплений. Исследования археологов свидетельствуют также о существовании на территории современного Стародуба поселения, датируемого 10-13 и 16-18 вв. Это поселение возникло на месте, освоенном еще в раннем железном веке, на правом, повышенном берегу речки Бабинец (ныне центральная часть города), где на мысу треугольной формы (урочище Солдатская гора) была сооружена крепость -детинец. С напольной северо-западной стороны на протяжении 30 м сохранились остатки вала шириной 10 м. За валом (к северу и северо-западу от Солдатской горы до ул. Красная площадь), по данным археологов находился посад,простиравшийся не менее чем на 0,5 км; его площадь составляла приблизительно 15 га.
В годы монголо-татарского нашествия город был разрушен. Никоновская летопись сообщает, что после татарского набега Стародуб находился во владении брянского князя, которым в 1380 г. был Дмитрий Ольгердович. Осаждавший город Дмитрий Донской подверг его страшному разорению. С кон. 14 в. Стародуб становится ареной борьбы русского и польско-литовского государств. Стародубскими князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина. а с 1400 г. — Александр Патрикиевич. Укрывшийся в Польше боровскии князь Василий Ярославич в 1446 г. получил в удел от короля Казимира несколько городов, в том числе и Стародуб. В 1454 г. город был передан другому беглецу - можайскому князю Ивану Андреевичу. В 1472 г. это удельное владение входило в состав Смоленского воеводства. Преемник Казимира Александр оставил Стародуб в наследственное владение сыну можайского князя Симеону Ивановичу, что подтвердил грамотами 1496 и 1499 гг. Политика польских властей, насаждавших католицизм, заставила князя просить защиты у Ивана 1П, и в 1503 г. Стародуб вошел в состав Московского государства.
В 1534 г. поляки под руководством киевского воеводы Андрея Немировича осаждали Стародуб, но безуспешно. В 1535 г. гетман Ян Тарновский разорил город, сжег крепостные стены, но в том же году "был поставлен новый город... построены святые церкви, сколько было можно". Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с
проездными башнями. По сведениям 1563 г., впервые становится известно о существовании в Стародубе двух укреплений: в "городе" и "за городом, для вылазки". Стародуб тогда входил в засечную черту Московского государства.
При Стефане Батории поляки вновь несколько раз безуспешно пытались взять город. В царствование Федора Иоанновича его укрепления были еще более усилены, а гарнизон увеличен. При распределении в 1615 г. украинских городов Московского государства на 5 разрядов, Стародуб в числе других се-верских городов был причислен к третьему разряду. В 1616 г. поляки овладели городом и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой; здесь разместился большой гарнизон. В 1620 г. король Сигизмунд даровал жителям вольности по Магдебургскому праву, а городу - герб, изображающий старый дуб с орлиным гнездом (до 1840 г. в центре города стоял многовековый дуб -живой памятник и символ города). В королевской грамоте говорилось о Стародубе, как о "месте" (городе) пограничном, "валами оточеном и... способном к обороне". Польша использовала его укрепления для прикрытия своих земель от Московского государства. В это время Стародуб становится крупным товарообменным пунктом между польскими, украинскими и русскими городами. На проводимых здесь ярмарках irpo-давалась и местная продукция: пенька, масло, мед, воск, меха, поташ, стекло.
В 1632 г. началась война России с Польско-Литовским государством. Русские войска овладели Стародубом, но по Поляновскому миру вновь уступили его Польше. В 1646 г. весь край был отнесен к гетманщине. В 1649 г. были составлены "реестры всего войска запорожского", поделенного на полки; это деление и легло затем в основу административного устройства Малороссии. Богдан Хмельницкий, возглавивший национально-освободительное движение украинского народа, вынужден был в очередной раз уступить Стародуб полякам (1651), но уже в 1654 г. вся Мало-россия воссоединилась с Россией и Стародуб стал полковым городом (до 1782 г.).
Город еще не раз страдал от вражеских набегов: в 1660 г. его разорили крымские татары, в 1663 г. разграбили и разрушили поляки. Но документы этого времени сообщают также о процветании города, о значительной торго-во-ремесленной деятельности его жителей. Торговые отношения связывали Стародуб с Москвой, Брянском, Сев-ском, Ригой, Архангельском. Силезией и др. Развитию этих отношений способствовали аграрно-промышленный характер края и его срединное положение между Москвой и Польшей. В Стародуб на две крупные ярмарки - Соборную и Десятуху - привозились разнообразные товары в большом количестве. Местное купечество было известно своим богатством.
В 1666 г. царь Алексей Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвердившую права его жителей по Магдебургскому праву. Город управлялся магистратом, а ремесленники были объединены в цехи: калачницкий, резницкий (мясники), олейницкий (маслобойщики), кравецкий с кушнерским (портные и скорняки), шевский (сапожники) с ко-жевницким, ткацкий, шаповальский (валяльщики), ковальский с котлярским (кузнецы и медники), музыцкии (этот цех по Универсалу Мазепы 1705 г. отдан "в послушество" церкви Иоанна Предтечи) и гончарный. Цеховое деление отразилось, например, в названии улицы Закаблуцкий Шаповал, встречающемся в актах 1664-70 гг. Улица проходила около "вала со старым замком". Здесь же упоминаются улицы Черниговская. начинающаяся от крепостных ворот того же названия. Кривая, Зем-лянская, Петрятинская, Немецкая "за валом" и др.
Дорегулярный город имел две крепости, большая из которых находилась на левом берегу речки Бабинсц, а другая, меньшая ("часть форштата") - в Заречье. Объемно-планировочная структура напоминала радиально-кольцевую.
Дробность планировки центральной части в пределах крепостных валов (с 11 воротами и 3 "вылазками") и их общие очертания, которые вместе с отрезанной рекой "частью форштата" приближались к кругу, очень четко видны на подоснове регулярного плана. Четыре главные улицы, ориентированные по сторонам света, являлись одновременно частью торговых трактов: Черниговского (с запада). Смоленского (с севера), Брянского (с востока) и Новгород-Северского (с юга), которые сходились на торге у стен крепости. Вдоль главных улиц-дорог располагались "предместья" - Прадельня, Рубцовка, Запильня и Заречье.
Большое строительство в Староду-бе началось после страшного пожара 1677 г., в результате которого "все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений". Пожар уничтожил также четыре храма, "стоявшие в самом городе". Вся посадская застройка вскоре была восстановлена, не возобновлялись больше лишь крепостные сооружения.
Вместо сгоревшей деревянной церкви, "что на рынке, близ торговых лавок", известной с 1617 г., уже в 1677 г. был сооружен каменный соборный храм Рождества Христова; в 1683 г. на месте самой древней, по преданию, цер кви города (прежней соборной) был построен храм Рождества Богородицы; в 1688 г. возведен новый деревянный храм Покрова в Заречье, а в 1690 г. — церкви Воскресения, Георгия и Успения. На средства полковника М.А. Миклашевского была восстановлена церковь Никольская (1691), обновлена церковь Михаила Архистратига (1690) в Заречье и вновь построена церковь Преображения (1698). Казачья "Летопись самовидца", отмечая великолепие стародубских храмов этого времени "по письму образов" и "по звону колоколов", ничего не сообщает об их внешнем виде. Единственный сохранившийся памятник этого времени - храм Рождества Христова, построенный в стиле украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 в., - дает некоторое представление о подчеркнуто торжественном и монументальном характере их архитектуры.
В нач. 18 столетия, во время Северной войны стародубцы активно выступили против захватчиков. Осенью 1708 г. под Стародубом между шведскими и русскими войсками велись многодневные кровопролитные бои. Все попытки шведов овладеть городом не увенчались успехом. Петр I наградил Стародубцев подтверждением вольностей, полученных ими по Магдебургскому праву. Самым значительным событием в строительстве города послевоенного периода было сооружение на средства гетмана И.И. Скоропадского каменной церкви Иоанна Предтечи (1720, не сохр.) - великолепного памятника архитектуры украинского барокко. Близкая по типу к церкви Рождества Христова, она отличалась более сложным живописным силуэтом и нарядной пластикой фасадного декора.
В 1729 г. древний герб Стародуба был включен в новый гербовник "для малевания на знаменах": "дуб старой, стоящий на зеленой земле; поле белое".
Топографический обмерный чертеж города, выполненный в 1781 г. как подоснова для разработки регулярного плана, зафиксировал планировочную структуру города кон. 18 в. Близкая к радиально-кольцевой, она была образована улицами, начинавшимися большей частью от центра города - Соборной пл. на территории старой крепости - и тянувшимися к окраинам. Направление главных улиц по-прежнему определяли старые тракты. От бывшей крепости и торга к реке Бабинец спускались два "извоза", а через реку был устроен переезд по плотине, перед которой образовался крупный пруд. Радиальные улочки разделяли территорию бывшей крепости на ряд секторов с небольшой площадью. Здесь располагались семь церквей, в том числе каменный храм Рождества Христова и деревянная Никольская церковь. Здесь же размещались обозначенные на плане три каменных здания.
К крепостной территории с трех сторон примыкали площади, одна из кото-рых (западная) была застроена рядами торговых лавок, а северная и восточная образовались на месте ранее существовавших здесь укреплений — валов и рвов. К этому центральному ядру, напоминавшему но характеру и плотности застройки, по великолепию храмовых зданий и их размещению ансамбль кремля, тяготели посадские церкви, поднимавшиеся над береговой бровкой и в стороне от нее. Всего в городе в 1781 г. было 18 церквей, в том числе 6 каменных: Рождества Христова, Рождества Богородицы, Иоанна Предтечи, Богоявления (начата строительством в 1770 г.), Преображения, Успения (1781), а также 114 домов, имеющих не менее трех "покоев". В материалах 1781 г. о Старо дубе встречается довольно подробное описание некоторых зданийКирпичный дом "на италианский манер" сохранился; он принадлежал И.В. Завадовскому, последнему полковнику Стародубского полка, брату известного государственного деятеля графа П.В. Завадовского (владельца усадьбы в селе Ляличи). Расположенный на ул. Черниговской (ныне ул. Ленина, 8), дворовым фасадом он обращен в сад на береговом склоне р. Бабинец. Дом Завадовского - это первое в Стародубе здание, выстроенное в стиле раннего классицизма. Описание второго дома, возможно, относится к усадьбе Соколовых (на нынешней ул. Урицкого), состоящей из двух зданий - главного деревянного дома и кирпичного флигеля. Постройки отделены от улицы старым садом, где сохранилось несколько двухсотлетних деревьев. Стены дома, рубленные из лиственницы (или сосны), обшиты на двух фасадах тесом, четырехскатная кровля - под толстым "сибирским железом". Портик-веранда на четырех столбах, простые рамы наличников со ставнями, угловые пилястры - таковы скромные элементы убранства дома, получившего у местных жителей название Соколов-щина. Здесь жили многие поколения дворянского рода Соколовых; последней владелицей, до 1983 г., была А.Д. Янчевская, урожд. Соколова. В доме сохранилась мебель 18-19 вв., предметы домашнего обихода, посуда, при-боры. Часть библиотеки погибла во время Великой Отечественной войны, часть передана в библиотеку Московского государственного университета. Некоторые вещи попали в Стародубский музей: старинные книги, коллекции монет, ряд предметов домашнего обихода.
Основное население Стародуба - казаки, мещане и разночинцы. По сведениям 1781 г., в городе было 1118 "хаты", из которых 111 бездворные, а 1007 размещены на 863 дворах. Два двора принадлежали наместникам, 27 - купцам, 61 - церковнослужителям, 344 - мастеровым. На торге стояли 212 лавок для красного и мелочного товара, хлеба и кож, 5 винных погребов, 143 шинка. На двух ярмарках, продолжавшихся от двух до трех недель, главными товарами были "пенька чистая и сырец, канаты и веревки, кожи, полотно, лапти и конопляное масло, ...деготь". Стародуб оставался полковым городом до расформирования казацких полков и образования в 1783 г. Стародубского уезда Новгород-Северского наместничества. В 1782 г. утвержден герб города - "дуб в серебряном поле", выполненный на основании герба полкового знамени. Разбогатевшее купечество в это время развивает интенсивную строительную деятельность. В 1789 г. завершено строительство храма Богоявления; в 1800 г. возведена каменная церковь Вознесения, заменившая собой старый деревянный храм. В бывшем Иоанно-Богословском переулке сохранился деревянный дом (ул. Фрунзе, 8), датируемый рубежом 18-19 вв., в архитектуре которого широко использованы характерные для данного периода формы классицизма. Это выразилось в трехчастном построении фасада с центральным ризалитом, завершенным треугольным фронтоном, и в выборе элементов декоративного убранства (модульоны в карнизе и др.). Как и везде, строительство зачастую осуществлялось с применением образцовых проектов, получивших особенно большое распространение в последующий период.
В 1802 г. Стародуб стал уездным го родом Черниговской губ., а в 1803 г. разработан его новый регулярный план с широтно-меридиональной сеткой улиц. С большим вниманием к древней планировочной структуре был решен центр города. Различные по очертаниям небольшие кварталы лишены симметрии, а размещение двух торговых площадей на тех же участках, что и раньше, фиксирует старую крепость как некое незыблемое ядро. Вместе с административно-торговой площадью с северной стороны бывшей крепости они образовали свободную от застройки территорию П-образной конфигурации, как бы "обтекающую" плотный и живописно спланированный центральный район. Вдоль речки Бабинец, южнее крепости, располагались участки, отведенные под торговые предприятия (рыбные лавки и "торговые бани"), промышленные заведения (свечной завод) и острог. Довольно ритмично расположенные по всей территории города небольшие площади различной формы (круглые, квадратные, овальные и ромбовидные) придавали его планировочной структуре определенную выразительность и живописность.
Несмотря на тщательную разработку, генеральный план не был осуществлен. Довольно сложная топографическая основа, а также уже существующая застройка города (особенно его центральной части) "партикулярными" и "публичными" строениями, отмеченными в описании 1781 г., заставили еще более внимательно отнестись к градостроительной ситуации, в значительной степени сохранив ее.
В 1803 г. вместо деревянной Никольской церкви была построена каменная того же названия (позднее стала называться Старо-Никольская или Старо-Николаевская). Поставленный на возвышении между двух спускающихся к р. Бабинец улиц, величественный храм в стиле зрелого классицизма и ныне господствует в окружающей застройке, являясь одной из главных доминант городской панормы, воспринимаемой из Заречья. В 1822 гг. возводится новая ка-менная церковь Симеона (не сохр.) на месте сгоревшей деревянной. В эти же годы в одном из старых кварталов западнее крепости, на откосе берега р. Бабинец выстроен Тюремный замок, называемый в Стародубе Екатерининским острогом, - одно из самых вырази- тельных и монументальных зданий города в стиле позднего классицизма.
В 1835 г. был утвержден новый регулярный план, который незначительно отличался от предыдущего и также оказался нереализованным. Из-за сильно пересеченного рельефа и возникших в связи с этим трудностей по осуществлению регулярной планировки древняя, исторически сложившаяся уличная структура была сохранена почти неизменной на протяжении 19 - нач. 20 в.
О характере застройки Стародуба свидетельствует разрешение (1833) принимать в залог "жилые дома и лавки каменные, крытые железом и черепицею". В отличие от других брянских городов, в 1839 г. в Стародубе было запрещено "устройство соломенных крыш на вновь возводимых строениях" в центральных кварталах, где предполагалось каменное и смешанное строительство. На Красной ул. (ныне Краснооктябрь-ская) в нач. 19 в. одним из представителей древнего дворянского рода Миклашевских (их имение находилось неподалеку, в с, Понуровка) возведен небольшой деревянный дом в стиле позднего классицизма. Его декор включает входной портик тосканского ордера на дворовом фасаде, ризалит, увенчанный фронтоном — на уличном, розетки, карнизы с кронштейнами, угловые лопатки и пр. На Немецкой ул. (ныне Воровского) два стоящих друг против друга дома представляют собой интересный при-мер застройки города 1-й пол. 19 в. Оба здания одноэтажные, деревянные. Отличительной особенностью дома № 5 (1-я треть 19 в., в нач. 20 в. принадлежал доктору Якубенко) является нарядная лоджия с двумя дорическими колоннами на уличном фасаде, а также крестообразный мезонин с крупными окнами на боковых и дворовом фасадах, выявленный со стороны улицы высоким треугольным фронтоном. Вместе с колоннами лоджии этот фронтон образует своеобразный портик. Архитектура стоящего напротив дома № 6, построенного в 1853 г. Ф.В. Меркуловым (дата и фамилия владельца с виньеткой и фрагментом первоначальной окраски сохранились на фронтоне дворового фасада), следует "образцовым" проектам (наличники с сандриками, тяги под окнами и венчающий карниз подражают позд-неклассицистическим формам, характерным для каменной архитектуры). Ориентированы на "образцовые" проекты и другие здания города, среди них дом в Заречье (ул. Фрунзе, 63).
На ул. Луначарского (дома 17 и 19) находится усадьба, принадлежавшая композитору и фольклористу А.И. Рубцу (1837-1913). Много раз перестраиваемые здания усадьбы сер. 19 в. утратили художественную ценность, но в истории города сохранились легенды о проводимых здесь концертах и занятиях народного хора, для которых Рубец предоставил гостиную своего дома. Во флигеле для прислуги были выделены комнаты для художественной школы и школы кройки и шитья. На средства Рубца и по его инициативе в Стародубе был создан общественный сад и построена эстрада. Сад, называемый в городе "Парк Рубца", составлял вместе с усадьбой единое целое. В центральной части города, на Московской ул. в сер. 19 в. было сооружено пожарное депо с оригинальной деревянной каланчой в виде высокой усеченной пирамиды, завершенной обходной галереей, - единственный в области памятник подобного типа.
По сведениям 1858 г., в городе насчитывалось 1018 дворов и около 12,5 тыс.жителей, основными занятиями которых были земледелие и переработка сельскохозяйственных продуктов. В 1873 г. в Стародубе было 19 церквей, из них 15 располагались в пределах города, а 4 — на прилегающих к окраинам кладбищах. Ежегодно проводились три ярмарки.
Период эклектики представлен в Стародубе многочисленными постройками — жилыми и общественными зданиями, возводимыми в камне и в дереве. На ул. Московской был выстроен трехэтажный корпус духовного училища, прямоугольный в плане объем которого усложнен двумя боковыми ризалитами и центральным, более активно кре-пованным и пышно декорированным (кирпичный стиль). На Черниговской ул. (ныне ул. Ленина) по заказу городской управы в 1887 г. построена школа с весьма живописным и достаточно своеобразным фасадным убранством и различными аттиками-фронтонами на главном фасаде — полуциркульным, лучковым и фигурным. Здание мужской гимназии, поставленное торцом к Бульварной ул. (ныне ул. Калинина), выстроено в русском стиле. Его трехарочный входной портик на торцовом фасаде завершен балконом, выход на который осуществляется из актового зала. Четыре столба-кубышки портика и многочисленные архитектурные детали фасада имитируют формы древнерусской архитектуры 2-й пол. 17 в. Строители двух зданий на Евсеев-ской ул. - гостиницы Акундовой и жилого дома купца Райхинштейна (дома 4 и 6) - использовали сходные декоративные элементы, часто встречающиеся в убранстве зданий Стародуба. Разные наличники с богатыми "гребешками" подоконные фризы и фигурные венчающие карнизы украшают кирпичное здание гостиницы и деревянный второй этаж дома Райхинштейна. Мотивы фасадного убранства объясняются близостью Стародуба к центрам старообрядчества (Злынка, Новозыбков), где сложилась своеобразная школа зодчества.
Памятников архитектуры в Староду-бе немного, но роль их чрезвычайно велика. Бывший полковой казацкий собор Рождества Христова, Богоявленская и Старо-Никольская церкви. Екатерининский острог, пожарная каланча и жилые дома кон. 18 - нач. 20 в., расположенные в центральной части современного города, образуют заповедный уголок древнего Стародуба и играютбольшую роль в формировании его панорамы, воспринимаемой с речки Бабинец. Главное достоинство города - почти нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярно-го градостроительства.
Книга.., 1839, № 402; Городские поселения... 1865,с. 351-361; Филарет, 1873,кн.7,с 1-31;"Ле-топись Самовидца".., 1878, с. 2-3; Лазаревский, 1888, с. 1-12, 105-242; Русое, с. 70, 251; Уварова, с. 88; Самоквасов. 1908, с. 38; Мяло. с. 34; Тихомиров, 1956, с. 34; Соколов. Русанов, 1968, с. 214-218; Цапенко. 1972, с. 86-93; Русанов. Соколов, 1975, с. 169-174; Соболева, 198I.C.217; Шина-ков, 1984. с. 101: 1987а, с. 118-119; Винклер. с. 15, 143; Городков, 1990, с. 86-102: Археологическая карта России. 1993; АИА, № 9012, 10109, 11048, 11879.
Тридцать лет назад в гостеприимном Стародубе почётным гостям вручали памятные медали. Источник: Брянский исторический форум.
Книги в PDF по данной теме:
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ СТАРОДУБЬЯ В XVIII ВЕКЕ» - Бирюков Сергей Николаевич
«СТАРОДУБ – ГОРОД ДРЕВНИЙ РУСИ» - МАТЕРИАЛЫ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ
Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:
СТАРОДУБ .
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
природа стародуба
Лечу к тебе, как в дом родной лечу.
Лечу, прекрасный край мой Придеснянский!
И всё, что взором сына охвачу,
Взволнует душу материнской лаской.
Картины брянских художников о Брянском крае.
М. Решетнёв, заслуженный художник России. «Свенский монастырь»
Брянские поэты и писатели о земле Брянской.
Брянский лес. Легендами и песнями воспетый:
В Брянском лесу тишина, тишина.
В Брянском лесу отгремела война.
И над могилами тех, кто мертвы,
Желтое солнце стекает с листвы.
В Брянском лесу тишина, тишина,
Что обещает на завтра она —
Теплые ливни, росу от реки}
Вы настрадались, мои земляки.
Вы настрадались, и счастью пора
С нашего больше не бегать двора.
Пусть наградится ваш подвиг сполна:
В Брянском лесу тишина, тишина.
Стихи написаны Н. Грибачевым, а музыка брянским композитором Р. Долговым. Поэт рассказывал, как неожиданно родились слова. В один из очередных приездов в родные края он рано-рано утром вышел из гостиницы «Десна» в Брянске. Не спалось. Его поразила тишина. И сами собой явились строка за строкой.
Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.
К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути), переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы).
Стародуб упоминается в документах прошлого раньше всех других городов Брянского края. Впервые о нем говорится в духовной грамоте Владимира Мономаха. Тот рассказывал своим детям, что однажды зимой половцы напали на Стародуб, и черниговцы ходили выручать город. На Десне они перехватили половцев, разгромили их, отбили "полонянников" (пленных) и всю добычу. Но Мономах не указал, в каком году происходили эти события. Рассказывая же о войне между Мономахом и Олегом и упоминая Стародуб во второй раз, летописец называет год — 1096.
1096 год первое упоминание Стародуба; - "Олег вбеже в Стародуб и затворился ту". Олег - киевский князь. В летописи сохранилось известие о Стародубском вече. Именно на этом собрании горожане решили пригласить к себе в князья внука Олега Святославича, тоже Олега (1166 год).
1503 год. После войны московского князя Ивана III с Литвой в состав государства Российского вошли черниговские земли, в том числе Стародуб, Почеп, Трубчевск, Брянск, Мглин, Радогощ (Погар). Брянщина стала юго – западной окраиной России.
1619 год. В селе Деулино, близ Смоленска, Россия и Речь Посполитая заключили договор о перемирии. По его условиям Стародуб, Почеп и Трубчевск отошли к речи Посполитой.
1665 год – возвращён Стародуб, и с тех пор все брянские земли всегда в составе России были.
Сегодня сравнивать Стародуб и Киев, вроде как и неприлично, но было время – XVII век – когда всё выглядело иначе. Стародуб принадлежал полякам, считался самым благословенным и тихим местом на левобережной украине, и жителей здесь было на треть больше, чем в разорённом Киеве.
Из Стародубья вышел первый церковный писатель XVIII века Иван Алексеев.
Первые стекольные заводы на Брянщине в XVIII веке появились в Стародубе, Злынке и Трубчевске. Именно здесь были обильные леса да хороший песок – сырьё для производства стекла. Производили тогда: графины, чарки, фляжки штофные, кварты малые, глеки пивные.
1772 год — при переходе польской границы в районе Стародубья получил новый паспорт будущий знамени¬тый бунтовщик Емельян Пугачев.
В XVIII—XIX вв. началось экономическое оживление края. В XVIII веке появилась заводская промышленность. Со второй половины XVIII в. многие земли Стародубщины принадлежали гетману Кириллу Разумовскому, который вел здесь большое строительство. В восточной части Брянщины в конце XVIII в. широко развивает заводское дело промышленник И. А. Мальцов, основавший на местных песках и древесном топливе ряд стекольных предприятий. В начале XIX в. он также скупает все металлургические заводы края и создаёт Мальцовский фабрично-заводской округ, охватывающий также части соседних уездов — Жиздринского и Рославльского.
1845 год — царь Николай I проехал через старообряд¬ческое Стародубье и крепко напугал староверов. Он не принял поднесенный хлеб-соль и обругал их за вероот-ступничество.
Три знаменитых брянских города было в древней Руси: Брянск, Стародуб Карачев.
Брянск. Уездный город. В 1888 году числилось 20 тысяч жителей. Церквей - 19, каменных домов – 90, деревянных – 2012. Дворян – 802, купцов – 527, мещан – 11724 и очень много солдат – 2600 низших воинских чинов.
Стародуб. Уездный город. В 1897 году – 26 тысяч жителей, 9 каменных церквей, каменных домов – 122, деревянных – 1597. На содержание полиции в год тратилось – 7000, на образование – 6000 рублей.
Карачев. Уездный город. В 1894 году – 17 тысяч жителей. Каменных зданий – 144, каменных церквей – 12, деревянных зданий – 1420, четыре гостиницы, двести (!) лавок и магазинов, около тысячи купцов, а рабочих и ремесленников – 1200.
Исторически сложилось так, что наиболее существенные боевые действия на Брянщине в период гражданской войны носили не столько классовый, сколько национально - освободительный характер. В начале марта 1918 года из Гомеля по направлению к Брянску двинулись австро-германские войска. 41-й корпус оккупантов с боями занял Злынку, Новозыбков, Клинцы, Унечу, Стародуб. А 10 апреля войска кайзера заняли Клинцы.
1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния.
Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.
Война 1812 года Было сформировано Брянско – черниговское кавалерийское ополчение. В боях принимали участие три брянских полка: Стародубский кирасирский, Севский и Брянский пехотные – и воевали они геройски. Брянские селенья, города, дворянские усадьбы не повторили судьбы смоленских и калужских – уцелели.
Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.
Собор Ново - Николаевский на Конной площади Стародуба,
ныне территория рынка. Разрушен к концу 50-х годов ХХ в. Фото взято с почтовой открытки отпечатанной примерно в 1913г.
стародубский конный полк Якубенко А.В., городской голова г. Стародуба.
Немного интересного, умного, мудрого.
**********
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли ТАЛЕЙРАН
Улыбнись …. чуть чуть лирики.
***************
Что бы ты стал делать, если бы на твою жену напал тигр?
- Ни за что не стал бы вмешиваться. Сам напал, пусть сам и выкручивается.