СтраницаСтарообрядческая

Старообрядческая церковь Село Елионка Стародубскогорайона Брянской области

Старообрядческая церковь. Елионка. Стародубский р-н. 1910 г.

 

В двадцати пяти километрах на юго-запад отСтародуба на равнинном месте едущий в Воронок издали видит причудливо рисующийся на фоне неба силуэт церкви. Как маяк в море, это здание отмечает в зелёном просторе место села Елионка.

По рассказам жителей села, церковь построена в начале XX века и освящена в 1910 году. Вполне возможно. Возможно, что и несколько раньше. Архитектура ее принадлежит последней четверти XIX века. Но мы уже убедились, что памятники культового зодчества первого десятилетия XX века ничем не отличаются от своих предшественников, построенных в конце XIX века. Это как бы запоздалые цветы, отсташие от времени своего цветения.

Тот же традиционно-крещатый план, но с рубленным «округло» восьмигранным залом в центре. Входящие углы крестовины плана за­полнены шестигранными помещениями -служебными при пятистенном алтаре и папертями боковых входов в собственно церковь. Просторная трапезная и притвор - нижний ярус колокольни - удлиняют план здания.

Черты своеобразия плана в объёмном построении развились в оригинальную композицию. Над шестигранными угловыми помеще­ниями поднялись стройные восьмигранные башенки, своей формой повторившие высокую колокольню. Они окружили высоко посажен­ный на нижний восьмерик восьмигранный световой барабан и, по закону контраста величины, настроили его на более мощное звучание. Получилась весьма живописная, богатая пластикой форм групповая композиция центрального ядра. Ее по праву венчает стянутый у осно­вания полицей тыквовидный купол с луковичной главкой на фигурной вытянутой стройной шейке.

Башня колокольни стоит на высоком четверике. С боков он очень устойчиво поддерживается низкими прирубами к паперти. Спереди такую же роль выполнял портик главного входа (утрачен). Стройный восьмерик звона колокольни покрыт возвышенным куполом с главой, подобной главе церкви. В купол врезаны четыре теремка - наличники ложных «слухов».

Формы пятиугольных фронтонов - прирубов паперти и треугольных фронтонов боковых приделов церкви находят отзвук в треугольных за­вершениях окон, эхом отражаются в «елочной» тесовой обшивке стен.

Разнообразная обшивка элементов стен, деликатное и тактичное украшение подзоров карнизов и членений, треугольных бровок окон и козырьков входов прорезной резьбой при близком восприятии памят­ника отлично дополняют его богатую пластичными сложными объемами и светотенью пространственную композицию.

В интерьере очень эффектно прорывающееся пятикратно вверх пространство - в угловых и центральном восьмериках.

Убранство и живопись не сохранились.

Памятник представляет безусловную ценность как хороший пример выполнения сложной объемной композиции в дереве, пластично мягкой и художественной выразительной.