СтраницаИстория города Стародуба

История города Стародуб Стародубский район Брянская область

Стародубское удельное княжество во второй половине XV - начале XVI веков

1724 год. Стародуб, староверская республика.

Стародуб

Запорожские (слева) и Стародубские (справа) казаки (с рисунка А. Мак-Брайда)

Стародуб — древний русский город. Девятьсот лет тому назад он стоял неприступной крепостью на высоком меловом острове, который омывался с южной стороны рекой Вабля, а с трех сторон был прикрыт непроходимым болотом. Болота теперь нет и в помине. Оно высохло после вырубки лесов и резкого обмеления реки.
Желая овладеть юго-западными землями Русского государства, Литва в XIV веке не раз вела кровопролитные сражения за Стародуб. Особенно ожесточенными они были в 1379 и 1408 годах. В конце концов город был взят литовцами. После объединения Литовского и Польского государств паны разделили Стародубское княжество на мелкие уделы и передали их «державцам». Угнетение русского населения усиливалось. Дикий произвол и беззаконие, стремление навязать жителям католическую веру, непосильные налоги вызывали у Стародубцев ненависть к оккупантам. Дело доходило до вооруженных столкновений с литовскими отрядами.
В 1500 году стародубцы во главе с князем С. И. Можайским отказались подчиниться литовским захватчикам и попросили помощи у Москвы. Это стало одной из опричин воины, начавшейся между русскими и литовско-польскими войсками. Кончилась она победой русских. В 1503 году Стародуб вошел в состав Московского княжества.
Спустя 31 год враг снова был у стен города. Русские войска под командованием Телепнева-Оболенского, активно поддерживаемые населением, героически сражались за Стародуб. В ожесточенных боях погибло тринадцать тысяч человек. Только тайный подкоп позволил литовско-польским захватчикам ночью овладеть городом. Вскоре после этого Стародуб был освобожден русскими. Позже его снова захватила Польша. Враги не случайно рвались к этому городу. Начиная с XVII века, он являлся одним из крупных товарообменных пунктов между Москвой и Украиной. Вместе с тем овладение Стародубом как крепостью позволяло Польше прикрывать захваченные русские и украинские земли от укреплявшегося Московского государства.
В 1648 году под руководством Богдана Хмельницкого на Украине началось освободительное движение против панской певоли. Оно докатилось и до Стародубщины. К повстанцам присоединились целые села. Хмельницкий послал на помощь восставшему населению казачий полк в семь тысяч сабель. В июне 1648 года казаки осадили Стародуб. Местный житель Павел Малявка проник в крепость и открыл ворота. Город был взят. Но вскоре повстанцы и казаки ушли на помощь Хмельницкому. Вернувшиеся паны жестоко расправились с населением. В 1653 году вновь вспыхнуло восстание против литовских и польских угнетателей. По Андрусовскому мирному договору 1667 года город окончательно вошел в состав Русского государства.
Стародубская земля была свидетельницей жестокой борьбы русского народа со шведскими захватчиками. 28 октября 1708 года войска Карла XII вступили на территорию Стародубского полка. Неподалеку от города между шведами и русскими завязались ожесточенные бои. Они длились несколько дней. В сражении участвовал местный полк и почти все мужское население Стародуба. Тысячи солдат и офицеров неприятеля были убиты, ранены и захвачены в плен. Но шведы имели численное превосходство. В конце концов им удалось войти в город. Захватчики разграбили и сожгли его. Однако шведам недолго пришлосв хозяйничать на нашей земле.
В 1781 году Стародуб стал уездным городом Новгород-Северского наместничества, а с 1802 года — Черниговской губернии. Значение его как торгового центра упало. Городом в то время управляла дума. Она ничего не сделала для нужд трудящихся Стародуба. Достаточно сказать, что на содержание полиции здесь расходовалось средств в семь раз больше, чем на медицинское обслуживание. Во всем уезде было четыре врача, которые, по отчетам 1898 года, оказали помощь в лечебных учреждениях лишь 647 больным. Школы в Стародубе не было, зато действовали 18 церквей и 143 шинка.
Стародуб упоминается в русских письменных источниках начиная с XI века. Первое упоминание о Стародубе в завещании Мономаха относится к 1080 году. Уже в то время город имел сильные укрепления.

Произошло название города от дубовых лесов, окружавших его в давние времена. Старый дуб украшал герб Стародуба 1620 года.

Во время  нашествия Батыя был уничтожен татаро-монголами.

С середины XIV века -центр княжества в Великом княжестве Литовском.

Сильно пострадал в 1379 году от войск Дмитрия Донского.

В начале XVI века переходит под юрисдикцию Великого княжества Московского и становится оплотом его юго-западных границ. После объединения Украины с Россией в 1654 году Стародубская земля административной единицей - «Стародубский полк» - вошла в состав Украины.

Долгое время город находился на юго-западной окраине Русского государства и не раз подвергался нападениям польско-литовских сил, как, например, в 1515, 1534 и 1535 годах. Летом 1535 года польско-литовское войско под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского захватило город, при этом погибло 13 тысяч жителей.

В Смутное время Стародуб был сожжен почти всё его население погибло.

С 1654 года Стародуб -  административный центр Стародубского полка в составе Гетманщины. В 1660 году был разорён крымскими татарами, а в 1663 году поляками.

Со второй половины XVII века становится одним из важнейших центров ярмарочной торговли.

С 1782 года - уездный город. К этому времени в нём было 18 церквей и более тысячи хат

В 1917—1918 годах Стародуб находился в составе Белорусской Народной Республики (был частью земли Северщина) и Украинской державы Скоропадского. После гражданской войны переходит в состав РСФСР.

В период гражданской войны город временно (1917-18 гг.) находился под властью немцев.

В 1926 г. после передачи Гомеля Белоруссии Стародубский уезд был включен в Брянскую губ., в 1929 г. - в Западную обл., а в 1938 г. в связи с ее разделением - в состав Орловской обл. За двадцать с небольшим лет (1919—41 гг.) Стародуб становится центром развитой промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов.

С августа 1941 г. по сентябрь 1943 г. город был оккупирован немецкими войсками и подвергся большим разрушениям. Почти полностью были уничтожены 336 жилых домов, здания педучилища и десятилетней школы, все промышленные и культурно-просветительные учреждения. После освобождения Стародуба потребовались значительные усилия для восстановления предприятий, жилых и общественных зданий.

Активная реконструкция городской застройки стала проводиться по проекту, разработанному в 1962 г. институтом "Брянскгражданпроект". В соответствии с ним, территория Стародуба поделена на три района, два из которых расположены на левом берегу р. Бабинец, а третий - в Заречье. Центр города сохранен на прежнем месте, но подвергся реконструкции.

  Сайгак

Рождественский полковой собор в Стародубе (построен в 1677 году). Здесь не только молились, но и объявляли царские указы и гетманские универсалы, хранили полковые и взятые в бою вражеские знамёна, приносили присяги и отпевали павших казаков. Это памятник особого архитектурного стиля, названного «украинским барокко». К слову, мастер-живо­писец из Почепа Остап Иванов, работавший в стиле украинского барокко, был приглашен в Москву, где писал иконы для Большого собора Донского монастыря. Так стародуб-ское казачество обогащало духовный мир Московского государства.

Город Стародуб, оказавшийся в начале XVII века в составе Речи По-сполитой получил в 1620 году от польского короля Сигизмунда III Вазы магдебургское право. Давая его городу, король рассчитывал привлечь симпатии местного населения, вызвать приток городских жителей. Ор­ганом власти в городе являлся магистрат, возглавляемый войтом. Маги­страт имел две коллегии: лаву (уголовный суд) и раду (административный орган и суд по гражданским делам). Для ведения городских дел имелась печать с гербом города.

Магдебургское право - система феодального городского права, впервые сложившаяся в XIII веке в германском городе Магдебург. Согласно ему экономическая деятельность, имуществен­ные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной внутригородской системой за­конов. Магдебургское право давало налоговые льготы посадским людям - купцам и ремеслен­никам, но не распространялось на людей слу­жилых - казаков и шляхтичей, которые между тем тоже занимались ремеслами, промыслами и торговлей. Это часто порождало конфликты.

Печать Стародубского магистрата

Хоругвь Стародубской казачьей сотни, каза­чья войсковая печать

Стародуб. История изучения и история основания города.

Н.Е. Ющенко,
главный архивист
отдела публикации
и использования
документов ГАБО.

Краткий обзор истории исследований Стародуба и его окрестностей.

 Город Стародуб входит в десятку древнейших городов Российской Федерации. Первые упоминание города в Лаврентьевском летописном своде относится к последним десятилетиям 11 века и связано с деятельностью великого князя киевского Владимира Мономаха1. И уже в этих сведениях Стародуб выглядит как вполне уже сформировавшийся город-крепость, способный выдержать более чем месячную осаду объединенных сил самых сильных в то время на Руси дружин – киевской и переяславской.

Однако, долгое время в исторической науке оставался не выясненным целый ряд вопросов, связанных с выяснением не только времени и обстоятельств фактического основания Стародуба, но, даже и месторасположения первоначального города2. Только в результате систематических археологических исследований на территории самого Стародуба, проведенных в 1980-х гг. под руководством д.и.н. БГУ Е.А.Шинакова и зав. отделом археологии БГОКМ Н.Е.Ющенко, удалось доказать, что Стародуб был основан на территории современного города, в урочище Солдатская Гора. При археологических раскопках удалось также обнаружить, что материалы и культурный слой середины 10 века распространены на площади более 23 гектаров3. Причем, во всех раскопах (а их суммарная площадь составила свыше 700 м2) было отмечено наличие только культурного слоя, относящегося к древнерусской археологической культуре при полном отсутствии даже следов роменского слоя (слоя, содержащего находки славянского – дорусского, племенного времени).

 

Итоги археологического изучения древнего Стародуба привели к выводам, что уже в середине 10 века (т.е. ок. 940 – 960 гг.) Стародуб представлял собой развитый, с довольно многочисленным для того времени населением город. Однако вопрос о времени основания Стародуба тогда так и не был решен. Только благодаря проведению интенсивных археологических разведок в бассейнах рр.Вабли и Снови, удалось придти к выводу, что Стародуб возник на незаселенной славянами территории – в межграничной зоне между северянами и радимичами и изначально являлся русским поселением, не имевшим славянской предыстории4.

Сопоставление письменных (в первую очередь – летописных) источников, касающихся начальной истории Русского государства и результатов археологических исследований Стародуба и Среднего Подесенья в целом, позволило вполне логично связать историю зарождения Русского государства с историей возникновения города Стародуба, найти ему место в тех исторических процессах, которые происходили в конце 9 – 11 вв. в Среднем Поднепровье.

Возникновение Русского государства – Русской земли и основание города Стародуба.

 

События, предшествующие рождению Русского государства и основанию Стародуба начались еще 862 году, когда, по словам летописца Нестора, племена ильменских словен, кривичей, чуди и веси пригласили на княжение варяжского конунга (князя) Рюрика. Рюрик прибыл на княжение со своими дружиной и родом, который назывался «русь». Однако, Рюрик никакого государственного образования на севере Восточной Европы не создал, да и создать не мог, так как полномочия князя были ограничены договором со старейшинами или вождями пригласивших его племен. В 879 году Рюрик умер, а спустя три года его родственник и воевода Олег5 с малолетним сыном Рюрика – Игорем и большой дружиной отправился из Новгорода на юг и в 882 году пришел в полянский город Киев на правом берегу Днепра. Заняв город, Олег объявил Киев «матерью городов русских». Тогда же Олег освободил киевлян и всех полян от выплаты дани Хазарскому каганату. На следующий, 883 год, Олег во главе русской дружины совершил поход на кривичей и обязал их ежегодно выплачивать дань Киеву. В 884 году Олег с дружиной отправился в землю северян, которых также освободил от хазарской зависимости, обложив «легкой данью» в пользу Киева. Через год, в 885 году, Олег с дружиной отправился из Киева на север к радимичам. Они также были освобождены от хазарского подданства и обложены относительно небольшой данью для Киева.

Однако сбор дани в те времена имел свои особенности. Они заключались в том, что не подданные племена доставляли собранную дань в Киев, а сам киевский князь лично во главе своей дружины осенью, когда уже был собран урожай и начинался сезон охоты на пушного зверя, отправлялся в поход за данью. Этот способ сбора дани назывался «полюдье».

Таким образом, вскоре после похода на радимичей, поздней осенью 885 или 886 года, Олег во главе дружины должен был отправиться в первое «полюдье» -- собирать дань с покоренных племен. Маршрут полюдья начинался в Киеве и шел на север вдоль Днепра до Смоленска. Затем, дружина должна была перейти через водораздел в верховья Десны и спуститься вдоль реки на юг до современного села Хотылево. С этого места маршрут полюдья, для того, чтобы исключить движения дружины по густо населенным племенным территориям, переходил на верховья Судости, вдоль которой княжеской дружине нужно было пройти до устья правого притока Судости – реки Вабли. Далее, дружина должна была идти вдоль Вабли и ее притока речки Бабинец на восток до современной деревни Мытничи, после чего, маршрут полюдья пересекал водораздел до речки Титвы и поворачивал на юг, проходя по правому берегу Титвы, а затем и реки Снови до впадения ее в Десну. К этому времени уже начиналась весна, лед на реках вскрывался и княжеская дружина на ладьях-моноксилах (однодревках), нагруженная собранной по пути данью, по Десне возвращалась в Киев. На прохождение всего маршрута уходило около 6 месяцев – с ноября по апрель. Во время полюдья, князю и его дружинникам приходилось передвигаться по лесным тропам, преодолевать снежные заносы, противостоять морозам. Для того, чтобы это путешествие, проходившее в таких сложных условиях, оказалось успешным, по пути следования дружины были киевский князь Олег устраивал пункты для ночевки и обогрева дружинников – так называемые становища. Расстояния между становищами не превышали дневного пешего перехода. Некоторые из таких становищ становились погостами, то есть местами куда вожди и старейшины местных племен перед прибытием киевской дружины свозили свою часть дани. Как правило, вокруг этих становищ и погостов возводились примитивные укрепления, на случай нападения воинственных славянских ватаг. Хотя нужда в этих становищах и погостах появлялась только раз в году, по-видимому, в остальное время там кто-то должен был поддерживать порядок и следить за их состоянием. Наиболее вероятно, что это поручалось представителям обитавших в относительной близости славянских племен.

Одновременно с этим, между зимними княжескими вояжами за данью, великий киевский князь Олег много времени уделял формированию территории своих владений. Под контроль киевского князя, в первую очередь, вошла территория, занимаемая племенным объединением полян и расположенная, преимущественно, на правом берегу Днепра вокруг Киева. Вскоре, были подчинены и западные северяне, обитавшие на левом берегу Днепра вдоль нижнего течения Десны в отрыве от основной территории северянского племеннного союза. Затем, киевским князем Олегом была освоена и присоединена к своим владениям узкая полоса вдоль рек Снов, Бабинец и Вабля (до ее нижнего течения). В связи с этим, некоторые становища и погосты, расположенные вдоль этой полосы превращались в небольшие крепостицы и городки, ставшие опорными пунктами зарождавшегося Русского государства. В дальнейшем, в летописных сводах эта, подвластная Олегу территория, стала называться Русской землей.

 

В это же время становятся городком и становище/погост Стародуб. Все это произошло очень быстро – в течение нескольких лет – в период с 882 года по рубеж 9-10 вв. Причем, вслед за княжескими дружинами на новые, еще не обжитые и незаселенные земли шли земледельцы, ремесленники, строители из Киева и его округи. Об этом говорят, в частности, гидронимы (названия речек), которые новопоселенцы «принесли» с собой из-под Киева – р.Ирпа (от р.Ирпень – правый приток Днепра), р.Бабинец (от р.Бабинец – правый приток р.Круча – правый приток р.Здвиж – правый приток р.Тетерев – правый приток р.Днепр), р.Вабля (от р.Вабля – левый приток р.Здвиж – правый приток р.Тетерев – правый приток р.Днепр)6. Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод о том, что первыми постоянными жителями Стародуба и его окрестностей стали выходцы из Киева и его ближайшей округи.

 

Спустя 40 – 60 лет, Стародуб становится уже довольно значительным городом, раскинувшимся на площади более 25 гектаров, центром Стародубской волости, входившим в Сновскую тысячу. Его значение постоянно возрастало: от становища/погоста – до важной пограничной крепости на северо-восточной границе Русской земли. От Стародуба русские дружины ходили на вятичей, на «неразумных хазар» и, наконец, в Залесье, где были основаны такие города как Владимир, Суздаль, Москва. Приняли участие в освоении Руси Залесской и выходцы из Стародуба. Они заложили на берегах Оки и Клязьмы два городка, которые назвали в честь своей малой родины Стародубом (Ряполовским) и Стародубом (Вотским). Через Стародуб пролег важный торговый путь из Киева в Волжскую Булгарию и далее – в Среднюю Азию7.

В настоящее время, когда основная часть древней Русской земли находится в пределах независимой Украины, Стародубу выпала доля остаться единственным городом в Российской Федерации, сохраняющим историческую и территориальную связь современной России с ее колыбелью – Русской землей.