СтраницаХристова

Собор Рождества Христова Стародубский район Брянской области

Храм в честь Рождества Христова (г. Стародуб)

Рождественский собор - по местному преданию самый старый храм города. "Летопись самовидца" говорит, что храм построен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба. В камне собора увековечена память о совместной борьбе за национальное освобождение русского и украинского народа

Культура Стародуба испытывала на себе влияние трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Свидетелем этого общения и ныне является Рождественский собор - по местному преданию самый старый храм города. "Летопись самовидца" говорит, что храм построен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба. В камне собора увековечена память о совместной борьбе за национальное освобождение русского и украинского народа.

Стародубский район. Стародуб. Собор Рождества Христова. XVII в.

Культура Стародуба испытывала на себе влияние культур трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Каменным свидетелем взаимного обогащения является древнейший памятник архитектуры Брянского края - Рождественский собор.

«Летопись Самовидца» говорит, что храм Рождества Христова от­строен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба.

Горел собор и еще раз - в 1744 году. Однако внешний облик его, по-видимому, не изменился. Как бы то ни было - возраст почтенный.

Здание трехчастного построения. В то время строились так украин­ские церкви. Их основные помещения - притвор, храмовый зал, алтарь - располагались по продольной оси, образуя удлиненную композицию. Центральный храмовый зал выделялся лишь главой или куполом с главкой. Стародубские зодчие отходят от этой традиции. Они придают всем частям здания разную форму. Притвор делают четырехугольным, алтарь пятигранным, а храмовый зал - в виде неправильного вось­миугольника. По площади и по развитию в высоту зал господствует над двумя первыми объемами. Мало того, зодчие покрывают все три объема куполами. На двух из них устанавливают световые барабаны, увенчанные куполками с крестами на шарах. Третий - центральный восьмигранник - выделяют более крупным барабаном с самобытной шапкой купола. Получилось оригинальное объемное построение с

тремя куполами над тремя частями, расположенными в одну линию. Так на Украине каменные храмы еще не строили.

Окна собора расположены на разных уровнях и неодинаковы по своим размерам - черта, более характерная для древней русской архи­тектуры. Наличники окон просты и нарядны одновременно. Они напоми­нают детали наружной отделки древнего Покровского собора в Брянске, наличники московских и северных русских построек XVII века.

Восьмигранный центральный объем окаймлен в верхней части ши­рокой полосой нарядного фриза и завершен рельефным карнизом. Этот карниз, как и карнизы двух других объемов памятника, украшен город-чатыми плоскими кронштейнами и выделен тремя рядами «поребрика» - кирпича, уложенного под углом к поверхности стены. Ниже поребрика поле фриза занято декоративными закомарами - полукруглыми нишами, которые живо напоминают о русском сводчатом - закомарном - покры­тии времен Киевской Руси и Господина Великого Новгорода.

Все углы собора декорированы лопатками - узкими плоскими выступами из поля стены по всей ее высоте. Эти лопатки обработаны весьма оригинально. По высоте они разделены на неравные части горизонтальными жгутами-валиками. Под каждым валиком проходят ряды поребрика и прямоугольных углублений, как строчки вышивки на белорусском полотенце.

Асами лопатки? Не каменные ли это полотенца? Расшитое, узорчатое полотенце по древнему обычаю и теперь украшает красные углы в хатах, кладбищенские кресты-каксимвол чистой и светлой памяти.Таки лопат­ки собора, как полотенца. Они «свисают» от карниза до земли, они тоже символ памяти народной - памяти о борьбе за свободу и независимость, о понесенных жертвах, о братской дружбе великих народов.

Зодчие собора не были равнодушны к красоте народного искусства и вдохновлялись им, создавая этот памятник. В архитектуре собора они соединили штрихи культур трех народов в слитный художествен­ный образ. Памятниклишен каноничности и классической строгости. Народные представления о прекрасном воплощены в нем самобытно, свободно и непринужденно.

Живописная кривизна линий делает здание скульптурно пластичным. Сдержанное узорочье декора, мелкий рельеф деталей, небольшие проемы окон и дверей на фоне массивной стены, крупные формы куполов и завер­шений придают монолитность, мощь и торжественное величие, делают

его символом силы народной. Образ собора отвечал требованию эпохи увековечить победу народа в борьбе за свободу и независимость.

Деревянная церковь известна здесь с 1617 года. В 1677 г. она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная.

Памятников старины и искусства в Стародубе, увы, осталось мало. Самым интересным из них является Рождественский собор, называемый также Старым или Казацким. По некоторым данным, он был построен в 1617 году, возможно, на месте существовавшего храма периода Киевской Руси; в соборе была обнаружена пли­та с надписью 1405 года. В 1677 и 1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался. Особенно опустоши­тельным был пожар в 1677 году, :когда огнем был унич­тожен весь город, даже его деревянные оборонительные стены и башни. Несмотря на это, первоначальный Облик здания, видимо, не очень изменился.

Удивительна архитектура собора! Можно с уверен­ностью сказать, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Изысканностью пропорций собор не отличается. Создается впечатление, что его строители особенно не считались с принятыми канонами культового  строительства,    а   пытались   создать   нечто

свое, преднамеренно непохожее на известные типы хра­мов. Трудно предположить также, что предварительно составлялся проект собора на бумаге или в виде маке­та. Создается впечатление, что компоновка объемов и наружная пластика здания менялись по ходу его воз­ведения. Так, например, окна расположены в неожидан­ных местах, на разных уровнях, без всякой логики. Вид здания как-то по-особому архаичен.

В то же время это известный тип трехкамерного трех-купольного храма. Неожиданным является, однако, и то, что в плане западный притвор — квадратный; цент­ральная часть — восьмиугольная, а алтарная — пяти­угольная. Все грани несимметричны относительно друг друга, собор перекошен вкривь и вкось. Купола — груз­ные, придавленные, совершенно не в духе живописных «украинских бань». Переход от вертикальных стен к ку­польным завершениям осуществлен с помощью странных по форме парусов, также расположенных несимметрично.

Наружный декор храма своеобразен, формы карниза вызывают в памяти детали памятников далекого Соли­камска и Мурома. В то же время в декоре есть что-то от приемов украинско-белорусского прикладного искус­ства, например оригинальные «точечные» украшения сильно вытянутых пилястр. И при всем этом — впечат­ление солидности, уравновешенности; ничего показного в архитектуре храма нет, но, раз увидев это странное здание, вы запомните его надолго.

Главным архитектурным памятником Стародуба по праву считается Собор Рождества Христова. Его построили в конце XVII века взамен сгоревшего деревянного храма. Тогда он был полковым собором Стародубского полка.

Собор Рождества Христова (конец XVII в.)

Собор — замечательный памят­ник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе мос­ковского зодчества XVII в. Многие специалисты убеждены, что другого подобного сооружения нет ни на Ук­раине, ни в России. Можно предпо­ложить, что проект собора не состав­лялся на бумаге: компоновка объе­мов и наружная пластика, возможно, менялись по ходу его возведения. К примеру, окна расположены в неожи­данных местах и без всякой логики, вид здания архаичен и лишен клас­сической строгости. При всем этом храм создает впечатление солидности и уравновешенности. Однажды увидев это странное здание, вы за­помните его надолго.

Вид с пожарной каланчи (ныне не существующей, располагавшейся на месте автостоянки с востока от пл. Советской) на Собор Рождества Христова (Казачий полковой Собор), на фото в центре, слева Преображенская церковь, справа Собор Ново - Николаевский. В центре ныне существующий жилой дом (пл.Советская д.5) бывшая контора нотариуса Ленского.

Собор Рождества Христова в Стародубе (украинское барокко, с рядом деталей московского зодчества XVII века)

Рассказ о барокко на Брянщине был бы неполным, если бы мы не коснулись понятия украинское барокко, очень важного для куль­туры нашего края. Брянск, а также северные и центральные территории области были тесно связаны с московскими явлениями, представ­ляя их в своей строительно-архитектурной деятельности. Стародуб, крупнейший на тот момент город северной Украины и центр са­мого большого полка, стал одним из основ­ных проводников украинских влияний. В традициях украинского барокко выполнена церковь Богоявления (Стародубский район) . Замечательный памятник этого стиля с рядом оригинальных деталей в духе москов­ского зодчества XVII века собор Рождества Христова (Казачий полковой собор в городе Стародубе).

Расположен в центре города на бывшей Рыночной площади (улица Первомайская, 11), играет важную роль в общегородском силуэте. Деревянная церковь известна здесь с 1617 года. После сильного пожара 1677 года она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная; с начала 18 века она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине - полковым собором. В 1744 году здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Рядом построена небольшая колокольня. Замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 века.
      По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой.

Собор Рождества Христова (ул. Первомайская, 11) расположен на бывш. Рыночной площади. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После пожара 1677 г. вместо неё построена нынешняя каменная, с нач. XVIII в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине – полковым собором. Замечательный памятник украинского барокко с элементами в духе московского зодчества XVII в. В советское время пустовал, ныне вычинен, действует, рядом построена небольшая колокольня.

Деревянный храм известен здесь с 1617 года. Возможно, он существовал на месте храма времен Киевской Руси. В 1677 году храм сгорел, и вскоре на его месте был выстроен нынешний каменный. В 1744 году собор обгорел, но сохранил первоначальный облик и был возстановлен. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения.