Карачев
Карачев один из самых старейших и красивейших городов России. Вы узнаете необходимую информация по событиям, услугам, ценам, картам, адресам, развлечениям. О его богатой истории – более 12 тыс. новых и старинных фотографий города, 18 тыс. рассказов жителей и отзывов путешественников, посетивших его. Рассказ о 9 тыс. интереснейших людей Брянщины. ТОП-100 достопримечательностей и архитектуры города. Маршруты приезда из Москвы и 620 городов России и Мира.
Брянск, Унеча, Новозыбков, Злынка, Карачев, Жуковка признаны благоприятными для проживания людей
карачев официальный герб
Карачевский краеведческий музей
Минстрой России определил победителей VII Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году. 80 проектов из 48 регионов будут реализованы в 2023 – 2024 годах.
Посещение Карачева императором Александром I
В Карачеве началась подготовка площадки под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном. На отведенный земельный участок начали доставлять необходимый грунт для выравнивания до определенной отметки. Место «прописки» будущего ФОКа – улица Горького, неподалеку от завода «Электродеталь». Он будет включать в себя бассейн, шесть плавательных дорожек длиной 25 метров. Сроки начала строительства – 2024 год.
Города Брянской области глазами нейросети Карачев Навля Дубровка Мглин
Брянский Карачев получил 90 млн. рублей от Минстроя.
Сертификат на 90 млн рублей из рук федерального министра получил глава администрации Карачевского района Леонид Филин. Деньги должны направить на благоустройство города.
Все проекты будут реализованы в 2023-2024 годах. Этот отбор стал внеочередным – его провели в связи с поручением президента РФ об увеличении финансирования программы формирования комфортной городской среды до 20 млрд рублей.
С 15 августа — Дня освобождения города Карачева — жители городов и районов области отмечают 80-ю годовщину освобождения населенных пунктов Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.
На фото – картина В. И. Сичкова «Освобождение города Карачева. Вступление частей Советской Армии в город Карачев».
Фото из коллекции Брянского государственного краеведческого музея на сайте Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации.
На снимке из фондов Брянского государственного краеведческого музея – группа бесстрашных разведчиков-автоматчиков 369-й Карачевской стрелковой дивизии. Как поясняет надпись на обороте снимка, слева направо на нем запечатлены: А. И. Антипов, П. М. Катуленко, И. Г. Чемодуров, Д. С. Коровин, В. Н. Мухин, Н. М. Гордиенко, А. П. Манукян.
Один из наиболее древних городов Руси. О нём упоминается в старинных летописях XI века, в книгах Н. Карамзина, С. Соловьёва, О. Ключевского.
Судьба города — неотъемлемая часть судьбы России. Был он центром удельного княжества, крепостью на порубежной черте с Диким полем, волостью Литвы, подвергался опустошительным грабежам польских воевод... «Всё прошёл — и всё осилил».
Возле знакового для всех жителей места — Памятника танкистам состоялась торжественная церемония передачи Огня Памяти, зажженного на Площади партизан. Карачев стал первым городом освобожденным на Брянщине.
Город Карачев Карачев Фотографии архитектуры города Карачева
Зимняя сказка в Карачеве
Древний город Карачев,
Мой город родной,
Соловьиная Снежеть — подруга моя.
Над тобою плывут облака чередой,
Окуная в Десну золотые края.
И татарские стрелы, и набеги Литвы,
И фашистской орды очумелая злость, —
Всё изведал ты, воин, и выстоял ты.
Знать, силён богатырь,
Древнерусская кость.
Александр Мехедов. «После январских метелей».
карачев памятники археологии
Возле города находятся памятники археологии, обследованные в последнюю четверть XX века. В первую очередь это Карачевское городище, именуемое в народе «Татарским валом», Городошные горки у деревни Песочни, курганные могильники и селище на реке Рессете, стоянка эпохи бронзы у села Дронова.
►Предприятия и организации города Карачев Брянской области
Карачев. В переводе с татарского «чёрный лес». Есть предположение, что город Карачев на 100 лет старше Москвы.
Символы Брянщины, Брянска, Брянской области
Культурные, исторические, краеведческие события 2018 - 2022 г.г. в Брянской области
карачев брянская область
1146 год. Карачев.
Карачев, город в Брянской области. В центре города, на высоком правом берегу реки Снежеть, городище — остатки древнерусского Карачева, впервые упомянутого в летописи под 1146 г. С 3 и Ю поселение защищено крутыми склонами к р. С напольной (сев.) стороны сохранились вал (высотой 2,5 м) и ров (глуб. 1,5 м, шир.18 м). Вост. край городища упирается в глубокий овраг. Здесь также заметны следы вала. Общая укрепленная площадь (280 x 210 м) поселения достигает 6 га. Судя по подъемному материалу, культ, сл. содержит отложения XII-XIII вв. и более позднего (XIV-XV вв.) времени. Среди находок есть обломки стеклянных браслетов.
Развитие иконографии. Карачев. XVII столетие. Брянская земля.
брянские предания о городе Карачеве
Давно это было, еще когда монголы на нашу землю приходили. Города и сёла они тогда жгли, людей убивали, а деревья вырубали. Подошли они к нашему городу, хотели и его разорить, да крепко могучи были вокруг деревья. И такой частый лес был тогда кругом, что за десяток шагов ничего не увидишь. Никто из ихних воинов так и не смог ни одного дерева повалить. Рассердился тогда их хан-командир и приказал отступить.
А город с тех пор стали называть Карачевым. По-ихнему, это-"чёрный лес".
- Дёмкина Мария Николаевна - с. Одрино Карачевского р-ш; 63 г., 5 кл. Записала Дормидонова Т. в 1997 г.
1708 г. КАРАЧЕВ.
1762 год. Карачев.
the city of karachev
В Карачеве, по сообщению Русского Слова учреждается музыкально-драматическое общество, которое должно в значительной степени оживить местную общественную жизнь. В настоящее время записалось уже до 70 человек в члены общества и образовался струнный оркестр в 20 человек. Во главе нового общества стоит генерал-майор Н. Г. Петраков, командир квартирующей в Карачеве 36 й артиллерийской бригады.
Брянский Вестник 1895 год
Ты взлелеян любовью горячей
Дочерей своих и сынов.
Древний город, мой город Карачев,
Ты, как витязь, - у Брянских лесов.
железнодорожная станция карачев история карачева
карачев впервые упоминается в 1146 году
"Голос гражданина", Карачев, 1917 год.
Народные гуляния в Карачеве по случаю освобождения города в 1943 году.
Освобождение карачева
►Карачев в Великой Отечественной войне
Карачевский змеевик 12-13 века.
Древнерусская мелкая пластика. Экспозиция Брянского областного музея.
Роль и значение Карачева в коноплеводстве
город брянщины карачев
Город Карачев – один из немногих русских городов, «которые древностью превосходят само Русское государство». История его корнями уходит в глубь седых веков. Даже происхождение названия города таинственно и имеет несколько версий. Наиболее распространённой и, как водится, наиболее спорной является версия тюркского топонима означавшего «черный лес» (кара-чев).
Расположен в восточной части Брянской области. Через город протекает небольшая речушка с красивым названием Снежеть, примечательная тем, что здесь живут редкие сейчас водные обитатели — бобры.
Карачев «древностью превосходит само Русское государство». Это поистине загадочный город: неоднократно он был полностью разрушен, неведомые силы заставляли жителей заново отстраивать свой воистину вечный город.
Первое упоминание о Карачеве относится к 1146 году. Город и его окрестности неоднократно становились ареной ожесточенных боев. Карачев был волостью Литвы. Но уже в 1618 году Карачев вновь стал частью Московского княжества.
По свидетельству современников, в конце XVIII в. в городе проживало 2900 человек. Широко развивалось веревочное и канатное производство, пенькотрепальная, пенькопрядиль-ная, канатная промышленность. Продукция поставлялась в Германию, Англию, Америку.
В это время утверждается «план и прожект городу Карачеву».
По свидетельству очевидцев, к началу XX в. Карачев был красивым и богатым купеческим городом.
Великая Отечественная война стала еще одной трагической страницей в его истории. Писатель Константин Федин писал так: «Воистину можно сказать: здесь был Карачев».
Но чудом сохранилась церковь Воскресения на Бережке бывшей Тихоновой пустыни, построенная в XVII в. Это один из выдающихся памятников области в стиле «нарышкинского» барокко. На углу храма возвышается необычного вида башня-столп — чуть ли не единственный такого рода пример в истории русской архитектуры.
Загадку этой башни объясняют так. Мужская пустынь существовала в Карачеве еще в XVI в. Одно из ее преданий повествует об иеромонахе Тихоне, который жил на столпе над церковью, изнуряя себя чудовищным способом. Столь странное времяпрепровождение, однако, не было бессмысленным: под рукой у иеромонаха находился колокол, в который он бил в случае появления опасности. Воскресенская церковь построена на месте той самой, где молился Тихон.
карачев брянский край
В семи километрах к северо-востоку от Карачева находится Николо-Одринский монастырь (XVIII-XIX вв.). Покровителями и вкладчиками монастыря были князья Трубецкие и Барятинские.
Однако в 20-х годах прошлого века монахов объединили в коммуну «Новая жизнь», а на территории монастыря разместили опытно-показательную школу. Сохранился документ, запечатлевший жалобу преподавателей колонии в Карачевскии исполком: «Ежедневный звон колоколов, надоевший обитателям колонии до чертиков, мешает проводимым с детьми занятиям. Желательно, чтобы в недалеком будущем вместо крестов здесь развевались красные флаги...»
Восстановление монастыря началось в 1992 г. Сейчас это действующий женский монастырь. Едва миновав ворота и пройдя по старинной липовой аллее, его посетители ощущают в себе чувство особенного спокойствия и умиротворения. Здесь отдыхает и успокаивается душа.
Презентация книги "История города Карачева от древности до наших дней"
карачеву 835 лет
Достопримечательности Карачевского района Брянской области
Памятные места карачева связанные с Великой Отечественной войной
Звонница на территории районной больницы Танк Хацунь Аллея Героев Мемориальные доски
Герой Советского Союза Илья Кириллович Хахерин М. П. Петров надгробный памятник
Обелиск Лоскутову Бюст Ивана Степановича Кузнецова Поклонный крест Памятник на реке Ресета
Антонина Федоровна Худякова Памятник леснику Карачев сквер в честь В.Ф. Маргелова и братства ВДВ
ПАМЯТНИК ПОГИБШЕМУ ЭКИПАЖУ в Карачевском районе
Братские могилы и захоронения воинов, партизан, мирных жителей
г. Карачев д. Трыковка д. Масловка Село Уткино д. Непряхино п. Дунаевский с. Аксиньна
с. Бережок Мылинка п. Согласие п. Березовка с. Бошино с. Вильяминово д. Лужецкая
д. Масловка д. Емельяново д. Желтоводье Новгородский Песоченское д. Речица д. Ружное
д. Сурьяново ур. Кресты д. Коптилово д. Алексеева . Одрино с. Дроново
Первомайское сельское поселение Карачевского района Брянской области
Достопримечательности района
Скамейка примерения Татарский вал Классическая скульптура Митюков Памятники Ленину
Святые источники Камень в память о героях чернобыльцах Патриотический маршрут Мемориальные доски
Чаша Карачев памятника воинам-интернационалистам Памятник графу Александру Николаевичу Самойлову
Памятники архитектуры
Церковь Воскресения (мужской монастырь) Церковь Всех святых Церковь Николая Чудотворца
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Троицы Живоначальной Николо-Одринский женский монастырь
Церковь Казанской иконы Божией Матери Собор Михаила Архангела Церковь Вознесения на Бережке
Здание доходного дома ЦЕРКОВЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ Жилой дом Часовня .
Панорама города карачев
Козельская улица в дореволюционном Карачеве
Карачев в 1941 году
►Брянская область город Карачев фото
Производство Экспериментального творческо-производственного комбината Художественного фонда России (ЭТПК) г. Москва
привет из карачева
До Октябрьской революции Карачев был мещанско- купеческим городом «с мощеными центральными улицами, обсаженными душистыми тополями по обе стороны», со своей электрической станцией, водопроводом. Через город прошла первая железная дорога в крае — Риго - Орловская оказавшая заметное влияние на жизнь города.
Древний город Карачев,
Мой город родной,
Соловьиная Снежеть – подруга моя.
Над тобою плывут облака чередой,
Окуная в Десну золотые края.
►Достопримечательности города Карачева
Город Карачев Фотографии архитектуры города Карачева
Карачевцы гордятся своим городом, гордятся своими знатными земляками. На весь мир стало известно имя контрадмирала Апатолия Ивановича Сорокина, под командованием которого был совершен героический полуторамесячный поход под водой вокруг света на атомных подводных лодках...
Всей области известно имя знатного механизатора, избиравшегося депутатом Верховного Совета СССР седьмого созыва Ивана Григорьевича Беспалько...
В центре города на высоком постаменте навечно замер боевой танк. В дни народных праздников здесь вырастает холм из жи-вых цветов и венков. танк, словно часовой, стоит над городом, охраняя мирный труд и заслуженный отдых древнего, но всегда молодого города...
Небесный холст снарядами распорот,
И горьким дымом тяжело дышать.
Напрасно немцы этот русский город,
В своих руках пытались удержать…
(о Карачеве)
►КАРАЧЕВ: ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА
►Семья героя (Ильи Кирилловича Хахерина)
В минувшую пятницу в Карачеве впервые прошел праздник спорта
Газета «Орловские губернские ведомости» за 1840 год сообщала «об устройстве городской больницы в Карачеве, иждивение купца Трофимова и передаче оной в городское ведомство».
В 1866г. началось строительство железной дороги Орел-Витебск. Оно шло одновременно от Орла и Витебска. Тысячи крестьян из окрестных деревень пришли на строительство в поисках заработка. Через глухие леса, через многочисленные речки и болота вручную прокладывали они «чугунку» - одноколейную дорогу протяженностью 500 км. 24 ноября 1868г. был торжественно открыт участок железной дороги Орел-Рославль. Через Карачев прошел первый поезд. Тогда же вырастают в Карачеве фабрики и заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, развивается веревочное и канатное производство. Богатеют купцы, зажиточные мещане. На свои средства они строят богатые дома, церкви (11) великолепной архитектуры, учреждения культуры и социального назначения.
Главная улица Карачева – Козельская (ныне Советская). С этой улицы начинался торговый путь на Козельск и дальше на Москву. По ней в свое время из Брянских и Карачевских лесов везли в Москву различную дичь и свежий мед, который подавался к царскому и патриаршему столам, так как считался лучшим на Руси. Улица Козельская была застроена кирпичными двухэтажными купеческими особняками. На ней находились Городская Дума, уездное полицейское управление, типография.
На Большой Дворянской улице (ныне Первомайская) располагались 15 пенькотрепальных и пенькопрядильных, 9 маслобойных предприятий, Никольская и Благовещенская (Афанасьевская) церкви, приходское и церковно-приходское училища, ремесленное училище при земской управе, Общественный банк, основанный в 1871 году. На этой же улице располагались городская и земская управы, казначейство, почтово-телеграфная контора, сиротский суд, уездное по воинской повинности присутствие, мещанская управа, отделение комитета.
На Малой Дворянской (ныне ул. Свердлова) размещалась уездная землеустроительная комиссия. Значительная часть пенькообрабатывающих предприятий и купеческих контор находились на улице Конторской (ул.50 лет Октября). Многие улицы старого города получили свое название от расположенных здесь церквей: Введенская (Белинского), Преображенская (Дзержинского), Никольская (Калинина), Успенская (Урицкого), Благовещенская (Володарского), Знаменская (ул.Р.Люксембург), Соборная (ул. К.Маркса).
В 1902 году Карачевская Земская управа «признавая безусловную полезность центральной библиотеки, обращается к очередному Земскому Собранию, с просьбой решить устроить одну центральную библиотеку в городе». И с этого времени библиотека обслуживает все категории читателей.
карачеву 825 лет
У КАМИНА
В лист пожухла поздняя малина,
И, как лист сухой, остаток дня.
Словно пламя тонкое в камине.
Моя жизнь уходит от меня.
Я ловлю почти что без усилий
Это благодатное тепло.
Ото трепетание осины.
Что в сухом полене ожило.
Пусть трепещет - хочется подольше -
Поживем немного и в былом.
Ощутив себя в опавшей роще
Не последним, может быть, стволом.
Слава Богу! Пошумели тоже.-
Полистали золото и медь.
Хорошо, коль после смерти сможем.
Кой - кого хоть памятью согреть.
(2004 г.)
К 65-летию Николая Ивановича Поснова - поэта, нашего земляк, открытой душой, безгранично любившего свою Родину, pyсские просторы, людей...
план города карачев от 1780 года
Карачев-один из древнейших городов русского государства. Первое упоминание о Карачеве в Ипатиевской летописи относится к 1146 году. Относительно происхождения названия Карачев существуют несколько версий. Основой данного названия является древнерусское слово «корч» - означало «выкорчеванный пень, раскорчеванное место». Близко к нему и украинское «корчЬ. Появление Карачева на страницах летописи связано с событиями феодальной войны в Чернигово-Северской земле в середине XII века. На протяжении истории русского государства Карачев оказывался в водовороте грозных событий. Междуусобные кровавые распри князей, нашествия диких орд кочевников и иных захватчиков, смуты и моровые поветрия - ничто не минуло древнее поколение карачевцев.
В период X - XI веков Киевские князья неоднократно совершали набеги на землю вятичей, но после ухода княжеских дружин вятичи снова отходили от Киева. Территория Карачева и его волости в это время входила в состав Чернигово-Северского княжества.
В третьей четверти XIV века Карачевское княжество захватывают литовцы. В составе Литвы город находился до XVI столетия. Потом он вошел в состав Русского централизованного государства. В XVI-XVII вв Карачев является важнейшей крепостью на юго-западных рубежах русского государства, неоднократно его горожане отражали нападения крымских татар, поляков, литовцев. В 1615 году город был сожжен поляками. После 1621 года в нем строится новый острог, начали воссоздаваться монастыри и церкви. Все они были деревянные и располагались в «городской крепости» и в «острожной осыпи» - второй укрепленной территории города. Во второй половине XVII столетия Карачев становится тыловым городом. В 1778 году образуется Карачевский уезд, который приписывается к Орловской губернии. В 1781 году городу утвержден герб: «В верхней части щита герб Орловский. В нижней- в серебряном поле пук связанного золотою веревкою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города довольно сеют и оным торгуют». В течении XIX века продолжалась застройка. Деревянные церкви заменились каменными. К середине столетия появилось около пятидесяти каменных домов, большинство из них на главной улице Козельской (ныне улице Советской).
С дальних подступов к Карачеву виден ориентир, господствующий над городом. Правда, он находится не в центре и даже не в городе, а у его южной черты- в слободе Бережок. Это Воскресенский храм, чудом «пришедший» из древности.
Воскресенская церковь - это церковь некогда бывшего Воскресенского мужского монастыря, или «Тихоновой пустыни», существовавшего здесь с XVI столетия. Монастырский Воскресенский храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, предположительно в конце XVII века.
Собор Михаила Архангела расположен в южной части города по соседству с городищем, гармонично согласован с городской панорамой и привольными просторами заречья. Постройка собора относится к первой половине XVIII столетия.
Церквей в Карачеве каменных - три, деревянных - девять. При приходских церквях было четыре богадельни. Лавок при гостинной площади каменных хлебных - восемь, деревянных с красным товаром - сорок шесть. Харчевень каменных - три, деревянных - восемнадцать, казенных питейных домов - тринадцать.
В городе проживали дворяне, купцы, духовенство, разночинцы, приказные мещане, в том числе ремесленники- кузнецы, сапожники, кирпичники, кафельники, горшечники, мясники и т.д. Жители имели плодовые сады и огороды. К началу XIX века в городе насчитывалось 4700 жителей, а в 1808 году - 6441. Купцов в городе проживало 400 человек. Интересно отметить,что Карачев в это время был больше Ростова-на-Дону, в котром в 1811 году насчитывалось всего 4000 жителей. Основными видами промышленности Карачева были пенькотрепальная, пенькопрядильная и лапотная. На втором месте в Карачеве стояла маслобойная промышленность. Конопляное масло было одним из главных предметов вывоза. Ежегодно вывозилось 500 тонн.
Отмечен город Карачев и в культурном наследии России. Род А. С. Пушкина в какой-то степени связан с Брянщиной и Карачевским уездом. Предки Пушкина - выходцы из рода Трубецких, Пушкиных, Ржевских - были не раз воеводами в Брянске, а прадед Марии Александровны Ганибал - бабушки А. С. Пушкина - Алексей Иванович - имел в селе Льгов Карачевского уезда имение. Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в Карачеве и его окрестностях, а имение его дяди находилось в селе Юшково Карачевского уезда. Карачевцы вправе гордиться тем, что один из декабристов был нам земляком- Иван Федорович Юрасов. В Карачеве родились выдающиеся люди - Антон Николаевич Николаев - певец, Евгений Павлович Карпов - писатель, драматург и режиссер. Михаил Афанасьевич Булгаков- выдающийся писатель, ведет свою родословную из Карачева. Дедушка писателя по матери, Михаил Васильевич Покровский был сыном дьячка собора Михаила Архангела. Бабушка Михаила Афанасьевича по матери Анфиса Ивановна возможно была из рода карачевских купцов Турбиных. 5-го сентября 1869 года в семье Покровских родилась дочь Варвара, мать писателя. Она окончила гимназию в Орле, вернулась в Карачев и два года работала учительницей в Карачевской женской гимназии. Дядя М. А. Булгакова по матери, известный московский врач Николай Покровский, явился прообразом профессора Преображенского в произведении «Собачье сердце».
Карачев до революции. Учительская семинария. Бывшее здание доходного дома (XIX в.). Сейчас это универмаг
"Путешественные записки" В.М. Зуева, 1781 год, описание Карачева: "Небольшой, прежде к Севской провинции принадлежавший город, стоит по обе стороны реки Снежати, впадающей недалеко от города Брянска в Десну; длиною будет, более двух верст, шириною на одну. Строение всё деревянное, по правую сторону реки лучше и больше, числом около тысячи домов. Церквей в нем каменных три, да деревянных девять. Жителей разного звания до 2900 душ: купечество приторговывает разными городскими и скупая из окрестных селений произведениями, кои однако все мелочныя, а мещане пробавляются различными ремеслами, из коих главнейшей есть пряжа веревок и канатов, кои сбываются приезжающим к ним из иных городов купцам.
Церковь Воскресения на Бережке (Тихоновская). Конец XVII - начало XVIII вв. церковь карачев
В Карачеве, по сообщению Русского Слова учреждается музыкально-драматическое общество, которое должно в значительной степени оживить местную общественную жизнь. В настоящее время записалось уже до 70 человек в члены общества и образовался струнный оркестр в 20 человек. Во главе нового общества стоит генерал-майор Н. Г. Петраков, командир квартирующей в Карачеве 36й артиллерийской бригады.
Брянский Вестник за 1895 г.
Расположен в равнинной местности по берегам неширокой р. Снежеть. Центр промышленного и земледельческого района. Население (на 1989 г.) 22 тыс. человек.
Название города - Карачев (Корачев) - имеет тюркское происхождение и означает "черный лес" (кара-чев). Поселение, возникшее в глухих непроходимых лесах, впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 г. С этого времени и до 1194 г. Карачев относился к Черниговскому княжеству. В дальнейшем его судьба тесно связана с Брянском. В 1239 г. оба города были разрушены монголо-татарами. С образованием Брянского княжества в 1246 г. Карачев входит в его состав, в 1309 г. -в объединенное Чернигово-Брянское княжество. В 1356 г. вместе с Брянском город захвачен войсками литовского князя Ольгерда. В 1503 г., после полуто-равекового польско-литовского владычества, великий князь Иван Ш возвратил город Московскому государству. В течение 16 и нач. 17 в. Карачев - пограничный форпост на юго-западной окраине Руси, постоянно подвергавшийся нападениям польско-литовских войск и крымских татар.
На территории города находятся два городища, оба на правом берегу Снеже-ти. Одно из них (на западной окраине, между улицами Ленина и Маркса) археологи датируют временем Киевского государства. В 12 в. здесь были насыпаны высокие земляные валы (сохранились частично) и поставлен деревянный кремль. Второе городище (12-13, 16-17 вв.) находится в центре города (меж-ду пл. К. Маркса и ул. Советской). Прямоугольный участок со скругленными углами, вытянутый в направлении с северо-запада на юго-восток, был укреплен земляными валами и рвом (частично сохранились с северной стороны: высота вала 2 м, глубина рва 1,5 м). Окруженные рвом мощные валы с дубовыми стенами и башнями (две проезжие и четыре глухие) существовали еще в 1-й трети 18 в.
В 16 в. южнее города на левом берегу Снежети, на небольшом возвышении среди заливных лугов был основан Воскресенский мужской монастырь, иначе называемый по имени его основателя Тихоновой пустынью. По преданию, монах Тихон жил в круглом столпе, примыкавшем к церкви на уровне второго этажа; здесь висел вестовой колокол, которым Тихон предупреждал о приближении врага. С нач. 17 в. около пустыни каждый год летом устраивались ярмарки, длившиеся неделю. С этого же времени известна разросшаяся вокруг монастыря слобода Бережок. Связь с городом, видимо, осуществлялась по дороге через плотину при монастырской мельнице. В самом Карачеве при церкви Дмитрия Солунского в Пушкарской слободе находился другой монастырь - Введенский женский, - вероятно, также основанный в 16 в. (был известен до "литовского разорения").
В 1615 г. польский отряд под командой пана Лисовского подверг город особенно сильному разорению; полностью выгорел деревянный посад, были уничтожены церкви. После Деулинскогс перемирия 1618 г. решением Московской боярской думы Карачев "приговорили" упразднить, а немногих оставшихся в живых жителей (49 человек) перевести в г. Волхов. Но уже в 1621 г. новым "приговором" боярской думы город был восстановлен в своих правах, и в нем начали строить новый острог. В указе царя Михаила Федоровича от
- г. о Карачеве говорится как о городе, пожалованном патриарху Филарету вместе с Брянском. Писцовая книга
- г. "письма и меры писца Константина Пущина да подъячего Василия Иванова" упоминает уже несколько восстановленных и вновь выстроенных между 1621 и 1626 гг. церквей: в "городской осыпи" - церковь соборная Архангела Михаила, "в острожной осыпи подле лавок" - церковь Преображения, "в острожной же большой осыпи" - церковь Чудотворца Николая, в Пушкарской ал ободе - церковь Дмитрия Солун-ского, местоположение Успенской церкви не обозначено. Рядом с первыми тремя храмами упомянуты церкви Георгия, Жен Мироносиц и Ильи Пророка, бывшие в Карачеве "до литовского разорения". О существовании еще двух церквей - Афанасьевской и Пятницкой - известно из косвенных источников.
В записках Павла Алеппского о поездке антиохийского патриарха Мака-рия в Московию в 1654 г. отмечается, что Карачев - "город большой с сильной крепостью" имеет пять церквей, располагавшихся в "городской осыпи" (крепости) и "острожной осыпи" (на посаде). Особое внимание путешественника привлекла церковь Воскресения Тихоновой пустыни, построенная из "кедрового" (соснового) дерева, - высокая, стройная, трехглавая ("три минарета в ряд, легких и изящных, с тремя христианскими крестами"); такие же завершения имели алтарные части. На обходную галерею с трех сторон вели высокие лестницы. При церкви - "восьмиугольной формы" колокольня на столбах с приподнятым куполом и крестом.
После Андрусовского перемирия 1667 г. государственные границы отодвинулись на запад и город утратил значение пограничного форпоста. С этого времени начинают быстрее развиватьсяремесла и торговля, растет население Карачева, который активно застраивается вдоль дорог. В северо-восточном и северо-западном направлениях, а также за Снежетью складываются слободы. В 1707-08 гг. в связи с подготовкой к войне со Швецией в последний раз обновляются городские укрепления. В 1709 г., в период петровских реформ по упорядочению административного устройства России, Карачев был приписан к Киевской губ., а в 1719 г. вошел в Севскую пров. этой губернии как уездный город.
По сведениям Карачевского духовного правления за 1745 г., в городе было десять церквей, из них четыре - каменные (соборная Архангела Михаила, Преображения, Введения, Воскресения) и шесть - деревянные (прежняя Преображенская, еще стоявшая рядом с новой каменной; Казанская "за большой осыпью", вблизи Орловского тракта; Никольская, что "на посаде, за древней осыпью"; Дмитрия Солунского; Успенская; Благовещенская, что "на посаде за средней осыпью"). В 1764 г., когда Карачев вошел в Севскую епархию, в городе было 12 церквей, а монастыри были упразднены.
В 1779 г. город становится уездным центром Орловской губ. В 1781 г. утвержден его герб: в верхней части щита — герб орловский, в нижней - "в серебряном поле пук связанного золотою веревкою распустившегося мака". План города этого времени приближается к радиальному, где центр — древняя крепость, от которой расходятся четыре дороги-улицы: на северо-запад - в Жиз-дру и Смоленск, на северо-восток - в Москву, на юго-запад - в Киев, на юго-восток, вдоль берега Снежети - в Орел. Во 2-й пол. 18 в. окончательно сложилась слободская структура застройки Карачева: на правом берегу - слободы Пушкарская. Беломестная, Однодворческая и Новая; на левом - слобода Бережок. Застройка этих слобод была деревянной, включая п три церкви, определяющие силуэт этих городских окраин: Казанскую - на перекрестке Орловской и Московской дорог, Знаменскую - на Киевской ул. и Всехсвятскую - на Орловской ул. в Новой слободе, на бровке коренного берега Снежети, при впадении в нее речки Пастушки, на самой далекой восточной окраине города. Интересны впечатления современника, относящиеся к 1781-82 гг. Путешественник, священник Василий Зуев отме-тил небольшие размеры города в форме почти правильного четырехугольника "длиною... более трех верст, а шириною на одну". Главная улица города - часть Большой Орловской дороги - почти параллельна Снежети, к которой протянулись улочки и проулки. Здесь, на правом берегу, разместилась большая и "лучшая" часть посада, меньшая - на левом берегу. Количество домов - около 1000, все деревянные; из 12 церквей лишь четыре каменные.
По регулярному плану, утвержденному для Карачева в 1780 г., город не выходил за пределы существовавших границ, сохраняя соотношение сторон 1 х 3, и лишь слобода Бережок слегка нарушала его геометрию. Равнинная территория способствовала осуществлению регулярной планировки: широкие улицы, пересекаясь под прямыми углами, разделили город на 47 прямо-угольных кварталов. Некоторую живописность в размеренную структуру вносили церковные и оборонительные сооружения.
Все основные идеи регулярного плана были реализованы в 1-й четв. 19 в. Главной стала исторически сложившаяся Козельская ул., идущая вдоль Смоленской дороги в северо-западном направлении (позднее она получила название Советской). Из трех площадей, определенных регулярным планом, полностью осуществлены были две, располагавшиеся на выездах из города в северо-западном (Базарная пл.) и восточном (Орловская пл.) направлениях. Центральная площадь "при гостином дворе"' не была до конца сформирована. Объемно-пространственная композиция города складывалась в течение всего 19 в. Новые кварталы мало чем отличались от старых. Застроенные такими же невысокими (один, реже два этажа) деревянными зданиями по принципу усадебной застройки, они сохранили характер древнего посада, на фоне которого особенно выразительно выглядели крупные и сложные объемы церковных зданий. Согласно плана 1802 г., в городе (без учета слободы Бережок) числилось 576 деревянных домов и только один каменный; население составляло 3906 человек. На плане 1808 г. общее число домов, включая слободу Бережок, достигло 1076; количество церквей осталось прежним - 12, но относительно дорегу-лярного периода число каменных храмов увеличилось до семи. В 1784 г. была построена Казанская церковь, между 1802-08 гг. - Рождественская церковь и часовня Одрино-Николаевского монастыря на Базарной площади. Остальные четыре храма - более ранние по времени строительства (Воскресенская. рубеж 17-18 вв.; Преображенская, 1740 г.; Михаила Архангела, 1-я треть 18 в.; Введенская, 1745 г.). Пять храмов (Никольский, Успенский, Благовещенский, Знаменский и Всехсвятский) оставались деревянными. Удивительно ритмично расставленные, эти вертикальные акценты выявляли прежнюю сло-бодскую структуру города, определяли его силуэт и неповторимость.
План 1851 г. отметил то же количество церковных зданий, из которых еще три стали каменными: Успенская церковь (1818-28 гг.). Благовещенская и Знаменская церкви (1-я пол. 19 в.). Причем, первые два храма при строительстве были перенесены из центра в восточную часть города, а на их бывшем месте, согласно плану, устроена "зеленая" площадь. Позднее возводятся в камне пятиглавая Никольская церковь 1855— 60 гг. и Всехсвятская 1865-74 гг., заменившая старый деревянный храм, уничтоженный большим пожаром 1863 г. В поел. четв. 19 в. лишь Вознесенская кладбищенская церковь оставалась деревянной, но она находилась вне городской черты.
На плане 1851 г. отмечено кроме того 50 каменных жилых домов, расположенных в основном вдоль главной Козельской ул. Застройка города 2-й пол. 19 -нач. 20 в. была связана со значительным промышленным подъемом и ростом ку печеских капиталов. Местные фабричные производства выпускали для оптовой торговли масло и жмых, канаты и веревки. Центральная и прилегающие к ней улицы застраиваются двух-трехэтаж-ными, большей частью кирпичными зданиями, хотя среди них есть и деревянные, и смешанные. В облике домов купцов и богатых мещан заметно влияние "образцовых" проектов классицизма. Соразмерные ширине улиц, они придавали застройке ансамблевый характер.
Карачев нач. 20 в. — красивый благоустроенный город. По сведениям 1909 г., в нем насчитывалось 2067 домов: из них 191 - кирпичный, 119 построены в смешанной технике (низ кирпичный, верх деревянный), остальные - деревянные. Во время Великой Отечественной войны не только подступы к Карачеву, но и его улицы явились ареной ожесточенных боев. Выли разрушены заводы и фабрики, из жилых домов уцелело несколько десятков, значительно пострадали памятники культовой архитектуры.
В послевоенные годы город был быстро застроен, в основном новыми зданиями в два-три этажа, в соответствии с регулярным планом кон. 18 в. и в его границах. Проект 1963 г., разработанный в московском "Гипрогоре", фактически не нарушил планировочную структуру. Но исторически сложившиеся объемно-пространственная композиция, облик и силуэт довоенного Карачева утрачены безвозвратно. В настоящее время регулярную планировку эпохи классицизма в центральной части города закрепляют четырех- и пятиэтажные здания, ближе к окраинам сохраняется в основном мал этажная деревянная застройка.
В 1976 г. постановлением Госкомит та Совета Министров РСФСР по дел" строительства и коллегии Министер ва культуры РСФСР № 36 Карач включен в число 115 исторических г родов - памятников. Был разработ проект "Зоны охраны памятников истории и культуры города Карачева" (а* тор - инж. Г.С. Комарова). Большо внимание уделено сохранившимся зданиям, среди которых шесть сооружен культовой архитектуры и неско ко гражданских построек 2-й пол. 19 -нач. 20 в., создающих представление о застройке купеческого города.
Общая панорама современного города, утратившего большинство вертикалей, довольно однообразна. Лишь отдельные локально расположенные зоны н поминают о прежней выразительности силуэта. В черте древней городской осыпи, в центре небольшой площади (ныне пл. К. Маркса) расположена церковь Михаила Архангела - один из интереснейших памятников петровского барокко на Брянщине. Она и сегодня является единственной сохранившейся доминантой в городской панораме, воспринимаемой из-за Снежети. В бывшей Новой слободе стоит Всехсвятская церковь 3-й четв. 19 в. (ул. Некрасова. 32) - одноглавая, сооруженная в стилизованных под барокко архитектурных формах. Расположенная в живописном ландшафтном окружении, на высоком береговом откосе маленькой речки Пастушки, при ее впадении в Сне-жеть, церковь как и прежде, несмотря на утрату колокольни, отмечает юго-восточную окраину города, главенствуя среди невысокой застройки. Ранним образцом русско-византийского стиля сер. 19 в. является Никольская церковь (ул. Первомайская, 219), расположенная при въезде в город со стороны Орла. Монументальный объем, напоминающий своими формами домонгольский древнерусский храм, играет важную градостроительную роль. доминируя в застройке восточной окраины Карачева. На северо-восточной окраине, на углу современных улиц Дзержин- ского и Урицкого, появившихся вместо существовавшего здесь до регулярной планировки городского сада, находится памятник архитектуры позднего классицизма - сильно разрушенная церковь Успения (1818) - бесстолпный, одноглавый купольный храм с крестообразным планом (сохранился лишь центральный объем - круглый барабан со шлемовидным куполом над четвериком).
Самая древняя из всех сохранившихся - Воскресенская церковь (рубеж 17-18 вв.) - расположена в центре слободы Бережок (в настоящее время городская слобода преобразована в село), на левом пониженном берегу Снежети. Этот оригинальный ярусный храм "под колоко-лы", сооруженный в стиле нарядного "нарышкинского" барокко, обладает выразительным силуэтом, усложненным цилиндрической башней-столпом над выступающим углом высокого четверика. Поз днекл ассицистическая колокольня внесла дополнительный акцент в объемную композицию памятника, хорошо видного с правого берега, особенно от собора Михаила Архангела и из окрестных сел.
Четыре кирпичных одноэтажных здания на Федюнинской ул. были построены в кон. 19 в. как казармы для размещения 12-го запасного пехотного полка. Их функциональному назначению соответствует упрощенный декор, состоящий из лопаток и рамочных наличников арочных окон. Один из интересных образцов купеческой городской застройки рубежа 19—20 вв. сохранился на бывш. Козельской ул., 5. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание, восстановленное после 1945 г. и значительно расширенное пристройкой, в первоначальной части имело традиционную для данного типа сооружений функциональную организацию: в первом этаже размещался магазин, во втором - квартира владельца. Четкая конструктивная схема фасада (лопатки на высоту двух этажей на углах и между окнами, широкий гладкий междуэтажный пояс) сочетается здесь с характерными для модерна элементами декора (вертикальные узкие нишки лопаток наугловом граненом объеме и на высоких, ныне утраченных, аттиках; рисунок решеток между аттиками и тумбами по краю кровли).
Связь города с внешним природным окружением по-прежнему органична. В самом Карачеве много зелени, садов. скверов. Площадь К. Маркса, где расположен собор Михаила Архангела, включена в лесопарковый массив. Пологие луговые и частично поросшие лесом берега реки Снежеть входят в пределы города естественным пейзажным ландшафтом.
Зуев, с. 124-125; Книга чертежей и рисунков. №9; Лясецкий, I899.C.68-98,218-219; Пясецкий. Никольский, 1889а, с. 3-25; Шульгин. 1903, с. 20: Историческое описание.., с. 342-366; Общие основания.,; Зверинский, 1890. Т. 2. №№ 700, 1219; Тихомиров, 1956, с. 37; ПСРЛ, с 314; ПереЬсльский, 1969; Цапенко, 1972; Кирилов, с. 180; Зоны охраны памятников истории и культуры г. Карачева. Т. 1-2.1979; Винклер, с. 63; Археологическая карта России, 1993.
Баскетболистки. г. Карачев. 1975 г.
Сказание о Карачеве
И сказали думные бояре:
Городу Карачеву не быть.
Смута. Мор. Дотла сгорел в пожаре.
Некому крепить.
И сказали, дьяку повелели
Вычеркнуть из списка оный град.
За рекой темно боры темнели,
Словно черный плат.
И кому оплакать было горе
(Смутные довлели времена),
Что вконец извёлся древний корень.
Пеплом - борона.
Но бояре думные не слишком
Были, знать, раскидисты умом.
Прибивались беглые людишки
Снова строить дом.
В крутоярье, за Татарским валом,
Занялись бесхлебные костры.
На юру, в усердии немалом
Пели топоры.
Низкие разлапые повети -
Не сказать, какие терема.
Но а в сердце родина - то светит!
Отступает тьма. Отступает.
И уже не лихо.
Избы сбились плотно, в добрый лад.
Церковь стала.
Светлым Божим ликом Укрепили град.
Светлым ликом да широким лыком
По худой шубейке враспояс.
И с полатей первым детским криком,
И сияньем глаз.
КАРАЧЕВ - один из древнейших городов Русского государства. Его богатая
история уходит в глубь веков. Впервые Карачев упоминается в Ипатьевской
летописи под 1146 годом, в то время он уже был значительным городом
Новгород-Северского княжества. Но город, вероятно, старше.
На сложных перекрестках истории накапливал он свою биографию: познал он
татаро-монгольское нашествие и литовское владычество. Освещало его зарево
массовых народных восстаний в начале ХУП века. У него важное стратегическое
и выгодное географическое положение. Долгие годы он был сторожевым городом
России со стороны Крыма и высылал сторожевых людей в степь почти до Курска.
В былые времена отсюда проходил водный торговый путь в Черное н Каспийское
моря.
В переводе с тюркского слово «карачев» означает «черный лес». Отсюда
и связывают некоторые название города. Известно и другое прочтение: древних
русских книгах встречается Корачев. «И великий князь Всеволода Святослав шел
бяшить в Корачев и сберашеть от верхних земель вон», — говорится в Полном
собрании русских летописей.
В четвертом номере журнала «Советская археология» за 1972 год в статье
«К исторической географин земли вятичей» Т. Н. Никольская пищет: «Возможно,
первоначально это была небольшая феодальная усадьба, основанная в начале
ХП в. одним из «вятичских князьков, которую затем захватил Святослав Ольгович.
Постепенно этот укрепленный «двор» феодала разросся в небольшой древнерусский
городок Карачев».
Книги в PDF по данной теме:
«История Карачевской железнодорожной станции»
«История населенных пунктов Первомайской территории Карачевского городского поселения»
Карачевская земская управа, 1913 год.
Земля карачевская - В. Ератов
Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:
Пограничный край Старый город Брянск Жемчужины Брянщины
Потоканка. Село Ружное Карачевского района Брянской области
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
природа карачева
Карачев, Карачев,
Родимый Карачев!
Кровинка России – в моей он судьбе.
Божественной волей ты мне предназначен.
И я присягаю на верность тебе.
Картины брянских художников о Брянском крае.
Мурашко В.С. «Свенски й монастырь».Х.,м., 70Х90. 1997 г.
Брянские поэты и писатели о земле Брянской.
Более ста песен создано нашим земляком, выдающимся композитором М. Блан-тером. В годы войны появилась и песня на слова М. Исаковского «Под звездами балканскими». В ней есть такие слова:
И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, да брянские,
Да смоленские места. И далее:
Вспоминаем очи карие,
Тихий говор, звонкий смех...
Хороша Болгария,
А Россия лучше всех.
Хронограф.Судьбы. События. Мгновения.
К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути), переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы).
К числу старейших поселений нашего края следует отнести Вщиж (ныне село близ Овстуга, Жуковский район) и Ормину — первое упоминание в летописи под 1142 годом, Пацынь (1134 год). Севск (Севьско), Карачев — 1146 год, Брянск (Добряньск), Воробийна — 1147 год, Радощ (Радогощ, Радогость, ныне Погар, 1155 г.), Синин Мост (1155 г.), Ропеск (село Старый Ропск в Климовском районе, 1159 г.), Росусь (1160 г.), Трубчевск (Трубецк, Трубечь, Трубежск, 1185 г.), Рогов (1194 г.).
1147 год. Первое упоминание в русских летописях городов Брянска, Карачева, Севска.
Сын святого Михаила Черниговского, Мстислав (1220—1280 гг.) стал первым карачевским князем
Вся восточная (великороссийская) часть Брянщины (Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды) с 1709 года относилась к Киевской губернии, в том числе с 1719 года — входила в состав Севской провинции этой губернии. В 1727 году Севская провинция вошла во вновь образованную Белгородскую губернию. В 1778 году было образовано Орловское наместничество.
1778 год - Брянск, наравне с Трубчевском, Карачевом и Севском, стал уездным городом Орловской губернии.
Первая железная дорога в Брянском крае была построена в 1868 г. Она пролегла от Орла через Карачев—Брянск—Смоленск—Витебск и повлияла на экономическое и общероссийское развитие Брянщины, Брянск-Гомель (Полесская), была введена в действие в 1887 г.
Три знаменитых брянских города было в древней Руси: Брянск, Стародуб Карачев.
Брянск. Уездный город. В 1888 году числилось 20 тысяч жителей. Церквей - 19, каменных домов – 90, деревянных – 2012. Дворян – 802, купцов – 527, мещан – 11724 и очень много солдат – 2600 низших воинских чинов.
Стародуб. Уездный город. В 1897 году – 26 тысяч жителей, 9 каменных церквей, каменных домов – 122, деревянных – 1597. На содержание полиции в год тратилось – 7000, на образование – 6000 рублей.
Карачев. Уездный город. В 1894 году – 17 тысяч жителей. Каменных зданий – 144, каменных церквей – 12, деревянных зданий – 1420, четыре гостиницы, двести (!) лавок и магазинов, около тысячи купцов, а рабочих и ремесленников – 1200.
1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния.
Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.
1925 год. Установлена телефонная связь с Карачевом, Орлом, Смоленском, Калугой, Москвой.
Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.
Собор Михаила Архангела (XVIII — XIX вв.). Фото начала XX в. Собор Михаила Архангела. Фото начала XXI в.
Немного интересного, умного, мудрого.
************
Дени Дидро:
«Люди пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями…»
Улыбнись …. чуть чуть лирики.
***********
Узнав о доходах любовника жены, муж начал смотреть на свои рога, как на рога изобилия