СтраницаКарачев

Город Карачев Брянская область

Один из наиболее древних городов Руси. О нём упоминается в старинных летописях XI века, в книгах Н. Карамзина, С. Соловьёва, О. Ключевского.
Судьба города — неотъемлемая часть судьбы России. Был он центром удельного княжества, крепостью на порубежной черте с Диким полем, волостью Литвы, подвергался опустошительным грабежам польских воевод... «Всё прошёл — и всё осилил».

Город Карачев       Карачев       Фотографии архитектуры города Карачева

Древний город Карачев,
Мой город родной,
Соловьиная Снежеть — подруга моя.
Над тобою плывут облака чередой,
 Окуная в Десну золотые края.
И татарские стрелы, и набеги Литвы,
 И фашистской орды очумелая злость, —
Всё изведал ты, воин, и выстоял ты.
Знать, силён богатырь,
Древнерусская кость.

Александр Мехедов. «После январских метелей».

Возле города находятся памятники археологии, обследованные в последнюю четверть XX века. В первую очередь это Карачевское городище, именуемое в народе «Татарским валом», Городошные горки у деревни Песочни, курганные могильники и селище на реке Рессете, стоянка эпохи бронзы у села Дронова.
 

Предприятия и организации города Карачев Брянской области

КАРАЧЕВСКАЯ ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА

Символика города Карачев


Брянская область г Карачев

Карачев
В переводе с татарского «чёрный лес». Есть предположение, что город Карачев на 100 лет старше Москвы.
 


 1146 год.  Карачев.

Развитие иконографии. Карачев. XVII столетие. Брянская земля.

        1708 г. КАРАЧЕВ.

            1762 год. Карачев.

В Карачеве, по сообщению Русского Слова учреждается музыкально-драматическое общество, которое должно в значительной степени оживить местную общественную жизнь. В настоящее время записалось уже до 70 человек в члены общества и образовался струнный оркестр в 20 человек. Во главе нового общества стоит генерал-майор Н. Г. Петраков, командир квартирующей в Карачеве 36 й артиллерийской бригады.

Брянский Вестник 1895 год

Карачевское княжество

История города Карачева

Карачев. Времена революций.

Карачев в Великой Отечественной войне

Карачевский змеевик 12-13 века.  Древнерусская мелкая пластика. Экспозиция Брянского областного музея.


Город Карачев – один из немногих русских городов, «которые древностью превосходят само Русское государство». История его корнями уходит в глубь седых веков. Даже происхождение названия города таинственно и имеет несколько версий. Наиболее распространённой и, как водится, наиболее спорной является версия тюркского топонима означавшего «черный лес» (кара-чев).

Расположен в восточной части Брянской области. Через город про­текает небольшая речушка с краси­вым названием Снежеть, примеча­тельная тем, что здесь живут редкие сейчас водные обитатели — бобры.

Карачев «древностью превосхо­дит само Русское государство». Это поистине загадочный город: неоднок­ратно он был полностью разрушен, неведомые силы заставляли жителей заново отстраивать свой воистину вечный город.

Первое упоминание о Карачеве относится к 1146 году. Город и его ок­рестности неоднократно становились ареной ожесточенных боев. Карачев был волостью Литвы. Но уже в 1618 году Карачев вновь стал частью Московско­го княжества.

По свидетельству современни­ков, в конце XVIII в. в городе прожива­ло 2900 человек. Широко развивалось веревочное и канатное производство, пенькотрепальная, пенькопрядиль-ная, канатная промышленность. Про­дукция поставлялась в Германию, Англию, Америку.

В это время утверждается «план и прожект городу Карачеву».

По свидетельству очевидцев, к началу XX в. Карачев был красивым и богатым купеческим городом.

Великая Отечественная война стала еще одной трагической страницей в его истории. Писатель Константин Федин писал так: «Воистину можно сказать: здесь был Карачев».

Но чудом сохранилась церковь Воскресения на Бережке бывшей Тихоновой пустыни, построенная в XVII в. Это один из выдающихся па­мятников области в стиле «нарыш­кинского» барокко. На углу храма возвышается необычного вида башня-столп — чуть ли не единственный такого рода пример в истории рус­ской архитектуры.

Загадку этой башни объясняют так. Мужская пустынь существова­ла в Карачеве еще в XVI в. Одно из ее преданий повествует об иеромо­нахе Тихоне, который жил на столпе над церковью, изнуряя себя чудовищным способом. Столь странное время­препровождение, однако, не было бессмысленным: под рукой у иеро­монаха находился колокол, в кото­рый он бил в случае появления опас­ности. Воскресенская церковь пост­роена на месте той самой, где мо­лился Тихон.

В семи километрах к северо-востоку от Карачева находится Николо-Одринский монастырь (XVIII-XIX вв.). Покровителями и вкладчи­ками монастыря были князья Тру­бецкие и Барятинские.

Однако в 20-х годах прошлого века монахов объединили в комму­ну «Новая жизнь», а на территории монастыря разместили опытно-показательную школу. Сохранился до­кумент, запечатлевший жалобу пре­подавателей колонии в Карачевскии исполком: «Ежедневный звон коло­колов, надоевший обитателям коло­нии до чертиков, мешает проводи­мым с детьми занятиям. Желатель­но, чтобы в недалеком будущем вме­сто крестов здесь развевались крас­ные флаги...»

Восстановление монастыря на­чалось в 1992 г. Сейчас это действу­ющий женский монастырь. Едва ми­новав ворота и пройдя по старинной липовой аллее, его посетители ощу­щают в себе чувство особенного спо­койствия и умиротворения. Здесь от­дыхает и успокаивается душа.

Презентация книги "История города Карачева от древности до наших дней"      

Достопримечательности Карачевского района Брянской области

Памятные места, связанные с Великой Отечественной войной

Звонница на территории районной больницы  Танк    Хацунь   Аллея Героев   .

 Герой Советского Союза Илья Кириллович Хахерин  .

Братские могилы и захоронения воинов, партизан, мирных жителей

г. Карачев   д. Трыковка   д. Масловка   Село Уткино   д. Непряхино   п. Дунаевский   с. Аксиньна

с. Бережок   Мылинка   п. Согласие   п. Березовка   с. Бошино   с. Вильяминово   д. Лужецкая

д. Масловка   д. Емельяново   д. Желтоводье   Новгородский   Песоченское   д. Речица   д. Ружное 

д. Сурьяново   ур. Кресты   д. Коптилово   д. Алексеева   .     Одрино   с. Дроново

            Достопримечательности района

Скамейка примерения   Татарский вал   Классическая скульптура   Митюков   Памятники Ленину

Святые источники   .

Памятники архитектуры

 Церковь Воскресения (мужской монастырь)   Церковь Всех святых   Церковь Николая Чудотворца

Церковь Успения Пресвятой Богородицы   Церковь Троицы Живоначальной   Николо-Одринский женский монастырь

Церковь Казанской иконы Божией Матери   Собор Михаила Архангела   Церковь Вознесения на Бережке

Здание доходного дома   ЦЕРКОВЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ   Жилой дом   Часовня   .

 

Панорама города

Козельская улица в дореволюционном Карачеве

Карачев в 1941 году

Бывшее здание доходного дома (XIX в.). Сейчас это универмаг.

Церковь Воскресения на Бережке (Тихоновская). Конец XVII - начало XVIII вв.

****************


Брянская область город Карачев фото

Старые фотографии Карачева


До Октябрьской революции Карачев был мещанско- купеческим городом «с мощеными центральными улицами, обсаженными душистыми тополями по обе стороны», со своей электрической станцией, водопроводом. Через город прошла первая железная дорога в крае — Риго - Орловская оказавшая заметное влияние на жизнь города.

Древний город Карачев,
Мой город родной,
Соловьиная Снежеть – подруга моя.
Над тобою плывут облака чередой,
Окуная в Десну золотые края.

 


Достопримечательности города Карачева

Город Карачев          Фотографии архитектуры города Карачева


Карачевцы гордятся своим городом, гордятся своими знатны­ми земляками. На весь мир стало известно имя контрадмирала Апатолия Ивановича Сорокина, под командованием которого был совершен героиче­ский полуторамесячный поход под водой вокруг света на атом­ных подводных лодках...

Всей области известно имя знатного механизатора, избиравшегося депутатом Верховного Совета СССР седьмого созыва Ивана Григорьевича Беспалько...

В центре города на высоком постаменте навечно замер боевой танк. В дни народных праздников здесь вырастает холм из жи-вых цветов и венков. танк, словно часовой, стоит над городом, охраняя мирный труд и заслуженный отдых древнего, но всегда молодого города...

Небесный холст снарядами распорот,
И горьким дымом тяжело дышать.
Напрасно немцы этот русский город,
В своих руках пытались удержать…

(о Карачеве)   

КАРАЧЕВ: ИСТОРИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

               Семья героя (Ильи Кирилловича Хахерина)

                      В минувшую пятницу в Карачеве впервые прошел праздник спорта

Новости Карачев
Газета «Орловские губернские ведомости» за 1840 год сообщала «об устройстве городской больницы в Карачеве, иждивение купца Трофимова и передаче оной в городское ведомство».
В 1866г. началось строительство железной дороги Орел-Витебск. Оно шло одновременно от Орла и Витебска. Тысячи крестьян из окрестных деревень пришли на строительство в поисках заработка. Через глухие леса, через многочисленные речки и болота вручную прокладывали они «чугунку» - одноколейную дорогу протяженностью 500 км. 24 ноября 1868г. был торжественно открыт участок железной дороги Орел-Рославль. Через Карачев прошел первый поезд. Тогда же вырастают в Карачеве фабрики и заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, развивается веревочное и канатное производство. Богатеют купцы, зажиточные мещане. На свои средства они строят богатые дома, церкви (11) великолепной архитектуры, учреждения культуры и социального назначения.
Главная улица Карачева – Козельская (ныне Советская). С этой улицы начинался торговый путь на Козельск и дальше на Москву. По ней в свое время из Брянских и Карачевских лесов везли в Москву различную дичь и свежий мед, который подавался к царскому и патриаршему столам, так как считался лучшим на Руси. Улица Козельская была застроена кирпичными двухэтажными купеческими особняками. На ней находились Городская Дума, уездное полицейское управление, типография.
На Большой Дворянской улице (ныне Первомайская) располагались 15 пенькотрепальных и пенькопрядильных, 9 маслобойных предприятий, Никольская и Благовещенская (Афанасьевская) церкви, приходское и церковно-приходское училища, ремесленное училище при земской управе, Общественный банк, основанный в 1871 году. На этой же улице располагались городская и земская управы, казначейство, почтово-телеграфная контора, сиротский суд, уездное по воинской повинности присутствие, мещанская управа, отделение комитета.
На Малой Дворянской (ныне ул. Свердлова) размещалась уездная землеустроительная комиссия. Значительная часть пенькообрабатывающих предприятий и купеческих контор находились на улице Конторской (ул.50 лет Октября). Многие улицы старого города получили свое название от расположенных здесь церквей: Введенская (Белинского), Преображенская (Дзержинского), Никольская (Калинина), Успенская (Урицкого), Благовещенская (Володарского), Знаменская (ул.Р.Люксембург), Соборная (ул. К.Маркса).
В 1902 году Карачевская Земская управа «признавая безусловную полезность центральной библиотеки, обращается к очередному Земскому Собранию, с просьбой решить устроить одну центральную библиотеку в городе». И с этого времени библиотека обслуживает все категории читателей.

 

У КАМИНА

В лист пожухла поздняя малина,
И, как лист сухой, остаток дня.
 Словно пламя тонкое в камине.
 Моя жизнь уходит от меня.
Я ловлю почти что без усилий
 Это благодатное тепло.
 Ото трепетание осины.
 Что в сухом полене ожило.
Пусть трепещет - хочется подольше -
Поживем немного и в былом.
Ощутив себя в опавшей роще
Не последним, может быть, стволом.
Слава Богу! Пошумели тоже.-
Полистали золото и медь.
Хорошо, коль после смерти сможем.
Кой - кого хоть памятью согреть.

(2004 г.)
К 65-летию Николая Ивановича Поснова - поэта, нашего земляк,  открытой душой, безгранично любившего свою Родину, pyсские просторы, людей...
 

Взгляд с небес


Архитектура город Карачев

Карачев-один из древнейших городов русского государства. Первое упоминание о Карачеве в Ипатиевской летописи относится к 1146 году. Относительно происхождения названия Карачев су­ществуют несколько версий. Основой данного названия является древнерусское слово «корч» - озна­чало «выкорчеванный пень, раскорчеванное место». Близко к нему и украинское «корчЬ. Появление Карачева на страницах летописи связано с событиями феодальной войны в Чернигово-Северской земле в середине XII века. На протяжении истории русского государства Карачев оказывался в водо­вороте грозных событий. Междуусобные кровавые распри князей, нашествия диких орд кочевников и иных захватчиков, смуты и моровые поветрия - ничто не минуло древнее поколение карачевцев.

В период X - XI веков Киевские князья неоднократно совершали набеги на землю вятичей, но после ухода княжеских дружин вятичи снова отходили от Киева. Территория Карачева и его волости в это время входила в состав Чернигово-Северского княжества.

В третьей четверти XIV века Карачевское княжество захватывают литовцы. В составе Литвы го­род находился до XVI столетия. Потом он вошел в состав Русского централизованного государства. В XVI-XVII вв Карачев является важнейшей крепостью на юго-западных рубежах русского государства, неоднократно его горожане отражали нападения крымских татар, поляков, литовцев. В 1615 году город был сожжен поляками. После 1621 года в нем строится новый острог, начали вос­создаваться монастыри и церкви. Все они были деревянные и располагались в «городской крепо­сти» и в «острожной осыпи» - второй укрепленной территории города. Во второй половине XVII столетия Карачев становится тыловым городом. В 1778 году образуется Карачевский уезд, который приписывается к Орловской губернии. В 1781 году городу утвержден герб: «В верхней части щита герб Орловский. В нижней- в серебряном поле пук связанного золотою веревкою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города довольно сеют и оным торгуют». В течении XIX века про­должалась застройка. Деревянные церкви заменились каменными. К середине столетия появилось около пятидесяти каменных домов, большинство из них на главной улице Козельской (ныне улице Советской).

С дальних подступов к Карачеву виден ориентир, господствующий над городом. Правда, он на­ходится не в центре и даже не в городе, а у его южной черты- в слободе Бережок. Это Воскресенский храм, чудом «пришедший» из древности.

Воскресенская церковь - это церковь некогда бывшего Воскресенского мужского монастыря, или «Тихоновой пустыни», существовавшего здесь с XVI столетия. Монастырский Воскресенский храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, пред­положительно в конце XVII века.

Собор Михаила Архангела расположен в южной части города по соседству с городищем, гар­монично согласован с городской панорамой и привольными просторами заречья. Постройка собора относится к первой половине XVIII столетия.

Церквей в Карачеве каменных - три, деревянных - девять. При приходских церквях было че­тыре богадельни. Лавок при гостинной площади каменных хлебных - восемь, деревянных с красным товаром - сорок шесть. Харчевень каменных - три, деревянных - восемнадцать, казенных питейных домов - тринадцать.

В городе проживали дворяне, купцы, духовенство, разночинцы, приказные мещане, в том числе ремесленники- кузнецы, сапожники, кирпичники, кафельники, горшечники, мясники и т.д. Жители имели плодовые сады и огороды. К началу XIX века в городе насчитывалось 4700 жителей, а в 1808 году - 6441. Купцов в городе проживало 400 человек. Интересно отметить,что Карачев в это время был больше Ростова-на-Дону, в котром в 1811 году насчитывалось всего 4000 жителей. Основны­ми видами промышленности Карачева были пенькотрепальная, пенькопрядильная и лапотная. На втором месте в Карачеве стояла маслобойная промышленность. Конопляное масло было одним из главных предметов вывоза. Ежегодно вывозилось 500 тонн.

Отмечен город Карачев и в культурном наследии России. Род А. С. Пушкина в какой-то сте­пени связан с Брянщиной и Карачевским уездом. Предки Пушкина - выходцы из рода Трубецких, Пушкиных, Ржевских - были не раз воеводами в Брянске, а прадед Марии Александровны Ганибал - бабушки А. С. Пушкина - Алексей Иванович - имел в селе Льгов Карачевского уезда имение. Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в Карачеве и его окрестностях, а имение его дяди находилось в селе Юшково Карачевского уезда. Карачевцы вправе гордиться тем, что один из декабристов был нам земляком- Иван Федорович Юрасов. В Карачеве родились выдающиеся люди - Антон Николаевич Николаев - певец, Евгений Павлович Карпов - писатель, драматург и режиссер. Михаил Афанасьевич Булгаков- выдающийся писатель, ведет свою родословную из Карачева. Дедушка писателя по матери, Михаил Васильевич Покровский был сыном дьячка собора Михаила Архангела. Бабушка Михаила Афанасьевича по матери Анфиса Ивановна возможно была из рода карачевских купцов Турбиных. 5-го сентября 1869 года в семье Покровских родилась дочь Варвара, мать писателя. Она окончила гимназию в Орле, вернулась в Карачев и два года работала учительницей в Карачевской женской гимназии. Дядя М. А. Булгакова по матери, известный московский врач Николай Покровский, явил­ся прообразом профессора Преображенского в произведении «Собачье сердце».

"Путешественные записки" В.М. Зуева, 1781 год, описание Карачева: "Небольшой, прежде к Севской провинции принадлежавший город, стоит по обе стороны реки Снежати, впадающей недалеко от города Брянска в Десну; длиною будет, более двух верст, шириною на одну. Строение всё деревянное, по правую сторону реки лучше и больше, числом около тысячи домов. Церквей в нем каменных три, да деревянных девять. Жителей разного звания до 2900 душ: купечество приторговывает разными городскими и скупая из окрестных селений произведениями, кои однако все мелочныя, а мещане пробавляются различными ремеслами, из коих главнейшей есть пряжа веревок и канатов, кои сбываются приезжающим к ним из иных городов купцам.

В Карачеве, по сообщению Русского Слова учреждается музыкально-драматическое общество, которое должно в значительной степени оживить местную общественную жизнь. В настоящее время записалось уже до 70 человек в члены общества и образовался струнный оркестр в 20 человек. Во главе нового общества стоит генерал-майор Н. Г. Петраков, командир квартирующей в Карачеве 36й артиллерийской бригады.

Брянский Вестник за 1895 г.

Скорбилин Т.И., городской голова г. Карачева.

Брянская область Карачев 835

КАРАЧЕВ

Расположен в равнинной местности по берегам неширокой р. Снежеть. Центр промышленного и земледельче­ского района. Население (на 1989 г.) 22 тыс. человек.

Название города - Карачев (Корачев) - имеет тюркское происхождение и означает "черный лес" (кара-чев). По­селение, возникшее в глухих непроходи­мых лесах, впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 г. С этого времени и до 1194 г. Карачев относился к Черниговскому княжеству. В дальней­шем его судьба тесно связана с Брян­ском. В 1239 г. оба города были разру­шены монголо-татарами. С образовани­ем Брянского княжества в 1246 г. Кара­чев входит в его состав, в 1309 г. -в объединенное Чернигово-Брянское княжество. В 1356 г. вместе с Брянском город захвачен войсками литовского князя Ольгерда. В 1503 г., после полуто-равекового польско-литовского влады­чества, великий князь Иван Ш возвра­тил город Московскому государству. В течение 16 и нач. 17 в. Карачев - погра­ничный форпост на юго-западной окра­ине Руси, постоянно подвергавшийся нападениям польско-литовских войск и крымских татар.

На территории города находятся два городища, оба на правом берегу Снеже-ти. Одно из них (на западной окраине, между улицами Ленина и Маркса) ар­хеологи датируют временем Киевского государства. В 12 в. здесь были насыпа­ны высокие земляные валы (сохрани­лись частично) и поставлен деревянный кремль. Второе городище (12-13, 16-17 вв.) находится в центре города (меж-ду пл. К. Маркса и ул. Советской). Пря­моугольный участок со скругленными углами, вытянутый в направлении с се­веро-запада на юго-восток, был укреп­лен земляными валами и рвом (частично сохранились с северной стороны: высо­та вала 2 м, глубина рва 1,5 м). Окру­женные рвом мощные валы с дубовыми стенами и башнями (две проезжие и че­тыре глухие) существовали еще в 1-й трети 18 в.

В 16 в. южнее города на левом бере­гу Снежети, на небольшом возвышении среди заливных лугов был основан Во­скресенский мужской монастырь, иначе называемый по имени его основателя Тихоновой пустынью. По преданию, монах Тихон жил в круглом столпе, примыкавшем к церкви на уровне вто­рого этажа; здесь висел вестовой коло­кол, которым Тихон предупреждал о приближении врага. С нач. 17 в. около пустыни каждый год летом устраива­лись ярмарки, длившиеся неделю. С этого же времени известна разросшаяся вокруг монастыря слобода Бережок. Связь с городом, видимо, осуществля­лась по дороге через плотину при мона­стырской мельнице. В самом Карачеве при церкви Дмитрия Солунского в Пушкарской слободе находился другой монастырь - Введенский женский, - ве­роятно, также основанный в 16 в. (был известен до "литовского разорения").

В 1615 г. польский отряд под коман­дой пана Лисовского подверг город осо­бенно сильному разорению; полностью выгорел деревянный посад, были унич­тожены церкви. После Деулинскогс пе­ремирия 1618 г. решением Московской боярской думы Карачев "приговорили" упразднить, а немногих оставшихся  в живых жителей (49 человек) перевести в г. Волхов. Но уже в 1621 г. новым "приговором" боярской думы город был восстановлен в своих правах, и в нем начали строить новый острог. В указе царя Михаила  Федоровича  от

  1. г. о Карачеве говорится как о го­роде, пожалованном патриарху Филаре­ту вместе с Брянском. Писцовая книга
  2. г. "письма и меры писца Констан­тина Пущина да подъячего Василия Иванова" упоминает уже несколько восстановленных и вновь выстроенных между 1621 и 1626 гг. церквей: в "город­ской осыпи" - церковь соборная Архан­гела Михаила, "в острожной осыпи под­ле лавок" - церковь Преображения, "в острожной же большой осыпи" - цер­ковь Чудотворца Николая, в Пушкар­ской ал ободе - церковь Дмитрия Солун-ского, местоположение Успенской цер­кви не обозначено. Рядом с первыми тремя храмами упомянуты церкви Геор­гия, Жен Мироносиц и Ильи Пророка, бывшие в Карачеве "до литовского ра­зорения". О существовании еще двух церквей - Афанасьевской и Пятницкой - известно из косвенных источников.

В записках Павла Алеппского о по­ездке антиохийского патриарха Мака-рия в Московию в 1654 г. отмечается, что Карачев - "город большой с силь­ной крепостью" имеет пять церквей, располагавшихся в "городской осыпи" (крепости) и "острожной осыпи" (на по­саде). Особое внимание путешественни­ка привлекла церковь Воскресения Ти­хоновой пустыни, построенная из "кед­рового" (соснового) дерева, - высокая, стройная, трехглавая ("три минарета в ряд, легких и изящных, с тремя христи­анскими крестами"); такие же заверше­ния имели алтарные части. На обход­ную галерею с трех сторон вели высо­кие лестницы. При церкви - "восьми­угольной формы" колокольня на стол­бах с приподнятым куполом и крестом.

После Андрусовского перемирия 1667 г. государственные границы ото­двинулись на запад и город утратил зна­чение пограничного форпоста. С этого времени начинают быстрее развиватьсяремесла и торговля, растет население Карачева, который активно застраива­ется вдоль дорог. В северо-восточном и северо-западном направлениях, а также за Снежетью складываются слободы. В 1707-08 гг. в связи с подготовкой к вой­не со Швецией в последний раз обновля­ются городские укрепления. В 1709 г., в период петровских реформ по упорядо­чению административного устройства России, Карачев был приписан к Киев­ской губ., а в 1719 г. вошел в Севскую пров. этой губернии как уездный город.

По сведениям Карачевского духовно­го правления за 1745 г., в городе было десять церквей, из них четыре - камен­ные (соборная Архангела Михаила, Преображения, Введения, Воскресения) и шесть - деревянные (прежняя Преоб­раженская, еще стоявшая рядом с новой каменной; Казанская "за большой осы­пью", вблизи Орловского тракта; Ни­кольская, что "на посаде, за древней осыпью"; Дмитрия Солунского; Успен­ская; Благовещенская, что "на посаде за средней осыпью"). В 1764 г., когда Ка­рачев вошел в Севскую епархию, в го­роде было 12 церквей, а монастыри бы­ли упразднены.

В 1779 г. город становится уездным центром Орловской губ. В 1781 г. утвер­жден его герб: в верхней части щита — герб орловский, в нижней - "в серебря­ном поле пук связанного золотою ве­ревкою распустившегося мака". План города этого времени приближается к радиальному, где центр — древняя кре­пость, от которой расходятся четыре дороги-улицы: на северо-запад - в Жиз-дру и Смоленск, на северо-восток - в Москву, на юго-запад - в Киев, на юго-восток, вдоль берега Снежети - в Орел. Во 2-й пол. 18 в. окончательно сло­жилась слободская структура застройки Карачева: на правом берегу - слободы Пушкарская. Беломестная, Однодвор­ческая и Новая; на левом - слобода Бе­режок. Застройка этих слобод была де­ревянной, включая п три церкви, опре­деляющие силуэт этих городских окра­ин: Казанскую - на перекрестке Орлов­ской и Московской дорог, Знаменскую - на Киевской ул. и Всехсвятскую - на Орловской ул. в Новой слободе, на бровке коренного берега Снежети, при впадении в нее речки Пастушки, на са­мой далекой восточной окраине города. Интересны впечатления современника, относящиеся к 1781-82 гг. Путешест­венник, священник Василий Зуев отме-тил небольшие размеры города в форме почти правильного четырехугольника "длиною... более трех верст, а шириною на одну". Главная улица города - часть Большой Орловской дороги - почти па­раллельна Снежети, к которой протяну­лись улочки и проулки. Здесь, на пра­вом берегу, разместилась большая и "лучшая" часть посада, меньшая - на левом берегу. Количество домов - око­ло 1000, все деревянные; из 12 церквей лишь четыре каменные.

По регулярному плану, утвержден­ному для Карачева в 1780 г., город не выходил за пределы существовавших границ, сохраняя соотношение сторон 1 х 3, и лишь слобода Бережок слегка нарушала его геометрию. Равнинная территория способствовала осуществ­лению регулярной планировки: широ­кие улицы, пересекаясь под прямыми углами, разделили город на 47 прямо-угольных кварталов. Некоторую жи­вописность в размеренную структуру вносили церковные и оборонитель­ные сооружения.

Все основные идеи регулярного пла­на были реализованы в 1-й четв. 19 в. Главной стала исторически сложившая­ся Козельская ул., идущая вдоль Смо­ленской дороги в северо-западном на­правлении (позднее она получила назва­ние Советской). Из трех площадей, оп­ределенных регулярным планом, пол­ностью осуществлены были две, распо­лагавшиеся на выездах из города в севе­ро-западном (Базарная пл.) и восточном (Орловская пл.) направлениях. Цент­ральная площадь "при гостином дворе"' не была до конца сформирована. Объем­но-пространственная композиция горо­да складывалась в течение всего 19 в. Новые кварталы мало чем отличались от старых. Застроенные такими же не­высокими (один, реже два этажа) дере­вянными зданиями по принципу усадеб­ной застройки, они сохранили характер древнего посада, на фоне которого осо­бенно выразительно выглядели круп­ные и сложные объемы церковных зда­ний. Согласно плана 1802 г., в городе (без учета слободы Бережок) числилось 576 деревянных домов и только один ка­менный; население составляло 3906 че­ловек. На плане 1808 г. общее число до­мов, включая слободу Бережок, достиг­ло 1076; количество церквей осталось прежним - 12, но относительно дорегу-лярного периода число каменных хра­мов увеличилось до семи. В 1784 г. бы­ла построена Казанская церковь, между 1802-08 гг. - Рождественская церковь и часовня Одрино-Николаевского мона­стыря на Базарной площади. Осталь­ные четыре храма - более ранние по времени строительства (Воскресенская. рубеж 17-18 вв.; Преображенская, 1740 г.; Михаила Архангела, 1-я треть 18 в.; Введенская, 1745 г.). Пять храмов (Никольский, Успенский, Благовещен­ский, Знаменский и Всехсвятский) оста­вались деревянными. Удивительно рит­мично расставленные, эти вертикаль­ные акценты выявляли прежнюю сло-бодскую структуру города, определяли его силуэт и неповторимость.

План 1851 г. отметил то же количе­ство церковных зданий, из которых еще три стали каменными: Успенская цер­ковь (1818-28 гг.). Благовещенская и Знаменская церкви (1-я пол. 19 в.). При­чем, первые два храма при строительст­ве были перенесены из центра в восточ­ную часть города, а на их бывшем мес­те, согласно плану, устроена "зеленая" площадь. Позднее возводятся в камне пятиглавая Никольская церковь 1855— 60 гг. и Всехсвятская 1865-74 гг., заме­нившая старый деревянный храм, унич­тоженный большим пожаром 1863 г. В поел. четв. 19 в. лишь Вознесенская кладбищенская церковь оставалась де­ревянной, но она находилась вне город­ской черты.

На плане 1851 г. отмечено кроме того 50 каменных жилых домов, расположен­ных в основном вдоль главной Козель­ской ул. Застройка города 2-й пол. 19 -нач. 20 в. была связана со значительным промышленным подъемом и ростом ку печеских капиталов. Местные фабрич­ные производства выпускали для опто­вой торговли масло и жмых, канаты и ве­ревки. Центральная и прилегающие к ней улицы застраиваются двух-трехэтаж-ными, большей частью кирпичными зда­ниями, хотя среди них есть и деревянные, и смешанные. В облике домов купцов и богатых мещан заметно влияние "образ­цовых" проектов классицизма. Сораз­мерные ширине улиц, они придавали за­стройке ансамблевый характер.

Карачев нач. 20 в. — красивый благо­устроенный город. По сведениям 1909 г., в нем насчитывалось 2067 домов: из них 191 - кирпичный, 119 построены в сме­шанной технике (низ кирпичный, верх деревянный), остальные - деревянные. Во время Великой Отечественной вой­ны не только подступы к Карачеву, но и его улицы явились ареной ожесточен­ных боев. Выли разрушены заводы и фабрики, из жилых домов уцелело не­сколько десятков, значительно постра­дали памятники культовой архитек­туры.

В послевоенные годы город был бы­стро застроен, в основном новыми здани­ями в два-три этажа, в соответствии с ре­гулярным планом кон. 18 в. и в его грани­цах. Проект 1963 г., разработанный в мо­сковском "Гипрогоре", фактически не нарушил планировочную структуру. Но исторически сложившиеся объемно-про­странственная композиция, облик и силу­эт довоенного Карачева утрачены без­возвратно. В настоящее время регуляр­ную планировку эпохи классицизма в центральной части города закрепляют четырех- и пятиэтажные здания, ближе к

окраинам сохраняется в основном мал этажная деревянная застройка.

В 1976 г. постановлением Госкомит та Совета Министров РСФСР по дел" строительства и коллегии Министер ва культуры РСФСР № 36 Карач включен в число 115 исторических г родов - памятников. Был разработ проект "Зоны охраны памятников исто­рии и культуры города Карачева" (а* тор - инж. Г.С. Комарова). Большо внимание уделено сохранившимся зда­ниям, среди которых шесть сооружен культовой архитектуры и неско ко гражданских построек 2-й пол. 19 -нач. 20 в., создающих представление о застройке купеческого города.

Общая панорама современного горо­да, утратившего большинство вертика­лей, довольно однообразна. Лишь отдель­ные локально расположенные зоны н поминают о прежней выразительности силуэта. В черте древней городской осы­пи, в центре небольшой площади (ныне пл. К. Маркса) расположена церковь Ми­хаила Архангела - один из интересней­ших памятников петровского барокко на Брянщине. Она и сегодня является един­ственной сохранившейся доминантой в городской панораме, воспринимаемой из-за Снежети. В бывшей Новой слободе стоит Всехсвятская церковь 3-й четв. 19 в. (ул. Некрасова. 32) - одноглавая, соору­женная в стилизованных под барокко ар­хитектурных формах. Расположенная в живописном ландшафтном окружении, на высоком береговом откосе маленькой речки Пастушки, при ее впадении в Сне-жеть, церковь как и прежде, несмотря на утрату колокольни, отмечает юго-вос­точную окраину города, главенствуя сре­ди невысокой застройки. Ранним образ­цом русско-византийского стиля сер. 19 в. является Никольская церковь (ул. Перво­майская, 219), расположенная при въезде в город со стороны Орла. Монументаль­ный объем, напоминающий своими фор­мами домонгольский древнерусский храм, играет важную градостроительную роль. доминируя в застройке восточной окраи­ны Карачева. На северо-восточной окра­ине, на углу современных улиц Дзержин- ского и Урицкого, появившихся вместо существовавшего здесь до регулярной планировки городского сада, находится памятник архитектуры позднего класси­цизма - сильно разрушенная церковь Ус­пения (1818) - бесстолпный, одноглавый купольный храм с крестообразным пла­ном (сохранился лишь центральный объ­ем - круглый барабан со шлемовидным куполом над четвериком).

Самая древняя из всех сохранившихся - Воскресенская церковь (рубеж 17-18 вв.) - расположена в центре слободы Бережок (в настоящее время городская слобода преобразована в село), на левом пониженном берегу Снежети. Этот ори­гинальный ярусный храм "под колоко-лы", сооруженный в стиле нарядного "на­рышкинского" барокко, обладает выра­зительным силуэтом, усложненным ци­линдрической башней-столпом над вы­ступающим углом высокого четверика. Поз днекл ассицистическая колокольня внесла дополнительный акцент в объем­ную композицию памятника, хорошо вид­ного с правого берега, особенно от собо­ра Михаила Архангела и из окрестных сел.

Четыре кирпичных одноэтажных зда­ния на Федюнинской ул. были построены в кон. 19 в. как казармы для размещения 12-го запасного пехотного полка. Их функциональному назначению соответ­ствует упрощенный декор, состоящий из лопаток и рамочных наличников ароч­ных окон. Один из интересных образцов купеческой городской застройки рубежа 19—20 вв. сохранился на бывш. Козель­ской ул., 5. Двухэтажное кирпичное и ош­тукатуренное здание, восстановленное после 1945 г. и значительно расширенное пристройкой, в первоначальной части имело традиционную для данного типа сооружений функциональную организа­цию: в первом этаже размещался мага­зин, во втором - квартира владельца. Четкая конструктивная схема фасада (ло­патки на высоту двух этажей на углах и между окнами, широкий гладкий между­этажный пояс) сочетается здесь с харак­терными для модерна элементами декора (вертикальные узкие нишки лопаток наугловом граненом объеме и на высоких, ныне утраченных, аттиках; рисунок ре­шеток между аттиками и тумбами по краю кровли).

Связь города с внешним природным окружением по-прежнему органична. В самом Карачеве много зелени, садов. скверов. Площадь К. Маркса, где распо­ложен собор Михаила Архангела, вклю­чена в лесопарковый массив. Пологие лу­говые и частично поросшие лесом берега реки Снежеть входят в пределы города естественным пейзажным ландшафтом.

Зуев, с. 124-125; Книга чертежей и рисунков. №9; Лясецкий, I899.C.68-98,218-219; Пясецкий. Никольский, 1889а, с. 3-25; Шульгин. 1903, с. 20: Историческое описание.., с. 342-366; Общие осно­вания.,; Зверинский, 1890. Т. 2. №№ 700, 1219; Ти­хомиров, 1956, с. 37; ПСРЛ, с 314; ПереЬсльский, 1969; Цапенко, 1972; Кирилов, с. 180; Зоны охра­ны памятников истории и культуры г. Карачева. Т. 1-2.1979; Винклер, с. 63; Археологическая кар­та России, 1993.

 

 

 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Карачев, Карачев,
Родимый
Карачев!
Кровинка России – в моей он судьбе.
Божественной волей ты мне предназначен.
И я присягаю на верность тебе.

Картины брянских художников о Брянском крае.

Мурашко В.С. «Свенски й монастырь».Х.,м., 70Х90. 1997 г.

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

Более ста песен создано нашим земляком, выдающимся композитором М. Блан-тером. В годы войны появилась и песня на слова М. Исаковского «Под звездами балканскими». В ней есть такие слова:

И под звездами балканскими

Вспоминаем неспроста

Ярославские, да брянские,

Да смоленские места. И далее:

Вспоминаем очи карие,

Тихий говор, звонкий смех...

Хороша Болгария,

А Россия лучше всех.

 

Хронограф.Судьбы. События. Мгновения.

К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути),  переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы).

К числу старейших поселений нашего края следует отнести Вщиж (ныне село близ Овстуга, Жуковский район) и Ормину — первое упоминание в летописи под 1142 годом, Пацынь (1134 год). Севск (Севьско), Карачев — 1146 год, Брянск (Добряньск), Воробийна — 1147 год, Радощ (Радогощ, Радогость, ныне Погар, 1155 г.), Синин Мост (1155 г.), Ропеск (село Старый Ропск в Климовском районе, 1159 г.), Росусь (1160 г.), Трубчевск (Трубецк, Трубечь, Трубежск, 1185 г.), Рогов (1194 г.).

1147 год. Первое упоминание в русских летописях городов Брянска, Карачева, Севска.

Сын святого Михаила Черниговского, Мстислав (1220—1280 гг.) стал первым карачевским князем

Вся восточная (великороссийская) часть Брянщины (Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды) с 1709 года относилась к Киевской губернии, в том числе с 1719 года — входила в состав Севской провинции этой губернии. В 1727 году Севская провинция вошла во вновь образованную Белгородскую губернию. В 1778 году было образовано Орловское наместничество.

1778 год - Брянск, наравне с Трубчевском, Карачевом и Севском, стал уездным городом Орловской губернии.

Первая железная дорога в Брянском крае была построена в 1868 г. Она пролегла от Орла через Карачев—Брянск—Смоленск—Витебск и повлияла на экономическое и общероссийское развитие Брянщины, Брянск-Гомель (Полесская), была введена в действие в 1887 г.

Три знаменитых брянских города было в древней Руси: Брянск, Стародуб Карачев.
Брянск. Уездный город. В 1888 году числилось 20 тысяч жителей. Церквей - 19, каменных домов – 90, деревянных – 2012. Дворян – 802, купцов – 527, мещан – 11724 и очень много солдат – 2600 низших воинских чинов.
Стародуб. Уездный город. В 1897 году – 26 тысяч жителей, 9 каменных церквей, каменных домов – 122, деревянных – 1597. На содержание полиции в год тратилось – 7000, на образование – 6000 рублей.
Карачев. Уездный город. В 1894 году – 17 тысяч жителей. Каменных зданий – 144, каменных церквей – 12, деревянных зданий – 1420, четыре гостиницы, двести (!) лавок и магазинов, около тысячи купцов, а рабочих и ремесленников – 1200.

1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния.
Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.
1925 год. Установлена телефонная связь с Карачевом, Орлом, Смоленском, Калугой, Москвой.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.

Собор Михаила Архангела (XVIII — XIX вв.). Фото начала XX в.

Собор Михаила Архангела. Фото начала XXI в.
 


Немного интересного, умного, мудрого.

************

Дени Дидро:
«Люди  пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями…»

 


Улыбнись …. чуть чуть лирики.

***********

Узнав о доходах любовника жены, муж начал смотреть на свои рога, как на  рога изобилия