Страница Архангела

Собор Михаила Архангела Карачевский район Брянской области

Храм Архистратига Михаила

Собор Михаила Архангела находится на площади Карла Маркса на окраине города (хотя назвать это место площадью можно с большой натяжкой - собор окружен плотно стоящими деревянными домиками, между которыми проходит узкая грунтовая дорога). Собор построен в XVIII веке, перестраивался в XIX, а утраченную колокольню восстановили совсем недавно.

Собор Михаила Архангела (XVIII — XIX вв.). Фото начала XX в.

СОБОР МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Собор Михаила Архангела в Карачеве — один из интереснейших храмов Петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко (первая треть XVIII века)

От стен Воскресенской церкви хорошо виден собор Михаила Ар­хангела.

Следует отдать должное древним зодчим Карачева, которые при равнинном, слабо волнистом рельефе умели находить места наиболее значительным для городского ландшафта зданиям. Мы только что убедились на примере церкви в Бережке, какзодчие воспользовались

природным возвышением на берегу реки. Они «продолжили» его в многоярусном объеме строения. Искусно соединили природу с архи­тектурой. Благодаря этому храм, раньше господствовавший лишь над прилегающим селом, ныне взял на свои плечи роль общегородской доминанты.

Так собор Михаила Архангела, расположенный в южной части по соседству с местом первоначального зарождения Карачева - городищем, гармонично согласован с архитектурной панорамой и привольными просторами заречья. Он хорошо виден с центральных улиц - Советской, Карла Маркса, Первомайской, Белинского и других и служит зрительно связующим звеном с Воскресенской церковью в Бережке, отличный вид на которую, как и на пойму Снежети, откры­вается с его площадки.

Собор Михаила Архангела построен на месте древней Георгиев­ской церкви, существовавшей до «литовских разорений».

В «Списке с писцовых Карачевских книг, писем и мер писца Конс­тантина Пущина до подьячего Василия Иванова» 1626 года сказано:

«Вышед из острогу, в Карачевской городской осыпи церковь собор­ная Архистратига Михаила... да место прежней церкви во имя Святого Великомученика Георгия».

Восстановленная деревянная Михаилоархангельская церковь существовала около столетия.

В «Ведомости», составленной в Карачевском духовном правлении в 1745 году, соборная Архистратига Михаила церковь числится камен­ной. Следовательно, постройку ныне существующего собора можно отнести к первой половине XVIII века.

Любопытна строительная история собора. Первоначально это тради­ционная церковь типа «восьмерик на четверике» с полукруглой апсидой. В 1768 году пристроен первый придел во имя Страстной иконы Божьей Матери. В 1809 году- второй придел Дмитрия Ростовского; в 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным построен четвертый придел святого Георгия. Одинаковые полукруглые приделы окружили собор. Они придали его плану четырехлепестковый вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве. Таким собор был до более поздней постройки трапезной, заменившей Георгиевский придел.

Помещение трапезной значительно шире соборного зала. Приделы пол­ностью открыты в его интерьер полукуполами - конхами, образуя плав­ные переходы внутреннего пространства к световому подкупольному восьмерику. Алтарная апсида соединена тремя арочными проемами. Во внешнем облике собора пластика объемов полукруглых апсид хорошо связывается с высоким световым барабаном-восьмериком, к основанию которого они плавно примыкают своими полукуполами, родственными граненому куполу восьмерика. Последний увенчан глухим восьмигран­ным барабанчиком, на вогнутом шатрике которого водружена лукович­ная глава с крестом на яблоке.

Углы восьмерика укреплены каннелированными парными пиляс­трами, поддерживающими узкую полоску деликатного карниза.

Окна восьмерика с лучковыми перемычками обрамлены профи­лированным архивольтом на маленьких пилястрах. Поле стены над окнами украшено круглыми медальонами. Стены боковых приделов прорезаны двумя рядами окон - полукруглых, с лучковым верхом. Такие же окна по стенам трапезной. Колокольня утрачена*.

В архитектуре собора отразилась его столетняя строительная история. Яркое впечатление оставляет пластично-выразительный объем, четкость силуэта, хорошие пропорции, скромность и лаконизм декоративных форм. Единственный сохранившийся в почти полном объеме памятник несет свою службу архитектурной доминанты в городском ландшафте Карачева.

Предполагаемая реставрация с последующим размещением в здании краеведческого музея помогут включить собор в современную культур­ную жизнь города, сохранить его градостроительную роль и скромный типично русский архитектурный облик, близкий родному пейзажу.

В период Смутного времени население Карачева поддержало Лжедмитриев. Бесспорно исторических моментов этого города много. Но помимо истории Карачев знаменит архитектурными строениями. Вот одним из всех зданий самое известное – это собор Михаила Архангела.
Расположился собор на берегу реки Снежеть в южной части города. Именно эта определенность месторасположения является выгодной, так как весь внешний вид соответствует классическим канонам.
Изначально это было деревянное строение по форме напоминающей цветок, но по прошествии времени реконструировали полностью в материал, такой как камень. Постройки спустя полвека тоже подвергли реконструкции и соорудили придел Страстной Богоматери и Дмитрия Ростовского, в другой пристройке была трапезная с Богоматерью Взыскания погибших. Третья – колокольня и последняя четвертая стала приделом Георгия.
Конечно, со временем все материалы, в том числе и строительные, изнашиваются и приходят в негодность, вот и здесь произошло, что понадобился капитальный ремонт и реставрация всех икон и находящихся рисунков.
Крыша главного центрального строения была пологой, и на ее вершине красовался крест, а у пристроек она больше напоминала форму половины круга. Подобное строение крыш было тяжелым и на подъем и в зрительном образе. Они скрывали все карнизы, тем самым еще больше отяжеляя внешний вид. Внутри же все было убрано и выполнено в стиле барокко. Арки, окна в вытянутой форме, ступенчатые своды все данные элементы были классическими в прошлом.
Отреставрировав все пристройки и их уникальные живописные стены, на которых изображены различные мотивы из тем о святых. Цветовая гамма подобрана таким образом, что акценты выделяются и фактурность поднимается с пола до потолка. Все переходы оттеков мягкие и легкие.
Иконостас после преображения стал неотразим, расписные и фигурные завитки расположились по всему храму, создавая положительное настроение. Да и собор Михаила Архангела приобрел новую жизнь, в старых классических традициях.

Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко.
      Кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике первоначально имело своеобразное центрическое, четырехлепестковое в плане построение. Сохранилась основная часть этой композиции, статичная и несколько тяжеловесная. Невысокий массивный четверик несет широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой на граненой шейке. С трех сторон к четверику примыкают крупные закругленные объемы боковых приделов и алтаря. Они оставляют углы четверика открытыми и в то же время высокими выпуклыми кровлями закрывают его карнизы и даже низ восьмерика. Впечатление тяжеловесности усиливает обширная трапезная, над входом в которую поставлена маленькая деревянная звонница.

История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным.
При начальном устройстве в храме был один Престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 году сооружен первый придел в честь Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут второй придел во имя Святителя Димитрия Ростовского и сооружена колокольня. В 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». И, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвертый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1900 году вместо разобранной колокольни была сооружена деревянная звонница.
После государственного переворота 1917 года храм во имя Архистратига Михаила некоторое время оставался действующим и был закрыт в 1938 году. Перед войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был открыт. В 1961 году храм снова закрыли советские власти. В 1973 году здание храма передано детской спортивной школе, затем в нем устроили склад стройматериалов.
В 1989 году здание храма было возвращено верующим, начались возстановительные работы. В 1990-1992 годах возстановлены росписи храма, в 1994-1996 годах была возстановлена колокольня. С 2003 года при храме действует Воскресная школа.

В  июне 2012 года для усиления существующего фундамента  соборного храма Михаила Архангела с южной его стороны была вырыта траншея. Строители обнаружили при этом фрагмент упавшей стены древнего плинфяного храма. В июне того же года в Карачеве работали специалисты из Москвы: Андрей Викторович Яганов - архитектор-реставратор Института археологии РАН и Василий Васильевич Зайцев - старший научный сотрудник Государственного исторического музея.  Ими была произведена расчистка участка стены, заложен шурф. В сентябре археологи заложили еще четыре шурфа и по подъемному материалу сделали заключение: на этом месте был каменный домонгольский  храм XII века. Это третий памятник подобного рода, обнаруженный на Брянщине. Во Вщиже и Трубчевске были ранее обнаружены остатки каменных храмов домонгольской архитектуры.

Карачев. Часовня Михаила Архангела. Надкладезная часовня