СтраницаВоскресения

Церковь Воскресения Карачевский район Брянской области

Карачевский Воскресенский мужской монастырь

Церковь Воскресения упоминается в 1654 году

Воскресенский мужской монастырь (Церковь Воскресения)

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь

Воскресенская церковь – это церковь некогда бывшего Воскресенского мужского монастыря, или "Тихоновой пустыни", существовавшего здесь с XVI столетия. Монастырский храм Воскресения построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, предположительно в начале XVIII века. В 1745 году он числится уже каменным. Церковь двухэтажная, в плане вытянутая по продольной оси. Ее архитектура принадлежит московскому барокко конца XVII века. Основу ее объемного построения составляет высокий куб – четверик. Он несет последовательно уменьшающиеся три яруса восьмериков – два световых и верхний декоративный, покрытых восьмигранным куполом. К восточной стене куба примыкают две апсиды, нижняя сильно выдвинута вперед, верхняя смещена в сторону куба.

Бережок. Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Церковь Воскресения Христова

Воскресенская церковь – это церковь недавно возрожденного Воскресенского мужского монастыря, или "Тихоновой пустыни", существовавшего здесь с XVI столетия. Расположена на левом берегу реки Снежети в центре села (бывшая городская слобода Бережок), доминирует в окружающем пейзаже. В конце XVI века иеромонахом Тихоном здесь был основан Воскресенский монастырь, называемый также Тихоновой пустынью. До конца XVII века все постройки монастыря были деревянными. По описанию сына антиохийского патриарха, архидиакона Павла Алеппского, посетившего обитель в 1654 году на пути в Москву, деревянный соборный храм Воскресения отличался своей стройностью и высотой. Поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с тремя входами, он имел трехчастное построение с расположенными над каждой, частью главами, легкими и изящными. Весьма высокой была и восьмигранная колокольня, завершенная куполом… В 1680 году пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В конце XVII начале XVIII века на вклад великой княгини Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, сестры царя Алексея Михайловича, построен соборный храм Воскресения. В 1745 году он числится уже каменным. В 1764 году пустынь упразднена, а собор стал приходским храмом. В состав прихода вошли бывшие монастырские крестьяне, проживавшие в слободах: Бережок и Рясник и в деревнях: Бойковой, Трыковке, Мокрой и Мылинке.

На основании ходатайства Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года, Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден. Настоятелем обители назначен иеромонах (с 2007г. – игумен) Митрофан (Охалов).

Церковь Воскресения на Бережке (Тихоновская). Конец XVII - начало XVIII вв.

Воскресенская церковь - это церковь некогда бывшего здесь, за Снежетью, Воскресенского мужского монастыря, или «Тихоновой пус­тыни», как часто он назывался в обиходе. По сведениям В. В. Зверинс-кого («Материалы о православных монастырях Российской империи». Спб, 1890 г.), Тихонова пустынь «несомненно существовала еще в XVI столетии, когда в 1585 году ею управлял игумен Захарий». В древнем синодике Воскресенского монастыря вслед за царскими именами вписан и род монаха-строителя Тихона: «В 1609 году августа в день преставился раб божий монах Тихон, начальник, строитель обители сия». Монастырь имел вотчину: 216 крестьянских дворов да «по реке по Снежети вниз левый берег по Брянской рубеж с упалыми речками и с рыбными ловлями, и с бобровыми гоны и с хмелевыми болоты, да на той реке Снежети под монастырем мельница монастырская, и то мельничное место пусто - мельницу сожгли литовские люди». Это было в 1615 году, когда банда Лисовского ввиду приближения московского воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского выжгла город без остатка и бежала верхнею дорогою по направлению к Орлу.

Каким был монастырь, как строились храмы и другие здания в Карачеве в XVII веке, можно узнать из сохранившегося описания путешествия антиохииского патриарха Макария, по пути в Москву проезжавшего через Карачев в 1654 году. Это описание составлено сыном патриарха архидиаконом Павлом Алеппским.

«...И прибыли в большой город с сильной крепостью, называе­мый Каражава. В нем пять церквей: во имя Благовещения, Успения Владычицы, святого Михаила, святого Николая и Косьмы и Димиана. Посреди этого города два источника вкусной воды... Раньше, чем мы достигли города, мы посетили монастырь поблизости него, у самой дороги, он в честь Пасхи, называемой на их языке Фаскрисанья {Вос­кресение. - В. Г.). Монастырь окружен рощею кедров {сосны.- В. Г.), удивительных по своей высоте, прямизне, и все они равны -да будет благословен их творец... Мы взошли в церковь по высокой лестнице. Она весьма красива, из кедрового {соснового. - В. Г.) дерева, хорошо сплоченного, с новыми связями. На ней три минарета в ряд, легких и изящных с тремя христианскими крестами; такие же минареты и над

алтарями. Церковь окружена галереей с тремя дверями и входами с трех сторон... Колокольня весьма высока, восьмиугольной формы, на ней приподнятый купол с крестом. Под колокольней деревянные выстроганные столбы. Вход на нее с церковной галереи, кроме того, она имеет три двери по окружности всей галереи».

Так во второй половине XVII века отстраиваются церкви и монас­тыри, восстанавливаются укрепления, жилые дома и другие здания. Город от древнего посада расширяется в северном направлении, возникают слободы, а за Снежетью - поселение.

Монастырский храм Воскресения построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, но когда именно - точно неизвестно. Предположительно в начале XVIII века. В 1745 году он числится уже каменным. С 1761 года, после упразднения монастыря, церковь стала приходской. Церковь двухэтажная - нижний этажтеплый,двухпридельный.Один придел посвящается Смоленской иконе Божьей матери, другой - Тихону. Верхний этаж - обновлению храма Воскресения Христова.

План церкви по продольной оси достигает 60 метров при ширине 12 метров.

Архитектура церкви принадлежит московскому барокко. Хотя церковь построена уже в Петровскую эпоху, но стилевые особен­ности ее имеют прямую связь со стилем барокко последней трети XVII столетия.

Основу ее объемного построения составляет высокий двухэтажный, с двумя ярусами второго этажа, куб-четверик. Он несет последователь­но уменьшающиеся три яруса восьмериков (два световых и верхний декоративный), покрытых восьмигранными куполами. К восточной стене куба примыкают две апсиды. Одна, сильно выдвинутая вперед, низкая апсида зимней церкви первого этажа; над ней полукруглая в плане апсида сдвинута к четверику относительно нижней.

С запада к кубу примыкает двухэтажная, равная высотой верхней апсиде, трапезная. Многоярусность построения объема церкви красноречиво говорит о прямой связи ее композиции с ярусными церквами московского барокко.

Ступенчатое расположение апсид, покрытых полукуполами, при­дает динамизм композиции церкви, решительно направляет взор зрителя от горизонтали земли к вертикали устремленной вверх цер-:

кви с луковичной маковкой и крестом в завершении. Приземистый объем нижней апсиды и такие же боковые приделы зримо прочно связывают высокий храм с землей и с окружающей крестьянской застройкой слободы, как бы придавая ему дополнительную устойчи­вость и незыблемость.

Крайне редкой, самобытной частью композиции церкви является вежа -дозорная круглая башня. Башня примыкает к северо-западной стене основного восьмерика церкви. Для ее возведения расположен­ный под башней угол церкви заметно выдвинут вперед. Видно, что постройка башни замышлялась с самого начала строительства храма, а не является позднейшей надстройкой.

По старинному преданию, преподобный Тихон, после смерти при­численный к лику святых и погребенный в южном приделе церкви, жил в келье над вторым этажом, в круглой башне, где висел колокол, Предупреждавший о приближении крымских татар. Видимо, кроме военно-оборонного назначения башня каменного храма несла и чис­то религиозную службу - легенда о «житии в столпе» святого Тихона поддерживала ореол «святости» монастыря. Тихон жил «в столпе» де­ревянной Воскресенской церкви, подобной описанному Павлом Алеп-пским деревянному храму. Каменный «столп» построен после смерти Тихона. Вежа каменного храма утверждала легенду первоначального деревянного храма. Сама Древняя Русь смотрит с высоты этой башни.

К южной стороне куба церкви примыкает одноэтажный небольшой придел, построенный вламять тихоновского захоронения в предшес­твовавшей деревянной церкви. Такой же придел был и с северной стороны.

В стародавние времена ежегодно 16 июля, в храмовый праздник, у стен церкви в течение недели проводилась ярмарка.

Внешняя архитектура церкви, родственная веселому нарышкинско­му барокко, торжественно взлетающая в поднебесье, величавая и ук­рашенная живописными деталями, отлично вписывалась в яркоцветье и веселый гомон ярмарочного празднества.

Главный мотив декоративного убранства фасадов - наличники прямо­угольных окон всехярусов. Окна углублены в нишах, по сторонам которых изящные полуколонки с гирьками внизу непринужденно поддерживают кудреватые разорванные навершия, волновсплесками взмывающие по стене. В разрыве наверший - высокие кронштейны-замки.

Стены апсиды разделены полуколонками, углы куба церкви усиле­ны пучками из трех цилиндрических полуколонн. Венчающие карнизы апсид, высокого четверика и светового барабана однотипны по рисун­ку. Они состоят из двухрядного поребрика и цепочки ромбиков.

Весь этот нехитрый, но весьма умело примененный декор придает праздничную нарядность фасадам церкви. Он усиливает красоту ее выразительного многоярусного объема.

В 1822 году к церкви была пристроена трехъярусная колокольня, связанная узким переходом с трапезной. Новые времена - новые архитектурные мотивы.

Архитектурные формы колокольни - это слово позднего класси­цизма. Нижний ее ярус украшен слаборельефными пилястровыми портиками с треугольными фронтонами и плоскими полуцир­кульными нишами над проемами входов в церковь. Второй ярус окружен четырьмя портиками на четырех приставленных к стене упрощенно-дорических колоннах с прямоугольными проемами между ними. Портики увенчаны лучковыми фронтонами с модульо-нами на карнизах. Глубокий рельеф портиков украшает колокольню тенями. Третий ярус, смягченный срезанными углами стен, созвучен восьмерикам церкви. Четыре более широкие грани вмещают узкие, вытянутые вверх проемы звонов. Колокольня завершена граненым куполом с декоративными люкарнами и фонариком, несущим не­большой шпиль с крестом.

Несмотря на стилевое отличие колокольни, ее ступенчатое постро­ение вторитярусному устройству церкви. Меньшая масса и высота ко­локольни подчиняют ее объему церкви, что вносит уравновешенность во всю архитектурную композицию произведения древних зодчих.

Воскресенская церковь в Карачеве - это наглядный и своеобразный пример архитектуры московского барокко. Архитектурно-художест­венные достоинства делают ее самым ярким из всех сохранившихся памятников в городе.

От стен Воскресенской церкви хорошо виден собор Михаила Ар­хангела.

С колокольни церкви Воскресения открываются потрясающие виды окрестностей, отсюда виден весь Карачев

Церковь Воскресения на Бережке в Карачевском районе («нарышкинское барокко», рубеж XVII—XVIII вв., первая четверть XIX в.)

Церковь Воскресения на Бережке. Оформление оконных проёмов

Упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте)в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. В 1764 Воскресенский монастырь упразднен, а его церковь превращена в приходскую. Ныне существующий (изображенный на фото) храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича. В 1822 г. пристроена колокольня. В 1829 году вокруг храма была построена сплошная каменная ограда. В 1903 году при храме была открыта Церковно-приходская школа.
Храм был закрыт в 1938 г.
В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение (с 1941 г.). После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт (1945 г.).
В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии, в нем устроили склад зерна, цемента, селитры.
В начале 1990-х годов храм был реставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года.