Книга "Памятники деревянного зодчества Брянского края" автор В.Н. Городков
Наиболее древней страницей летописи развития русской архитектуры является деревянное зодчество. В незапамятные времена уходят корни это замечательного искусства русского народа. Наша родина всегда была богата лесом. Лес был тем благодатным материалом, который служил людям для удовлетворения их многообразных потребностей. От ложки и солоницы за обеденным столом до величественных храмов и теремов - всё делалось из дерева. Русские города поражали воображение заезжих иностранцев своим чарующе-сказочным обликом. Восьмым чудом света считался дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Русский Север - край наиболее развитого искусства «древоделов» - дал миру непревзойденные образцы глубоко национального, самобытного, исключительно высокохудожественного деревянного зодчества. Во всём мире известны такие шедевры, как церковь Успения в Кондопоге, ансамбль Кижского погоста и другие дошедшие до нас памятники.
Дерево - исконно-русский материал. Его конструктивные и художественные возможности были досконально изучены древними русскими зодчими и использованы для создания чрезвычайно рациональной и эстетически полноценной архитектуры, настолько органично и неразрывно связанной с окружающим ландшафтом, что она сама кажется явлением как бы созданным природой.
На протяжении веков были разработаны строительные приёмы и конструкции - своеобразные, экономные и надёжные. Были созданы порой весьма сложные и хитроумные соединения элементов конструкций в жёсткие и прочные системы, придававшие постройкам незыблемость и долговечность. Все это без применения пилы (пила изобретена в XVIII веке), без металлических скоб и гвоздей (металл был редок и дорог). Мастера работали лишь топором - этим универсальным инструментом древодельца-«рубленника». Народная мудрость и смекалка позволяли древним строителям находить наилучшие решения в преодолении технических трудностей. Живя и работая в гуще народной, древнерусские зодчие черпали свои представления о прекрасном вокруг себя, в народе, сынами которого являлись. Поэтому их творчество было народным творчеством, понятным и близким народу, оно выражало надежды и думы народа, отвечало эстетическим идеалам его. Думы народные о свободе и счастье проявлялись в создании жизнеутверждающих архитектурных образов, возвышенные чувства торжественности и величия отражались в архитектуре общественных зданий, сила и мощь - в оборонительных сооружениях, жизнерадостность - в уравновешенной (спокойной) красоте жилых домов, в тёплом и интимном характере хозяйственных построек и элементов застройки, которые теперь именуются малыми архитектурными формами (колодцы, ворота, ограды и т.п.).
Создавая свои произведения, древнерусские зодчие никогда не забывали, что их искусство должно стать неотъемлемой частью окружающего пейзажа. В этом секрет удивительной гармонии архитектуры и природы. И действительно, памятники деревянного зодчества можно полностью понять, почувствовать красоту их архитектуры, воспринимая их только в неразрывной связи с ландшафтом. А когда мы это поймём, тогда правильно оценим необыкновенно важную роль памятников архитектуры в прекрасном и волнующем облике нашей Родины.
Нельзя отказываться от красоты, созданной нашими предками. Необходимо, чтобы она входила в нашу жизнь, пробуждала богатство эстетических и исторических воспоминаний и переживаний, учила людей понимать искусство, участвовала в формировании современного пейзажа родного края.
...Стар и заброшен замок на скале.
И всё-таки в какой-то общей доле
С цветком и телевизором в селе,
С девчонкой в белом и комбайном в поле.
(Н. Грибачев. «Блик от звезды»)
Наша Брянская земля пока еще хранит ряд памятников деревянного зодчества. Край лесной с глубокой старины застраивался деревянными зданиями. Сёла и деревни были сплошь деревянными. Жилые и хозяйственные постройки, общественные здания, это были главным образом культовые здания - церкви, всё было деревянным.
Но дерево - не долговечный материал. Брянский край вплоть до XVIII века очень часто являлся ареной битв с иноземными захватчиками. Города и сёла выгорали. Прекрасные постройки разрушались. По этой причине на территории Брянской области не сохранилось памятников деревянного зодчества более древних, чем конец XVII века. Да и таких лишь два. Сохранилось полтора десятка памятников XVIII века, около полусотни XIX века и около двух десятков начала XX века.
Это уже богатство. Богатство, которое следует сохранить. Сохранить возможно только путём современного использования. Найти новое назначение старинному зданию, которое «вписывалось» бы в него без нарушения первоначального архитектурного решения, без перестроек и без искажения его структуры и облика, не всегда просто и легко. Особенные трудности вызывает использование зданий бывшего культового назначения - церквей, часовен. Использование их в хозяйственных целях для размещения складов, мастерских и т.п., как это широко практикуется в области, - неправильный путь. Такое использование привело в аварийное состояние и к уничтожению не один десяток памятников. Наиболее правильным и разумным является использование их в общественно-культурных целях: в качестве клубных зданий, библиотек-читален, выставочных залов, музеев. Такие объекты более или менее нормально могут быть размещены в памятникахдеревянного зодчества без нарушения их первоначального объемно-планировочного решения, без перестроек и переделок.
В прошлом темп разрушения памятников деревянного зодчества был весьма высок. Например, по сведениям издания «Материалы для истории церквей Орловской епархии» в XVII - XVIII вв. на территории Севского уезда находилось 155 деревянных церквей. К началу XX века их число сократилось до 23. В последующие годы естественное обветшание и разрушение ещё значительно уменьшило их количество.
Поэтому вопросы сохранения памятников деревянного зодчества, а с ними вместе исторического ландшафта и природного пейзажа наших населенных мест являются первостепенными как в работе местных организаций Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, так и всех, кому дорога вещественная история родного края.
Разумеется, не все памятники деревянного зодчества имеют равную художественную и историческую ценность. Но все они дороги нам как неотъемлемая часть родного ландшафта, архитектурного облика отчего края. Учтённые восемь десятков объектов деревянного зодчества не исчерпывают всех сохранившихся объектов, которые могут быть ещё выявлены и после соответствующего изучения поставлены на учёт и государственную охрану как памятники архитектуры.
В списке учтенных необоснованно малое место занимают сельские и городские жилые дома, хозяйственные постройки, сельские производственные здания (мельницы водяные и ветряные, кузницы и проч.), малые архитектурные формы (колодцы, ворота) и другие произведения народного зодчества.
Поэтому работу по выявлению, фиксации и изучению памятников деревянного зодчества никак нельзя считать законченной. Здесь ещё большое поле деятельности для активистов общества охраны памятников, для всех любителей и ценителей истории культуры Брянского края.
Наиболее богатыми памятниками деревянного зодчества являются Новозыбковский (13 памятников), Погарский (11), Почепский (9), Кли-мовский (9), Клинцовский (7), Унечский (7), Суражский (5), Стародубский (4) районы. В Трубчевском районе - 3 памятника, в Краснорогском, Брасовском и Севском - по 2, в Комаричском, Суземском, Клетнянском, Дубровском и Мглинском - по одному. Всего 79 памятников деревянного и народного зодчества в 17 районах. В остальных районах Брянской области пока не выявлено ни одного памятника.
В городе Новозыбкове на улице Нижней сохранился один из первых домов слободы Зыбкой - места, откуда «пошёл город». Документальных свидетельств о времени постройки этого уникального памятника пока не обнаружено. Поэтому памятник датируется предположительно концом XVII века.
Дом является редким образцом древнего крестьянского жилья. По своему типу-это клетская изба, представляющая собой четырёхстенный прямоугольный сруб с деревянной двухскатной крышей. Дом состоит из одной комнаты длиной в 4,87 и шириной 4,84 метра. Почти четверть его площади занята русской печью. Фундамент дома кирпичный, но это конструкция, конечно, более поздняя. Стены рублены из брёвен толщиной 32-37 сантиметров. Рублены с остатком - «в обло». Его фасады лишены украшений. Первым поселенцам будущего города Новозыбкова пришлось вести тяжёлую борьбу за освоение места среди вековечных лесов, в глухой болотистой местности. И архитектура этого дома отражает своим суровым и мужественным обликом ту далёкую и трудную жизнь.
Издательский проект осуществлён при финансовой поддержке С.В. Ушкалова
Редактор-составитель А.В. Городков
СЕЛЬСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ