СтраницаЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели несколько десятков памятников деревянного зодчества Брянского края. Много это или мало? И много, и мало. Мало потому, что это действительно малая часть из того, что когда-то было и под ударами времени и небрежения людей досрочно исчезло с земли. Много - потому, что это большое богатство истории культуры нашей области. Оно имеет непреходящее значение для ее изучения, освоения и использования для дальнейшего роста и развития культуры.

Иногда высказываются мнения, что памятники архитектуры XIX века - это не древние памятники и они значения для истории культуры не имеют. Вздорное мнение! Дерево не вечный материал. И если о памят­никах деревянного зодчества не проявить заботу теперь, они исчезнут очень быстро. Получится брешь между древностью и современностью. Соглашаться на разрыв связи времён невозможно. Дать иссякнуть струе вечно живого источника народного творчества - это значит отказаться от бесценного клада, созданного умом и сердцем народа. Сам народ, конечно, не думает отказываться от своего прошлого, в том числе и от проявления народного духа в зодчестве. Можно сколько угодно при­вести примеров, когда народные умельцы украшают свои дома, обще­ственные здания и многое другое, широко используя наследие предков. Это лучшее доказательство непрерывности развития народного духа, его творческих сил и эстетических идеалов.

Подчеркнём ещё раз: сохранение памятников деревянного зодче­ства, как и памятников архитектуры вообще, может быть успешным лишь при условии нахождения для них нового, современного использования. Это в первую очередь касается зданий бывших церквей. Их веками сложившаяся, объёмно-пространственная композиция, характерная крупными и сложными объёмами, великолепно развитым внутренним пространством, богатая красивыми формами и декором, часто пред­ставляет немалые затруднения в поисках нового функционального на­значения этим памятникам. Проще всего такие здания занять под склад, под мастерскую или, доведённое таким неправильным использованием до аварийного состояния, бросить на произвол судьбы. Иногда прене­брежение к древнему зодчеству оправдывают тем, что многие старинные здания имели церковное назначение, хотя ценны они для нас не этим, а своими художественными достоинствами.

Иногда отказываются от ремонта таких зданий под предлогом эконо­мии государственных средств, бросают памятники на произвол судьбы, забывают при этом, что эти самые памятники имеют огромную ценность и могут стать источниками дохода для государства. Забывают, наконец, что памятники имеют ещё и чисто хозяйственную ценность, которую надо беречь как общенародную.

Не боясь наскучить читателю, при описании памятников всюду об­ращалось внимание на их большое значение для застройки сел, для ландшафта, для историчности облика края, на тонкое взаимодействие архитектуры с природой. В наше время, когда ландшафт решительно преображается, необходимо заботиться о том, чтобы «все, что уже создано гением народа и еще живет величавой жизнью искусства на нашей земле», равноправно сохранялось в «волнующем и трогательном лике Родины».

В подзаголовке эта работа названа «Приглашением к изучению памят­ников деревянной архитектуры и народного зодчества». Это название не для красного словца. Дело в том, что памятники архитектуры Брянской области вообще и памятники деревянного зодчества в частности почти совершенно не изучены. Активистами Брянской областной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВО-ОПИиК) в последние годы проведена большая работа по выявлению, фиксации и паспортизации памятников архитектуры. Выявлено свыше трехсот объектов, часть из которых, после соответствующего изучения, может быть рекомендована к взятию на государственный учёт и охрану в качестве памятников архитектуры. Среди этих объектов более восьми­десяти являются произведениями деревянной архитектуры и народного зодчества. Семь десятков из них представлены в кратких описаниях в настоящей работе. Некоторые - около десятка - ввиду утраты ими весьма важных частей композиции, что привело к утрате их качеств, необходимых памятнику архитектуры, оставлены вне этого описания. Но далеко не все, что имеется еще на территории области, выявлено и учтено. Настоящая работа ставит целью побуждение активистов, ВООПИиК и всех, кому дорого культурное наследие, к продолжению работы по выявлению, фиксации, обследованию и изучению памятников деревянного зодчества, сохранившихся на территории Брянского края. Эта работа должна быть направлена в конечном итоге на сохранение и современное использование памятников деревянного зодчества.

Не следует предъявлять слишком больших требований и строго судить настоящую работу за вполне возможные ошибки, неполноту, недостаточную глубину и всесторонность представленного описания памятников. Это только начало большого и нужного дела, которое должно быть продолжено, расширено и углублено.

В работе сделана первая попытка по историко-архитектурной клас­сификации памятников деревянного зодчества, попытка прочесть и объяснить их архитектурно-художественные и конструктивно-строи­тельные качества, уяснить ценность для истории культуры области и пользу для работы по развитию национальной культуры.

Работа опирается на современные методы искусствоведения и исто-рико-архитектурного исследования, но написана она с расчетом не на специалистов-искусствоведов и архитекторов, а в помощь широкому кругу активистов ВООПИиК. Отсюда её популяризаторский характер и исключение из нее сугубо специальных подробных описаний, которые неизбежно увеличили бы объем и усложнили её восприятие широким кругом читателей.