СтраницаПАМЯТНИКИ

Брянская область ПАМЯТНИКИ XVIII ВЕКА

Памятники деревянного зодчества XVIII века на Брянской земле можно разделить на две группы. Первая - правда малочисленная - связана с влиянием архитектуры украинского барокко, которое проявляется или в полной мере, как например в Свято-Николаевском храме в селе Новый Ропск Климовского района, или в своеобразном сочетании элементов украинской архитектуры с традиционно русской композицией, как на­пример в Успенской церкви села Красный Рог и других. Вторая группа памятников-это памятники, следующие традиционной планировочной схеме, но сменившие специфически деревянные формы на имитирующие в той или иной степени каменные формы классицизма. Некоторые из памятников этой группы, построенные в первой половине или середине XVII! века, по-видимому, позже были или перестроены, или «поновлены» в духе распространявшегося во второй половине века стиля классицизм. И строители их, во исполнение заказа, продиктованного новыми архитек­турными веяниями, «одевали» бревенчатые храмы в дощатые «футляры», по виду родственные каменным постройкам классического характера.

Ориль классицизм господствовал в искусстве и литературе Европы с XVIII века. В России он проявился и начал быстро завоёвывать умы и сердца творческой интеллигенции и народа во второй половине XVIII века, сменив живописный и богато-декоративный стиль русского барок­ко середины века. В то время наряду с усилением феодально-крепост­нического строя и формированием внутри него капиталистического уклада наблюдался рост антикрепостнических идей в среде передовой части дворянства, выразившийся в просветительской философии.

Под влиянием просветительства складывается новая эстетика. Она находит свой идеал в ясности и разумности античной классики. В формах искусства древних Греции и Рима стремились выражать идеи укрепления национального государства, провозглашать идеалы служения личности обществу. Русский классицизм основывался на активной творческой переработке классических принципов архитектуры античного мира. Он выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности архитектуры, в применении классических  хитектурных форм, ордеров, в сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества, русские архитекторы классицизма создали глубоко реалистические и народные произведения - мировые по значению образцы русской архитектурной классики.