Страницасельские

Брянская область  СЕЛЬСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ (Исчезающая романтика народного зодчества)

Большое разнообразие в сельский равнинный пейзаж вносят такие производственные здания, как ветряные мельницы.

Необычайно живописный силуэт, значительная высота, своеобразная форма объёмов выделяют эти сооружения из застройки. Обычное их расположение - в стороне от села, на открытом для ветра месте.

Ветряные мельницы - неотъемлемая часть исторического ландшафта сельской местности. Они, наряду с церквами, служили вертикальными доминантами его. В деревнях, где не было церкви, ветряки являлись единственными вертикалями, которые вносили остроту в пейзаж, под­черкивали горизонтальность застройки, контрастировали с нею. Они служили ориентирами среди бескрайних полей и отмечали разбросан­ные в пространстве населенные места.

Утрата большинства из них лишила пейзаж края характерных эле­ментов его, выровняла и прижала застройку к земле.

Взор путника издали приковывают заветные вертикальные акцен­ты среди окружающих дорогу полей. Исчезли высокие колокольни, исчезли ветряные мельницы с их причудливым силуэтом, а замены их вертикальной композиции пока не создано. Упрощенный объем и малоинтересный силуэт современных производственных сооружений - силосных и водонапорных башен, их небольшая высота - не решают проблемы контраста в сельском ландшафте.

Поэтому сохранение немногих оставшихся ветряных мельниц - их не более полутора десятков в области - задача неотложная и важная. Построенные из дерева, часто брошенные на произвол судьбы за нена­добностью, они лишены какой бы то ни было заботы, разрушаются, а то и сознательно уничтожаются. А ведь можно придумать им новое, современ­ное назначение. Не так богаты пока села лишними постройками, чтобы отказываться от использования зданий, сохранившихся от прошлого.

Ветряные мельницы обычно строились местными мастерами. Ар­хитектурно-конструктивное решение их глубоко традиционно. Артели плотников, из поколения в поколение занимавшиеся строительством мельниц, учились их возведению от отцов и дедов. Поэтому тип ветряной мельницы дошёл до нас из глубокой древности - мало что в нём изме­нилось. Во всех районах области, где сохранились ветряные мельницы, они повторяют этот давно сложившийся тип. Некоторое разнообразие в него вносят лишь эстетические устремления местных строителей, которые иногда, так или иначе, украшали свои произведения. Но таких деталей, вносивших индивидуальные штрихи в традиционный облик ветряков, почти не сохранилось.

Распространенным типом ветряной мельницы в юго-западных райо­нах области является высокая восьмигранная усечённая пирамида, по­ставленная на низкий - 3-4 венца - сруб-цоколь. Завершается пирамида прямоугольной, чаще восьмиугольной поворотной надстройкой-будкой, покрытой полого-шатровой крышей. В этом навершии располагается горизонтальная ось, которую вращают движимые ветром крылья. Они закреплены на её свободном конце. С помощью деревянной зубчатой передачи вращение передается на вертикальную ось и на жернова, связанные с последней. Постановка крыльев на ветер достигается по­воротом навершия. Это делается с земли посредством рычагов-жердей, размещенных на противоположной крыльям стороне и прикреплённых к боковым выпускам брусьев основного навершия.

Конструкция основного объёма мельницы и поворотного навер­шия - каркасно-обшивная. Несущий остов состоит из наклонных стоек толщиной 25-30 сантиметров, расположенных по углам восьмерика и установленных на сруб-цоколь. Жёсткость остову придают горизонталь­ные связи и раскосы, накрест врубленные бревна или брусья. Снаружи остов обшит досками в два ряда по высоте. Внутри объём разделяется ярусными настилами, связанными крутой лестницей.

Жернова находятся в нижнем ярусе, приподнятом над уровнем земли.

Конструктивное решение мельниц простое и надёжное.

Объемно-прстранственная композиция ясна и логична, продикто­вана целесообразностью и освящена веками.

Она складывается из низкого цоколя сруба с вертикальными стена­ми. Сруб несёт высокий объём усечённой пирамиды. Обычно, лишь в нижней части устроены два входа с противоположных сторон - один для подачи зерна, другой для выдачи муки. Иногда небольшое оконце выше площадки жерновов. Верхний срез пирамиды составляет от трех четвертей до половины ширины нижнего. Объём поворотного навершия своим основанием несколько нависает над верхней частью пирамиды, чем воздаётся выразительность завершения композиции. Чаще он имеет форму восьмерика с более узкими диагональными сторонами. Иногда встречаются и четырёхугольные. Крыши - полого-шатровые или четырёхскатные. При отсутствии проёмов в корпусе пирамиды и навершия, а также устойчивой формы объемная композиция мельницы выгладит монументальной. Ажурные, окруженные воздухом крылья контрастом подчёркивают монументальность облика.

Крылья - крестообразные, равноконечные, лёгкие: по решётчатому остову обтягивались холстом. Во время работы мельницы вид вращаю­щихся крыльев волнует зрителя живой динамикой сооружения.

Элементами декора композиции ветряной мельницы является об­шивка досками объемов. По вертикали соединённые в нахлёстку ряды досок расчленяют пирамиду на две части: большую внизу и меньшую вверху. Отношение высоты верхней к высоте навершия примерно та­кое же, как и между нижней и верхней частью. Такое членение придаёт согласованность и масштабность объёму мельницы. Другие элементы декора - мелкие. Это иногда шпиль на вершине крыши или флюгер, вы­резанный из железа. Несмотря на их величину, они вносят законченность и задушевность, и теплоту в своеобразный облик мельницы.

Памятниками деревянного народного зодчества конца XIX века яв­ляются ветряные мельницы, сохранившиеся в Почепском, Погарском, Красногорском, Клинцовском и Севском районах.