Страницасказы

Резные сказы Злынка Брянская область

Свою историю город Злынка ведет с 1702 года, когда Стародубский магистрат оформил акт передачи земель от сел Денисковичи и Лысые вновь образовавшейся слободе Злынке. Но это не дата рождения города. Еще в XVII веке, точнее в 1682 году, на речке Злынке возник монастырек. Он был основан раскольниками, некогда бежавшими за польский ру­беж от преследований официальной церкви и дворянско-помещичьей власти.

В начале XVIII века в юго-западной части нынешней Брянской области сложились раскольничьи слободы Клинцы, Свяцкая, Ардонь, Чуровичи, Климове, Зыбкая, Злынка и другие. Почти в течение века центром старо­обрядчества была Ветка (теперь в Гомельской области), процветание которой побудило императрицу Анну Иоанновну в 1773 году издать указ о возвращении ветковцев на места своих прежних поселений. Из-за отказа исполнить высочайшее повеление Ветка была разорена. Но она снова возникла. Следующие царицы - Елизавета Петровна, затем Екатерина II - безуспешно побуждали старообрядцев вернуться, пока не произошла вторая «ветковская выгонка», то есть окончательно военной силой не разгромили Ветку в 1764 году. После этого главным центром раскольников становится Стародубье. Раскольничьи слободы начинают расти и развиваться в хозяйственном отношении. Если в начале XVIII века Злынка состояла всего из нескольких дворов, то к концу века слобода насчитывает уже около трехсот дворов. С правого берега речки ее за­стройка перекинулась на левый берег, где появилась Красная слобода - ныне район улицы Красной.

Старообрядческий уклад жизни формировал внешний облик слобо­ды. Дома и массивные хозяйственные постройки купеческих подворий, обнесенные высоким, часто кирпичным забором с внушительными во­ротами и калитками, окна, ночью плотно прикрытые ставнями, - все это вносило впечатляющую необычность в облик слободы.

Но живая душа народа стремилась смягчить эту суровость сложив­шегося быта. Внести радость и приветливость в материальную производственную и бытовую среду, которая создавалась полностью своими руками. В замкнутом раскольничьем кругу начинают развиваться раз­личные ремесла.

По описанию М. Домонтовича, в середине XIX века посад Злынка на­селен 3940 жителями, в том числе 2156 женщин и 1784 мужчин. В посаде было 600 домов, 17 лавок и 11 лавочек. Развито каменное и плотничье, кузнечное и сапожное ремесла, действовали четыре кожевенных завода с 13 рабочими. Мастеров различных специальностей, в том числе строи­тельных, было предостаточно. Они могли построить и украсить город и побольше Злынки. По словам Домонтовича, до 600 человек мастеровых отправлялись летом (в те времена строительные работы велись лишь в летнее время) в Киевскую, Гродненскую, Ковенскую, Таврическую губернии и царство Польское. Их можно было встретить в Варшаве и в Верхнедвинске, в Москве и Брянске, в Минске, Омске и Томске, в Ново-зыбкове, Клинцах, Стародубе, в десятках других городов. Зимовали они, как правило, в Злынке. Занимались кто чем: одни украшали дома соседей по улице, другие работали хозяйственную утварь, третьи изготавливали «выездные» сани, брички и соответствующую сбрую. Пожалуй, самыми оседлыми были кузнецы. Они работали в Злынке без выезда. Их кузницы располагались по правому берегу речки в районе Махаевки (ныне ули­ца Республиканская) и Болотной улицы. Среди них было тридцать пять «золоторучных» кузнецов - мастеров высокого класса. Их поковочные работы украшали не только Злынку, но далекие и близкие города и веси.

Отправляясь на строительные работы, злынковские мастера не толь­ко видели, но и участвовали в развитии и становлении национального стиля архитектуры последней трети XIX и начала XX веков.

Леса и поля, деревья и травы - повседневное природное окружение, дававшее для жизни все, стало и основным вдохновителем творчества народных зодчих и людей ремесла. Природные, особенно раститель­ные, мотивы покорили воображение мастеров, и они много времени и богатого выдумкой труда посвятили приспособлению их к характеру и требованиям деревянного зодчества. Процесс такого развития привел к законченным орнаментальным формам декоративной резьбы в Злынке в конце XIX - начале XX вв.

Основной характерной чертой злынковской школы народного зод­чества была большая декоративность в отделке зданий - кирпичных и деревянных. Упрощая и видоизменяя декоративное наследие русской архитектуры конца XVII века, местные зодчие создавали нарядные по­стройки, конструктивным и декоративным материалом которых был обо­жженный красный кирпич. Широко применялся разного вида фигурный кирпич: лекальный, закругленный, тесанный «на скос» и с выкружкой. Из него делались весьма развитые по высоте многопрофильные карни­зы с богатыми светотеневыми эффектами, выкладывались наличники, украшались поля стен.

Стремление к обильной украшенно фасадов зданий проявилось особенно в деревянном зодчестве последней трети XIX и в начале XX вв. Основным и излюбленным средством декора деревянных зданий была резьба. Резьбой порою покрывалась почти вся поверхность глав­ного фасада дома снизу доверху. Наряду с разнообразной по рисунку

  • горизонтальной, вертикальной, «в елку» и косой, простой и фигурной
  • обшивкой тесом стен, сложной и тонкой профилировкой архитектур­ных членений резьба органично «вплеталась» в архитектуру зданий, придавая им сложно-узорную воздушность, замысловатые световые эффекты, трепещущую сетчатую тончайшую тень.

Особенностью злынковской резьбы является ее многоплановость. Прорезные насквозь дощечки подзоров, как кружевные занавески, повешенные в несколько рядов - ряд от ряда на некотором удалении, располагаются перед плоскостью фасада. Тонкого рисунка и разно­образной формы фигуры верхнего ряда бросают мерцающую тень на резьбу второго ряда. Далее повторяется тоже на третьем ряду. Послед­ний обычно положен на гладкую доску обшивки и четко выделяется узорчатым рисунком тени.

Рядом с такой «пространственной» резьбой всевозможные на­кладные элементы вносят легкий и деликатный светотеневой колорит в украшение стен. Накладная резьба графикой своих теней служит промежуточным звеном между гладью тесовой поверхности и про­странственными рядами прорезных «кулис». Она как бы выходит из плоскости стены, зарождаясь на ней и, постепенно набирая рельеф­ность, стремится оторваться от стены и занять место на относе, перед стеной. Сочетание накладной и прорезной резьбы вносит удивительную пластику в фасад здания, как-то по-особому, можно сказать, музыкально, украшает его светотенью. Размещаются резные композиции украшения фасадов в двух главных местах: на венчающем карнизе дома и налични­ках окон. В особо богато отделанных домах к ним прибавляется фриз -поле стены над окнами - и панель - нижняя часть стены от подоконника до кирпичного цоколя. Небольшое поле стены, остающееся без резьбы между окнами, ниже и выше их, «разыгрывается» обшивкой из досок. Она делается далеко не равнодушно.

Нижняя панель обычно обшивается вертикально. Иногда рельефно, способом накладки фигурно вырезанных досок и нащельников над их стыками. А иногда, как упомянуто выше, покрывается ковром прорезной наложенной резьбы. Простенки между окнами обшиты горизонтально. Часто - для «трепета» тени - кромки досок окантовываются фигурным профилем. При такой обшивке тень от прямых ребер импостов наличников или пилястр получается зубчатой, «живой» и как бы рисованной. Выше окон обшивка стены продолжается горизонтально или делается «косой», когда доски пришиваются наклонно. Иногда же здесь накладывается прорезная резьба фриза. На поле более или менее спокойной стены яркими узорча­тыми картинами выглядят обрамленные нарядными наличниками окна.

Вероятно, мастерство резчика расценивалось по умению делать наличники. Смотришь на иные и поражаешься безудержной фантазии мастера. В его руках обыкновенное дерево приобретает жизнь- веселую и одухотворенную искусством, чарующую взор льющимися, как песня, линиями. Формы наличников многообразны также, как многообразны резьбы. В Злынке - великая галерея этих картин-наличников. От скром­ных, классически строгих, подражающих каменным архитектурным фор­мам с безукоризненно профилированными деталями и сдержанными резными элементами, до наличников, представляющих собой монумен­тальные композиции, сплошь покрытые сложно-рисунчатой резьбой и превращающих обыкновенный дом в резную деревянную сказку.

Окна в домах, как правило, имеют ставни, которыми закрываются на ночь. Их конструкция оригинальна. Каждая створка делается складной. Раскрытая створка ставни, отведенная в сторону и сложенная вдвое по ширине, становится импостом - боковой частью наличника окна. Она хорошо укладывается в предусмотренное для нее место между навер-шием и подоконной частью наличника. Ее лицевая сторона украшена накладной резьбой или филенками. Любуясь наличником днем, можно и не догадаться, куда исчезла створка ставни, закрывавшая окно ночью.

Народные зодчие прекрасно понимали роль завершений в деревян­ных постройках. Жилые дома, которые они строили в городах, обычно имели четырехскатную или двухскатную крышу с железной кровлей. Это не шатер и не купол церкви, венчающий своей красивой формой крупные общественные здания. Но без завершения и дом не дом. По­этому карниз деревянной стены приобрел исключительное значение. И творческая мысль зодчих в устройстве венчающих карнизов проявилась весьма разнообразно. Походите по улицам Злынки и убедитесь в этом воочию!

Карнизы здесь построены по-разному. На некоторых домах они имеют в основе детально разработанную в классической ордерной архитектуре профилировку с четким разграничением антаблемента на архитрав, фриз и карниз. И каждая из этих частей, не теряя архитектурно-конструктивной основы, разнообразно покрыта резьбой - накладной, прорезной наложенной или на относе, с продуманным использование ем той или иной резьбы в соответствии с положением каждой части антаблемента.

Другой вид венчающих карнизов в дереве - это карнизы многопод­зорные (назовем их условно так). С края верхней выступающей плиты карниза свешивается первый ряд (подзор) прорезной резьбы. Каждая дощечка, составляющая его, оканчивается «пикой» - острием, направ­ленным вниз. Второй ряд отстоит от первого, верхнего, на величину выноса плиты карниза. Этот подзор свешивается значительно ниже первого. Он также расположен на относе от стены, хотя и меньшем, чем первый. Третий ряд тоже отнесен от стены или уже лежит на стене или на выступе ее, если ниже следует резной фриз. Такой карниз уди­вительно богат «прозрачными» тенями. Прозрачными потому, что тень от прорезного на относе подзора имеет массу просветов, и резная тень, падающая на резное же поле или на следующий подзор, дробится, тре­пещет и искрится светом.

Зодчие не упускали случая усилить завершение здания путем устрой­ства слуховых окон, балконов и мезонинов. Эти элементы служили до­полнительным поводом для приложения их изумительного искусства в создании деревянного узорочья зданий.

Чтобы оценить самобытность злынковской школы деревянной резьбы, полезно сравнить ее произведения с современными ей образцами прославленной северной резьбы или, еще лучше, с резьбой Верхнего Поволжья. Здесь во второй половине XIX века для украшения зданий широко применялась так называемая глухая рельефная резьба. Художественный эффект глухой резьбы являлся продолжением и обо­гащением пластичными формами бревенчатой стены с характерным для нее ритмичным чередованием света и тени на округлых бревнах. Глухая резьба, выполнявшаяся при помощи долота, представляет собой деревянный барельеф разной глубины долбления его элементов. Моти­вы резьбы преимущественно растительного характера. Орнамент чаще всего представляет собой волнообразные ветви с листьями и много­лепестковыми цветами или круговыми завитками в узловых местах и центрах композиций. Скульптурная тематика глухой поволжской резьбы очень часто порождалась влиянием каменной архитектуры, рельефных украшений Владимиро-Суздальской Руси и эпохи ампира - класси­цизма первой трети XIX века. В волнистом растительном орнаменте применяются акантовые листья, стилизованные в рисунке, но с эле­ментами натуралистических прожилок и изгибов ветвей, виноградные гроздья. В растительные мотивы органично включаются изображения фантастических зверей, рыб, русалок («фараонок») и птиц. Размещение резных композиций первоначально ограничивалось лобовой доской («платком»), причальными досками по торцам двухскатной крыши и наличниками окон. Позже центральным местом резных композиций стал фронтон - треугольное поле стены, заключенное между платком и наклонными карнизами, и «светличное», или ложное, слуховое окно на нем с балкончиком.

Примеров глухой резьбы нижегородского типа ни в Злынке, ни в дру­гих местах Брянского края, где работали злынковские и местные мастера, не сохранилось, если не считать единственного случая изображения львов на наличниках дома в Клинцах по улице Богунского полка - слу­чая исключительного, не являющегося достаточным свидетельством существования «звериного стиля» и глухой резьбы на Брянской земле.

Белокаменные львы и другие реальные сказочные звери, окружа­ющие царя Давида на закомарах церкви Покрова-на-Нерли, на стенах Дмитриевского собора во Владимире, загадочные изображения на фа­садах Георгиевского храма в Юрьеве-Польском и на других памятниках Владимиро-Суздальской земли, многие века пленяют воображение людей. Нет ничего удивительного в том, что сказочные и полусказочные изображения на памятниках, территориально близких Верхнему Повол­жью, послужили мотивами создания своеобразной деревянной резьбы.

Таких вдохновляющих примеров поблизости от Злынки не было. Зато здесь было раздолье полей и лугов, более разнообразный лес. Людей окружала несколько иная природа. Может быть, поэтому здесь складывались свои резные «песни».

Злынковская резьба, как сказано выше, представляет собой про­резной выпиловочный орнамент с решительно геометризированным рисунком. В нем можно заметить исходные растительные мотивы, но они давно утратили натуралистические черты первоисточника.

Техника производства такой резьбы полностью отлична от долбления долотом доски при глухой резьбе. Злынковская резьба изготавливается на вырезном станке. Основные инструменты -лучковая пила и колово­роте набором сверл. Пила имеет узкое полотно - «змейку» шириной три-четыре миллиметра. Зубья пилы без развода, сухое дерево пила режет хорошо, давая тонкий, чистый пропил. Пила закрепляется вертикально в движущейся по вертикальным пазам рамке станка. Полотно пилы прохо­дит через отверстие в середине столика, на котором располагается доска для резьбы. Нижний конец пилы открепляется от рамки, пропускается через отверстие в доске, предварительно сделанное коловоротом, за­тем в отверстие столика и закрепляется на рамке. Движение пиле вниз придается нажимом ноги резчика на педаль, соединенную с рамкой. Вверх рамка с пилой поднимается пружиной, прикрепленной к верхней перекладине станка, или гибким упругим шестом, расположенным под потолком. Руки резчика при этом свободны для работы с доской. Вот такая нехитрая механизация резьбы. Она порождена рисунком узора. Рисунок, в свою очередь, подчинился технике производства резьбы -стал геометричным, стилизованным, удобным для выполнения на станке.

В самом деле, способ резания верхневолжской глухой резьбы ста­месками и долотом позволял выполнять более свободно пластичные, реалистические орнаменты, сохранять живое движение форм растения с тонким узором стеблей и прожилок листьев, с характерными чертами животных и птиц. Стилизация рисунка здесь диктовалась как материа­лом - деревянной доской, так и способом производства изображения, то есть долблением и вырезыванием.

Злынковские узоры - это полосы орнаментов, как ленты кружев, состоящие из повторяющихся совершенно одинаковых элементов, гео­метрических форм. Рисунок орнаментов весьма разнообразен. В про­резных элементах-это «стрела» или «копье», по-разному варьируемые и украшенные, опущенные острием - «пикой» - вниз. Это и очень слож­ные, напоминающие основой своей классические узоры киматия. Это и хитросплетения тонких криволинейных, идущих от кружевной вязи ком­позиций. В накладных элементах встречаются узоры, очень близкие по рисунку к древнегреческому меандру, но переосмысленному по-своему, бусы и зубчики в профилях карнизов здания и наличников, самобытно стилизованные пальметки в навершиях и очельях наличников, ромбы, плоские пирамидки, лирообразные бутоны, крученые жгуты и многое другое - всего не перечесть. Глухая рельефная верхневолжская резьба в последнем десятилетии XIX века сменилась накладной прорезной, близкой злынковской. Однако в то же время поволжская и злынковская резьба отличны друг от друга.

Накладная поволжская прорезь во многом сохранила традиции и даже элементы глухой резьбы: моделированные виньетки в карнизах домов между кронштейнами, растительный орнамент наличников окон с реалистической стилизованной манерой рисунка, жесткость выпилки которого смягчалась слегка объемной обработкой элементов орнамен­тов (округлые ягоды и стебли растений). В поволжской резьбе излю­бленным и широко применявшимся карнизом был карниз на фигурных кронштейнах, по-прежнему первостепенное внимание уделялось окну светелки на фронтоне дома.

В Злынке предпочтение отдавалось многоплановому карнизу с подзорами, хотя иногда и встречаются карнизы на кронштейнах. Го­сподствующей крышей была четырехскатная, и дома обычно не имели фронтонов. Вместо окна светелки над крышами возвышались слуховые окна, порой обильно украшенные резьбой. И наконец, в узорчатой архитектуре домов Злынки большую роль играл сугубо свой, местный элемент - подташек.

Подташек - это навес над скамьей. Почти у каждого дома, рядом с ним или с калиткой стояла скамейка, а над ней - защита от солнца и до­ждя: небольшая крыша, «родная сестра» козырьку над крыльцом, когда крыльцо выводилось на фасад. Главным элементом декора подташека были кронштейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов домов под-ташеки, а они были раньше почти у каждого дома, придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов. Со­вместно с воротами и калитками составляли нарядные ансамбли малых архитектурных форм, развивали резной убор домов. Под стать им были уличные колодцы. И приходится лишь сожалеть, что этих ансамблей в полном виде не сохранилось до наших дней почти ни одного, остались лишь отдельные составляющие, да и те скоро исчезнут из архитектур­ного убранства городских улиц, как исчезли колодцы, замененные про­заическими водопроводными колонками.

Есть еще одна отличительная черта злынковского резного декора. Геометризация орнамента отлично связывает деревянную резьбу с узорной кирпичной кладкой, с которой совместно и выступает резьба на каменных зданиях.

Последняя треть XIX века - период развития и расцвета злынковской школы зодчества. Это развитие шло одновременно в строительстве каменных, кирпичных зданий и деревянных, украшенных резьбой до­мов. Примечательно то, что мастера, строившие их, нередко были ма­стерами-универсалами, работали и в кирпиче и в дереве. Весь комплекс узора - деревянного, каменного и металлического - рождался умом и сердцем одного мастера. Поэтому созданные ими произведения орга­нично и художественно убедительно сочетают архитектурные формы, выполненные в различных материалах.

Многолетний искусный труд мастеров создавал неповторимый сво­ими узорами облик Злынки. Ушли эти мастера в прошлое. Теперь уже трудно восстановить имена всех умельцев - художников своего дела. Трудно определить, что сделал тот или иной мастер. Трудно еще и по­тому, что они работали артельно, сочетаясь друг с другом на отдельных постройках, расходясь и работая самостоятельно или с другими ма­стерами на следующих постройках. Еще труднее, если не невозможно, установить, что они делали за пределами Злынки, которую покидали почти ежегодно для работы в иных городах.

На поволжских домах, украшенных резьбой, кое-где сохранились имена, инициалы или монограммы мастеров-резчиков, даты постройки и украшения домов, включенные в орнаментальный узор резьбы. К сожалению, злынковские мастера этого не делали, и имена их установить очень трудно. Назовем лишь некоторые.

В последней трети XIX и в начале XX веков в Злынке работали Коря­гин Спиридон Филатьевич и Сычев Александр Иванович - это родона­чальники злынковской деревянной резьбы, те, кто первыми принялись за разработку принципов, мотивов и приемов резьбы, получивших в дальнейшем большое развитие и распространение. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Гарбузов Я. М., Корягин К. С, Силин П. И., затем идут Силин Ф. Р., Овчинников И. В., Осипов И., Сальников И. Г., Кашева­ров П.Е., Новиков Ф. К. Мастера-каменщики: Титов Ф. И., Матреничев М.П., Бобылев Ф. М. с сыновьями, Погудины И. Н. и Я. Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы: Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., два брата Умновы, Смирнов Д., братья Артемьевы, Титов П. Ф. и другие.

Среди мастеров внутри артели существовала строгая соподчи-ненность в соответствии с личным умением. Например, каменщики разделялись на «перворучников» - лучших мастеров - «лицевиков», выполнявших «лицо» дома, то есть его фасад со всеми украшениями, и на «второручников» - мастеров второй руки, выполнявших работу внутри: внутреннюю, более простую кладку и забутку стен. Эти по­следние по-артельному назывались «буфетчиками». Их обязанность делать забутку внутри стены, заливать ее раствором («наливать» - от­сюда ироническое наименование «буфетчик»). Подобное разделение по мастерству существовало и у резчиков. Руководили бригадами лучшие в мастерстве опытные резчики, как, например, Корягин Кирик Спиридонович. У него до последних дней жизни хранились рисунки и шаблоны резных украшений.

Мастером-универсалом был С. Ф. Корягин. Образцы его работы со­хранились лучше, чем сведения о его жизни. Он был разносторонним мастером: работал не только по художественной резьбе, но являлся лицевиком, каменщиком-перворучником.

Вот два весьма любопытных примера его работы в камне - это во­рота ограды Никольской церкви по улице Республиканской в Злынке и ворота сквера, к сожалению, не так давно разобранные, в центре города Новозыбкова. По рассказам потомков С. Ф. Корягина, ок работал также и в металле. Вполне можно предположить, что металлические кружева створок названных ворот тоже дело его рук или выполнены при его участии. Во всяком случае, молва приписывает ему авторство рисунка и руководство исполнением красивых кованых ворот городского клад­бища. Семейной артелью (безусловно, под руководством старейшины - С. Ф. Корягина, в составе зятя - Я. М. Гарбузова и сына - К. С. Корягина) украшен резьбой дом старшего сына С. Ф. Корягина - Фаддея, тоже строителя, работавшего подрядчиком («вроде инженера»).

Это дом № 203 по улице Республиканской (ныне Дом пионеров). Здесь С. Ф. Корягин проявил все свое давно сложившееся мастерство, умение разместить украшения на плоскости фасада, свои излюблен­ные узоры, виртуозную технику резьбы. Резьба покрывает почти весь фасад дома, подташек крыльца, а также ворота. Она начинается от кирпичного цоколя хитроумной вязью прорезного, наложенного на тесовую обшивку стены узорчатого ковра, доходящего до подо­конников. Мотив его продолжается вверху, под карнизом, бордюром подобного рисунка. Заключенное между ними поле стены почти сплошь занято рельефными наличниками шести окон. Наличники уникальны по своему рисунку, общей форме и по изяществу узора. В них сочетается тончайшее накладное кружево и прорезная резьба «на относе». Они великолепно «читаются» на большом расстоянии и ведут подробный «рассказ» при рассматривании их вблизи. Волнистая линия корон их очелий - это застывшая музыка. Богатство наряда стены достойно венчается узором карниза. Последний сделан очень тактично. Нижняя - поддерживающая и верхняя - выступающая части его выполнены в виде набора элементов с гладкой поверхностью. Это хорошо связывает карниз с проглядывающей между окнами обшивкой стены. Средняя часть карниза - это два яруса великолепных прорезных, на относе поставленных подзоров красивого рисунка. Дверь в дом, снабженная изящными розетками, высокие прорезные кронштейны, поддерживающие кровлю подташека над крыльцом, резные детали ворот - вторят наряду фасада.

Декор дома Корягина - песня деревянной резьбы лучших злынков-ских мастеров. Тонкость работы, неиссякаемая фантазия в выдумке орнаментальных форм, богатство убранства - все это сообщает памят­нику жизнерадостное звучание, вызывает неподдельное восхищение искусством резчиков-мастеров. Фасад дома - это редкий музейный экспонат, достойный бережного хранения.

В том же порядке домов по улице Республиканской, под № 177 на­ходится дом бывшего владельца спичечной фабрики Родионова (ныне учебный корпус № 2 восьмилетней школы). Этот большой - на десять окон по уличному фасаду-дом обильно украшен резьбой, выполненной отцом и сыном Корягиными. Мастера применили здесь отработанные ими декоративные приемы: наличники, пилястры, венчающий карниз по­вторяют аналогичные элементы дома Ф. С. Корягина. Монументальные наличники окон и развитый карниз масштабны протяженному фасаду и придают ему большую выразительность.

Через несколько домов, также по улице Республиканской, стоит дом № 163 бывшего владельца другой спичечной фабрики - Вдовина. Теперь его занимает злынковский лесхоз. Дом выделяется украшенными на­личниками и подташеком крыльца. Резные работы по нему выполнены К. С. Корягиным при участии отца - С. Ф. Корягина.

Наряду с С. Ф. Корягиным - основоположником расцвета злынков-ской резьбы - упоминается старейший мастер Сычев Александр Ивано­вич (1849 (?) -1938 гг.), параллельно, а иногда и совместно работавший с С. Ф. Корягиным. Сычев был также профессионалом деревянной резьбы. Как и другие мастера, после Пасхи отправлялся на работы по городам. Зимой работал в Злынке. Здесь, на улице Ленина, от конца XIX века со­хранилось здание, увековечившее на своих стенах высокое мастерство А. И. Сычева. Это бывший жилой дом злынковского строителя Фаддея Новикова, выполнявшего подряды в Москве. Ныне дом занят детской музыкальной школой. Украшения фасада - это замечательная резная поэма. Главные «напевы» ее - наличники окон, угловые пилястры, двух-подзорный карниз с нарядным фризом, фигурный фронтон и подташек крыльца. Своеобразны наличники - с сильно развитым навершием, с выделенным на нем пышным центральным «замком». Композиция на­личников не походит на наличники работы Корягиных, но ковровая накладная и резьба на относе выполнены с таким же, если не более высоким, мастерством. Весь фасад выглядит удивительно гармоничным в своих украшениях. Можно долго стоять перед домом и любоваться его кружевными грезами. В работе А. И. Сычеву обычно помогал его молодой ученик Петр Ионович Силин, который впоследствии работал самостоятельно по украшению домов в Вознесенском переулке (ныне улица Карла Маркса).

На улице К. Маркса сохранился в хорошем состоянии собственный дом А. И. Сычева, украшенный самим мастером. Это довольно скромный - таких в Злынке много - по украшению дом.

Корягин Кирик Спиридонович (1886-1970) - один из выдающихся мастеров злынковской резьбы, ученик и участник «на равных» в работах своего отца - С. Ф. Корягина по резному украшению домов в Злынке, много работавший и на стороне - в Верхнеудинске, Омске, Томске, Минске, Брянске. Выступал с собственноручными работами, а также в качестве руководителя бригад мастеров «как техник»,

Крупнейшей его работой, выполненной после украшений домов Ф. Корягина, Родионова и Вдовина, является декоративное украшение резьбой дома бывшего владельца спичечной фабрики Ф.И. Осипова, находящегося на площади Свободы.

В первые годы советской власти в здании располагался исполни­тельный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов. Это обсто­ятельство увеличивает исторический интерес к памятнику. Ныне здесь размещается поликлиника.

Объемное построение здания отличается от большинства домов города. Над средней частью его возвышается мансарда с выступаю­щим балконом. Фасады здания (особенно уличный) обильно украше­ны резьбой. Над украшением здания кроме К.С. Корягина трудились Я.М. Гарбузов, V. В. Овчинников, П.Н. Силин, Н. Осипов и, возможно, другие мастера. Ведущими здесь были К.С. Корягин, Я.М. Гарбузов, И.В. Овчинников - молодой хороший мастер резьбы, много работавший в Злынке. Плоскость фасада расчленена пилястрами, скрывающими выпуски бревен поперечных стен. Окна со складными ставнями имеют красивые резные наличники. Их три типа: три с волнообразным верхом, следующим трехлопастной арке окна; по бокам по два наличника с раз­витой замковой частью; на других фасадах наличники с треугольными щипцами в навершиях. Эти два последние - явное дело рук Корягина и Гарбузова.

Особенно эффектен сильно развитый по высоте карниз. Четкие линии его элементов органично покрыты прорезной резьбой. Ритм фигурных кронштейнов придает монументальность карнизу и зданию в целом. Особенно богато и интересно украшены балкон и мансарда, трехлопастная форма завершения которой подготовлена подобными формами окон. Резной убор этого здания отличается большей монумен­тальностью, строгостью в расположении, укрупнением групп орнамента, ритмичностью нарастания величины рисунка резьбы от низа к верху, с учетом удаленности от глаз зрителя, заметным использованием кон­траста резьбы с гладью плотной обшивки стен.

Это здание - хороший образец архитектуры Злынки начала XX века. Ему необходима реставрация и поддержка в первоначальном виде. Памятник большого мастерства является важным элементом застройки площади Свободы - он сохраняет в ее облике очарование старины.

На улице Карла Маркса, 22 по сей день стоит собственный дом К. Корягина, скромный во всем, но украшенный довольно пышными наличниками, собственноручно изготовленными мастером.

Гарбузов Яков Михайлович (1885-1952) - резчик по дереву и камен­щик. Зять, ученик и сотрудник С.Ф. и К.С. Корягиных. Много работал в Злынке и окрестности. Корягиными очень ценился за мастерство. Ра­ботал каменщиком на постройке Белорусского и Киевского вокзалов в Москве. Вместе с К.С. Корягиным работал резчиком в Верхнеудинске, Омске и Томске. В Злынке выполнял работы по украшению дома Ф.С. Корягина, по дому Осипова, по собственному дому на улице Красной, 35, за Кузнечным мостом, украшал резьбой веранды санатория «Злынка», там же построил беседку.

Собственный дом Я.М. Гарбузов украсил резьбой лаконично. Стены обшил тесом: ниже подоконников вертикально, выше их - до карни­за - горизонтально. На таком спокойном фоне расположены строгие, изысканного рисунка наличники окон. Они весьма скромны: под подо­конной доской пара кронштейнов в виде бутонов головкой вниз, ставни филенчатые, без резьбы. Эффектно выглядит очелье наличника, его завершение в виде щипца с вогнутыми наклонными карнизами. В поле щипца умело размещена накладная резная виньетка. Очень красив про­филь наклонных карнизов щипца и его орнаментика. Самое главное в украшении дома - карниз. Пышным облаком резьбы он венчает стены. Это типичный злынковскии четырехподзорный карниз в его наиболее чистом и законченном виде. Каждый подзор имеет свой рисунок резь­бы. Но все они объединены геометрическим ритмом орнамента. Здесь применены самые излюбленные, годами отрабатывавшиеся рисунки узлов. Мастер делал это для себя. Воля заказчика над ним не тяготела.

Поэтому он, избрав то, что было ему по душе, проявил тонкий вкус. На собственных домах яснее видно творческое лицо мастеров.

Силин Федор Родионович - мастер следующего поколения, высоко ценимый за мастерство своими старшими коллегами, оставил после себя репутацию «очень хорошего мастера», «отличного резчика». Ра­ботал перед революцией и после нее. Украшал резьбой дома в Злынке, особенно по улице Республиканской. Очень интересный пример его работы - собственный дом № 323 по этой улице. Небольшой ансамбль, состоящий из дома, ворот с калиткой и подташека, невольно заставля­ет остановиться прохожего в радостном изумлении - как все ладно и волнующе красиво!

Ф. Р. Силин был, надо думать, певцом подташеков и ворот. Их сохрани­лось несколько. Они достаточно разнообразны. Один из них - подташек дома Силина - сохранился во всей красе. Он дает полное представление о конструкции и узоре этого любопытного элемента украшений домов и улиц города. Над скамейкой вознесся этакий самобытный балдахин, под сенью которого приятно провести вечерний час отдыха. Крупные, рас­кидистые ветви «геометрического растения» образуют два кронштейна. Совместными усилиями они поддерживают двухскатную кровельку с вогнутыми скатами. Ее карниз - прорезной, узорчатый. Верхние концы кронштейнов соединены вырезной арочкой. Скромное, практичное устройство приобрело художественную форму и радует глаз человека. Остается сожалеть, что таких элементов уличного благоустройства и украшения уже почти не осталось в городе.

Мы кратко рассмотрели работы лишь нескольких выдающихся ма­стеров злынковской школы народного зодчества. Их было значительно больше. Сотни домов украшены резьбой. Пройдитесь по улицам Злынки: с обеих сторон вам улыбаются дома своими украшенными окнами-оча­ми, за стеклами которых обильно цветут бегонии. Вы быстро убедитесь, что Злынка - это город мастеров самобытной резьбы, город, где любят красоту и в свое время отдали ей большую дань. Совсем недавно жили еще традиции высокого мастерства. И только со смертью последних мастеров этой народной школы деревянной резьбы своеобразное мастерство прекратило свое шествие по фасадам домов, по улицам, по городу. Хотя справедливости ради следует сказать, что оно не умерло. Правда, утратило тот блестящий размах, который сопутствовал ему в пору расцвета. Еще и теперь кое-кто продолжает заниматься резьбой по дереву на любительской основе - «для себя». Кое-кто...

В наше время жизнь требует сделать села современно благоустро­енными и красивыми. Все чаще и чаще строители домов украшают свои произведения мотивами народного декоративного искусства. В насле­дии злынковских мастеров можно найти много ценного для дальнейшего развития народного зодчества.

Описание узорчатого зодчества Злынки - это слабая попытка пере­дать словами то, что сделано для глаз. Уместно вспомнить старую пого­ворку: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть в Злынке есть что и есть чему поучиться: любви к искусству, любви к красоте.