История создания этой книги полностью созвучна обстоятельствам недавно ушедшего времени, когда далеко не каждой книге был открыт путь к читателю. Книга писалась, как это было принято говорить тогда, «в стол», без малейшей надежды на опубликование. Ведь ее содержание - описание храмов, выявление их историко-культурной ценности, возможные пути их сохранения, боль за утрату памятников архитектуры - все это не укладывалось в идеологические рамки еще недавнего прошлого нашей страны. Так было... Сегодняшний день принес новые реалии и осознание того, что без познания всего того лучшего, что было создано предыдущими поколениями в области архитектуры и народного зодчества, невозможно грамотно обустраивать ту среду, в которой мы живем.
В основном книга создавалась в период 1970-х гг. в ходе выявления, исследования и изучения многочисленных памятников архитектуры Брянской области, которые в разной степени еще сохранялись на родной земле. Читателю может показаться, что книга в основном содержит описания памятников деревянного зодчества. Но это не совсем так. Автор знакомит нас с историческими обстоятельствами строительства храмов, обращает внимание на конструктивные и архитектурные детали сооружений, показывает роль памятника в окружающем ландшафте и практически всегда рекомендует возможные пути использования древних построек из дерева, исключающие их дальнейшее разрушение. Такие рекомендации автор дает с учетом реалий ушедшего времени - современному читателю это необходимо учесть. В целом в книге была сделана первая попытка по историко-архитектурной классификации памятников деревянного зодчества, попытка увидеть, понять, прочесть и объяснить их архитектурно-художественные и конструктивно-строительные качества, уяснить их историко-архитектурную ценность и пользу в формировании национального самознания.
В середине 1980-х годов, понимая бесперспективность опубликования своей работы, В.Н. Городков решает издать часть книги - материал об исследовании Злынковской школы деревянного зодчества - отдельным очерком. И это явилось правильным шагом. Архитектору удалось опубликовать очерк в прижизненном издании в книге «Архитектурные образы Брянщины». Время показало, что увлекательное повествование автора о школе злынковских мастеров не оставило равнодушным читателя. Написанный сочным, литературно-повествовательным языком очерк на долгие годы стал «визитной карточкой» края искусных мастеров - города Злынки. Изучая истоки деревянного зодчества злынковской школы мастеров, архитектор выявил редкое ее своеобразие, отличное от школы Верхневолжья, изобретательность, высокое художественное чутье и находчивость. Именно Городкову мы обязаны открытию теперь уже почти полностью забытых имен строителей, удивительных мастеров прошлого... Однако основной материал исследований по-прежнему оставался неведомым читателю... В 1989 году В.Н. Городков вновь обращается к рукописи, вносит в нее отдельные поправки, изменяет заключительную главу, из которой мы сегодня видим, что автор любыми путями пытался донести материал до читателя. Новое целевое предназначение книги В.Н. Городков определяет как «пособие», предназначенное активистам Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), главная цель которого-«побуждение творческой интеллигенции и всех, кому дорого культурное наследие, к продолжению работы по выявлению, фиксации, обследованию и изучению памятников деревянного зодчества, сохранившихся на территории Брянского края». Такая цель во многом актуальна и сегодня. При этом автор предполагал распространить неопубликованную рукопись в районные отделения ВООПИиК, однако и этого, к сожалению, не произошло...
Памятники деревянного зодчества на нашей земле - это богатство. «Богатство, - как замечает сам Городков, - которое следует сохранить. Сохранить возможно только путём современного использования...». И далее: «.„вопросы сохранения памятников деревянного зодчества,а с ними вместе исторического ландшафта и природного пейзажа наших населенных мест, являются первостепенными для всех, кому дорога вещественная история родного края». И действительно, книга В.Н. Городкова вся пронизана идеей сохранения бесценных памятников, стремлением обратить внимание каждого на уцелевшие памятники деревянного зодчества и научить пониманию красоты архитектуры в неразрывной связи с окружающим ландшафтом. «...Когда мы это поймём, тогда правильно оценим необыкновенно важную роль памятников архитектуры в прекрасном и волнующем облике нашей Родины». Не согласиться с автором невозможно! Ведь в деятельности Городкова-архитектора, защитника старины, это являлось главным, определяющим всю идеологию его архитектурного творчества: создание новых зданий, строительство которых велось бы не на руинах старого, не в противоречии с природной средой, а в гармонии с ними. Именно такова архитектура его построек, возвышающая душевные достоинства человека.
Сегодня наконец-то издание рукописи стало реальностью. Почти полувековой период «небытия» для книги завершился, и работа заслуженного архитектора России В.Н. Городкова предстает перед читателем, не потеряв при этом своей актуальности и ценности в качестве исторического документа эпохи, отмеченного яркой художественной выразительностью.
Потери памятников деревянного зодчества значительны, не учтены в документах и во многом еще не осознаны. В период 1970-80-х гг. были утрачены наиболее значимые памятники деревянной архитектуры Брянской области, среди них Троицкая церковь в Клинцах, Владимирская церковь в Клетне, пожарное депо в Стародубе... Исчезли храмы в селах Гудово, Старый Кривец, Святск, Смотрова Буда, Губостово, Митьковка, Лысые, Давыдчи, многочисленные памятники гражданской архитектуры - дом Тархова (Новозыбков), дом Якубенко (Стародуб) и многие другие. Утрачены и сельские производственные здания - ветряные и водяные мельницы... В рукописи автора остались незавершенными описания храмов в Яцковичах, Чубковичах, Печениках... Очевидно, что данные, приводимые В.Н. Городковым о количестве сохранившихся объектов деревянного зодчества, следует считать приблизительными и соответствующими в основном периоду проведения работ по выявлению и изучению памятников истории культуры Брянского края в 1970-х гг. Вто же время эти сведения являются наиболее полными, т.к. Свод памятников архитектуры и монументального искусства по Брянской области (1998) не содержит сведений о храмах и других объектах деревянного зодчества, утраченных в период 1960-70-х гг.
В книге приведены исторические фотографии, выполненные в 1960-70-х гг. и современные. При этом исторические фотографии, сохранившиеся в рукописи автора, мы старались максимально использовать при подготовке издания к печати, т. к. именно они несли в себе образ памятников, неискаженных поздними переделками и, ксожалению, в значительной степени утраченных к нашему времени. Фотографии 1970-х гг. выполнены: В. Городковым, И. Казусь, А. Рожковым, Г. Колесниковым, А. Фрумкиным, М. Бурановым. Авторы современных фотографий: С. Ушкалов, Т. Арбаев, А. Городков, А. Дмитроченко, М. Смирнова, М. Каралина, А. Зайцев, Д. Аминов.
А.В. Городков, г. Брянск, 2015 г.