СтраницаТютчев

 

Тютчев Брянская земля

 

 

Книги в PDF  по данной теме:

Ф.И. Тютчев

«Фёдор Иванович Тютчев»

«Ф. И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия» - материалы научно-практической конференции

 

Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:

Литературные усадьбы Брянской области

 

ПОДЛИННЫЙ МАСТЕР СТИХА

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег. Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперед!»

Эти изумительные строки многим известны с детства. Они поистине стали хрестоматийными. Все предельно просто. Ничего лишнего. Но как точно и лирично, с какой жизнерадостностью сказано о приходе весны! И эти, и многие другие стихи, принадлежащие перу Ф. И. Тютчева, отличаются изумительным литературным мастерством. Не зря в свое время И. С. Тургенев видел в Тютчеве «одного из самых замечательных поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина».

Поэзия Федора Ивановича прошла испытание време­нем. Его стихи любят. В популярности великого мастера русского слова нетрудно убедиться, побывав на родине поэта в селе Овстуг. Оно ежегодно во второе воскре­сенье июня становится местом большого поэтического праздника. Тысячи людей приезжают сюда из Москвы, Тулы, Калуги, Орла, Иванова, Чернигова, других городов, приходят из многих окрестных сел. Поэты читают здесь стихи. Вдохновенно, ярко, взволнованно. А иначе перед такой многочисленной аудиторией и невозможно. Потом сцепу занимают самодеятельные артисты. Их выступления сопровождаются бурными аплодисментами. Особый коло­рит празднику придает большой книжный базар. Торговля литературой организуется тут же в парке, под открытым небом.

Нескончаем в такие дни поток экскурсантов в дом-му­зей Ф. И. Тютчева, открытый в 1957 году. Вначале музей занимал только одну комнату в здании школы, кото-рос сохранилось с тютчевских времен. После реставрации в 1970 году весь дом был передан под музей. Экспо­зиция таким образом разместилась в пяти залах. Экспо­наты рассказывают о жизни и творчестве великого русского  поэта,  о  его  тесных  связях  с  родным  краем.

Многое, видимо, говорят посетителям и огромные то­поля в четыре-шесть обхватов. Ведь эти великаны на­верняка уже шумели листвой, когда будущий поэт беззаботным мальчишкой бегал по аллеям парка. По соседству с тополем-исполином бьет из земли родник. Из него Тютчевы брали воду. Туристы охотно припадают к хрустально чистой струе тютчевского ключа.

А  вот  и  сам  Федор   Иванович,  вернее,  его  скульптура. Поэт изваян сидящим, его вдохновенное лицо задумчиво. Памятник был открыт 4 июня 1961 года. В тот же день состоялся первый поэтический праздник. Яркий, многолюдный. Теперь это уже добрая традиция. Брянцы гордятся тем, что впервые в нашей стране массовые праздники поэзии зажглись в Овстуге, на тют­чевской земле.

Посетить музей поэта, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев ныне приезжают тысячи экскурсантов со всех концов нашей Родины. Нередко можно встретить в Овстуге туристов из Болгарии, Чехословакии, Польши... Такова притягательная сила тютчевского гения.

Недавно принято решение о реставрации тютчевской усадьбы в Овстуге. На двадцать первом поэтическом празднике (1981 г.) состоялась закладка первого кирпича. Этому предшествовала кропотливая исследовательская работа. По фотографиям, чертежам, уцелевшим фунда­ментам архитекторам удалось восстановить облик тютчев­ской усадьбы.

Документация будущей необычной стройки разработа­на Брянским технологическим институтом (архитектор В. Н. Городков).

Вдохновенный певец русской природы, поэт-мыслитель, проникновенный выразитель человеческих чувств Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг. Это в тридцати пяти километрах от Брянска, в Жуковском районе. Первоначальное образование буду­щий поэт получил дома под руководством С. Е. Ра-ича, известного в то время переводчика латинских и итальянских поэтов.

Осенью 1819 года Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После его окон­чания восемнадцатилетний юноша приехал в Петербург. Там он был зачислен на дипломатическую службу. 11 ию­ня 1822 года Федор Иванович выехал в Мюнхен. При­шлось ему работать также в Италии, в Турине. В общей сложности за границей он прожил двадцать два года. Находясь вдали от Родины, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общест­венной жизни России, не забывал брянский край, милый сердцу Овстуг.

В 1836 году Тютчев присылает в Россию рукопись своих стихов. Они  попали  к Пушкину, который принял их «с изумлением и восторгом». 24 стихотворения были на­печатаны в журнале «Современник». Всего за пять лет (до 1840 г.) в этом журнале увидели свет 39 стихо­творений Федора Ивановича.

Первый сборник стихов Тютчева сначала в виде при­ложения к «Современнику», а потом отдельной книгой вы­шел только в 1854 году, когда автору шел уже пятьдесят первый год. Книга принесла поэту заслуженную славу и широкую известность. Читатели узнали, наконец, пол­ное имя замечательного русского лирика. Ведь раньше его стихотворения подписывались кратко — Ф. Т.

Вернувшись на родину, Федор Иванович работает старшим цензором, а с 1858 года председателем коми­тета цензуры иностранной литературы при Министерстве иностранных дел. Жил он в Петербурге. Но его всегда тянуло в родные края. «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лу­чезарном,— ах, какие приступы тоски по родине овладе­вают мною...»— так писал Тютчев своей жене.

Как только представлялась возможность, Федор Ива­нович приезжал в Овстуг. Природа брянского края вдохновляла его на создание бессмертных поэтических произведений. Некоторые из них мы знаем с детства. А какой необыкновенной нежностью и глубочайшим дра­матизмом наполнены его стихи о любви!

Федор Иванович был самым любимым поэтом Л. Н. Толстого, который говорил: «Без него нельзя жить... У нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев — три оди­наково больших поэта».

Владимир Ильич Ленин также очень высоко ценил творчество Тютчева. В его кабинете в Совнаркоме среди других книг можно было видеть томик тют­чевских стихов.

Великий мастер слова, тонкий лирик, философ и гу­манист, Федор Иванович был пламенным поэтом-патри­отом. Он говорил: «Я более всего любил в мире оте­чество    и    поэзию».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Только истинный патриот родины и подлинный мастер стиха мог так сильно и кратко выразить свои сокровен­ные чувства.

Знаменательные даты из жизни Ф.И. Тютчева и его окружения

Брянская область Тютчев Брянск

Федор Иванович (23.11.1803-15.07.1873), великий русский поэт и мыслитель, один из тонких и проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Родился в родовом имении отца Овстуг Орловской губ., под городом Брянском. Овстуг Брянск.  В семье господствовала мать поэта Екатерина Львовна, урожденная Толстая. Но наибольшее влияние на духовное развитие будущего поэта оказал первый его воспитатель С. И. Раич, родной брат московского митрополита Филарета.Брянск. Тютчев Брянск.  После окончания Московского университета Тютчев был определен на службу за границу. Вместе с ним поехал беззаветно преданный ему дядька Н. А. Хлопов, лелеявший поэта с четырехлетнего возраста. Овстуг Брянск.  Дядька завел хозяйство на русский лад, устроил в мюнхенской квартире Тютчева православный уголок с иконами древнего письма, перед которыми теплились неугасимые лампады. Скромный до застенчивости, лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался помещать свои произведения в печати, и лишь к сер. 1830-х, благодаря настояниям своего сослуживца кн. И. С. Гагарина, тетрадка стихотворений поэта, при посредстве П. А. Вяземского, была послана Пушкину, который сразу напечатал их. «Мы не могли не порадоваться, — писал впоследствии И. С. Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина. Тютчев Брянск стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. На одном Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежал и которая так ярко и сильно отразилась в Пушкине. Самый язык Тютчева поражает счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов. Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления. Четыре мотива преобладают в философско-поэтическом миросозерцании Тютчева: одушевленность природы; гармония Космоса; хаотическая подоплека бытия и, наконец, непоколебимая вера в Россию и ее великую историческую миссию.

Овстуг

Тютчевский праздник в с. Овстуг (Жуковский р-н)

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.

Тютчев Брянск
 

О Тютчеве в Брянске написано много-Тютчев для Брянска история и гордость.

Читайте Тютчева, поэты,
В нём есть предчувствие ответа,
А это больше чем ответ.

Россия Брянск Тютчев Брянск

Небольшое старинное брянское село Овстуг, родина Фёдора Ивановича Тютчева, - российская глубинка, до областного центра-Брянска- 35 километров.Tyutchev Bryansk.

Овстуг Брянск

"Когда ты говоришь об Овстуге, прелесном, благоуханном, цветущим, безмятежном и лучезарном, - ах, какие приступы тоски по Родине овладевают мной...."

(Ф.И. Тютчев. Из письма к жене.)

Тютчев и Овстуг

          ► Овстуг

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаённой злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несёт
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперёд…

 

Памятник Ф.И. Тютчеву  

Нет ничего более человеческого в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим. Ф.И. Тютчев

 Летом 2003 года Брянщина широко отмечала 200-летие со дня рождения классика русской поэзии Федора Ивановича Тютчева, уроженца села Овстуг Брянской области. Знаменательный юбилей Брянщина праздновала с единодушием и воодушевлением. На Театральной площади состоялось торжественное открытие памятника поэту.

Село Овстуг — родина классика русской литературы Ф.И. Тютчева. Памятник поэту работы скульптора А. Кобилинца (Санкт-Петербург), здание музея и интерьер одного из его залов


 

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса…
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт….

Фёдор Тютчев

Всероссийский праздник, посвящённый творчеству Ф.И. Тютчева «Родник поэзии твоей…» в с.Овстуг Жуковского района.

Более 50 лет в Мемориальном музее – заповеднике Ф.И.Тютчева «Овстуг» проводится праздник, на который съезжаются гости со всего мира, чтобы почтить память великого поэта, пройти по залам усадебного дома – музея, окунуться в неповторимую атмосферу дворянской усадьбы 19 века. На главной сцене совершается церемония вручения премии «Русский путь» имени Ф.И.Тютчева, учрежденной в 1996 году администрацией Брянской области, Брянской областной Думой и Международным Пушкинским фондом «Классика». В усадьбе звучат стихи и старинные романсы.

В начале шестидесятых в полузаброшенный парк имения Тютчевых в Овстуге пришли прозаики и поэты Брянщины. Их встретил директор средней школы Владимир Гамолин. Они и стали организаторами первого областного поэтического праздника, посвященного Ф.И. Тютчеву. Празднику, ставшему традиционным, яркому и эмоциональному, позднее присвоен статус Всероссийского. И всегда одним из устроителей праздника была Брянская областная писательская организация (слева направо) сидят: Ю.Е. Лодкин, В.Д. Динабургский, А.С. Козин, В.К. Соколов, Л.А. Мирошин, И.В. Абрамов, А.К. Якушенко, К.И. Миньков, И.А. Швец, А.Н. Саввин, М.С. Юницкая, стоят: У.Т. Шереметьев, B.C. Козырев, А.Г. Мехедов, Н.И. Поснов.
«Писатели Брянщины». Художник А. Лобко. 1986 год.

Тютчевская летопись (книга «Лето­пись жизни и творчества Ф.И. Тютчева (1861- 1873)»)

         Фёдор Тютчев - острослов и бунтующий чиновник

В Москве в скверике в Армянском переулке висит доска, сообщающая, что «в этом доме провел детство и юность Ф.И. Тютчев» и стоит бюст поэта. В баварской столице Мюнхене тоже висит доска, указующая, где и в какие годы «работал выдающийся российский поэт и дипломат»

 

 Федор Иванович Тютчев

Овстуг, родина поэта-земляка Федора Ивановича Тютчева

Памятник Ф.И. Тютчеву

       ► Усадьба Тютчева (воспоминания А.Ф. Войстроченко)

«БЕЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ...» (Так говорил о Ф.И. Тютчеве великий писатель Л.Н. Толстой)

            1846 год Некоторые новые сведения о жизни Ф.И.Тютчева на Брянщине

                       Поэт, дипломат, философ

                        Федор Федорович Тютчев - достойный сын великого отца

Село Овстуг Жуковского района  —  родина поэта Ф. И. Тютчева

Мария Федоровна Бирилева

Это еще только модель памятника в мягком материале.

Митинг перед открытием памятника Ф.И. Тютчеву в Мюнхене

Губернатор Брянской области Ю.Е. Лодкин у памятника Ф.И. Тютчеву в Мюнхене.

Картина Е. Антонова

Художник В. Волков

Весна в Овстуге. (Е. Воскобойников)

Памятник Ф.И. Тютчеву (Г. Коваленко)

Две картины В. Сидорова. Овстуг зимой.

Ф. И. ТЮТЧЕВ

* * *

От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас?

Два-три кургана, видимых поднесь...

 

Да два-три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко и смело.

Красуются, шумят,— и нет им дела,

Чей прах, чью память роют корни их.

 

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих — лишь грезою природы.

 

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

 

ДВА ЕДИНСТВА

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

 

«Единство,— возвестил оракул наших дней,—

Быть может спаяно железом лишь и кровью»...

Но мы попробуем спаять его любовью,—

А там увидим, что прочней...

 

Как хорошо ты, о море ночное,—

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

 В лунном сиянии, словно живое,

 Ходит, и дышит, и блещет оно...

 

На бесконечном, на вольном просторе

 Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

 

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

 

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

 

29-е ЯНВАРЯ 1837

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил, как сосуд скудельный?

Будь прав или виновен он

Пред пашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В цареубийцы заклеймен.

 

Но ты, в безвременную тьму

Вдруг поглощенная со света,

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!..

Назло людскому суесловью,

Велик и свят был жребий твой!..

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах... знойной кровью.

Усадьба Ф.И. Тютчева,  с. Овстуг.  Михаил Решетнёв.

Михаил Решетнёв. В тютчевском парке.

14 июня 1981 года, в День поэзии в Овстуге, ровно 35 лет назад, был заложен фундамент будущего дома-музея Ф.И. Тютчева.

Памятник Ф. И. Тютчеву в с. Овстуг Жуковского района.
Скульптор Г. Коваленко.
фото И. Рабиновича, июнь 1961 г.

Чтобы лу чше понять
поэта, нужно побывать
на его родине. Государ-
ственный мемориальный
историко-литературный
заповедник «Овстуг» еже-
годно посещают тысячи
туристов. Кстати, наряду
с усадьбами Архангель-
ское, Ясная Поляна, Спас-
ское-Лутовиново Овстуг
вошел в топ‑10 самых по-
пулярных усадеб России.
Истори я д воря нско-
г о г незда нача лась в
XVIII веке, когда дед поэ-
та создал усадьбу в 35 вер-
стах от уездного города
Брянска. Овстуг сегод-
ня – это возрожденный
дом-музей, у хоженный
парк, романтичный пруд
с мостиком, водяная и ве-
тряная мельницы, восста-
новленный храм. Несмо-
тря на многие изменения,
историческая усадьба со-
хранила память времени
и чарует нас изумительно
красивым ландшафтом.
А по дороге в Овстуг
вы остановитесь у древ-
него кургана, известного
тем, что в XI – XII веках
на этом месте располага-
лась столица удельного
княжества – древнерус-
ский Вщиж. Город погиб
от пожара во время оса-
ды. О его высоком уровне
развития свидетельству-
ют обнаруженные архе-
ологами медные котлы,
тонкая глиняная посуда
с вычурными клеймами,
цветное стекло. Кстати,
фрагменты уникальных
артефактов можно лег-
ко найти во Вщиже даже
сейчас.

5 декабря 1803 г. родился великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Памятная медаль к 175-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева. 1978 г.

214 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева.

Открытка с письмом Ф.И. Тютчева О.Д. Дефабр

*****************

23 сего ноября в селе Овстуг, Брянского уезда

23 сего ноября* в селе Овстуг, Брянского уезда, скромно чествовалась память поэта Ф. И. Тютчева. В местной церкви при стечении крестьян и в присутствии нескольких лиц из брянской администрации была торжественно отслужена заупокойная литургия. По окончании литургии священник объяснил молящимся, чем замечательно для них 23-го ноября, и кто такой Ф. И. Тютчев. После панихиды в церкви, была отслужена панихида в овстугской школе. Здесь же в школе инспектор народных училищ Орловской губернии П. И. Протопопов сказал ученикам речь, посвященную памяти поэта и прочел его краткую биографию. Вслед за этим предводитель дворянства г. Глухов роздал учащимся брошюру с портретом Ф. И. Тютчева, с его небольшой биографией и с некоторыми стихотворениями.

Орловский вестник. – 1903. – 8 дек. (25 ноя.) (№313)

Надмогильные памятники семьи Тютчевых. (Свенский монастырь).

По инициативе ОАО «РЖД» в рамках реализации корпоративной Концепции сохранения исторического наследия в конце прошлого года на станции «Жуковка» был установлен памятник выдающемуся поэту и мыслителю Фёдору Тютчеву — уроженцу Брянской области. Продолжением заданной концепцией тематики, стало создание в здании жуковского вокзала музейной комнаты, посвящённой великому земляку. Главная тема экспозиции — железнодорожные путешествия Тютчева по России и Европе.

Торжественное собрание в Брянском драматическом театре, посвященное 180-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева. Фото А. Зыбина, 1983 г.

 

Лучезарный тютчевский Овстуг 8 июня 2019 года

вновь распахнул свои объятия для люби-

телей и ценителей высокой поэзии. Ни

расстояния, ни время, ни занятость не

помешали сотням россиян посетить этот

цветущий и безмятежный уголок, где Ф.И.

Тютчев «мыслил и чувствовал впервые».

Каждый из нас ощущал свою сопричаст-

ность к великому и живому тютчевскому

Слову.Жемчужиной в короне литературных

усадеб Центральной России назвал Ов-

стуг лауреат тютчевской премии «Рус-

ский путь» 2019 года, редактор альма-

наха «День поэзии – XXI век» Андрей

Шацков.

– Лермонтовское Середниково, пуш-

кинское Захарово, Красный Рог А.К.

Толстого, тютчевский Овстуг… Вот места

особой, духовной силы, места поклоне-

ния поэзии и красоте. В геометрии есть

понятие золотого сечения – гармониче-

ской пропорции. Золотое сечение рус-

ской поэзии проходит через эти четы-

ре усадьбы. Побывать в каждой из них

особая честь. Двойная честь оказаться в

такой усадьбе в знаменательный день –

День поэзии.

Творчество гениального Тютчева – не-

иссякаемый родник свежести и красоты,

дающий нам силы противостоять пошло-

сти, хамству, бескультурью. Мы спешим

сюда, чтобы насладиться живым и раз-

нообразным миром волшебных звуков,

услышать песен нежных сладость, вновь

ощутить покой и радость.

Здравствуй, Овстуг!

В сиянии лета,

В золотой перекличке времен!

И любовью, и верой поэта

Твой сегодняшний день озарен.

Ты – частица бескрайней России.

Ты – ее родников голоса.

Сколько сил и намоленной сини

Уместили твои небеса!

Ничего не бывает случайно.

Не иссякнет заветный исток.

Гений Тютчева – русская тайна

И бессмертье пророческих строк.

Здесь пропитан поэзией воздух,

И не раз я еще пропою:

«Я люблю тебя, Тютчевский Овстуг,

За великую тайну твою!»

Эту благодарность, эти восхищение

и трепет вместе с поэтом Владимиром

Сорочкиным разделяют тысячи россиян.

Связующая нить поэзии переместила

нас из настоящего в прошлое, чтобы раз-

будить лучшие чувства в душах и серд-

цах, уставших от прозы жизни. Усадеб-

ный парк и окрестности превратились

в большую сценическую площадку, на

которой выступали как профессиональ-

ные актеры, так и любители. Отрывки

из театральных постановок стали у кра-

шением совершаемого гостями Овстуга

променада. В каждом уголке усадьбы под

синим куполом июньского небосвода ра-

зыгрывались сцены из театральных по-

становок, звучала русская классика. Все

озаряло имя Тютчева.

За 58 лет праздник объединил мно-

гих известных российских и зарубежных

деятелей культуры и искусства, тысячи

любителей русской словесности, обрел

поистине всероссийскую, всенародную

популярность. А ведь этих торжеств

могло бы и не быть, если бы не горстка

энтузиастов, в том числе журналистов

«Брянского рабочего», во главе с местным

учителем Владимиром Гамолиным. Это

благодаря им, стоявшим у истоков празд-

ника, сегодня во всех уголках усадьбы

звучат стихи и музыка, царствуют гар-

мония и красота.

– Тютчев служил России как дипло-

мат, а человечеству – как поэт и фило-

соф, внес огромный вклад в русскую ли-

тературу, в сохранение русского языка,

который вместе с духовными традиция-

ми сформировал народ России как еди-

ную нацию, – отметил зам. губернатора

А. Коробко. – В очередной раз наш Тют-

чевский праздник доказывает великую

силу живого поэтического слова.

Среди тех, кто ощущает себя причаст-

ным к высокой поэзии Тютчева, есть осо-

бый круг: это люди, которые неустанно ра-

ботают над изучением наследия поэта. Им

оказывается особая честь за их усилия, де-

яния и творчество – присуждается всерос-

сийская премия им. Ф. И. Тютчева «Рус-

ский путь». Само ее название символично,

ведь «Русский путь» – путь истины, веры,

добра и любви. Этой путеводной звезде

много лет следуют заслуженный худож-

ник России, уроженец Жуковки Владимир

Волков и поэт, лауреат литературных пре-

мий, в прошлом референт министра куль-

туры РФ Андрей Шацков.

В творчестве Федору Ивановичу Тют-

чеву было подвластно все: и глубокие

философские размышления, и тонкая

любовная лирика, и поэтически-возвы-

шенные зарисовки о природе. Не менее

талантливы и наши современники. В

этом году отмечены заслуги двух обще-

ственных областных объединений – Со-

юза художников России, возглавляемого

Михаилом Решетневым, и писательской

организации, руководит которой Влади-

мир Сорочкин.

Подлинный патриот, Тютчев пережи-

вал за судьбу страны. Как никто другой,

он видел глубинные процессы, происхо-

дящие в мире, давал им точную оценку.

Сквозь века звучит его призыв крепить

единство славянских народов:

Хотя враждебною судьбиной

И были мы разлучены,

Но все же мы народ единый,

Единой матери сыны.

Русская речь, русское слово – основа

культуры народа. Мы должны дорожить

своей историей, традициями. Об этом

заявил член Союза писателей Беларуси

Олег Ананьев. «Русский путь – наш об-

щий путь, – подчеркнул он. – Тютчев –

один из первых, кто проложил дорогу в

храм духовности. У этого источника мы

все преклоняемся и причащаемся!»

Гость из Украины, руководитель меж-

дународного Союза писателей и мастеров

искусств Анатолий Мироненко также

выступает за нерушимое родство брат-

ских славянских народов.

– Федор Иванович Тютчев – человек,

который говорил и мыслил на русском

языке, нес и множил русскую культуру.

И делал это столь высококультурно и вы-

соконравственно, что мы сегодня с гор-

достью смотрим на этого великого чело-

века, – отметил он.

Манифестом славянского братства

стало стихотворение Анатолия Миро-

ненко «Нас на кусочки не распилишь».

…И рвется снова там, где тонко,

Морских узлов не сосчитать...

Ты, Русь, похожа на ребенка,

Привыкшего с огнем играть.

Опять кипишь, опять бунтуешь,

Свободы ищешь от свобод...

А неприятель торжествует

И кровь твою из сердца пьет.

И снова край, где Украина.

Легко ли на краю Руси?

Спроси, приятель, у русина,

У русича, мой друг, спроси.

Нам не легко, но мы осилим!

И распри, и раздрай, и край...

Нас на кусочки не распилишь,

Как не пили, как не пиляй...

И все-таки главным на празднике

была не политика, а поэзия. И гармо-

нии сыны – поэты. Они хранят живой

родник русского слова, хранят русскую

культуру и русское братство. В этом еди-

нении наша сила.

Ирина ЕГОРОВА.

Овстуг. Начало 90-х

 

****************

Поэтический талант Ф.И. Тют-
чева соединялся с тонким, крити-
ческим умом публициста, фило-
софа, историка. В жизни Тютчева,
его творчестве, государственной
и общественной деятельности от-
ражаются особенности контактов
Российской империи и европей-
ских стран в 1820–1870 годах.
В наши дни, когда человече-
ство переживает тяжелый духов-
ный и, как следствие, политиче-
ский и идеологический кризис,
любопытно вспомнить еще раз,
как наш великий поэт-земляк
предвидел и старался предот-
вратить глобализацию общества,
уничтожение национальных куль-
тур и их духовных и материальных
достижений.
Взгляды Тютчева интересны и
тем, что многие российские про-
блемы, например общественной
жизни, он рассматривал с пози-
ции европейского человека, а ев-
ропейские дела с позиции горя-
чего патриота Отечества.
В Европе росло освободитель-
ное движение славянских наро-
дов от австрийского и турецкого
владычества. По мнению Тют-
чева, для народов Восточной
Европы не может быть центра
освободительной борьбы и ду-
ховного объединения вне России.
Славянские страны – «дроби», а
Россия – «знаменатель», и толь-
ко подведением под этот зна-
менатель может осуществиться
сложение дробей. Большое зна-
чение для понимания реально-
го положения дел в славянском
мире имело для Тютчева обще-
ние с представителями южных
и западных славян, приглашен-
ных на Всероссийскую этногра-
фическую выставку в мае-июне
1867 года. Это мероприятие под-
твердило мнение Тютчева о том,
что «существуют силы, которые
губят славянское дело». Ими
являются вековая славянская
рознь, отсутствие общего языка,
католицизм, амбиции славян-
ской интеллигенции, «сбиваю-
щей с толку инстинкт славян-
ских масс».
Но и русскому обществу не-
обходимо расширять отношения
со славянством «в области языка,
религии, искусства, промыш-
ленности – одним словом, во
всем, что, объединяя их между
собою, могло бы связать с Рос-
сией рассеянные члены великой
семьи».
Тютчев осуждал Польшу за
разрушение славянского едине-
ния. Восстание в Польше 1863
года вызвало настоящую «ди-
пломатическую войну». Англия
и Франция выступили с пред-
ложением передать польский во-
прос на обсуждение участникам
Венского конгресса 1814–1815
гг. Министр иностранных дел
А.М. Горчаков в ответ направил
в июле 1863 года депеши россий-
ским представительствам в Лон-
доне, Вене и Париже с отказом
рассмотреть предложение, ко-
торое трактовалось Россией как
вмешательство в ее внутренние
дела. На следующий же день
Тютчев отправил Горчакову пись-
мо, в котором отмечал достойный
и твердый тон депеш: «Впервые
действия русской дипломатии
затронули национальные струны
души».
Начавшиеся в 1861 году волне-
ния в Польше и северо-западной
окраине России, разрешившиеся
вскоре открытым мятежом, при
сочувственных криках Европы
охватило всю душу Тютчева, как
русского и как поэта, и сосре-
доточило на себе его страстное
внимание. Как ни противно было
его добродушной природе всяче-
ское насилие, однако польский
вопрос был для него давно раз-
решен в принципе. Свое мнение
о польском вопросе он высказал
еще за 20 лет перед последним
восстанием, в 1844 году, в письме
к редактору Всеобщей Аугсбург-
ской газеты.
Вот какими стихами характе-
ризует Тютчев польское восста-
ние и всю эту тревожную эпоху:
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят,
мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся
эти битвы,
Геройский пыл,
предательство и ложь,
Притон разбойничий
в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
Выражая свое отношение к
славянскому вопросу, Ф.М. До-
стоевский в ноябрьском «Днев-
нике писателя» за 1876 год писал:
«...по внутреннему убеждению
моему, самому полному и непре-
одолимому, – не будет у России,
и никогда еще не было, таких не-
навистников, завистников, кле-
ветников и даже явных врагов,
как все эти славянские племена,
чуть только Россия их освободит,
а Европа согласится признать их
освобожденными».
И.С. Аксаков в «Биографиче-
ском очерке» отмечал: «Эта кра-
мольно-католическая Польша,
пособница Запада, вечная преда-
тельница своих... Славянин-лати-
нянин – это извращение славян-
ской духовной природы».
Именно в православии видел
Тютчев высшее просветитель-
ное начало, залог будущности
для России и всего славянского
мира: «Овладение русским язы-
ком для славян было бы вторым
даром слова».
Тютчевское поэтическое осво-
ение России во многом противо-
речило художественной програм-
ме славянофильства. Все русское
искусство слова не удовлетворя-
ло славянофилов 1840–1850-х го-
дов, поскольку они не находили
в нем ясных, предметных, пла-
стических образов национально-
го бытия в его положительной, в
пределе – прекрасной, идеальной
сущности. С этой точки зрения
славянофилы не раз указывали
на искусство стран Запада, ко-
торое создало богатейшую гале-
рею таких предметных образов.
Русское же искусство, утверж-
дали славянофилы, в силу своей
печальной оторванности (начав-
шейся в эпоху Петра) от народ-
но-национальных начал, не на-
училось воплощать самобытное
содержание русской жизни. И
тютчевский образ России дол-
го представлялся славянофи-
лам слишком расплывчатым и
малосущественным. Между тем
для постижения глубочайшего
смысла русского бытия необхо-
димо было не четко предметное
воплощение, но своего рода про-
зрение.
В.И. Ламанский (1833–1914),
изучавший историю культуры и
быта славян, специалист по во-
просам славяноведения, как и
Тютчев, как и Данилевский, под-
черкивал, что страны Западной
Европы могут враждовать между
собой, но «эти временные раздо-
ры между своими (глава «Европа
и славянский мир») прекращают-
ся, как только перед ними начи-
нает маячить Россия и славян-
ский мир. Они всегда видят более
важной для себя стратегической
задачей поссорить славян, осла-
бить Россию, а когда она обесси-
лит, добить ее».
«Для славянских племен нет
возможности самостоятельной
исторической жизни вне Рос-
сии», – считал Тютчев. Отно-
шение Тютчева к Крымской вой-
не расходилось с отношением
видных деятелей-славянофилов.
Так, славянофил А л. Кошелев
писал: «Высадка союзников в
Крым в 1854 г., последовавшее
затем сражение при Альме и Ин-
кермане и обложение Севасто-
поля нас не слишком огорчи-
ли, ибо мы были убеждены, что
даже поражение России сноснее
и даже для нее полезнее того по-
ложения, в котором она находи-
лась в последнее время... Паде-
ние Севастополя, разные другие
поражения и дипломатические
переговоры хотя нас и огорча-
ли, однако мы не унывали... Мы
даже настолько ожили, что осе-
нью 1855 г. (Севастополь пал 27
августа 1855 г.) приступили к
положительным переговорам об
издании журнала, что всегда со-
ставляло нашу любимую, нашу
пламенную мечту».
Признания Кошелева не озна-
чают, конечно, что славянофилы
вообще спокойно воспринима-
ли поражения в Крымской вой-
не. Нет, они – особенно семья
Аксаковых – и волновались, и
подчас страдали от этих пора-
жений, а некоторые из славяно-
филов даже собирались принять
участие в борьбе с врагом. Речь
идет о другом – о недостаточ-
но развитой личной ответствен-
ности за современные судьбы
страны, об абсолютизации сво-
их и дей и и деалов. Ч уть л и н е
весь смысл грандиозной схватки
России с Европой они сводили
к вопросу о помощи балканским
славянам.
Откровеннее и определен-
нее всех выразил отношение
славянофилов к этим грозным
событиям А лексей Хомяков. В
начале 1854 года, когда Тютчев
уже ясно представлял себе в сю
политическую катастрофу, Хо-
мяков иронически восклицал:
«Сколько на свете понаделалось
дел! Я все-таки еще ничего не
понимаю, из чего это делается...
Да из чего же так Европа расхло-
поталась? И чего она так к нам
не благоволит? Из чего флоты
посылает? Никак в ум не возь-
му... В Петербурге, вероятно, все
это ясно, а нам в глуши совер-
шенно недоступно».
Тютчев не был славянофилом
в прямом, конкретном значении
этого термина. Не был он ни за-
падником, ни либералом. Он
видел в славянах естественных
союзников России в ее противо-
стоянии враждебным ей силам
на Западе. Но он не считал, что
Россия должна замкнуться в сла-
вянском мире. Он высоко ценил
и «возможность... войти в мирное
духовное общение» с Западом.
Поэт чужд каких бы то ни
было захватнических идей. Он
признает лишь ту силу, за кото-
рой стоит Божья правда. Когда 19
июля 1870 года началась франко-
русская война и канцлер Прус-
сии Бисмарк провозгласил, что
единство «священной империи
германской нации» надо спаять
железом и кровью, Тютчев напи-
сал «Два единства», которое было
прочитано им утром 1 октября
1870 года на празднестве, устро-
енном Славянским благотвори-
тельным комитетом по случаю
присоединения к православию
тринадцати чехов:
Из переполненной
Господним гневом чаши
Кровь льется через край,
и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас,
друзья и братья наши! –
Славянский мир,
сомкнись тесней...
«Единство, – возвестил
оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом
лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять
его любовью,
А там увидим, что прочней…
В цик ле стихов, посвящен-
ных теме славянского освобож-
дения, Тютчев далек от припи-
санной ему тогдашней немецкой
прессой расовой, панславистской
идеи. Он настаивает не на пле-
менной, а на духовной близости
славянских народов, основанной
на общности языка и националь-
ного предания. В далеком средне-
вековье эти народы исповедовали
общую им православно-христи-
анскую веру, утвержденную свя-
тыми равноапостольными бра-
тьями, просветителями славян,
создателями азбуки и духовного
церковного языка – Кириллом
и Мефодием. Не только окато-
личенные впоследствии Чехия,
Моравия и Словакия, но и като-
лическая Польша имеют в про-
шлом общий, православно-хри-
стианский исток.
Мефодий крестил впервые
чешского князя Бориса и ввел в
Чехии славянское богослужение.
Проповедь его учеников проник-
ла в Силезию и Польшу. Таким
образом, у всех славян оказалось
общее национальное предание,
общее духовное зерно, которое,
как верил Тютчев, с помощью
Божественного промысла долж-
но рано или поздно дать свои,
общие всем славянам, истори-
ческие всходы. Перед смертью
в Риме св. Кирилл сказал брату:
«Мы с тобою, как два вола, вели
одну борозду. Я изнемог, но ты
не подумай оставить труда учи-
тельства...»:
И в свой черед, как он,
не довершив труда,
И мы с нее войдем, и,
Словеса святые
Его воспомянув, воскликнем
мы тогда:
«Не изменяй себе,
великая Россия!
Не верь, не верь чужим,
родимый край,
Их ложной мудрости
иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл,
и ты не покидай
Великого служения славянам»…
Именно сознанием духовной
общности русских и поляков в
общей колыбели из славянской
праистории пронизаны два сти-
хотворения Тютчева, посвящен-
ные подавлению польских бун-
тов 1830–1863 годов («Как дочь
родную на закланье...» – 1831 г.;
«Ужасный сон отяготел на д
нами...» – 1863 г.). В первом из
них поэт, подобно Пушкину, ви-
дит во взаимоотношениях России
и Польши семейную ссору брат-
ских народов и оправдывает рус-
скую силу тем, что кровь пролита
ею «не за Коран самодержавья», а
за историей завещанную целост-
ность общеславянской державы.
Во втором сти хотворении
Тютчев дает отповедь врагам Рос-
сии, использовавшим подавле-
ние польского восстания в 1863
году как повод для озлобленных,
агрессивных нападок, призван-
ных подорвать авторитет России,
ослабить ее роль в международ-
ной политике:
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич
к неистовой борьбе,
Разврат умов
и искаженье слова –
Все поднялось и все грозит тебе.
О край родной! –
такого ополченья
Мир не видал
с первоначальных дней...
Велико, знать,
о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой,
крепись и одолей!
О том, что взгляды Тютчева
лишены панславистского содер-
жания, свидетельствует одно из
самых высокохудожественных
созданий его гражданской лири-
ки «Ты долго ль будешь за ту-
маном...» (1866). Оно написано
по поводу греческого восстания
на острове Крит против турец-
кого владычества. В восставших
греках Тютчев видит духовных
братьев, православных христиан,
вступивших в борьбу за свободу
и независимость.
Россия как православная дер-
жава, обладающая достаточной
силой и духовной мощью, при-
звана самим Богом помогать
своим единоверцам. Поэт был
возмущен тогда непоследователь-
ностью русского правительства,
долго медлившего с поддержкой
и проявившего постыдную нере-
шительность в момент, когда вос-
стание киприотов было потопле-
но в крови турецкими войсками:
Все гуще мрак, все пуще горе,
Все неминуемей беда –
Взгляни, чей флаг
там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда...
Близка тютчевской идее оказа-
лась позиция его друга П.А. Вя-
земского, писавшего Эрнестине
Тютчевой: «Дипломатия считает
себя обязанной строить пышные
фразы, которые в итоге заменя-
ют и умаляют значение проблем.
В Европе мы всегда одни против
десятерых или против всех. Если
бы Европа захотела сунуть свой
нос, то это произошло бы за-
дним числом. Следовало бы ска-
зать Англии: мы не принимаем
близко интересы ваших ирланд-
цев, мы предоставляем вам пол-
ную свободу морить их голодом
как угодно. Мы не мешаем вам
пороть, вешать и расстреливать.
Не являйтесь к нам воплощением
добродетели, защитниками поля-
ков, потому что здесь в вас не
нуждаются. Достойный и кате-
горический ответ Франции тоже
не трудно было бы найти».
Тютчев твердо верил, что «ис-
тинный защитник России – это
История, постоянно в течение
трех столетий разрешающая в ее
пользу все тяжбы, в которые во-
влекались последовательно ее та-
инственные судьбы».
Музей-заповедник «Овстуг»,
2019 г.

 

Литература лечит души. Это стихотворение наполнено ощущением радости, весны и ее живительной силы. Как раз этого нам, живущим сейчас в режиме самоизоляции, немного не хватает. А какие стихи с «лечебным» эффектом знаете вы?

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,

И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

      

 

   

Усадебный парк. Первый памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге (1961 г.)

   

Фотоподборка дня из фондов Брянского государственного краеведческого музея с открытия первого памятника Ф. И. Тютчева на Брянщине в с. Овстуг 4 июня 1961 г. Автор бюста – Г. Коваленко.

Памятник-надгробие на месте захоронения отца поэта И.Н. Тютчева (воссоздан в 2003 г.)

 

246 книг в PDF о Брянщине, Брянске и Брянской области, читать онлайн. 87 картин Брянских художников о Брянском крае. 164 стихотворения о Брянской земле. 1126 фотографий о Брянской области. 11 песен о Брянске. 8 фильмов и видео. 53 легенды, фольклора и предания

Символы Брянщины, Брянска, Брянской области

Культурные, исторические, краеведческие события 2018 - 2019 г.г. в Брянской области

 

Тютчев Брянская область



Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Когда в душе смятенье и разлад,
Спасает эликсир его творений.
Страницу открываю наугад –
И вот уже он рядом – мудрый гений, -
Тепло и по – отечески глядит…
Я о печалях напрочь забываю
И, кажется – не
Тютчева читаю,
А слушаю, о чём он говорит.

 

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1909 год. В Брянске появилась телефонная сеть, а затем первый коммерческий кинематограф.

Картины брянских художников о Брянском крае.

Кожевников Е.А.,заслуженны й  художник России .«Дождливо. Холодно. Мокро»(г.Брянск, ул.Фокина). Х., м., 50Х60. 1997 г.

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

Сквозь столетия Памятью цепкой

входит в сердце былинная Русь.

Валентин Динабургский

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1920 год стал для Брянщины не только годом перехода большинства предприятий от военной продукции к мирной. Была образована Брянская губерния. Брянская губерния первоначально включала в себя Брянский, Карачевский, Севский, Трубчевский и Жиздринский уезды, а позднее в нее вошел Почепский, Клинцовский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский уезды. Региональная власть состояла из трех учреждений: губкома партии, губисполкома и губсовнархоза. Губком вырабатывал и принимал решения, касающиеся различных сторон общественной жизни, губисполком распределял материальные и трудовые ресурсы для исполнения этих решений, а губсовнархоз руководил работой национализированных предприятий.

Авиловская гора (Авиловская улица).
Получила свое название от имени некоего Авилы, проживавшего в районе современного медучилища. На улице жили преимущественно священнослужители, ремесленники, работники Арсенала. С 1922 г. переименовывалась в улицу им. Адлера, Розы Люксембург, Васильева, а с 1951 г. - улица им. М. Горького.

Старые и новые фотографии Брянска

Московская улица до собора

История Брянска.

 

 


Немного интересного, умного, мудрого.

****************

Талант это от бога один открывает теорию относительности, другой умеет шевелить ушами.

 


Улыбнись …. чуть чуть лирики.

**************

Мама, ребёнку:
- Вовочка, не прыгай, а то животик вырастет большой.
Потом Вовочка встречает беременную женщину:
- Ну что, допрыгалась?