Страницаговорил

«БЕЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ...» (Так говорил о Ф.И. Тютчеве великий писатель Л.Н. Толстой) Брянщина

5 декабря (23 ноября по старому стилю) 211 лет назад родился наш знаменитый земляк, замечательный поэт и гениаль­ный мыслитель Федор Иванович Тютчев (1803-1973).

Чем больше изучаешь и читаешь Ф. И. Тютчева, тем сильнее проникаешься к нему любовью и уважением. Вот таким бы людям, как он, управлять нашей Рос­сией-матушкой! Но, увы, им не продраться сквозь орду чиновников, раболепствующих и пресмыкающихся перед властями предер­жащими. Их открытость и прямота — как сигнал для карьеристов, что такого челове­ка надо держать на расстоянии. В одном из писем Эрнестина Федоровна писала о Тют­чеве в 1850 году: «Честолюбие отнюдь ему не свойственно. Можно сказать даже, что оно слишком мало присуще ему — этот недоста­ток, столь распространенный среди людей». Сам поэт говорил, что он «более всего лю­бил в мире отечество и поэзию».

Монархист Тютчев открыто обличал ис­ходящую от правящей страной элиты «де­мократизацию». Он писал: «В тот самый момент, когда Россия, по-видимому, нуж­дается в наибольшей активности всех сво­их сил — нравственных сил в особенности, даты противостоять окружающим ее опас­ностям, коалиции, готовой образоваться, и стольким вражеским влияниям,— в это время как нарочно деморализуют обще­ственное мнение, национальное сознание страны...» Звучит это и сегодня очень совре­менно! Он болезненно переживал за судьбу России, ее будущее, страстно обличал ча­сто противное ему настоящее. «Если власть за недостатком принципов и нравственных убеждений переходит к мерам материаль­ного угнетения,— писал Тютчев,— она тем самым превращается в самого ужасного пособника отрицания и революционного напряжения». В письме к И. С. Аксакову в апреле 1866 года по поводу учреждения дворянского парламента (наша Госдума не ее ли прообраз? — В.Д.), к которому Тют­чев отнесся исключительно критически, поэт-публицист отмечал: «Лучшее доказа­тельство, в какой мы лжи постоянно живем, это то чувство какого-то испуга при виде нашей собственной действительности, про­являющейся нам каждый раз как какое-то привидение... Так и теперь. Вдруг, словно гора зашевелится и пойдет... Эта гора — на­род Русский... И куда тогда деваются все наши теории и соображения? <...> Так что, в конце концов, вот какою формулою мож­но пока определить закон нашего будущего развития, нашей единственно возможной конституции чем народнее самодержавие, тем самодержавнее народ».

Ф. И. Тютчев был «украшением» Пе­тербурга. Об этом говорит и долгая дело­вая дружба Федора Ивановича с государ­ственным канцлером Российской империи А. М. Горчаковым. Именно Ф. М. Досто­евский, великий человековед, в письме С. Е. Лурье назвал Тютчева «великим по­этом». А не менее знаменитый человековед Л. Н. Толстой прямо сказал, что без Тютчева «нельзя жить». Иван Сергеевич Тургенев от­метил, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть».

В 1913 году, через 40 лет после смерти поэта, А. П. Плетнев писал: «Многогран­ность ума Тютчева — причина, почему он до сих пор оставался многими непонятным, и только теперь будто сделался предметом внимания и серьезного изучения. Запад­ник по воспитанию, по вкусам он являет­ся одним из самых ярких истолкователей русской души». Внук историка Н. М. Ка­рамзина по матери В. П. Мещерский отме­чал не только гениальность поэта: «Тютчев был, вероятно, один в своем роде из круп­но выдававшихся вперед в обществе мыс­лителей...»

Владимир ДЕХАНОВ