СтраницаЮРКОВИЧИ

СТАРЫЕ ЮРКОВИЧИ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

СТАРЫЕ ЮРКОВИЧИ, с, Климов, р-на, Ново-юрковичского с.п., в 38 км к Ю.-З. от Климова, в 5 км к С. от села Новые Юрковичи (52°10' с.ш., ЗГ5Г15" в.д.). 0,31 тж.; макс. 2,82 т.ж. (1901). Упом. с 1684 как существующее село в составе Речи Посполитой; в составе Российской империи с 1772. С 1861 по 1923-волостной ц. Гомельско­го у. (в т.ч. до 1919 - в составе Могилевской губ.), затем в Чуровичской вол. Новозыбк. у.; в 1929-1932 и 1944-1956 в составе Чуровичского р-на; в 1932-1944 и с 1956 по наст. вр. - в Климов, р-не. До нач. XX в. были развиты ремёсла: портняж­ное, сапожное, столярное, бондарное. Приход села изв. с 1758; последний храм Рождества Бо­городицы был сооружен в 1898 и действовал до 1930-х гг. (не сохр.). С 1919 по 2005 - ц. Староюр-ковичского с/с. Отд. связи (инд. 243045), библио­тека, средняя школа. Колхоз «Восход».

2010 год Село Старые Юрковичи: общая численность населения – 326 человек (153 мужчины и 173 женщины).

Старые Юрковичи - село Климовского района Брянской области, Новоюрковичского сельского поселения, в 38 км к юго-западу от Климова, в 5 км к северу от села Новые Юрковичи. Упоминается с 1684 как существующее село в составе Речи Посполитой; в составе Российской империи с 1772 года. С 1861 по 1923 - волостной центр Гомельского уезда (в т.ч. до 1919 - в составе Могилевской губернии), затем в Чуровичской волости Новозыбковского уезда; в 1929-1932 и 1944-1956 в составе Чуровичского района; в 1932-1944 и с 1956 по настоящее время - в Климовском районе. До начала ХХ века были развиты ремесла: портняжное, сапожное, столярное, бондарное. Приход села известен с 1758 года; последний храм Рождества Богородицы был сооружен в 1898 и действовал до 1930-х годов (не сохранился). С 1919 по 2005 - центр Староюрковичского сельсовета. Колхоз "Восход". Максимальное число жителей 2820 человек (1901).

1910 год    Населенный пункт – село Старые Юрковичи, принадлежит Староюрковичскому сельскому обществу, волость Старо-Юрковичская, приход Серовский православный, Гомельский уезд, Могилевская губерния, дворов 431, душ обоего пола 2809; церковной земли – дворов 3, душ обоего пола 7.

Юрковичи.

      Жил когда-то в незапамятные времена старый охотник. И было у него трое сыновей: Юрий, Сенька и Веселин. Однажды, когда сыновья охотились в лесу на зверя, на их жилище напали недруги. Отца убили. Дом сожгли. Сыновья отомстили за отца, за поругание. В схватке с врагом они получили раны. пошли молодцы к реке. Смыли кровь, а раны тут же затянулись. Не зря имя у речки было Жеведа, что значит живая вода.
      Поселились братья невдалеке друг от друга. Жили в ладу и согласии. В случае беды, сходились вместе, что бы легче было справиться с ней.
      По имени братьев, как утверждает легенда, были названы и их поселения. Потом к ним стали подселяться люди. Так и возникли три села: от Юрко - пошли Юрковичи, от Сеньки - Сеньковка, от Васелина - Веселовка.
      На Брянщине раскинулись Старые и Новые Юрковичи. Оба села древние. Новые Юрковичи упоминаются в XIII веке. Значит Старые еще древнее. О них существует предание и тоже о братьях. Название происходит от фамилии первых поселенцев - братьев Юркевичей. Старые Юрковичи основал сперва старший брат, а Новые - младший.
      Ныне эти села находятся на стыке России, Украины и Белоруссии. На Украине по соседству расположена Сеньковка, в Белоруссии - Веселовка.
      Три села существуют. А легенда о трех братьях молодцах? Так это было или нет? Кто знает? Если она и придумана, то не зря.
      Над прозрачной речкой Жеведой высится земляной холм. На нем - величавый монумент. Высоко в небо устремились три белых пилона. В верхней их части гербы РСФСР, БССР, УССР. Нижнюю часть пилонов охватывает бронзовое кольцо. На нем барельефы - страницы общей истории трех братских народов.
      Монумент Дружбы, видимый на многие километры вокруг, был открыт в дни празднования тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
      Легенда. Монумент. Символы - прекрасные, зовущие к единению и братской дружбе.
      Дружба, что может быть сильнее, прекраснее.

 

СТАРЫЙ ВЫШКОВ, с, Новозыбк. р-на, Старо-бобовичского с.п., в 20 км к 3. от Новозыбкова, в 7 км к 3. от села Старые Бобовичи (52°35'20" с.ш., 31°38'55" в.д.). 0,42 т.ж.; макс. 2,19 т.ж. (1897). Осн. предположит, во 2 пол. XVII в.; упом. с 1720 (как слобода Вышково, владение Киево-Печерской лавры в составе Бобовицкой вол., на терр. Новоместской сотни Стародуб. полка). Церк. Св. Василия упом. с 1 пол. XVIII в. до 1920-х гг. (деревян., не сохр.). В XVIII в. работала тамож­ня. С сер. XIX в. действовала церк.-прих. школа -одна из старейших в уезде. С 1782 врем, вошло в состав Суражского уезда; с нач. XIX в. по 1929 в Новозыбк. уезде (с 1861 - в составе Старобобо-вичской вол., с 1923 в Новозыбк. вол.). С 1919 по 2005 - ц. Старовышковского с/с. Отд. связи (инд. 243017), библиотека, средняя школа.

Вышково

В 20 верстах от Зыбкого, на дороге из Зыбкого в Чечерск; слобода расположена по скату холма, в виду других холмов, и от местности получила свое название.

«Слобода Вышково» в числе имений киевской лавры по грамоте 1720 г.

В грамоте видно, что храм св. Василия в. построен здесь прежде 1720 г.

Книги храма: евангелие м. п. 1701 г. другое м. п. 1748 г. на последнем написано: «облажено тщанием бывшаго вышковской пограничной таможни директора Николая Борисовича Самойлова. При том св. крест сер. на поминовение души его и Марии Александровой Потемкиных. В кресте мощи пр. Евфрема печер.». Минеи служебные, м. п. 1724 г. Апостол, часослов, ирмолог и псалтырь, все м. п. 1724 г.

Число прихожан: в 1770 г. 476 м. 462 ж.; в 1790 г. 518 м. 500 ж.; в 1810 г. 557 м. 521 ж.; в 1830 г. 602 м. 591 ж.; в 1850 г. 695 м. 765 ж.; в 1860 г. 760 м. 801 ж.