СтраницаТенишевой

Усадьба Тенишевой Брянский район Брянской области

Церковь Преображения. Усадьба Тенишевой в с. Хотылево Брянского района.

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья "толпятся" у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

Ворота усадьбы. Усадьба Тенишевой в с. Хотылево Брянского района

Усадьба Тенишевой в Хотылево. Точнее, скромные остатки её.

Хотылёво — село в Брянском районе Брянской области, в составе Глинищевского сельского поселения. Расположено в 6 км к северо-западу от границ города Брянска, на правом берегу Десны.Впервые упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых; в 1892 переходит к князю В. Н. Тенишеву, а с 1900 года — графине М. Н. Граббе. В 1890-х гг. в усадьбе Тенишевых бывали многие представители русской культуры: И. Е. Репин (1896), М. А. Врубель (1899) и другие. До настоящего времени в селе сохранились элементы усадьбы с парком и частично — каменный храм Преображения.

    

Усадебный дом Тенишевых в Хотылёво (архитектор Н.Д. Прокофьев) не сохранился

Одной из младших усадеб этой плеяды назовем усадьбу князей М.К. и В.Н. Тенишевых в Хотылеве, совсем недалеко от Брянска, раскинувшуюся зеленой лентой своего парка по берегу Десны.

Парк и постройки усадьбы в нем как в основном расположении, так и до мельчайших деталей являются продуктом творческого труда.

«Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева, и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более заме­реть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», — писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария КлавдиевнаТенишева.

Результатом ее творческого труда было создание прекрасного уголка на Брянской земле. Построен по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева под не­посредственным влиянием М.К. Тенишевой усадебный дом. М.К. Тенишева вспоминает: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная цер­ковь елизаветовских времен. Чтобы сохранить гармонию, пришлось пост­роить дом приблизительно в том же стиле». Что и было выполнено. Парк является весьма неплохим и единственным в области парком внешних ви­дов. Расположенный на склонах берега, он сочетал в себе планировочные приемы далекой эпохи русского барокко с более близким нам свободно-ландшафтным характером размещения дорог, площадок и озеленения.

Таким образом, был создан усадебный ансамбль высоких художествен­ных достоинств, украсивший деснянский пейзаж и одухотворивший его ис­кусством .

М.К. Тенишева — сама художник и певица, любившая русскую историю, и керамист высокого класса в личном творчестве, всегда была окружена людь­ми высоких творческих проявлений.

В Хотылеве, как и всюду, где она проживала, ее посещали в разное время С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин, П. Тру­бецкой и многие другие художники, музыканты, философы, ученые. Неко­торые из них гостили у нее в Хотылеве. По свидетельству композитора Б.К. Яновского, художник М.В. Врубель писал здесь своего знаменитого «Пана». Пейзаж картины сделан на основе хотылевских этюдов. И.Е. Репин сделал здесь несколько рисунков.

Из этого беглого перечня известных фактов следует, что Хотылево во время жизни там Тенишевых было «обетованной землей» для художников, вдохновляло их и потому отдельными штрихами вошло в сокровищницу национального искусства и культуры. К сожалению, усадьба сильно постра­дала в послереволюционные годы и во время войны, когда был сожжен дом усадьбы, обезглавлена церковь Преображения, запущен и многое утратил парк — каменные мосты через овраги, гранитную лестницу-спуск к Десне, где была пристань катеров и лодок. Но тем не менее часть аллей и зеленая основа парка сохранились и возможна реставрация первоначаль­ного облика его.

Дорогие сердцу жителей Брянского края родовые места Ф, И. Тютчева и А. К. Толстого воссозданы из небытия, в каком находились они, как и Хотылево. По их примеру можно вызвать к современной жизни и усадьбу Хотылево — еще одно пристанище муз.

Руины усадебного комплекса (нач. XIX). Сохранился остов главного усадебного дома с лестничными пролетами, парк, арочный мост через овраг, хозяйственные постройки. Адрес: н/п Хотылево (5 км от трассы А141)

     Как умирают памятники  (памятники истории и культуры на Брянщине: - некоторые)

Усадьба

Открытка с видом Усадьбы Тенешевых в Хотылево . Открытка из личной коллекции Антона Новосельцева

ХОТЫЛЁВО

УСАДЬБА ТЕНИШЕВЫХ, сер. 18 в., 2-я пол. 19 - нач. 20 в.

Живописно  раскинулась  на  склоне правого высокого берега Десны, меж) рекой и сельской застройкой, занимая ней ведущее положение. Село, извести-с 17 в., до кон. 19 в. принадлежало родуТютчевых, один из представителей кото­рого - Ф.П. Тютчев - построил здесь в 1759-68 гг. каменную церковь Преобра­жения. Нынешняя усадьба начала скла­дываться в нач. 19 в., когда был заложен парк. В 1889 г. она перешла к князю В.Н. Тенишеву (1843-1903), крупному ин­женеру, одному из основателей Брянско­го рельсопрокатного, железоделательно­го, сталелитейного и механического заво­да, занимавшемуся также математикой и этнографией. Он перестраивает усадьбу: возводит в 1890-х it. каменный дом с ря­дом служб и реконструирует парк.

На рубеже 19-20 вв. в усадьбе у жены князя - М.К. Тенишевой (1867-1930), известной меценатки и покровительни­цы искусств, коллекционера и художни­цы, основательницы художественной мастерской в Талашкине и музея в Смо­ленске, - неоднократно бывали, многие представители русской культуры. В ав­густе 1896 г. здесь останавливался И.Е. Репин (1844-1930). Сохранилось несколько его рисунков с видами Хоты-лева. В июле-августе 1899 г. в усадьбе жили М.А. Врубель (1856-1910), при­ступивший здесь к работе над картиной "Пан", его жена певица Н.И. Забела-Врубель (1868-1913) и ее аккомпаниа­тор, впоследствии композитор и педагог Б.К. Яновский (1875-1933).

После смерти В.Н. Тенишеза в 1903 г. усадьба перешла к графине М.Н. Граббе. В 1905 г. во время крестьянских волне­ний в селе сгорел "летний дом" в парке. В Великую Отечественную войну глав­ный дом разрушен и сожжен фашиста­ми. К настоящему времени от усадебных построек сохранились лестницы от ве­ранд главного дома, несколько перестро­енных хозяйственных корпусов и отдель­ные парковые сооружения - "железные ворота", гранитный спуск к реке и ароч­ный мост через овраг. Весь парк сильно зарос, а церковь в конце 1940-х гг. лиши­лась своего завершения.

Одна из интереснейших в области усадеб периода эклектики, архитектура которой, стилизованная в духе класси­цизма и ренессанса, в окружении живо­писного парка, прекрасно сочетается с более ранним эффектным храмом в стиле барокко.

Территория расположенной на релье­фе усадьбы в плане близка к прямоуголь­нику и вытянута между Десной и главной улицей села, которая служила подъезд­ной аллеей. Расположенная на сельской площади церковь Преображения, нахо­дится прямо против входа в усадьбу - т. н. "железных ворот". От них начинается главная парковая аллея, пересекающая его по линии север-юг и выступающая в качестве основной композиционной оси всего комплекса. Прежде аллею с юга за­мыкала лодочная пристань на берегу Десны. Справа от ворот расположены три корпуса хозяйственных построек, сгруппированные вокруг небольшого двора. Архитектура этих одноэтажных, прямоугольных в плане сооружений пре­дельно проста и лаконична.

Примерно на середине оси аллеи рас­полагался усадебный дом, обращенный главным фасадом в сторону площади. Противоположный фасад с четырехко-лоннъгм портиком выходил в парк. От дома сохранились лишь две устроенные перед фасадами широкие (до 7 м) вход­ные лестницы веранд в восемь ступеней, выполненных из гранита, с тумбами по сторонам. Перед главным фасадом раз­бит узкий цветочный партер, а перед парковым находится полукруглая пло­щадка, от которой по оси аллеи к реке спускается гранитная лестница.