СтраницаТенишевой

Усадьба Тенишевой Брянский район Брянской области

Церковь Преображения. Усадьба Тенишевой в с. Хотылево Брянского района.

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья "толпятся" у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

 

Ворота усадьбы. Усадьба Тенишевой в с. Хотылево Брянского района

Усадьба Тенишевой в Хотылево. Точнее, скромные остатки её.

Хотылёво — село в Брянском районе Брянской области, в составе Глинищевского сельского поселения. Расположено в 6 км к северо-западу от границ города Брянска, на правом берегу Десны.Впервые упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых; в 1892 переходит к князю В. Н. Тенишеву, а с 1900 года — графине М. Н. Граббе. В 1890-х гг. в усадьбе Тенишевых бывали многие представители русской культуры: И. Е. Репин (1896), М. А. Врубель (1899) и другие. До настоящего времени в селе сохранились элементы усадьбы с парком и частично — каменный храм Преображения.

    

Усадебный дом Тенишевых в Хотылёво (архитектор Н.Д. Прокофьев) не сохранился

Одной из младших усадеб этой плеяды назовем усадьбу князей М.К. и В.Н. Тенишевых в Хотылеве, совсем недалеко от Брянска, раскинувшуюся зеленой лентой своего парка по берегу Десны.

Парк и постройки усадьбы в нем как в основном расположении, так и до мельчайших деталей являются продуктом творческого труда.

«Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева, и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более заме­реть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», — писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария КлавдиевнаТенишева.

Результатом ее творческого труда было создание прекрасного уголка на Брянской земле. Построен по проекту архитектора Н.Д. Прокофьева под не­посредственным влиянием М.К. Тенишевой усадебный дом. М.К. Тенишева вспоминает: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная цер­ковь елизаветовских времен. Чтобы сохранить гармонию, пришлось пост­роить дом приблизительно в том же стиле». Что и было выполнено. Парк является весьма неплохим и единственным в области парком внешних ви­дов. Расположенный на склонах берега, он сочетал в себе планировочные приемы далекой эпохи русского барокко с более близким нам свободно-ландшафтным характером размещения дорог, площадок и озеленения.

Таким образом, был создан усадебный ансамбль высоких художествен­ных достоинств, украсивший деснянский пейзаж и одухотворивший его ис­кусством .

М.К. Тенишева — сама художник и певица, любившая русскую историю, и керамист высокого класса в личном творчестве, всегда была окружена людь­ми высоких творческих проявлений.

В Хотылеве, как и всюду, где она проживала, ее посещали в разное время С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин, П. Тру­бецкой и многие другие художники, музыканты, философы, ученые. Неко­торые из них гостили у нее в Хотылеве. По свидетельству композитора Б.К. Яновского, художник М.В. Врубель писал здесь своего знаменитого «Пана». Пейзаж картины сделан на основе хотылевских этюдов. И.Е. Репин сделал здесь несколько рисунков.

Из этого беглого перечня известных фактов следует, что Хотылево во время жизни там Тенишевых было «обетованной землей» для художников, вдохновляло их и потому отдельными штрихами вошло в сокровищницу национального искусства и культуры. К сожалению, усадьба сильно постра­дала в послереволюционные годы и во время войны, когда был сожжен дом усадьбы, обезглавлена церковь Преображения, запущен и многое утратил парк — каменные мосты через овраги, гранитную лестницу-спуск к Десне, где была пристань катеров и лодок. Но тем не менее часть аллей и зеленая основа парка сохранились и возможна реставрация первоначаль­ного облика его.

Дорогие сердцу жителей Брянского края родовые места Ф, И. Тютчева и А. К. Толстого воссозданы из небытия, в каком находились они, как и Хотылево. По их примеру можно вызвать к современной жизни и усадьбу Хотылево — еще одно пристанище муз.

Руины усадебного комплекса (нач. XIX). Сохранился остов главного усадебного дома с лестничными пролетами, парк, арочный мост через овраг, хозяйственные постройки. Адрес: н/п Хотылево (5 км от трассы А141)

     Как умирают памятники  (памятники истории и культуры на Брянщине: - некоторые)

Усадьба

Открытка с видом Усадьбы Тенешевых в Хотылево . Открытка из личной коллекции Антона Новосельцева

ХОТЫЛЁВО

УСАДЬБА ТЕНИШЕВЫХ, сер. 18 в., 2-я пол. 19 - нач. 20 в.

Живописно  раскинулась  на  склоне правого высокого берега Десны, меж) рекой и сельской застройкой, занимая ней ведущее положение. Село, извести-с 17 в., до кон. 19 в. принадлежало родуТютчевых, один из представителей кото­рого - Ф.П. Тютчев - построил здесь в 1759-68 гг. каменную церковь Преобра­жения. Нынешняя усадьба начала скла­дываться в нач. 19 в., когда был заложен парк. В 1889 г. она перешла к князю В.Н. Тенишеву (1843-1903), крупному ин­женеру, одному из основателей Брянско­го рельсопрокатного, железоделательно­го, сталелитейного и механического заво­да, занимавшемуся также математикой и этнографией. Он перестраивает усадьбу: возводит в 1890-х it. каменный дом с ря­дом служб и реконструирует парк.

На рубеже 19-20 вв. в усадьбе у жены князя - М.К. Тенишевой (1867-1930), известной меценатки и покровительни­цы искусств, коллекционера и художни­цы, основательницы художественной мастерской в Талашкине и музея в Смо­ленске, - неоднократно бывали, многие представители русской культуры. В ав­густе 1896 г. здесь останавливался И.Е. Репин (1844-1930). Сохранилось несколько его рисунков с видами Хоты-лева. В июле-августе 1899 г. в усадьбе жили М.А. Врубель (1856-1910), при­ступивший здесь к работе над картиной "Пан", его жена певица Н.И. Забела-Врубель (1868-1913) и ее аккомпаниа­тор, впоследствии композитор и педагог Б.К. Яновский (1875-1933).

После смерти В.Н. Тенишеза в 1903 г. усадьба перешла к графине М.Н. Граббе. В 1905 г. во время крестьянских волне­ний в селе сгорел "летний дом" в парке. В Великую Отечественную войну глав­ный дом разрушен и сожжен фашиста­ми. К настоящему времени от усадебных построек сохранились лестницы от ве­ранд главного дома, несколько перестро­енных хозяйственных корпусов и отдель­ные парковые сооружения - "железные ворота", гранитный спуск к реке и ароч­ный мост через овраг. Весь парк сильно зарос, а церковь в конце 1940-х гг. лиши­лась своего завершения.

Одна из интереснейших в области усадеб периода эклектики, архитектура которой, стилизованная в духе класси­цизма и ренессанса, в окружении живо­писного парка, прекрасно сочетается с более ранним эффектным храмом в стиле барокко.

Территория расположенной на релье­фе усадьбы в плане близка к прямоуголь­нику и вытянута между Десной и главной улицей села, которая служила подъезд­ной аллеей. Расположенная на сельской площади церковь Преображения, нахо­дится прямо против входа в усадьбу - т. н. "железных ворот". От них начинается главная парковая аллея, пересекающая его по линии север-юг и выступающая в качестве основной композиционной оси всего комплекса. Прежде аллею с юга за­мыкала лодочная пристань на берегу Десны. Справа от ворот расположены три корпуса хозяйственных построек, сгруппированные вокруг небольшого двора. Архитектура этих одноэтажных, прямоугольных в плане сооружений пре­дельно проста и лаконична.

Примерно на середине оси аллеи рас­полагался усадебный дом, обращенный главным фасадом в сторону площади. Противоположный фасад с четырехко-лоннъгм портиком выходил в парк. От дома сохранились лишь две устроенные перед фасадами широкие (до 7 м) вход­ные лестницы веранд в восемь ступеней, выполненных из гранита, с тумбами по сторонам. Перед главным фасадом раз­бит узкий цветочный партер, а перед парковым находится полукруглая пло­щадка, от которой по оси аллеи к реке спускается гранитная лестница. 

 

Предыстория усадьбы в селе Хотылёве Брян-

ского района относится к началу XVI в. В это

время после окончания русско-литовской

войны чернигово-северские земли, в состав которых

входили и брянские, достались российскому пра-

вителю, великому князю московскому Ивану III. Для

охраны новых государственных границ и обороны

края великий князь стал раздавать здесь земли слу-

жилым людям. Они не относились к числу крупных

землевладельцев, а были рядовыми воинами, состав-

лявшими поместное ополчение. Такой помещик имел

в среднем 15 крестьянских дворов, жил скромно.

Его изба была немногим больше крестьянской, а

топилась также «по-чёрному», то есть дым от печ-

ки уходил не в трубу, а прямо в жилое помещение.

Никакой роскоши, тяги к прекрасному, стремления

украсить свой дом, видимо, не было. Вот, например,

описание такой усадьбы, сделанное в селе Тогине

Орловского уезда в 1684 г. Эта усадьба состояла из

большой избы с сенями, погреба, девяти клетей для

хозяйственных нужд, бани, хлева и четырёх сараев.

Все постройки были окружены частоколом. По со-

седству находился «двор скоцкой», где содержались

бык, коровы, овцы, бараны и домашняя птица. Был

и конский двор, где находились боевые и рабочие

лошади. Видимо, такая же усадьба первоначально

была устроена и в Хотылёве.

В XVI в. Хотылёвом владели Тютчевы. Ещё в их

владении было село Кабаличи, располагавшееся

неподалёку от Хотылёва. Известно, что в 1620-е гг.

половиной села Хотылёва владел Степан Игнатье-

вич Тютчев, а другой половиной – его брат Дмитрий.

Владения Тютчевых росли. Они были разбросаны по

Брянскому уезду. Крестьянских дворов в их селениях

было немного – несколько выше среднего количе-

ства, характерного для того времени.

Во второй половине XVII в. Русские

двинулись после отставки в провинцию.

Таким был и один из потомков Дмитрия Игнатьевича

Тютчева Фаддей Петрович Тютчев (1715–1787). Он

после службы в столичном Измайловском полку полу-

чил отставку в невысоком чине поручика и прибыл в

Хотылёво. Здесь он окунулся в хозяйственные заботы.

Именно Фаддей Тютчев заложил здесь основы усадьбы

Усадебный дом. Арх. Н.Д. Прокофьев

Ворота в усадьбу

 

Этот помещик получил в наследство от родителей

около полутора тысяч душ крепостных крестьян

мужского пола, что было немало. К концу своей

жизни Фаддей Петрович утроил количество своих

крепостных. Так что его можно было считать богатым

землевладельцем. Это был энергичный, деятельный

человек. Он развернул строительство храмов в

своих владениях – сёлах Хотылёво Брянского уезда,

Жирятино Трубчевского уезда и Мошанец соседнего

с Брянским Рославльского уезда. В Хотылёве, как

представляется, именно он выстроил барский дом,

украсив его в соответствии с собственными вкусами.

Летом 1771 г. к Фаддею Тютчеву пожаловали го-

сти, один из которых – Гаврила Добрынин – оставил

воспоминания об этом событии с описанием господ-

ского дома. Это единственное свидетельство о том,

что представляли собой дом и усадьба в целом. К

сожалению, оно довольно краткое, но благодаря

ему воссоздаются хотя бы некоторые черты давно

исчезнувшего строения.

У ворот в усадьбу, как рассказывал Добрынин,

стояла «церковь каменная, снаружи хороша и внутри

украшена не скупою рукою». Это был Преображен-

ский храм, сохранившийся до наших дней. Барский

дом был деревянным, выстроенным в два этажа.

Добрынин вспоминал его как огромный. Он и в

При доме было два сада (парка) – регулярный и

нерегулярный. Видимо, регулярным был сад в со-

временном смысле этого слова. В нём росли яблони,

груши, сливы, крыжовник, барбарис. Что же касается

парка, то, как вспоминал Болотов, «все ещё с ума

сходили на регулярных садах, и они были в моде».

Фаддей Тютчев последовал этой моде и на высоком

берегу Десны вокруг своего дома устроил француз-

ский парк со строго геометрической планировкой.

Блестящими примерами в таком роде являлись парк

французских королей Версаль, а в России – создан-

ный при Петре Первом Петергоф.

Как было сказано, от дома ничего не сохранилось.

Работы, проведённые на территории усадьбы в

2002 г., в ряде мест показали наличие двух слоёв

красного кирпича. Один слой – на глубине примерно

0,15–0,2 м. Другой на глубине 0,81–1 м. Видимо, верх-

ний слой представляет собою остатки строительного

материала от позднейших построек, а нижний – от

построек Тютчевых. О возрасте нижнего слоя свиде-

тельствует то, что найденные при земляных работах

осколки красного кирпича сопровождали массивные

куски застывшего раствора – следы его толстого слоя

в кладке, что было характерно для техники строитель-

ства до начала XIX в.

После смерти хозяина усадьбы она перешла к

его потомкам. Один из них продал Хотылёво помощ-

нику директора Орловского коммерческого банка

В.Э. Ромеру. А у того имение купил князь Вячеслав

Николаевич Тенишев. Именно с ним и даже в боль-

шей степени с его женой Марией Клавдиевной

связан взлёт в развитии хотылёвской усадьбы как

произведения архитектурного и садово-паркового

искусства.

С 1892 г. Тенишева жила в заводском посёлке Бе-

жица, где её муж был одним из владельцев завода.

«Однажды князь, отлучившись куда-то на целый день

и вернувшись лишь поздно вечером, объявил мне с

довольным лицом: «Поздравляю, я купил тебе имение

всего в пятнадцати вёрстах отсюда… – вспоминала

Тенишева. – Имение, купленное мужем в Брянском

уезде Орловской губернии, было расположено на

крутом берегу Десны. Кругом широко расстилались

во все стороны необозримые заливные луга с причуд-

ливо и величаво извивающейся между ними рекой.

Воздух и простор были необъятные».

Ко времени покупки Хотылёва Тенишевым го-

сподского дома в усадьбе уже не было. «Он кажется

сгорел, – вспоминала Тенишева, – и вместо него

стояла длинная, бесформенная казарма, в которой

жить было невозможно. Пришлось этот длинный

сарай срыть». Началось строительство нового дома.

Этот дом новые хозяева решили построить в стиле,

близком к стилю Преображенской церкви, чтобы

создать некое архитектурное единство, тем более

что, находясь в парке перед домом, можно было

видеть и одно здание и другое. Дом получился в духе

загородных итальянских вилл эпохи Возрождения

(стиль – венский ренессанс) по проекту архитектора

Н.Д. Прокофьева. Тенишев возвёл через Десну ме-

таллический мост, по которому можно было доехать

до железнодорожной станции. С другой стороны

моста к имению шла дорога, усаженная по обочинам

лиственницами. Во время приездов в хотылёвское

имение коляска Тенишевых двигалась по этой длин-

ной аллее, потом, уже на территории усадьбы, ехала

вдоль по берегу, пересекала лестницу, спускавшуюся

с вершины крутого высокого берега реки, после лест-

ницы поднималась всё выше, поворачивала налево,

въезжала в регулярную часть парка и по липовой

аллее ехала к дому.

Среди столетних лип, посаженных ещё при

Тютчеве, на высоком берегу реки, ярко белея на

солнце, красовался новый дом Тенишевых. Это было

одноэтажное

здание, вытянутое по краю берега. Со

стороны центральной части парка был устроен глав-

ный вход в дом, а с противоположной стороны дверь

вела на большой балкон, откуда открывался вид на

долину Десны. «Перед балконом была выстроена

величественная лестница из дикого камня, ведущая

двумя широкими спусками к реке. У пристани от силь-

ного стремени весело колыхались хорошенькие белые

лодки», – писала Тенишева в своих воспоминаниях. В

верхней части лестницы был устроен грот.

По устным воспоминаниям очевидцев, в большой

зале дома стены по обе стороны от входа были сде-

ланы зеркальными. Поэтому помещение казалось

огромным. На стене, противоположной от входа,

висели три портрета – М.К. Тенишевой, В.Н. Тенишева

и его сына – В.В. Тенишева.

Кроме этого дома на самом высоком месте крутого

берега был выстроен павильон с широкой верандой.

«Картина оттуда была захватывающей красоты,

то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую,

бессознательную грусть, то сладко будившая вооб-

ражение с порывом страстной любви к моей родине,

– вспоминала Тенишева. – Никогда и нигде за грани-

цей я не переживала подобных ощущений, нигде моя

душа не умела так трепетать. Только одна русская

природа почти до слёз волновала во мне умилённое

сердце трогательной безыскусственной красотой».

Что же касается парка, то, как писала Тенишева, всё

в нём преобразилось, похорошело. От «железных во-

рот» центральная аллея вела к дому. У входа, начиная

от ворот, по обе стороны аллеи были посажены ели.

Перед домом была площадка, в центре которой

находилась большая клумба с цветами. По обе сторо-

ны площадки высились две огромные лиственницы.

Рядом с ними, окружая эту площадку, стояли посажен-

ные Тенишевой тёмно-зелёные туи (по пять с каждой

стороны) и серебристые ели. От центра паркового

ансамбля уходили в стороны две длинные параллель-

ные друг другу липовые аллеи. Их пересекали также

строго параллельные (в духе «регулярного парка»)

небольшие аллеи, которые делили пространство на

квадраты – «зелёные залы» и «кабинеты». Раньше их

называли боскетами. Здесь были устроены площадки

для игр. В разных уголках парка были посажены деревья

редких пород, например, сибирский кедр. Главными же

деревьями, отмечавшими границы парка, его аллеи и

площадки, являлись, как было широко принято, липы и

гораздо более редкое дерево в парках – лиственницы.

Кроме того, парк украшали местные породы деревьев

и кустарников: клён остролистный, дуб черешчатый,

тополи чёрный и берлинский, ольха, осина, берёза, ель

обыкновенная, сосна, черёмуха, сирень, бузина.

В восточной части парка в сторону реки протя-

нулись два довольно глубоких оврага. Через них

были переброшены каменные мосты. От дома шла

дорожка по этим мостам до края усадьбы. В этой__

части усадьбы был сад, устроенный Тютчевым. Его

нерегулярную планировку Тенишева превратила в

регулярную. По её словам, «в огромном фруктовом

саду были разбиты широкие дорожки, обсаженные

крыжовником и всеми сортами ягод. В квадратах

между дорожками росли яблони, сливы и груши. Всё

дышало изобилием и красотой».

Тенишевы выписали для своего имения хороший

скот. В Хотылёве был устроен небольшой конный

завод. Поэтому пришлось внутри усадьбы рядом с

садом возвести хозяйственные постройки из крас-

ного кирпича.

Усадьба Тенишевых не была закрытым мирком,

предназначенным только для его хозяев. Мария Клав-

диевна устраивала для местного сельского населения

праздники, приглашая жителей в парк. Сюда приез-

жали знаменитые русские художники М.А. Врубель

и И.Е. Репин. Именно в Хотылёве Врубель написал

своего знаменитого «Пана». По свидетельству совре-

менника, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид

с террасы хотылёвского дворца на открывающиеся

дали». Репин в Хотылёве создал несколько этюдов и

сделал ряд рисунков.

Тенишевы недолго жили в Хотылёве. В 1896 г. они

перебрались в Смоленскую губернию, а усадьбу в

Хотылёве продали своей давней знакомой графине

М.Н. Граббе в 1899 г. Семья Граббе владела усадьбой

до 1917 г. Она старалась сохранять парк и дом такими,

какими они были при Тенишевых. Однако отношение

местного населения к этим хозяевам было не таким,

как к Тенишевым. В 1905 г. крестьяне сожгли павильон

на берегу реки и некоторые хозяйственные постройки.

После Октябрьской революции усадьба была пре-

вращена в дом отдыха, что способствовало её сохра-

нению. В годы войны в доме был устроен госпиталь

для немецких солдат. В самом конце войны началось

постепенное разрушение дома и парка, в котором

вырубались деревья ценных пород. В настоящее

время можно наблюдать только остатки фундамента

дома. Сохранилась во фрагментах лестница, один из

мостов над дальним от дома оврагом, ворота. Про-

сматривается регулярная планировка парка.