Страницарябчевск

Село Рябчёвск Трубчевского района, Брянской области.

Село Рябчёвск Трубчевского района Брянской области

с. Рябчевск, монумент у трассы Брянск-Трубчевск

Брянская область, Трубчевский район, село Рябчевск — Церковь Митрофана, епископа Воронежского. 1838 год.

Церковь Митрофана Воронежского (Николая Чудотворца) в РябчевскеТрубчевского района (ампир, начало XIX века)

Брянские сёла и деревни… Они похожи друг на друга и в то же время сколько в них отличий. В архитектуре, образе жизни, традициях и обычаях. Село Рябчёвск Трубчевского района имеет свою интересную историю и не менее увлекательные традиции. О них помнят старожилы и приобщают к ним молодое поколение.

Щегорцова Дарья Ивановна родилась в 1916 году в селе Рябчёвск. Во время Великой Отечественной войны вместе с братом партизанила, из леса была угнана в Литву, где 2 года работала на хозяина. Возвратилась в Рябчёвск, воспитала пять дочерей, две из которых живут здесь же в Рябчёвске. У Дарьи Ивановны 10 внуков и 7 правнуков. Вот её рассказ – воспоминание о традициях родного села.

В центре села на высоком холме высится Свято – Митрофановский храм. Он возведён в 19 веке вместо прежней деревянной церкви. Самым большим праздником села и по сей день считается престольный праздник Митрофанов день (6 декабря). В советские времена, несмотря на пост, к празднику кололи свиней, начиняли колбасу, которую не давали есть до праздника, варили холодец, пекли блины и жарили яичницу. В этот день приезжали гости из других сёл и деревень.

Следом за Митрофаном шли Святки, на которые принято было обходить дворы и, поздравляя хозяев, петь им колядки и щедровки, – песни, в которых величали хозяина, его семью, желали всем долголетия. В святочных песнях всегда звучал припев – возглас «коляда» или «щедрый вечер». Колядовщики обсыпали всех зерном, а хозяева одаривали их за это подарками. В святочные вечера девушки гадали: ходили в хлев и с дверей старались уцепиться за корову. За рога ухватишь – богатый жених, за шерсть – бедный. Ещё бросали камень в колодец, если гукнет – будет сварливая свекровь. Девушки брали зубами пучок соломы с крыши, если парное количество соломинок – выйти замуж в этом году.

Масленица – праздник безудержного веселья. Любимым занятием было катание на лошадях вокруг села, с гор на санях, катание чучела Масленицы. Везли его через всё село с песнями и шутками. Масленица считалась праздником молодожёнов. Существовал обычай окатывать супружеские пары в снегу, устраивать в их домах блинные вечера. Зять обязательно должен был идти к тёще и нести ей в подарок лапоть.

22 марта отмечали «Сороки». Обязательно пекли в каждом доме из пресного теста фигурки птиц. С одной из них молодая девушка залезала на крышу и зазывала весну. Часть фигурок прятали в тёмный угол на печи, и когда появлялась первая зелень и выгоняли скот на пастбища, то отдавали их скоту в надежде, что быстрее будет расти. В день выгона коров на пастбище пастухам несли обед – хлеб, соль, яйца. Самые уважаемые женщины села ходили с иконой по полям, оврагам, а потом спускались к реке и пели «Христос», прося бога о милости для села. Мальчишки в этот день бежали на улицу и на ходу ломали палочки, придя домой, считали: будет сорок штук – много будет живности в этом году.

Когда молодая зелень пышно распускалась, начиналась «гряная неделя». Зеленью украшали дома, завивались берёзки, девушки «кумичились» – целовались через плетёные берёзовые ветки. Пускали венки по речке и гадали на годы жизни. Из холстины и лозы делали «конягу» и отправлялись с нею в соседние деревни Кукуевку, Прудки, заходили в дома, желали богатства, а за это их одаривали яйцами и салом.

На Ивана Купалу шли за околицу, делали «купавы» – холмы из земли и прыгали через них в надежде на большой рост хлеба.

На Рождество делали «звезду» – в решето вставляли сделанную из фольги звёздочку, внутри помещали свечу – и на поднятом шесте носили по домам. Большой удачей для семьи было, если в дом заходили гости.

Некоторые традиции ушли в прошлое, другие остались как напоминание о культуре и обычаях предков.

Материал подготовлен главным библиографом Трубчевской МЦБС Н.И. Бобуновой на основании «Летописи села Рябчёвск» (составитель Л.П. Калинкина).

Церковь Митрофана Воронежского в Рябчевске Трубчевского района.

Утром вы видели как выглядит церковь Митрофана Воронежского в нынешнее время, а прошлом веке она была в довольно плачевном состоянии.