СтраницаПОНУРОВКА

ПОНУРОВКА БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

ПОНУРОВКА (Пануровка, Поноровка), с, Старо­дуб. р-на, в 27 км к Ю. от Стародуба, на р. Ревне (52°22'сш., 32°50'28" в.д.). 0,54 тж.; макс. 2,5 т.ж. (1901), до Вел. Отеч. войны преобладало укр. на­селение. Ц. Понуровского с.п. (1,67 т.ж.; включа-

ет сёла Азаровка, Буда-Понуровская, Демьянки и Курковичи; посёлки Барбино, Волна, Дубняки, Красиловка, Липица, Малиновка, Первомайский и Поляна). Впервые упом. в 1669 как раскольни­чья слобода (первое поселение старообрядцев в Стародубщине), с 1680-х гг. владение полк. СИ. Самойловича, с 1687 - гетмана Мазепы, с 1693 - Миклашевских, построивших здесь'на рубеже XVIII-XIX вв. замечат. усадебный ком­плекс (предположит., по проекту Дж. Кваренги; разрушен в XX в.). Сохр. один из флигелей (нач. XIX в.) и каменная церк. Рождества Богородицы (1778, на средства Е.Д. Миклашевской; с 1943 не действует). Деревянная церк. Александра Не­вского упом. с 1678 (первонач. как Троицкая); в 1745 обновлена, в 1831 перенесена на могилу A.M. Миклашевского и перестроена. В XVII-XVIII вв. село входило в полковую (2-ю) сотню Старо­дуб. полка; с 1782 по 1929 в Стародуб. уезде (с 1861 по 1925 - волостной ц. (местечко), в 1925-1929 в составе Воронковской вол.). В 1816 село посетил император Александр I. Ок. 1815 была открыта ф-ка по произ-ву тонких сукон; в 1875 -сахарный (позднее винокуренный) з-д. С 1860-х гг. действовало приходское (позднее земское) училище, больница; к нач. XX в. проводилось до 5 ежегодных ярмарок. В 1929-1932 и 1939-1944-ц. Понуровского р-на; в 1944-1957 в Воронокском р-не. В сер. XX в. - колхозы "Красный Октябрь", "Первое Мая", "Красный земледелец"; действо­вал детдом. Отд. связи (инд. 243262) - одно из старейших на Брянщине (изв. с сер. XIX в.). Дом культуры, библиотека, средняя школа.

ПОНУРОВСКАЯ БУДА, с, см. Буда-Понуровская.

ПОНУРА (Понуры, Понурка, Панура и др.), бывш, д., Брян. р-на, в 2 км к С.-З. от д.Титовка (53°16'22" с.ш., 34°02'30" в.д.). Осн. в XVIII в. на землях села Альшаница Брян. уезда как выселки (также назыв. Никольская Слободка); принадле­жала тем же помещикам, что и Альшаница. Макс. 0,09 т.ж. (1926). Входила в состав Альшаницкого, Хотылевского с/с. Исключена из учётных данных в 1964.

 

ПОНУРОВНА - СТАРИННОЕ СЕЛО

История многих сел нашего края свое начало оерет с XV I I века. В этот

жо пек возникает и Понуровка. Согласно легендам, собранным на Стародуб-

щине композитором Рубцом А. И., название поселения произошло от того,

что «...в этом поселке жил старый Понур, который слыл в округе как добрый

и разумный человек... Его никто не видел выходящим из дому: все он сидел

в своей хате, а знал все, что делается в поселке. У Понура было два сына:

Пуца и Бутя...»

В официальных документах указывается: «...московские раскольники

были, вероятно, направлены сюда Стародубский полковником Григорием

ЦЬрповичем Коровкою-Вольским (1678-1680 гг.) И поселены здесь при посредстве

Курковского куренного атамана».

В конце XV I I века жители Понуровки устроили поташное производство,

так как несколько десятков лет поселение называлось Будой-ПЬнуровной.

В 1730 году Понуровкой завладел гетман Украины Самойлович С. И., при

котором раскольники были удалены. Со второй половины XV ! I I века в

Понуровке уже другие землевладельцы —Миклашевские, которые строят силами

понуровцев каменный дворец, церковь, другие каменные строения.

Во дворце Миклашевских имелись художественные картины в богатых

рамах с изображением семьи Миклашевских, в частности полковника Старо-

дубского-Миклашевского, которого преследовал гетман Мазепа.

Еще в 1703 году Мазепа доносил на Миклашевского, что будто он ведет

переписку с гетманом литовским. В 1706 году «мстительный Мазепа,

желая его погубить, послал его с полком в г. Несвиж. где полк шведы Миклашевского

изрубили...»

В зале дворца висела большая стеклянная люстра, вдоль столов и стен —

два десятка кресел и стульев резного дерева, обитые дорогим материалом.

Стены над портретами украшены были декоративной лепкой. Во дворце

находилась и библиотека с несколькими тысячами книг XV I I I -XI X веков.

Композитор Рубец А. И. в своих «Легендах и преданиях Стародубской седой

старины» рассказывал: «Мне попался старый ямщик, большой говорун и

рассказчик, по прозванию Зозуля. На мой вопрос, откуда он. он не переставав

болтать до конца дороги.

—Я из Понуровки. я двадцать лет ямщиком и за эти двадцать лет, может

быть, тысячу раз проехал от Стародуба до Понуровки и от Понуровки до

Стародуба. Я каждый кустик, каждую кочку на этом расстоянии знаю прекрасно,

и про места здесь всякие знаю предания...»

В период Отечественной войны 1812 года 5 казаков с. Понуровки вступили

в ополчение. Один из Миклашевских также участвовал в сражениях

против французов, был награжден.

В 1816 году в с. Понуровке начала действовать фабрика по производству

тонких сукон. Для снабжения этой фабрики шерстью жители села разводили

в большом количестве овец, обрабатывали шерсть в домашних условиях,

пряли ее на прялках в клубки. Уроженец Понуровки дворянин Александр

Михайлович Миклашевский, будучи человеком передовых взглядов, наряду

с другими офицерами вступил в тайное декабристское общество, за что

позднее был сослан в армию на Кавказ, где и погиб в 1831 году.

В Понуровку в 1824 году приходило несколько писем от Кондратия Рыле^.

ева, который писал жившему там некоторое время другому члену тайного

общества —Александру Бриггену. интересуясь историей Малороссии, так как

в библиотеке Миклашевских имелись какие-то летописи, старинные книги

XV I I -XV I I I вв.

После отмены крепостного права в Понуровке в 1875 году был устроен

сахарный завод и приходское училище. В 1868-1870 гг. ученики Понуров-

ского училища пользовались учебниками, купленными на средства других

дворян: Николая Кочубея и титулярного советника Герасима Тутковского.

Среди этих учебников были: арифметика Золотова. краткая священная история,

букварь и другие. Ученики писали мелом на небольших аспидных досках,

а учил детей в эти годы Михаил Тросницкиж В 1868 году в приходском

училище села обучалось 45 учеников, которые делились на два разряда:

к первому разряду относились 10 учеников, так как они «читали довольно

правильно книги церковной и гражданской печати, умели решать задачи по

первым действиям арифметики, писали на доске и бумаге довольно красивым

почерком». 15 мальчиков 2 разряда учились читать, умели писать2*ш

бумаге большими буквами. Все остальные «дети самого малого возраста изучали

буквы, разбирали слова по слогам».

Понуровское приходское училище содержалось за счет пожертвований

помещика Осипа Михайловича Миклашевского и помещалось в доме, подаренном

им крестьянским детям.

Другие братья Миклашевские служили в русской армии: Иосиф Миклашевский

полковником. В 1886 году в Понуровке проживали такие крестьяне-

землепашцы: Атрошенок Яков. Сурмач Андрей, Руденок Давид. Марченок

Петр. Зыварь Иван, Пищенок Павел и другие.

В. СТОЛИЦЫН,

историк-краевед.__

 

Понуровка

 

Усадьба в Понуровке давно привлекала внимание

любителей старины и искусства. Понуровский

ансамбль был выдающимся произведением ар-

хитектуры и садово-паркового искусства. Территория

усадьбы, состоящей из ряда зданий и парка, в плане

представляет прямоугольник.

Она располагается на левом возвышенном бе-

регу запруженной речки Рёвны, которая образо-

вала искусственное озеро. Центром усадьбы был

возведенный в 1804 г. дом – парадное двухэтажное

здание величественной архитектуры со стройным

шестиколонным портиком коринфского ордера на

главном фасаде.

Перед домом по канонам классической архитекту-

ры был разбит регулярный сад. В центре находилась

большая круглая клумба цветника. Вокруг – песчаные

дорожки, искусно подстриженные деревья, украшаю-

щие подъезд к дому.

От этой парадной части шли две продольные аллеи

вдоль боковых фасадов здания, одна из аллей начи-

налась от церкви.

По сторонам дома находились два несколько

выдвинутых вперед флигеля. Ближе к плотине стоя-

ла колонная беседка-ротонда (использовалась под

библиотеку), оградой она соединялась с правым

флигелем. Рядом с беседкой возвышалась нарядная

церковь, возведенная ранее усадебных построек и

ставшая высотной доминантой всего ансамбля. За

домом, к северу от церкви, находился регулярный

парк, в котором были пруд с островком и различные

садово-парковые сооружения. Продольные аллеи пе-

ресекались поперечными, разбивая парк за домом на

прямоугольные участки, самые удалённые из которых

были заняты фруктовыми деревьями.

Предполагается, что автором усадьбы был итальян-

ский архитектор Джакомо Тромбаро, приехавший в

Россию в 1779 г. вместе с Кваренги и строивший во

многих местах средней полосы России усадьбы и

городские здания. Однако документальных подтверж-

дений этому пока не найдено.

Вблизи усадьбы в начале XIX в. была устроена

большая суконная фабрика, оборудованная новей-

шими заграничными машинами. Сукна продавались

на ярмарках Киева, Курска, Полтавы, Брянска и других

городов. До нас дошли церковь Рождества Богороди-

цы, несколько хозяйственных строений, запущенный

парк, а также заросший пруд и сильно обветшавшая

церковь Александра Невского (Троицы).__

Понуровка. Флигель (архитектор Дж. Кваренги)

Понуровка. Общий вид усадьбы. Фотография нач. XX века

звонов колокольни, оригинальные овальные окошеч-

ки тамбуров очень «сочно» обрамлены деревянными

«камнями» на архивольтах, главный вход выделен

парой тосканских колонн. Карнизы и цилиндрическая

трибунка утраченной главы церкви – все должно было

выглядеть, как в камне.

Гармонична и красива эта весьма ладно скомпо-

нованная церквушка. Она является интересным об-

разцом распространения в русской провинции стиля

классицизма. Свои классические черты Троицкая цер-

ковь получила, можно думать, в годы переустройства

усадьбы Миклашевских. В конце XVIII – начале XIX века

здесь был построен прекрасный главный дом усадьбы.

Биограф Миклашевских Чижов авторство его проекта

приписывает Д. Кваренги. Может быть, и не без осно-

ваний. Архитектура фасада его стилистически близка

замечательному зодчему. Фасад теперь не существую-

щего дома, а также один из сохранившихся флигелей

характерны для классицизма. Вполне возможно, что с

целью достижения единства ансамбля усадьба и Тро-

ицкая церковь были наряжены в одежды классицизма

В свое время известный знаток старины Г.К. Лу-

комский посетил Понуровку. Его очерк с описанием

усадьбы был опубликован в журнале «Столица и

усадьба» за 1914 год. Стиль его повествования столь

колоритен, а описание усадьбы столь подробно, что

мы решили воспроизвести его очерк полностью, с

незначительными сокращениями.

«18-го октября 1815 года в письме своем к се-

натору Михаилу Павловичу Миклашевскому граф

Н.П. Румянцев писал: «Я сам тужу, что не застал Ваше

Превосходительство в прекрасном селении Вашем, и

которого, позволительно сказать, не в праве хижиной

называть. В чужих даже государствах, где более приоб-

выкли, чем у нас, к хорошим зданиям и по правильной

архитектуре украшать городские усадьбы – немного

таковых, какова ваша. Прельщался я домом, а также

радовался я заведенной вами фабрикой; усадьба ваша,

конечно, и по целому государству одна из лучших; кто

любит отечество свое и видит устроение Ваше,

с удовольствием заметить должен, что, когда Вы

изволите ему служить отлично как сенатор, еще о

пользе его печетесь как помещик...»

Первыми строками этого письма канцлер нисколь-

ко не думал польстить вкусу владетеля Пануровки и

строителя его дома. Граф Н.П. Румянцев, строитель

многих первоклассных построек в своей усадьбе в

Гомеле, вовсе не мог впасть в пристрастие. Его соб-

ственный богатейший дворец по красоте, конечно,

во много раз превышал Пануровский дом.

«Пануровский дом,– говорит биограф М.П. Микла-

шевского Чижов, – точно не может не обратить на

себя внимание человека со вкусом. План его сделан

известным многочисленными зданиями Петербурга

архитектором Гваренги, а лицевая сторона дома,

равно как и зал, показывают, что все это 6ыло одним

из замечательнейших произведений венецианского

художества...»

Но даже если эта усадьба и не была «одним из заме-

чательнейших произведений», то действительно она

была таким «произведением», которое создалось под

влиянием лучших образцов именно этого «венециан-

ского» художества, отразившегося в формах построй-

ки. Быть может, и не сам Джакомо Гваренги составлял

проект; даже почти наверно можно сказать, что не

он сам строил этот дом; возможно авторство и дру-

гого, одновременно с Гваренги, приехавшего в Россию

зодчего Тромбаро, воздвигавшего в России усадьбы и

городские здания («ряды, присутственные места»). И

также сомнительно указание на авторство Гваренги

в соседних с Пануровкою постройках: в доме села Гри-

нева (князя Голицына).

Но если бы даже «Гринев» (дом этой усадьбы бо-

лее богатых, нежели Пануровский, форм) и другие

здания этого края («Ляличи» графа Завадовского)

строил сам Гваренги – это не исключало бы воз-

можности сооружения «Пануровки» другим зодчим;

вероятность же его авторства должна быть

История усадьбы связана с родом Миклашевских,

ими она обустроена.

А.В. Шпунтов

 

Понуровка. Церковь Святой Троицы. 1745 г.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Церковь Святой Троицы в «Историко-статисти-

ческом описании Черниговской епархии» (1873 г.)

датируется 1687 годом. В 1745 году была перестро-

ена. Видимо, позже приобрела тот облик, который

сохранился до настоящего времени. Ранее она нахо-

дилась в другом месте села, в 1852 году перенесена

на кладбище «к отчим могилам» Миклашевских. Здесь

и доживает свой век в полуразрушенном состоянии.

А жаль, эта небольшая церквушка интересна своей ар-

хитектурой, своей органической связью с элегическим

пейзажем сельского кладбища. План крещатый, тради-

ционный, вытянутый по продольной оси. В объемах

доминирует кубический четверик церкви, которому

явно подчинены и интимная колоколенка над папер-

тью, и пятистенный алтарь, и небольшая трапезная,

и совсем домашние крыльца – тамбуры боковых вы-

ходов. Внешняя отделка памятника – обшивка тесом.

Архитектурные формы имитируют каменные. Крупные

полукружные окна боковых фасадов, арочные верха