СтраницаМЕДВЁДОВО

МЕДВЁДОВО БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

МЕДВЁДОВО (Медвёдов), с, Клинц. р-на, в 26 км к Ю.-В. от Клинцов (52°34'45" с.ш., 32°29' в.д.). 0,88 т.ж.; макс. 1,35 т.ж. (1850). Ц. Медве­довского с.п. (2,41 т.ж.; включает дер. Кирковка, сёла Бутовск, Душкино, Кивай и Кневичи; по­сёлки Красный Пахарь, Оболёшево и Пчела). Впервые упом. как селище в 1620, как сельцо в 1625; бывш. владение рода Борозди (во 2 пол. XVIII в. - главная усадьба генер. бунчучного Ив. Бороздны); казачьего населения не имело. Храм Архангела Михаила упом. с 1715; в 1798 на средства П.И. Бороздны был построен камен­ный Успенский храм (разобран в 1959). В XIX в. в хуторе при селе действовал винокуренный з-д; в кон. XIX в. была открыта земская школа. В XVIII в. село входило в Новоместскую сотню Стародуб. полка; с 1782 по 1929 в Стародуб. уез­де (с 1861 - в составе Нижневской вол., с 1923 в Стародубской вол.); с 1929 в Клинц. р-не. В сер. XX в. - колхоз "Красный партизан". В 1954-1963 в Бутовском с/с; в 1970-1980-х гг. в Киваевском, Душкинском с/с. В 1976 присоединено соседнее село Горчаки. Медвёдовский с/с восстановлен в 1989. Отд. связи (инд. 243115), Дом культуры, библиотека, средняя школа. Колхоз "Прогресс". Близ села - др.-рус. селище и курганный могиль­ник XI в. Деревянная Троицкая церк. села Горча­ки (1847, перестроена в нач. XX в.).

Церковь «Успения Пресвятой Богородицы» (репродукция картины Сивограк А.Ф.). Село Медвёдово, Клинцовский район

Памятник погибшим воинам, с. Медвёдово.

На границе двух сел - Нижнее Стародубского района и Медведово Клинцовского района - есть три приметных кургана. Местные жители это ме­сто называют кадовбами, так как между курганами лежат впадины. Говорят, что курганы эти сущест­вуют со времени войны со шведами. А еще говорят, что в одном из них есть древнее захоронение. С той поры среди жителей бытует одно странное преда­ние об этих курганах. Вот послушайте.

В ночь на Ивана Купала, рассказывают, нужно пойти по дороге к курганам. А идти надо так, что­бы около курганов быть в полночь. Ровно в 12 часов ночи навстречу путнику выезжает всадник на бе­лом коне, и одет он в старинные рыцарские доспехи. Вид он имеет грозный, устрашающий.

Если при этом не испугаешься и не побежишь, а махнешь платком три раза, то всадник и его конь рассып(л)ются, а их останки превратятся в груду золота. Вот тебе и богатство! Ну, а если не успеешь этого сделать - взмахнуть, то непременно погиб­нешь.

Такое вот местное предание я слышал.

Петьхов Владимир Митрофанович - с. Азаровка Стародубского р-на; 46 л., высшее. Записали ГорденокА. и Кобызъ Н. в 1993 г.

Село Медвёдово находится в юго – восточной части Клинцовского района, расположено в 24 км. от районного центра города Клинцы.

Село Медведово возникло при речке Пенейка. Это одно из древних сел. Когда-то это место называлось Медвежье логово. Название села произошло из глубокой старины, когда свободолюбивые крестьяне Малороссии бежали сюда от царского гнева. Оседали они в непроходимых лесах – в медвежьих убежищах. Там водились всякие звери, даже медведи. Отсюда и пошло название Медвежье логово, а в дальнейшем Медвёдово.

Основателем и владельцем села являлся помещичий род Бороздна. Здесь, в свое время был обнаружен курганный могильник, относящийся к одиннадцатому столетию. О нем упоминает П. С. Уварова в 1906 году, а намного позднее распаханный могильник обследовала Г. Ф. Соловьева. Между сёлами Медведово и Нижнее на восточной оконечности мыса первой надпойменной террасы правого берега речушки Титва расположено селище, где была найдена древнерусская керамика.

В акте 1620 года Медведово показано «деревней». По описи 1638 года в нем значилось 13 домохозяйств. В 1767 году по переписи значится храм с 2 престолами. По ведомости при храме - школа, двор для пономаря. Другой двор для священника Марка Деша. В 1781 году, здесь уже - более ста дворов и хат. Имелся и дом «о 16-ти покоях», в котором жил генеральный бончуковый Иван Бороздна, которому принадлежало имение. В 1790 году числилось население- 470 мужчин и 467 женщин. В 1798 году - иждивением Петра Ивановича Бороздны храм «довольно великолепный» 11 саженей от горнего места до западных дверей, освещённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из древностей – образ Спасителя на холсте (по данным газеты «правило веры» Клинцовского храма Петра и Павла).

При разделе борозднинских имений между внуками Ивана Бороздна, Медведово досталось Ивану Петровичу Бороздна 1804 года рождения.

Много бед пришлось пережить селянам. В 1872 году в Медведово свирепствовала холера, в 1878 - косила людей оспа, в 1880-1881 ­тиф и скарлатина. В 1883 ­была бескормица и пало много скота .....

Село Медвёдово – одно из старейших поселений

Стародубья да и всей Брянской области. Имен-

но с Медвёдовом связана древнейшая, ещё

дохристианская легенда, слышанная профессором

Санкт-Петербургской консерватории А.И. Рубцом в

детстве (1840-е гг.) от своей крепостной няни родом

из Истровского хутора Рубцов, что неподалёку от

Медвёдова. Структура и содержание легенды позво-

ляют считать её подлинной.

Няня рассказывала, что в древности в лесах в

округе нынешнего Стародуба патриархально-родо-

выми посёлками проживали некие язычники лицви-

ны. Каждый посёлок управлялся дедом. Из числа

дедов территориальная группа посёлков избирала

старейшину, власть которого была равна власти кня-

зя. У «деда» Малвуза было трое сыновей, все женатые,

но младший Бутуз – бездетный. По совету старших он

с женою отправился на болото, что в истоке безымян-

ной речки, с дарами (мёд, мука и взвар) к обитавшим

там сёстрам-волшебницам просить о зачатии ребён-

ка. Старшие сёстры, болотные волшебницы Ватуя и

Тратуя, остались недовольны дарами, но просьбу не

отвергли и напророчили, что у пары родится огром-

ный и косматый, как медведь, сын огромной силы,

а младшая волшебница, грациозная и лучезарная

Гратуя, добавила, что ребенок будет очень добрым

и судьба осчастливит его хорошей женой.

Далее следует типичный миф о культурном герое.

Родившийся у Бутуза мальчик рос очень быстро, был

крепок и силён. В два года он уже освоил большин-

ство крестьянских занятий и начал помогать отцу. В

десятилетнем возрасте он перебил вырванным из

земли дубом напавшую стаю волков, в двенадцать лет

поборол и связал медведя, спас жизнь дикому козлу,

затем усмирил зубра и привёл его стадо в посёлок.

К двадцати годам молодой Бутуз переборол всех

медведей и зубров в округе, но был справедлив и

никого не обижал. Всё свободное время он проводил

в лесу. На одном из лесных ночлегов к нему подо-

шёл огромный бык-тур, которого молодой Бутуз, не

рассчитав силы, убил ударом кулака. За этот подвиг

его прозвали Туросень, т.е. «Победитель Тура» (ини-

циация героя со сменой имени), а речку, на которой

это случилос, – Туросной. (Это название до сих пор

носит левый приток Ипути, речка, вытекающая из

находящегося на водоразделе огромного торфяного

болота, получившего в XIX в. название «Оболёшево»).

Чуть позже в округе появилась огромная медве-

дица, которая разоряла медовые борти, пугала гриб-

ников и ягодниц. Туросень отправился на усмирение

зверя. Под дубом при речке Пинейке он встретил и

поборол медведицу, которая вдруг… обратилась

в красивую молодую женщину. Поражение в руко-

пашной борьбе сняло с неё, дочери умершего князя,

заклятие, наложенное трёхглавым змеем, выйти за-

муж за которого Тора (таково было её девичье имя)

отказалась.

Туросень взял Тору замуж. У дуба на месте схватки

со своей будущей женой он выстроил большой буды-

нок, вокруг которого возник новый посёлок. В память

встречи с Торой Туросень назвал его Медвёдово.

Тора родила ему тринадцать сыновей-богатырей.

Посёлок разросся, и Туросень был избран его дедом,

а впоследствии и князем всей округи. Очевидно, что

его нужно воспринимать как первопредка не только

Медвёдова, но и Стародубья в целом. В лицвинах

мифа угадываются балты (юхновская археологиче-

ская культура), населявшие Стародубье примерно

до VI–VII вв., а затем медленно и мирно ассимилиро-

ванные пришедшими сюда восточными славянами.

Тотемным животным балтов был медведь, славян

Стародубья – тур.

Брачная история Торы и Туросеня – это фольклор-

ное оформление процесса ассимиляции балтов сла-

вянами, возникшее в VIII–IX вв. Медвёдово предстаёт

в мифе как славянский посёлок на реке Пинейке с

усадьбой князя раннефеодальной эпохи, преемника

Туросеня. В ту пору воду из Пинейки можно было пить

без какого бы то ни было вреда здоровью, но была

вода, которую наши предки отличали от речной и

пили с пользой для здоровья – родниковая, кринич-

ная. Несомненно, что Туросень построил Медвёдов-

ский будынок неподалёку от обильного родника.

Медвёдовская усадьба издревле была богата.

В 1895 г. в с. Медвёдове был найден клад из 124

арабских серебряных монет – дирхемов чеканки

896–982 гг., т.е. зарытый в конце Х века. Для сравне-

ния: в очень богатом торговом центре на пути «из варяг

в греки» Старой Ладоге за все годы раскопок найдено

только 467 дирхемов. Можно предположительно

назвать событие, послужившее причиной припряты-

вания медвёдовского клада, – поход воеводы по про-

званию Волчий Хвост киевского князя Св. Владимира

на радимичей для подчинения их Киеву, состоявшийся

в 984 г. Поскольку клад не был извлечён, очевидно,

зарывший его владелец Медвёдовской усадьбы погиб.

Легенда села Медвёдова сохранилась в роду

Рубцов – одного из двух древнейших знатных родов

исторической провинции Стародубье. В Ру(о)б(п)цах

без труда угадываются владетели Ропска – религиоз-

ного (ропать – это языческое святилище) и админи-

стративного центра славян-радимичей на реке Ирпе

(Ропе). К этому роду, видимо, принадлежал «игумен

земли Русской» Даниил Паломник, совершивший в

1112–1113 гг. «хожение» в Святую землю и оставив-

ший об этом записки. Позже Ропск был разрушен,

но возродился как Новый Ропск и сохранял админи-

стративное значение до конца XVII в., а сами Рубцы,

хотя они сильно обеднели, упоминаются и в XVIII в.

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

В период московского управления Стародубьем

(1503–1618) Бороздны числились «детьми боярски-

ми». В период Смутного времени Медвёдово под-

верглось разорению и одно время упоминается как

селище, а потом как деревня, т.е. не имело церкви.

Церковь с. Медвёдова (1798). Фотография начала 1960-х гг.

Центр с. Медвёдова

Поклонный крест на месте алтаря медведовской церкви (2005 г.)

Бороздна Брянщина

Наибольшего расцвета Медвёдовская усадьба до-

стигла при внуке Ивана Ивановича Петре Ивановиче

Бороздне (1766–1820). С 1780 г. он служил в гвардии

– сержант Преображенского полка, затем переведён

ротмистром в Стародубский карабинерный полк.

В 1783 г. казацкая старшина была нобилитирована

(возведена в дворянское достоинство). Бороздны

были внесены в VI часть дворянской родословной

книги («древние роды, благородное течение кото-

рых покрыто неизвестностью») и получили герб,

внесённый в «Общий гербовник дворянских родов

Российской империи»: щит разделён на четыре части,

из коих в первой в серебряном поле изображено

сияющее солнце; во второй в голубом поле – золотой

полумесяц и серебряная звезда; в третьей в зелёном

поле – лук и стрела, обращённые полумесяц – рогами,

а стрела – остроконечием в правую сторону; в чет-

вёртой части в красном поле перпендикулярно озна-

чены две золотые звезды. Щит увенчан дворянским

шлемом и короною со страусовыми перьями. Намёт

на щите золотой и голубой, подложенный красным

и серебром. Ещё раньше дворянский герб получили

Бороздны городняцкой ветви, среди которых выдви-

нулся Максим Бороздна, гофкурьер супруги сына

Петра I Алексея Петровича. Их вариант герба прост,

но состоит из тех же геральдических предметов, что

лишний раз подчёркивает древность рода Бороздён.

Полихромная керамика с пожарища Медвёдовской усадьбы и замок от церкви

Легенда села Медвёдова сохранилась в роду

Рубцов – одного из двух древнейших знатных родов

исторической провинции Стародубье. В Ру(о)б(п)цах

без труда угадываются владетели Ропска – религиоз-

ного (ропать – это языческое святилище) и админи-

стративного центра славян-радимичей на реке Ирпе

(Ропе). К этому роду, видимо, принадлежал «игумен

земли Русской» Даниил Паломник, совершивший в

1112–1113 гг. «хожение» в Святую землю и оставив-

ший об этом записки. Позже Ропск был разрушен,

но возродился как Новый Ропск и сохранял админи-

стративное значение до конца XVII в., а сами Рубцы,

хотя они сильно обеднели, упоминаются и в XVIII в.

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

владевшие огромной, но лоскутной латифундией в

бассейне реки Снов, вперемежку с землями Рубцов.

 

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

владевшие огромной, но лоскутной латифундией в

бассейне реки Снов, вперемежку с землями Рубцов.

Такие землевладения создаются веками в результате

разнообразных брачных союзов. Во владениях Бороз-

дён было два хозяйственно-управленческих центра

– с. Горск на реке Снов (ныне в Украине) и с. Медвё-

дово на притоке Снова Титве (точнее, на небольшом

притоке Титвы Пинейке). Учитывая древность рода,

можно предположить, что родовое прозвище идёт

от борозды и отражает процесс перехода от подсеч-

но-огневого земледелия, основным инструментом

которого была борона, к более производительному

пашенному, основанному на сохе, оставляющей бо-

розду. Инициатором такого прогрессивного шага,

видимо, были предки Бороздён.

В документах прозвище Бороздён впервые встре-

чается (причём уже в патронимической форме) в

В 1620 г. комиссия Стравинского признала за

«синове боярские Яков, Дмытер, Иосиф и Володимер

Борозныны, поместе свое з продков своих, села

и городища названное местечко Горск над рекою

Сновою, селище Семашкыно над рекою Тетивою,

Скворцево над Жабинским болотом, д. Медвёдо-

во, селище Клещево, Иваничы над рекою Тытвою,

селище Бутовское, деревня Ярцево над речкою

Тытвою, пустошь Занычи, селище Гарцово с грунта-

ми пашенными» и прочими угодьями. Медвёдово,

селище Клещево и часть д. Куршановичи были пер-

сонально утверждены за Владимиром Ивановичем

Бороздною. Вероятно, он был нездоров или стар, т.к.

уже 12 апреля 1629 г. составил духовное завещание,

назначая Медвёдово брату Осипу, видимо, наибо-

лее влиятельному из всех братьев. Последующие

владельцы Медвёдова – прямые потомки Осипа

Ивановича Бороздны.

Утверждение актов комиссии Стравинского поль-

ским королём затянулось на пять лет. Владислав IV

подтвердил права Бороздён не на все земли из рее-

стра Ставинского. В 1635 г. Осип Иванович, к которому

перешли земли братьев, получил от короля Владис-

лава грамоту, подтверждающую его собственные и

его сыновей Лаврентия и Данилы права на Горск,

Клюсы, Куршановичи, Медвёдово, Ярцево, Заничи,

селища Бутовское, Клещево, Багаевское, Тростянское,

Рощинское, Роевское и двор в Стародубе. По описи

мечника Речицкого уезда Быховского от 1638 г. в

д. Медвёдово насчитывалось 13 дворов.

Старший сын Петра Ивановича Василий в числе

трёх лучших учеников окончил в Москве Виллерсов

институт (пансион), учился в Московском универси-

тете. В 1812 г. его наставник эльзасец Ф. Виллерс, при-

нявший от французских оккупантов должность на-

чальника полиции Москвы и усердствовавший в этой

должности, какое-то время скрывался в Медвёдове,

где и был арестован и доставлен в столицу на суд. В

качестве чиновника посольской канцелярии Василий

участвовал в Посольстве генерала А.П. Ермолова в

Персию в 1817 г., издал об этом интересные записки.

По разделу с братьями Василий получил с. Туросна, но

вторую половину жизни он провёл в Петербурге, где

служил директором бумагоделательного отделения

Экспедиции заготовления государственных бумаг

(весьма крупное и сложное предприятие). Служба

шла успешно, и Василий Петрович дослужился до

чина действительного статского советника и был на-

граждён многими орденами. Увлечение литературой

(он писал также любительские стихи) привело его в

известный литературный кружок Майковых. Другой

член этого кружка – И.А. Гончаров использовал свои

впечатления от медлительного характера Василия

Петровича для создания собирательного образа

Ильи Ильича Обломова. В.П. Бороздна и его супруга

были похоронены около церкви с. Туросна. Могилы

вскрыты, беломраморные надгробия уничтожены

в 1930-е гг.

Средний из братьев Бороздён Иван Петрович

(1804–1858) окончил в Москве Университетский бла-

городный пансион, где в кружке поэта А.Ф. Мерзля-

кова приобщился к поэзии. По разделу получил

с. Медвёдово, где и жил, временами наезжая в Москву

и однажды – в Петербург. Женился дважды, оба раза

бездетно. Первая жена, тверская бесприданница

Н.Л. Никифорова, умерла в 1830 г. в стадольском доме

Бороздён. Её памяти посвящена поэма «Наденька»

современного клинцовского поэта В.И. Селезнёва.

Вторая жена, состоятельная Л.С. Стромилова – живо-

писец, ученица В. Тропинина и К. Брюллова – ехать

в Медвёдово не захотела; супруги разъехались, не

разводясь. Многие произведения Бороздны носят

помету: «Писано в селе Медвёдово». В доме стано-

вого пристава посада Клинцы он создал живопис-

но-литературный салон, на собраниях которого

присутствовал и юный Иероним Ясинский, будущий

беллетрист. Бороздна был достаточно известен в

России как поэт, писавший в основном на духовные

темы, и переводчик, действительный член Общества

любителей российской словесности. Иван Петрович

опубликовал четыре поэтические книги и много-

численные стихотворения в журналах и альманахах,

тяготеющие к одическому стилю и элегиям. О его

кончине в Медвёдове сообщили газета «Северная

пчела» и столичный «Месяцеслов на 1860 год».

Младший из братьев Бороздён Николай Петро-

вич (1808–1878?) также окончил Университетский

пансион и пошёл по административной части, сна-

чала в хозяйственном департаменте МВД, затем по

дворянским выборам: новозыбковским уездным

(1838–1848) и черниговским губернским предводи-

телем (1848–1862). По разделу с братьями получил

с. Киваи. Был женат на дочери стародубского сена-

тора М. Миклашевского (отца и тестя декабристов

А.М. Миклашевского и А.Ф. Бригена). В 1862–1871 гг.

служил смоленским губернатором. Принимал актив-

ное участие в подготовке и проведении крестьянской

реформы. Награждён многими российскими ордена-

ми. Получил замечание от Александра II за небрежение

сохранностью памятника русской старины – крепост-

ной стены Смоленска. Будучи бездетным, самозаб-

венно занимался благотворительностью, за что был

избран почётным гражданином Гжатска, Добруша,

Красного, Юхнова и Смоленска. Выстроил в Киваях

каменную церковь, в подцерковье которой и был

похоронен с супругой. Захоронения вскрыты, а цер-

ковь разобрана в 1930-е гг. Могильная плита Николая

Петровича зацементирована в пол межшкольного УПК.

Описание медвёдовского культурного гнезда__

Памятник Ивану Петровичу Бороздне в виде че-

тырёхгранного обелиска из красного гранита с над-

писью «Брату и другу» поставил Николай Петрович.

(Василий Петрович умер почти в то же время, что и

Иван Петрович). Иван завещал Медвёдово племян-

нику мичману Алексею Васильевичу