СтраницаМЕДВЁДОВО

МЕДВЁДОВО 

Медведово

4 августа 2023 года в селе Медведово состоялось открытие нового хоккейного корта, построенного в рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Общая стоимость спортивно-игровой зоны 3 млн. 483 тыс. 459 рублей. Из федерального и регионального бюджетов выделен 1 млн. 290 тысяч рублей, из местного – более 730 тысяч 400 рублей. Вклад колхоза «Прогресс» – более 1 млн. 463 тысяч рублей (оплата работ по асфальтированию территории корта). Площадка корта многофункциональная. Здесь можно заниматься летними и зимними видами спорта. В церемонии открытия приняли участие глава Клинцовского района Владимир Холуев, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области» Наталья Пригаро, заместитель главы администрации Клинцовского района Людмила Максименко, глава Медведовского поселения Марина Кужелева, председатель колхоза «Прогресс» Александр Щербинин, председатель местного отделения Клинцовского муниципального района общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Брянской области Елена Можаева, учащиеся школы, жители села. Приоритетными направлениями работы Медведовской сельской администрации с 2014 года являются благоустройство населенных пунктов поселения, создание комфортных и безопасных условий для роста, развития и отдыха сельских жителей. Благодаря руководителю колхоза «Прогресс» Александру Щербинину, главе Медведовского сельского поселения Марине Кужелевой в Медведово ранее был сооружен спортивный комплекс – спортивная площадка, зона спортивного отдыха; установлено спортивное оборудование – воркаут и спортивный гимнастический комплекс, а также беговая дорожка. Открытие хоккейного корта – знаковое событие в жизни Клинцовского района. Это старт к новым спортивным успехам и рождению новых спортивных имен. Право открыть корт, разрезав символическую красную ленточку, было предоставлено Владимиру Холуеву, Людмиле Максименко, Марине Кужелевой, Наталье Пригаро и юному жителю Медведово Владиславу Цыганку.

Медведовскому поселению Клинцовского района Брянской области

Подведены итоги конкурса лучших проектов по благоустройству сельских территорий Российской Федерации. Золотая медаль присуждена Медведовскому поселению Клинцовского района Брянской области за создание и обустройство спортивной площадки. Глава Медведовского поселения Марина Кужелева на протяжении ряда лет принимает активное участие во многих всероссийских и областных конкурсах.

МЕДВЁДОВО (Медвёдов), с, Клинц. р-на, в 26 км к Ю.-В. от Клинцов (52°34'45" с.ш., 32°29' в.д.). 0,88 т.ж.; макс. 1,35 т.ж. (1850). Ц. Медве­довского с.п. (2,41 т.ж.; включает дер. Кирковка, сёла Бутовск, Душкино, Кивай и Кневичи; по­сёлки Красный Пахарь, Оболёшево и Пчела). Впервые упом. как селище в 1620, как сельцо в 1625; бывш. владение рода Борозди (во 2 пол. XVIII в. - главная усадьба генер. бунчучного Ив. Бороздны); казачьего населения не имело. Храм Архангела Михаила упом. с 1715; в 1798 на средства П.И. Бороздны был построен камен­ный Успенский храм (разобран в 1959). В XIX в. в хуторе при селе действовал винокуренный з-д; в кон. XIX в. была открыта земская школа. В XVIII в. село входило в Новоместскую сотню Стародуб. полка; с 1782 по 1929 в Стародуб. уез­де (с 1861 - в составе Нижневской вол., с 1923 в Стародубской вол.); с 1929 в Клинц. р-не. В сер. XX в. - колхоз "Красный партизан". В 1954-1963 в Бутовском с/с; в 1970-1980-х гг. в Киваевском, Душкинском с/с. В 1976 присоединено соседнее село Горчаки. Медвёдовский с/с восстановлен в 1989. Отд. связи (инд. 243115), Дом культуры, библиотека, средняя школа. Колхоз "Прогресс". Близ села - др.-рус. селище и курганный могиль­ник XI в. Деревянная Троицкая церк. села Горча­ки (1847, перестроена в нач. XX в.).

Церковь «Успения Пресвятой Богородицы» (репродукция картины Сивограк А.Ф.). Село Медвёдово, Клинцовский район

Памятник погибшим воинам, с. Медвёдово.

На границе двух сел - Нижнее Стародубского района и Медведово Клинцовского района - есть три приметных кургана. Местные жители это ме­сто называют кадовбами, так как между курганами лежат впадины. Говорят, что курганы эти сущест­вуют со времени войны со шведами. А еще говорят, что в одном из них есть древнее захоронение. С той поры среди жителей бытует одно странное преда­ние об этих курганах. Вот послушайте.

В ночь на Ивана Купала, рассказывают, нужно пойти по дороге к курганам. А идти надо так, что­бы около курганов быть в полночь. Ровно в 12 часов ночи навстречу путнику выезжает всадник на бе­лом коне, и одет он в старинные рыцарские доспехи. Вид он имеет грозный, устрашающий.

Если при этом не испугаешься и не побежишь, а махнешь платком три раза, то всадник и его конь рассып(л)ются, а их останки превратятся в груду золота. Вот тебе и богатство! Ну, а если не успеешь этого сделать - взмахнуть, то непременно погиб­нешь.

Такое вот местное предание я слышал.

Петьхов Владимир Митрофанович - с. Азаровка Стародубского р-на; 46 л., высшее. Записали ГорденокА. и Кобызъ Н. в 1993 г.

Село Медвёдово находится в юго – восточной части Клинцовского района, расположено в 24 км. от районного центра города Клинцы.

Село Медведово возникло при речке Пенейка. Это одно из древних сел. Когда-то это место называлось Медвежье логово. Название села произошло из глубокой старины, когда свободолюбивые крестьяне Малороссии бежали сюда от царского гнева. Оседали они в непроходимых лесах – в медвежьих убежищах. Там водились всякие звери, даже медведи. Отсюда и пошло название Медвежье логово, а в дальнейшем Медвёдово.

Основателем и владельцем села являлся помещичий род Бороздна. Здесь, в свое время был обнаружен курганный могильник, относящийся к одиннадцатому столетию. О нем упоминает П. С. Уварова в 1906 году, а намного позднее распаханный могильник обследовала Г. Ф. Соловьева. Между сёлами Медведово и Нижнее на восточной оконечности мыса первой надпойменной террасы правого берега речушки Титва расположено селище, где была найдена древнерусская керамика.

В акте 1620 года Медведово показано «деревней». По описи 1638 года в нем значилось 13 домохозяйств. В 1767 году по переписи значится храм с 2 престолами. По ведомости при храме - школа, двор для пономаря. Другой двор для священника Марка Деша. В 1781 году, здесь уже - более ста дворов и хат. Имелся и дом «о 16-ти покоях», в котором жил генеральный бончуковый Иван Бороздна, которому принадлежало имение. В 1790 году числилось население- 470 мужчин и 467 женщин. В 1798 году - иждивением Петра Ивановича Бороздны храм «довольно великолепный» 11 саженей от горнего места до западных дверей, освещённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из древностей – образ Спасителя на холсте (по данным газеты «правило веры» Клинцовского храма Петра и Павла).

При разделе борозднинских имений между внуками Ивана Бороздна, Медведово досталось Ивану Петровичу Бороздна 1804 года рождения.

Много бед пришлось пережить селянам. В 1872 году в Медведово свирепствовала холера, в 1878 - косила людей оспа, в 1880-1881 ­тиф и скарлатина. В 1883 ­была бескормица и пало много скота .....

Село Медвёдово – одно из старейших поселений

Стародубья да и всей Брянской области. Имен-

но с Медвёдовом связана древнейшая, ещё

дохристианская легенда, слышанная профессором

Санкт-Петербургской консерватории А.И. Рубцом в

детстве (1840-е гг.) от своей крепостной няни родом

из Истровского хутора Рубцов, что неподалёку от

Медвёдова. Структура и содержание легенды позво-

ляют считать её подлинной.

Няня рассказывала, что в древности в лесах в

округе нынешнего Стародуба патриархально-родо-

выми посёлками проживали некие язычники лицви-

ны. Каждый посёлок управлялся дедом. Из числа

дедов территориальная группа посёлков избирала

старейшину, власть которого была равна власти кня-

зя. У «деда» Малвуза было трое сыновей, все женатые,

но младший Бутуз – бездетный. По совету старших он

с женою отправился на болото, что в истоке безымян-

ной речки, с дарами (мёд, мука и взвар) к обитавшим

там сёстрам-волшебницам просить о зачатии ребён-

ка. Старшие сёстры, болотные волшебницы Ватуя и

Тратуя, остались недовольны дарами, но просьбу не

отвергли и напророчили, что у пары родится огром-

ный и косматый, как медведь, сын огромной силы,

а младшая волшебница, грациозная и лучезарная

Гратуя, добавила, что ребенок будет очень добрым

и судьба осчастливит его хорошей женой.

Далее следует типичный миф о культурном герое.

Родившийся у Бутуза мальчик рос очень быстро, был

крепок и силён. В два года он уже освоил большин-

ство крестьянских занятий и начал помогать отцу. В

десятилетнем возрасте он перебил вырванным из

земли дубом напавшую стаю волков, в двенадцать лет

поборол и связал медведя, спас жизнь дикому козлу,

затем усмирил зубра и привёл его стадо в посёлок.

К двадцати годам молодой Бутуз переборол всех

медведей и зубров в округе, но был справедлив и

никого не обижал. Всё свободное время он проводил

в лесу. На одном из лесных ночлегов к нему подо-

шёл огромный бык-тур, которого молодой Бутуз, не

рассчитав силы, убил ударом кулака. За этот подвиг

его прозвали Туросень, т.е. «Победитель Тура» (ини-

циация героя со сменой имени), а речку, на которой

это случилос, – Туросной. (Это название до сих пор

носит левый приток Ипути, речка, вытекающая из

находящегося на водоразделе огромного торфяного

болота, получившего в XIX в. название «Оболёшево»).

Чуть позже в округе появилась огромная медве-

дица, которая разоряла медовые борти, пугала гриб-

ников и ягодниц. Туросень отправился на усмирение

зверя. Под дубом при речке Пинейке он встретил и

поборол медведицу, которая вдруг… обратилась

в красивую молодую женщину. Поражение в руко-

пашной борьбе сняло с неё, дочери умершего князя,

заклятие, наложенное трёхглавым змеем, выйти за-

муж за которого Тора (таково было её девичье имя)

отказалась.

Туросень взял Тору замуж. У дуба на месте схватки

со своей будущей женой он выстроил большой буды-

нок, вокруг которого возник новый посёлок. В память

встречи с Торой Туросень назвал его Медвёдово.

Тора родила ему тринадцать сыновей-богатырей.

Посёлок разросся, и Туросень был избран его дедом,

а впоследствии и князем всей округи. Очевидно, что

его нужно воспринимать как первопредка не только

Медвёдова, но и Стародубья в целом. В лицвинах

мифа угадываются балты (юхновская археологиче-

ская культура), населявшие Стародубье примерно

до VI–VII вв., а затем медленно и мирно ассимилиро-

ванные пришедшими сюда восточными славянами.

Тотемным животным балтов был медведь, славян

Стародубья – тур.

Брачная история Торы и Туросеня – это фольклор-

ное оформление процесса ассимиляции балтов сла-

вянами, возникшее в VIII–IX вв. Медвёдово предстаёт

в мифе как славянский посёлок на реке Пинейке с

усадьбой князя раннефеодальной эпохи, преемника

Туросеня. В ту пору воду из Пинейки можно было пить

без какого бы то ни было вреда здоровью, но была

вода, которую наши предки отличали от речной и

пили с пользой для здоровья – родниковая, кринич-

ная. Несомненно, что Туросень построил Медвёдов-

ский будынок неподалёку от обильного родника.

Медвёдовская усадьба издревле была богата.

В 1895 г. в с. Медвёдове был найден клад из 124

арабских серебряных монет – дирхемов чеканки

896–982 гг., т.е. зарытый в конце Х века. Для сравне-

ния: в очень богатом торговом центре на пути «из варяг

в греки» Старой Ладоге за все годы раскопок найдено

только 467 дирхемов. Можно предположительно

назвать событие, послужившее причиной припряты-

вания медвёдовского клада, – поход воеводы по про-

званию Волчий Хвост киевского князя Св. Владимира

на радимичей для подчинения их Киеву, состоявшийся

в 984 г. Поскольку клад не был извлечён, очевидно,

зарывший его владелец Медвёдовской усадьбы погиб.

Легенда села Медвёдова сохранилась в роду

Рубцов – одного из двух древнейших знатных родов

исторической провинции Стародубье. В Ру(о)б(п)цах

без труда угадываются владетели Ропска – религиоз-

ного (ропать – это языческое святилище) и админи-

стративного центра славян-радимичей на реке Ирпе

(Ропе). К этому роду, видимо, принадлежал «игумен

земли Русской» Даниил Паломник, совершивший в

1112–1113 гг. «хожение» в Святую землю и оставив-

ший об этом записки. Позже Ропск был разрушен,

но возродился как Новый Ропск и сохранял админи-

стративное значение до конца XVII в., а сами Рубцы,

хотя они сильно обеднели, упоминаются и в XVIII в.

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

В период московского управления Стародубьем

(1503–1618) Бороздны числились «детьми боярски-

ми». В период Смутного времени Медвёдово под-

верглось разорению и одно время упоминается как

селище, а потом как деревня, т.е. не имело церкви.

Церковь с. Медвёдова (1798). Фотография начала 1960-х гг.

Центр с. Медвёдова

Поклонный крест на месте алтаря медведовской церкви (2005 г.)

Бороздна Брянщина

Наибольшего расцвета Медвёдовская усадьба до-

стигла при внуке Ивана Ивановича Петре Ивановиче

Бороздне (1766–1820). С 1780 г. он служил в гвардии

– сержант Преображенского полка, затем переведён

ротмистром в Стародубский карабинерный полк.

В 1783 г. казацкая старшина была нобилитирована

(возведена в дворянское достоинство). Бороздны

были внесены в VI часть дворянской родословной

книги («древние роды, благородное течение кото-

рых покрыто неизвестностью») и получили герб,

внесённый в «Общий гербовник дворянских родов

Российской империи»: щит разделён на четыре части,

из коих в первой в серебряном поле изображено

сияющее солнце; во второй в голубом поле – золотой

полумесяц и серебряная звезда; в третьей в зелёном

поле – лук и стрела, обращённые полумесяц – рогами,

а стрела – остроконечием в правую сторону; в чет-

вёртой части в красном поле перпендикулярно озна-

чены две золотые звезды. Щит увенчан дворянским

шлемом и короною со страусовыми перьями. Намёт

на щите золотой и голубой, подложенный красным

и серебром. Ещё раньше дворянский герб получили

Бороздны городняцкой ветви, среди которых выдви-

нулся Максим Бороздна, гофкурьер супруги сына

Петра I Алексея Петровича. Их вариант герба прост,

но состоит из тех же геральдических предметов, что

лишний раз подчёркивает древность рода Бороздён.

Полихромная керамика с пожарища Медвёдовской усадьбы и замок от церкви

Легенда села Медвёдова сохранилась в роду

Рубцов – одного из двух древнейших знатных родов

исторической провинции Стародубье. В Ру(о)б(п)цах

без труда угадываются владетели Ропска – религиоз-

ного (ропать – это языческое святилище) и админи-

стративного центра славян-радимичей на реке Ирпе

(Ропе). К этому роду, видимо, принадлежал «игумен

земли Русской» Даниил Паломник, совершивший в

1112–1113 гг. «хожение» в Святую землю и оставив-

ший об этом записки. Позже Ропск был разрушен,

но возродился как Новый Ропск и сохранял админи-

стративное значение до конца XVII в., а сами Рубцы,

хотя они сильно обеднели, упоминаются и в XVIII в.

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

владевшие огромной, но лоскутной латифундией в

бассейне реки Снов, вперемежку с землями Рубцов.

 

Второй древний род Стародубья – Бороздны,

владевшие огромной, но лоскутной латифундией в

бассейне реки Снов, вперемежку с землями Рубцов.

Такие землевладения создаются веками в результате

разнообразных брачных союзов. Во владениях Бороз-

дён было два хозяйственно-управленческих центра

– с. Горск на реке Снов (ныне в Украине) и с. Медвё-

дово на притоке Снова Титве (точнее, на небольшом

притоке Титвы Пинейке). Учитывая древность рода,

можно предположить, что родовое прозвище идёт

от борозды и отражает процесс перехода от подсеч-

но-огневого земледелия, основным инструментом

которого была борона, к более производительному

пашенному, основанному на сохе, оставляющей бо-

розду. Инициатором такого прогрессивного шага,

видимо, были предки Бороздён.

В документах прозвище Бороздён впервые встре-

чается (причём уже в патронимической форме) в

В 1620 г. комиссия Стравинского признала за

«синове боярские Яков, Дмытер, Иосиф и Володимер

Борозныны, поместе свое з продков своих, села

и городища названное местечко Горск над рекою

Сновою, селище Семашкыно над рекою Тетивою,

Скворцево над Жабинским болотом, д. Медвёдо-

во, селище Клещево, Иваничы над рекою Тытвою,

селище Бутовское, деревня Ярцево над речкою

Тытвою, пустошь Занычи, селище Гарцово с грунта-

ми пашенными» и прочими угодьями. Медвёдово,

селище Клещево и часть д. Куршановичи были пер-

сонально утверждены за Владимиром Ивановичем

Бороздною. Вероятно, он был нездоров или стар, т.к.

уже 12 апреля 1629 г. составил духовное завещание,

назначая Медвёдово брату Осипу, видимо, наибо-

лее влиятельному из всех братьев. Последующие

владельцы Медвёдова – прямые потомки Осипа

Ивановича Бороздны.

Утверждение актов комиссии Стравинского поль-

ским королём затянулось на пять лет. Владислав IV

подтвердил права Бороздён не на все земли из рее-

стра Ставинского. В 1635 г. Осип Иванович, к которому

перешли земли братьев, получил от короля Владис-

лава грамоту, подтверждающую его собственные и

его сыновей Лаврентия и Данилы права на Горск,

Клюсы, Куршановичи, Медвёдово, Ярцево, Заничи,

селища Бутовское, Клещево, Багаевское, Тростянское,

Рощинское, Роевское и двор в Стародубе. По описи

мечника Речицкого уезда Быховского от 1638 г. в

д. Медвёдово насчитывалось 13 дворов.

Старший сын Петра Ивановича Василий в числе

трёх лучших учеников окончил в Москве Виллерсов

институт (пансион), учился в Московском универси-

тете. В 1812 г. его наставник эльзасец Ф. Виллерс, при-

нявший от французских оккупантов должность на-

чальника полиции Москвы и усердствовавший в этой

должности, какое-то время скрывался в Медвёдове,

где и был арестован и доставлен в столицу на суд. В

качестве чиновника посольской канцелярии Василий

участвовал в Посольстве генерала А.П. Ермолова в

Персию в 1817 г., издал об этом интересные записки.

По разделу с братьями Василий получил с. Туросна, но

вторую половину жизни он провёл в Петербурге, где

служил директором бумагоделательного отделения

Экспедиции заготовления государственных бумаг

(весьма крупное и сложное предприятие). Служба

шла успешно, и Василий Петрович дослужился до

чина действительного статского советника и был на-

граждён многими орденами. Увлечение литературой

(он писал также любительские стихи) привело его в

известный литературный кружок Майковых. Другой

член этого кружка – И.А. Гончаров использовал свои

впечатления от медлительного характера Василия

Петровича для создания собирательного образа

Ильи Ильича Обломова. В.П. Бороздна и его супруга

были похоронены около церкви с. Туросна. Могилы

вскрыты, беломраморные надгробия уничтожены

в 1930-е гг.

Средний из братьев Бороздён Иван Петрович

(1804–1858) окончил в Москве Университетский бла-

городный пансион, где в кружке поэта А.Ф. Мерзля-

кова приобщился к поэзии. По разделу получил

с. Медвёдово, где и жил, временами наезжая в Москву

и однажды – в Петербург. Женился дважды, оба раза

бездетно. Первая жена, тверская бесприданница

Н.Л. Никифорова, умерла в 1830 г. в стадольском доме

Бороздён. Её памяти посвящена поэма «Наденька»

современного клинцовского поэта В.И. Селезнёва.

Вторая жена, состоятельная Л.С. Стромилова – живо-

писец, ученица В. Тропинина и К. Брюллова – ехать

в Медвёдово не захотела; супруги разъехались, не

разводясь. Многие произведения Бороздны носят

помету: «Писано в селе Медвёдово». В доме стано-

вого пристава посада Клинцы он создал живопис-

но-литературный салон, на собраниях которого

присутствовал и юный Иероним Ясинский, будущий

беллетрист. Бороздна был достаточно известен в

России как поэт, писавший в основном на духовные

темы, и переводчик, действительный член Общества

любителей российской словесности. Иван Петрович

опубликовал четыре поэтические книги и много-

численные стихотворения в журналах и альманахах,

тяготеющие к одическому стилю и элегиям. О его

кончине в Медвёдове сообщили газета «Северная

пчела» и столичный «Месяцеслов на 1860 год».

Младший из братьев Бороздён Николай Петро-

вич (1808–1878?) также окончил Университетский

пансион и пошёл по административной части, сна-

чала в хозяйственном департаменте МВД, затем по

дворянским выборам: новозыбковским уездным

(1838–1848) и черниговским губернским предводи-

телем (1848–1862). По разделу с братьями получил

с. Киваи. Был женат на дочери стародубского сена-

тора М. Миклашевского (отца и тестя декабристов

А.М. Миклашевского и А.Ф. Бригена). В 1862–1871 гг.

служил смоленским губернатором. Принимал актив-

ное участие в подготовке и проведении крестьянской

реформы. Награждён многими российскими ордена-

ми. Получил замечание от Александра II за небрежение

сохранностью памятника русской старины – крепост-

ной стены Смоленска. Будучи бездетным, самозаб-

венно занимался благотворительностью, за что был

избран почётным гражданином Гжатска, Добруша,

Красного, Юхнова и Смоленска. Выстроил в Киваях

каменную церковь, в подцерковье которой и был

похоронен с супругой. Захоронения вскрыты, а цер-

ковь разобрана в 1930-е гг. Могильная плита Николая

Петровича зацементирована в пол межшкольного УПК.

Описание медвёдовского культурного гнезда__

Памятник Ивану Петровичу Бороздне в виде че-

тырёхгранного обелиска из красного гранита с над-

писью «Брату и другу» поставил Николай Петрович.

(Василий Петрович умер почти в то же время, что и

Иван Петрович). Иван завещал Медвёдово племян-

нику мичману Алексею Васильевичу