Страница Лыщичи.

Село Лыщичи Унечский район Брянская область

Братская могила советских воинов с. Лыщичи

Лыщичи церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Лыщичи церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Лыщичах была возведена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, или по-народному – Второй Пречистой. Пречистенская церковь была оригинальным храмом в стиле позднего классицизма. В начале XX в. его архитектуру дополнили пристройки в виде пятиярусной колокольни, увенчанной большой главой. Иконостасы храма были выполнены в стиле украинского барокко, а царские врата, увенчанные короной, украшены ажурной резьбой растительного характера. В 30 – 40-е гг. прошлого века храм был закрыт. Решением Брянского облисполкома от 1979 года Пречистенская церковь в с. Лыщичи взята под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

Лыщичи - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Лыщичи. Городище, ранний железный век. Расположен в центральной части села, в 0, 3 км к Северу от школы. Обследовал Е.А. Шинаков в 1991 году. Расположено на мысу правобережной террасы безымянного ручья (левый приток реки Днепровка). Площадка округлая (35х32). Высота над поймой 6м. С напольной, северной стороны укреплено валом высотой около 1м. Поверхность распахивается. Найдена лепная керамика юхновской культуры.

Лыщичи. Курганный могильник Рамона, эпоха бронзы. Расположен в 3 км к Северо – Западу от села, уроч. Рамона. Известен с конца 19 в., обследовал Е.А. Шинаков в 1991 г. Расположен на водораздельной возвышенности. Семь курганов диаметром от 11 до 18 м и высотой от 0,5 до 2 м. По внешним признакам отнесен к эпохе бронзы.

Богатую историю имеет село Лыщичи. Первоначально село относилось к Новоместской сотне, расположенной в бассейне Ипути, Беседи и их притоков Унечи, Туросны, Выхолки и Палужья.

Центр сотни находился в Стародубе. Около половины территории сотни занимали владения Киево-Печерской лавры, в состав которой входили три волости — Лыщичская, Попогорская, Бобовицкая. По ревизии 1721 года, в них числилось бывших монастырских крестьян 19947 человек. Точно неизвестно, когда и кем даны были лавре эти волости. Известно лишь то, что в конце XVI века лавра не владела ими. Волости упомянуты впервые в грамоте 1720 года. Ими управляли отдельные «городничие» из монахов, которые пользовались огромной властью. Они не только почти бесконтрольно судили и миловали лаврских подданных, но нередко самовластно распоряжались и посторонними людьми, если те, по их мнению, нарушали в чем-либо лаврские интересы.

Обиженные «городничими» люди с трудом находили защиту у самого гетмана, который хорошо знал, что у «городничих» отсутствует подобающая чину их кротость и был бессилен перед ними. Но зато ревностное служение «городничих» помогало добиваться блестящих результатов в улучшении экономического положения лавры, которая быстро обогащалась. На землях лавры люди селились охотно, зная, что «городничие» всегда сумеют защитить их от общенародных повинностей. Кроме того, эти места привлекали своими просторами. Те времена остались в народе доброй памятью: «В старые года, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина: тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно. Расчисти — и твое». Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде.

С 1720 по 1724 годы Лыщичской волостью управлял городничий Моисей Якубович, отличавшийся жестоким нравом. Само же село Лыщичи при реке Вепринке известно с первой половины XVII века. Оно располагалось в 22 верстах от Стародуба. Сохранился акт, в котором упоминается о Лыщичах. «Се аз Афанасий Васильев, сын Кутков, дал надел свой отцовский Уваровщину, Микито Жадуну, сыну Зубову... А запись писал отец наш духовный лыщичский поп Афанасий Иванов сын, лета 7136 году, месяца марта 14 числа» (дата соответствует 1628 году нового летоисчисления).

Этот «старожитный купчий московский лист» на вотчину, называемую Уваровщиной, подтвержден был полковником Стародубского полка Коровко в 1680 году. По актам Киево-Печерской лавры границы Уваровщины в 1750 году описаны так: «Уваровщина грунт сумежный Лыщичскому грунту, имеет ограничения з речки Унечи в речку Елню...»

В 1723 году в Лыщичах было 19 дворов казаков, грунтовых монастырских крестьян 103 двора и 33 хаты бобылей. При второй ревизии в 1781 году было казаков 34 двора, при них 39 хат и бездворных 9 казачьих хат; лаврских крестьян уже без грунтов — 114 дворов; бездворных 12 хат и подсоседков; Павла Скорупы два двора, две хаты.

В 1812 году в селе Лыщичи была построена каменная церковь Рождества Богородицы предположительно взамен сгоревшей деревянной. Это был оригинальный крестообразный храм в стиле позднего классицизма, который в начале XX века дополнили пристройки в виде великолепной, тяжеловесной пятиярусной колокольни с двумя нижними четвериками, объединенными трапезной с массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой. Иконостасы были выполнены в стиле украинского барокко. Царские врата с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами увенчивались короной, характерным элементом декора украинского барокко. Предполагалось, что они были привезены из другого храма. К сожалению, от этой уникальной постройки остались лишь колокольня и полуразрушенные стены храма.

В Черниговском архиве хранятся чертежи проекта церкви. Как свидетельствует документ, в церкви было два престола: во имя Рождества пресвятой Богородицы и святой Великомученицы Параскевы. Церкви принадлежало 63 десятины земли. В 1807 году по просьбе местных жителей был построен деревянный дом священника, который тоже не сохранился.

Село Лыщичи известно тем, что в 1918 году здесь произошло братание бойцов Богунского полка с немецкими солдатами.

Сохранился исторический акт первой половины 17 века, в котором впервые упоминается о Лыщичах:

«…Се аз Афанасий Васильев, сын Кутков, дал надел свой отцовский Уваровщину, Микито Жадуну, сыну Зубову... А запись писал отец наш духовный лыщичский поп Афанасий Иванов сын, лета 7136 году, месяца марта 14 числа…». Указанная в тексте дата соответствует 1628 году по новому летоисчислению. Упомянутый акт на вотчину, называвшуюся Уваровщиной, был подтвержден в 1680 году Стародубским полковником Коровкой-Вольским. Впоследствии, по актам Киево-Печерской лавры границы Уваровщины в 1750 году определялись следующим образом: «Уваровщина грунт сумежный Лыщичскому грунту, имеет ограничения з речки Унечи в речку Елню...».

Исходя из этого документа мы видим, что в 1628 году Лыщичи уже существовали и представляли собой достаточно обжитое поселение, в котором имелся даже храм. Впрочем, точная дата основания Лыщич нам неизвестна. Из более давней истории мы знаем, что на месте села было древнее дотатарское поселение. В период Гетманщины Лыщичи некоторое время относились к Новоместской сотне, при этом, до 1764 года входили во владения Киево-Печерской лавры.

Лыщичи

В 22 вер. от Стародуба, в соседстве с Павличами, с храмом рождества Богородицы.

Поселение дотатарское: «село Лыщичи» в одной грамоте 1648 г. выставляется также древним, как Ропск и Попова гора. Грамотою 1630 г. «село Лыщичи и деревня Павличи» утверждены были за киевскою лаврою, и в Лыщичах было волостное правление под ведением иногда местного священника, а иногда особого иеромонаха.

По переписи 767 г. киевскою лаврою отведено в пользу причта усадебное место, сенокос на 105 возов, пахать засеваемая 13 четвертями зерна.

Ныне прихожан 985 м. 1103 ж. в том числе козаков 240 м. прочие – казенные крестьяне, бывшие монастырские.