Страницарождества

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Унечский район Брянской области

Село Гудово Унечского района Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В удивительном умении старых мастеров располагать в сельском ландшафте важнейшие по тем временам общественные здания - церкви - ещё раз можно убедиться на примере села Гудова.

Церковь Рождества Богородицы находится на холме между двух оврагов с ручьём в одном и речкой в другом. Обильное озеленение, живописно раскинутое по склонам и на вершине холма, выделяет его среди других холмов, занятых застройкой. А там внутри зелёного оклада поставлена небольшая церковь. Она является композиционным центром старинного села.

В седьмой книге «Историко-статистического описания Черниговской епархии» (1873 г.) датой постройки церкви указан 1778 год. Там же ска­зано, что она построена «иждивением бунчукового товарища Антона Тимофеевича Жоравки».

Архитектура памятника покоряет стилистическим единством, чётко­стью композиционного построения, замечательной пропорциональной слаженной всех частей и целого, какой-то необыкновенной теплотой и интимностью своего облика, как снаружи, так и внутри.

Её план не отличается оригинальностью. В пределах традиционной крещатой схемы зодчий сумел найти своеобразное решение объемной композиции. Прежде всего он выделил главное - возвышенный куб собственно церкви. Подчеркнул его значение низкими боковыми при­делами с фронтонами по торцам восьмиугольной купольной крыши на двухступенчатом основании сверху. В верхнем ярусе, по высоте в полтора раза большем нижнего яруса и пределов, массив стены про­резан крупными круглыми окнами - по два на каждой стороне куба. Завершение купола - небольшая цилиндрическая трибунка с шаром под крестом - также призвана подсказать значительность этой части объемной композиции. Скромная трапезная, подчинённая, как приделы и алтарь, основному кубу церкви, соединяет последний с колокольней. Колокольня двухъярусная с более мощным нижним ярусом и небольшим лёгким верхним ярусом звона. Её покрытие - куполок - в малом мас­штабе повторяет главный купол, куполок завершён очень характерным для XVII! века шпилем с красивым прорезным крестом.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Гудово. Графическая реконструкция

Значительность этой, по существу, небольшой церкви, величавость её масштабу придают скупые, но выразительные детали, их формы следуют каменным формам классицизма. Полуциркульные клинчатые, с выделенными трёхчастными замковыми «камнями» арки украшают нижний ярус колокольни. Пилястры портиков боковых приделов и второго яруса колокольни украшены вырезанными из дерева, упрощён­ными ионическими капителями. Венчающие карнизы имеют модульоны. Зубчатой цепью они оживляют гладь стен. Вольность мастера - анта­блемент, обегающий здание, не ионический, а дорический. Под каждым модульоном помещён триглиф. Это наивное смешение ордеров здесь, однако, выгладит естественно.

Внутри, как и снаружи, рубленые стены обшиты тёсом. Под купольной крышей находится зеркальный свод на крутых падугах. Свод и стены окрашены масляной краской по наклеенному на обшивку холсту. На зеркале свода - масляная роспись. Сохранился иконостас и почти все иконы. Часть из них, а также утварь относятся ко времени построения храма. На живописи сельских церквей стоит остановить наше внимание. Живопись составляет неотъемлемую часть интерьера. И очень жаль, что в большинстве памятников она не сохранилась. Исключение составляют две церкви Унечского района в сёлах Гудове и Семешкове.

Довольно скромная архитектура резного с позолотой иконостаса Гудовской церкви заключает в себе чрезвычайно интересную живопись икон. В иконостасе иконы размещены в четыре ряда. Они окружают Царские врата. Первый, нижний ряд составляют шесть икон. Их размер 55x65 сантиметров. Иконы посвящены жизни Марии - это «Рождество Богородицы», «Рождество», «Омовение младенца», «Иосиф и сатана», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Общность в колорите и в композиционных приемах, самобытность художественного видения -все это выдаёт руку одного мастера-живописца.

Второй ряд - иконы более крупные, вписанные в арки иконостаса по обеим сторонам Царских врат. Центральная из них - «Спас Вседержи­тель» и «Богоматерь Одигитрия» («Путеводительница») - иконы письма середины XIX века. Богоматерь изображена доброй и ласковой. В её глазах скрытая тоска за судьбу своего сына. Золотисто-охристый фон в сочетании с оливковым цветом лица и рук Марии придают теплоту и нежность всему изображению. Богоматерь помещена близко, как бы спускается к земле, к людям, неся им свою милость и доброту. Отсюда цвета её мафория (одежды): чернь (печаль, земля), красная (торжество жизни), голубая (милость, доброта).

Эти иконы, по-видимому, заменили первоначальные. Можно заме­тить, что в алтаре находятся ещё две иконы одноимённых сюжетов. Их живопись заметно отличается от более позднего письма. Эти иконы были приобретены где-то в другом месте, они имели прямоугольную форму. Чтобы поместить их в иконостас Гудовской церкви, потребовалось из­менять форму. Это выполнено просто: верхней части с помощью топора придано нужное закругление. Однако в иконостас они почему-то не были вставлены. Три иконы второго рада посвящены Николаю Угоднику. Этот святой - покровитель плавающих и путешествующих - был широко по­читаем на Руси. В его честь было построено много церквей, в том числе и на Брянской земле. Одна из икон - крайняя правая в ряду изображает «Николая Зарайского». Вокруг изображения в шестнадцати миниатюр­ных клеймах написано его «житие» - эпизоды биографии святого, эта икона хорошего и тонкого письма, клейма ярким орнаментом обрам­ляют образ, который не лишен торжественной величавости. Остальные иконы второго ряда или «обновлены», или написаны заново в 1903 году.

Над Царскими вратами помещена икона «Спас Нерукотворный». По местному преданию, она принадлежит кисти крепостного художника, который написал икону для только что построенной церкви. Это произ­ведение, пожалуй, самое выразительное во всем иконостасе.

Третий ряд составляют двенадцать икон размером 28x35 сантиметров каждая. Они посвящены Христу («Христос среди учеников», «Жены-ми­роносицы», «Воскрешение Лазаря», «Крещение» и другие). Наиболее интересна икона «Успение». Вместо обычного фона - вида Иерусалима - художник изобразил закатное небо с красными отблескам солнечных лучей. Колорит картины подчеркивает драматизм момента.

Четвертый ряд - Деисусныи. «Деисус» - это прошение, моление о милости к людям, к их грехам. Земное поднимается вверх - «выше». Деисусныи ряд состоит из восьми икон размером 50x70 сантиметров каждая. Центральный образ этого рада - «Спас». По его сторонам изо­бражения «Богородицы» и «Иоанна-крестителя». А дальше, влево и вправо, изображены архангелы, апостолы, святители, великомученики, митрополиты.

Самая старая по времени написания и самая интересная икона -«Спас в Силах». Она находится над Царскими вратами. Спас изображен сидящим на простом деревянном кресле. Его одежда ярко-красная, с золотой разделкой. От Спаса исходят белые и золотые лучи. На левом колене его поддержанное рукой раскрытое Евангелие с из­речением: «Придите ко Мне все труждающинеся и обречённые, и Я успокою вас». Правая рука в благословляющем жесте. Вокруг парят полупрозрачные серафимы. Очень выразительно написаны глаза Спаса - они кажутся устремлёнными на зрителя, в какой бы части церкви он ни находился.

Живописная композиция тускло поблёскивающего позолотой ико­ностаса завершается распятием. Фронт иконостаса в нижней части расширен двумя киотами. Левый киот занимает икона Богоматери «Уми­ление». Тема этого изображения традиционно происходит из Древней Руси, от «Богоматери Владимирской», некогда вывезенной Андреем Боголюбским из «стольного града Киева» во Владимир (эта редкостная икона хранится в Государственной Третьяковской галерее). В Гудовской церкви «Умиление» написано и установлено «за ниспослание дождя в засушливое жаркое лето 1865 года».

В правом киоте - икона «Архистратига Михаила». Михаил Архангел считался предводителем небесного воинства. Церкви его имени на Руси часто ставились в память военных событий.

В Гудовской церкви икона «Архистратига Михаила» была установлена в честь победы русских войск в Русско-турецкой войне под Измаилом, которая была одержана во время строительства церкви. Михаил изо­бражён по пояс в виде молодого, сильного воина в золотой кольчуге со щитом и копьем в руках. Его голова не покрыта. Золотистые кудри хорошо гармонируют с блестящими доспехам. Цветовое решение иконы сообщает мажорность и величавость изображению.

За алтарной преградой (иконостасом) на восточной стене алтаря находятся ещё две иконы размером 50x70 сантиметров каждая. Это «Моление о чаше» и «Богородица Умиление». Особенно интересна живопись второй иконы. Одежды Богородицы, написанные в красно-вишнёвой и коричневой гамме, жемчужное шитьё, корона на голове создают колорит торжественности и царственности, но лицо Марии лишено гордости и величия, оно всё выражает человеческую неж­ность, безмерную любовь к младенцу, прижатому к щеке. Руки Марии - крупные, натруженные крестьянские руки. Лицо и руки безусловно написаны с натуры - не соответствуют царственности антуража. Но это не умаляет впечатляющей силы живописи иконы.

Гудовские иконы - это произведения местных мастеров. Они не блещут гладью живописи академической школы. Их достоинство в жизненной правде, достижение которой было главной целью худож­ников. Искренняя наивность изображений не оставила места мисти­цизму в библейских сюжетах.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Гудово. Унечскии р-н. 1778 г.

Традиционные, предписанные церковными канонами религиозные образы в Гудовских иконах - это изображения реальных людей, совре­менных художнику, наряженных в библейские одежды. Их лица - это лица близких и знакомых, местных крестьян и крестьянок, с рабочими руками и с угловатыми линиями. Вероятно, современники художника, стоя в церкви, угадывали в библейских персонажах своих земляков, друзей и подруг. Иконы донесли до нас портреты крестьян XVIII века, крестьян села Гудова и окрестных деревень. «Галерея живописи» в Гудове - большая ценность для нас.

Сохранившаяся почти полностью, она требует глубокого изучения и полноценной государственной охраны. Пока этого нет. Это собрание икон не состоит даже на учёте в районных и областных органах охраны историко-культурного наследия! Иконы сохраняются лишь по доброй воле заведующего складом, в который превращен замечательный памятник русской архитектуры и народной живописи. Но если сме­нится заведующий? Охотников для пополнения частных «коллекций» сколько угодно. А «спрос», как известно, порождает «предложение». И лишиться ценных памятников можно очень просто и быстро. Пока этого не случилось - надо действовать. По моему мнению, необходимо немедленно прекратить использование памятника под хозяйственный склад. Привести в порядок здание снаружи и внутри - это не очень сложно сделать. Здесь не требуется научная реставрация. Достаточ­но выполнить аккуратный ремонт, это могут сделать 2-3 хороших плотника под наблюдением архитектора. Архитектурные элементы и детали имеются в наличии, исчезнувшие легко восстановить по этим образцам.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня. Гудово. Унечский р-н. 1778 г

Памятник необходимо оборудовать как народный музей. Сама церковь является первоклассным экспонатом. В музее сделать ведущим отделом - отдел народного изобразительного искусства XVIII—XX веков. Можно подумать о пополнении Гудовского собрания икон иконами других церквей, в которые затруднен доступ ввиду удалённости. Первоклассный иконостас Семешковскои церкви с его иконами также мог бы быть выставлен здесь. Музей может быть раз­вит также и другими отделами, например, истории села, перспектив его развития и другими...

Церковь Рождества Богородицы находится в одном километре от республиканской автодороги с интенсивным движением Брянск-Го­мель.

Организация музея в Гудове наверняка привлечёт внимание мно­гих посетителей и транзитных туристов. Брянская область пополнится ещё одним весьма интересным историко-культурным центром. Разве не стоит во имя этого потрудиться и понести кое-какие начальные расходы?

Лыщичи - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы (с. Лыщичи)

Церковь Рождества Богородицы построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г., в 1909 г. надстроена и расширена, построена новая колокольня. В советское время закрыта, использовалась под склад . Красивые иконостасы в стиле барокко существовали ещё в 1970-х. гг., позже погибли, видимо, при пожаре, тогда же обрушилась верхняя часть храма.

Церковь Рождества Богородицы расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже Построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г.; в 1909 г. надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле.

Унечский район. Лыщичи. Церковь Рождества Богородицы. XIX в.

 

 Лыщичи. Церковь Рождества Богородицы. XIX в.

В числе замечательных памятников архитектуры — церковь Рождества Богородицы в Лыщичах, расположенная в центре села на берегу реки Днепровки. Эта церковь была построена в 1814 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. До 1970-х годов существовали необыкновенной красоты с изысканной ажурной резьбой царские врата. Они увенчивались короной, что было характерной чертой украинского барокко. Ворота были выполнены в первой половине XVIII века.

Расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г.; в 1909 г. надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле. В объемной композиции выделяется высотой основной четверик с крупными сегментными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику примыкают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками. Повышенная в средней части трапезная с приделами по бокам сильно изменила прежнее построение. Господствующую роль в нем стала играть огромная тяжеловесная пятиярусная колокольня с двумя нижними четвериками, объединенными с трапезной, массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой (ныне утрачена). Первоначальный позднеклассици-стический декор храма строг и лаконичен: простые тяги и карнизы, упрощенные антаблементы и портики с фронтонами, большие полукруглые проемы вверху куба и внутри портиков, сочетающиеся с небольшими круглыми окнами второго света в квадратных нишах. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле. В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские. Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены. Цокольная часть главного трехъярусного иконостаса декорирована барочными круглыми рамками и филенчатыми пилястрами по сторонам. Нижний ярус объединяет местный и праздничный чин. Два верхних яруса, ступенчато повышающиеся к центру, имеют карнизы изломанных очертаний. Иконостас завершается килевидной композицией с крестом в центре. Ярусы отделены один от другого раскрепо-ванными карнизами, а иконы внутри каждого яруса - каннелированными пилястрами. Центр иконостаса выделен во втором ярусе своеобразными кронштейнами в виде волют. Резьба затейливого рисунка украшает пилястры, фриз нижнего яруса и обрамления икон. Царские врата (существовали до 1970-х гг.) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в 1-й пол. 18 в.; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко. Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко 2-й пол. 19 в.

Есть на Брянщине село такое—Лыщичи. Богатую историю имеет оно. Суровые испытания на стойкость прошли жители села, пережили войны и разруху.

Два столетия украшает наше село церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм был построен в 1812 году, а в начале 20 века дополнен пристройками в виде великолепной пятиярусной колокольни.

Но, к сожалению, все это было заброшено, заросло травой, кустарниками. Многие присматривались, но не решались взяться за восстановление храма. Однако нашлись добрые люди, которые и средства нашли, и время, и, Бог дал им силы приступить к работе. Сначала пришлось очистить территорию церкви, привести её в порядок. Потом пристроили притвор, сейчас возводятся хозяйственные пристройки.

Люди идут сюда с добрым сердцем и добрыми мыслями. Общение друг с другом, отцом Николаем Кистенёвым и матушкой Зоей делают людей добрее, вселяют надежду. Стали часто приходить в церковь и дети. Это способствует их нравственному воспитанию и наставляет на правильный путь.