СтраницаЧашин курган

 Чашин курган Брянск

Курган находится при впадении реки Болвы в Десну, на развилке двух древних и важных водных путей: один шёл от Киева с выходом на Волгу, другой в нынешнюю Смоленщину.
Чашин курган. Здесь было основано первое укреплённое поселение, вокруг которого постепенно вырос город – Брянск.
Археологи работали на Чашином кургане с конца XIX века, но лишь в 1976 году Федор Заверняев пришел к выводу, что здесь находился первоначальный Брянск. Мысль спорная, и ряд историков выступает против этих умозаключений, несмотря на то, что находки Заверняева подтвердили: вокруг Чашина кургана было торгово-ремесленное поселение. Однако находки эти датированы концом XI, а никак не X века.

Пестрит в глазах от разноцветья трав,
А в запах мёда влит глоток дурмана.
Кто так решил, тот был, конечно, прав:
Наш Брянск рождён от Чашина кургана.

А.С. Ашеко

А вот мнение директора Института археологии АН ССР академика Б.А. Рыбакова в справке, подписанной им 14 января 1980 года: «Есть все основания полагать, что древний Брянск был основан в 80 – е годы X века. После 1147 года центр города с поселения «Чашин курган переместился на Покровскую гору, где найдены культурные отложения конца XII века и последующих эпох.»»
 Остатки укрепления на Чашином кургане прекрасно сохранились до сих пор. Даже сейчас толщина валового основания — 18 метров, высота — 8 метров. Прибавьте еще деревянную стену, мощные ворота…Это был настоящий крепостной замок, типичный для Древней Руси.
Древний археологический памятник Чашин курган ныне расположен в Бежицком районе, возле улицы Городищенской.

 

Древний археологический памятник Чашин курган ныне расположен в Бежицком районе Брянска, возле улицы Городищенской, получившей свое имя от села Городище.

И хранят вековые дубравы
Колыбель твою, Чашин курган.
Наших пращуров ратную славу
Сохранил в своих песнях Боян.

Чашин курган.
    «Хорошее место, доброе. Будет, где дружине отдохнуть...» Видимо, именно с такими словами киевский наместник впервые вступил на берег будущего поселения. В обозримой дали — глухие леса, в которых затаилось мощное и воинственное племя славян-вятичей. Воины устали от долгого водного перехода из Киева в северо-восточные русские земли. Место, позднее названное Чашиным курганом, показалось им наилучшей стоянкой. Здесь легендами дышит каждый камень, каждая травинка. Это возвышение с высоты птичьего полета напоминает большую чашу, отсюда и название.
     На Чашином кургане пересекались важные водные пути — Болва впадала в Десну, получался перекресток.
     Немногим позднее здесь выросла крепость.
    Во время раскопок в конце 70-х годов ХХ века на Чашином кургане обнаружились очень интересные находки — свидетельство того, что поселение было незаурядным. Во-первых, было найдено много предметов импорта: фрагменты стеклянной посуды, осколки византийских амфор, или корчаг, и стародонных сосудов, в которых привозили вино, а также нательные крестики-мощевики. Последний факт свидетельствует: первые жители поселения на Чашином кургане были христианами. Кроме того, среди находок медное писало — палочка для письма на вощеных дощечках. Значит, наш первый город действительно был неким культурным центром. Дремучие, на первый взгляд, вятичи оказываются грамотными людьми!
     Построенный город погиб от пожара, а раскопки на месте крепости позволили установить более или менее точное время трагического события: в валу торчал наконечник стрелы, пущенной с реки монголо-татарским лучником. Археологи предположили, что время гибели крепости — 1238 год, период монголо-татарского нашествия.
Чашин курган это как бы естественная крепость на крутом берегу Десны, огражденная с двух сторон склонами глубоких оврагов, а с третьей - лесом. Поселение было обнесено деревянным частоколом. До наших дней сохранился кольцевой земляной вал и ров, отделявший городище от леса.
     Крепость занимала, как сказали бы сейчас, стратегически важный пункт на слиянии рек Десны и Болвы. С ее стен местность просматривалась на многие километры вокруг. С реки же поселение было незаметным, как бы скрывалось в густых прибрежных дебрях. Видимо, от этого и пошло название города - Дебрянск, Брынь, Брянск.

"Село Городище расположено в гористой местности, при реке Десне, в 130 верстах от Орла и в 4 верстах от уездного города Брянска. Почва суглинистая, в горах встречаются меловые породы. Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких; известно только, что он существовал с 18-го столетия. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана (городища), известного теперь у местных жителей под именем "Чашки"", - говорится в "Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии", изданном в 1905 году в Орле.

Чашин курган

Археологи работали на Чашином
кургане с конца XIX века, но лишь
в 1976 году Федор Заверняев пришел
к выводу, что здесь находился пер-
воначальный Брянск. Мысль спор-
ная, и ряд историков выступает
против этих умозаключений, несмо-
тря на то, что находки Заверняева
подтвердили: вокруг Чашина курга-
на было торгово-ремесленное поселе-
ние. Однако находки эти датирова-
ны концом XI, а никак не X века.
Остатки укрепления на Чашином
кургане прекрасно сохранились до
сих пор. Даже сейчас толщина вало-
вого основания — 18 метров, высо-
та — 8 метров. Прибавьте еще де-
ревянную стену, мощные ворота…
Это был настоящий крепостной за-
мок, типичный для Древней Руси.

ГОРОДИЩЕ «ЧАШИН КУРГАН»

Молодежно-патриотической акции «С чего начинается Родина?»

Провели акцию в месте основания Брянска — на Чашином кургане. Студенты решили привести его в порядок после зимы. В завершении мероприятия преподаватель, кандидат исторических наук Брянского государственного университетаим. И. Г. Петровского Геннадий Петрович Поляков, всем участникам акции, напомнил о тех событиях и фактах, которые позволили считать Чашин курган — местом основания города Брянска.

Архитектор — реставратор, член Союза архитекторов России Александр Перов рассказал участникам акции о проекте создания на Чашином кургане исторического комплекса и археологического музея.

Экскурсия на Чашин курган в рамках изучения курса "Литературная Брянщина"

Радимичский, вятичский и северянский перстни, застежка для одежды, четырехгранные гвозди, ключи, ножи, бронзовые бубенцы… Уникальные находки обнаружили историки во время недавних археологических раскопок в урочище Чашин Курган, где в X веке стал формироваться Брянск. Сейчас они временно хранятся в научно-образовательном центре археолого-этнологических исследований, созданном при Брянском государственном университете.

 

СТАРЫЙ ГОРОД
Думайте почаще обо мне…
До сих пор на Чашином Кургане
Призраком кружусь в пустынной тьме
И дышу огнём воспоминаний,
Время разворачивая вспять,
К изначалью первых поселений…
Всё-таки немыслимо понять
Сущность человеческих стремлений.
Встроившись в поток бегущих лет,
Вижу, как Десна меняет воды –
И содержит сам в себе ответ
Лик преобразованной природы.
Существую, чтобы ощущать
Данности стремительные миги,
Слышать пульс и снова разрывать
Времени тяжёлые вериги.
Приподнявшись скромно над Десной,
На горе Покровской, над Судками,
Прижимаюсь – зримый и земной –
К небу золотыми куполами.

Григорий Кистерный.

Археологические раскопки на Чашином кургане. 1950-е гг.

Чашин курган. Картина худ. М.С. Решетнева. Экспозиция Брянского областного музея.

Чашин Курган. Археологический памятник. Древнерусская крепость. Место основания города Брянска X в. Май 2019 год.

Археологический комплекс древнерусского Брянска, датируемый IX-XV вв., расположенный на территории бывшего с. Городище, ныне входит территориально в Советский район г. Брянска. Включает в себя городище Чашин курган, укрепленное двумя валами и рвом со стрелки мыса и валом пятиметровой высоты и рвом глубиной 3 метра с напольной стороны, и четыре неукрепленных селища. Исследовался Ф.М. Заверняевым, А.К. Амброзом, А.С. Смирновым. Комплекс представляет собой остатки (детинец и посад) древнерусского города Брянска, существовавшего здесь в домонгольское время и упомянутого в Ипатьевской летописи под 1147 г.  При раскопках обнаружены остатки построек, гончарного горна и домницы для выплавки железа, многочисленная керамика, оружие, орудия труда,  предметы быта и др. О грамотности населения древнего Брянска свидетельствуют найденные писала. Имеются признаки развитой торговли – гирьки, замки и ключи, а также импортные предметы (в первую очередь украшения). Среди украшений – бусы из стекла и сердолика, витые стеклянные браслеты, перстень, бубенчики. О верованиях городского населения говорят культовые предметы: медная иконка и нательные крестики.

Остатки укрепления на Чашином кургане прекрасно сохранились до сих пор. Даже сейчас толщина валового основания – 18 м, высота – 8 м. Прибавьте еще деревянную стену, мощные ворота… Это был настоящий крепостной замок, типичный для Древней Руси. Здесь легендами дышат каждый камень, каждая травинка. Это возвышение с высоты птичьего полета напоминает большую чашу, отсюда и название.

Чашин курган располагается в северо-западной части города Брянска, на территории Советского района. Он представляет собой холм, расположенный на крутом правом берегу р. Десны, неподалеку от впадения в неё р. Болва, на вершине которого сохранился древний оборонительный вал. Археологический комплекс Чашина кургана состоит из остатков городища и группы селищ. С начала 1980-х считается, что именно здесь возник древний Брянск. От условной датировки основания городища – 985г., ведется исчисление возраста Брянска. Иногда Чашин курган соотносят с летописным древнерусским городом Оболовь, точное местонахождение которого до сих пор точно не установлено.

Древнее поселение на Чашином кургане окружали глубокие овраги и густой лес. Во времена, когда хороших дорог не было, их роль выполняли реки. Поселение находилось на развилке двух древних и важных торговых путей. По рекам бассейна Днепра и его притока Десны киевские князья осуществляли свои военные походы и сбор дани. Советский археолог и академик Б.А. Рыбаков считал, что Десна выступала в роли естественной границы между племенами вятичей и радимичей, причем Брянск находился на земле радимичей[1].

Сведения об археологическом исследовании Чашина кургана впервые обнаруживаются в 1893 году, когда в Императорскую археологическую комиссию поступило обращение от крестьянина Ивана Морозова, просившего разрешить ему возобновить раскопки в с. Городище Брянского уезда, остановленные становым приставом[2]. Целью раскопок Морозов назвал «отыскание клада»[3]. Археологическая комиссия отказала ему и первоначально обещала оказать помощь орловским исследователям и выделить для проведения раскопок своих специалистов – археологов А.В. Башкатова и П. И. Мисюро. Однако в итоге своего обещания комиссия не выполнила, аргументируя это тем, что Чашин курган может оказаться вовсе не курганом, как следовало из его названия, а насыпью «совсем другого назначения»[4]. Местным исследователям было предложено самим исследовать место раскопок; это поручили членам Орловской ученой архивной комиссии Ф. Ф. Похвалинскому и В.А. Казанскому, которые в начале мая 1894г. выехали в Брянский уезд.

Осмотрев Чашин курган, Ф.Ф. Похвалинский и В.А. Казанский пришли к заключению, что это вовсе не курган, а древнее городище, которое при дальнейших исследованиях «даст немало археологических сокровищ»[5]. Действительно, жители с. Городище, располагавшегося рядом с курганом, в разное время находили здесь большие замки, меч, топор и другие предметы[6]. Однако среди коренного населения холм довольно однозначно связывался с именем разбойника Кудеяра. В «Брянском вестнике» 1895г. это место именуется «курганом Кудеяра», «неизвестно почему названным кем-то Чашиным курганом»[7].

Согласно местным поверьям, легендарный разбойник был погребен здесь на золотом коне, в окружении несметных сокровищ. Орловская ученая архивная комиссия со своим довольно скудным финансированием[8] мало что могла предпринять самостоятельно, в результате чего курган подвергался разорению со стороны кладоискателей, разыскивавших будто бы зарытые там кубышки с золотыми и серебряными монетами. Упомянутый выше крестьянин Морозов сообщал, что, будучи на заработках близ Новочеркасска встретил старого казака, предлагавшего ему за 100 рублей некую бумагу, где якобы были указаны места с кладами; список этот будто бы достался ему от предка, состоявшего в шайке Кудеяра. Морозов отказался, но одно из названий – Чашин курган, запомнил, и перебравшись позднее в Брянск, приступил к поискам[9].

Довольно скоро у него обнаружились помощники из числа местных, тоже заинтересовавшихся кладом. Работы, начавшиеся в конце мая 1893г. продолжались в общей сложности две недели[10], после чего были остановлены из-за поступившей жалобы населения, недовольного «хищническими раскопками»[11]. За это время на Чашином кургане было найдено множество глиняных черепков и костей животных, кусок медного котла, железный ключ и два больших камня, весом в пуд (16 кг) каждый, на одном из которых была металлическая табличка с непонятными письменами[12]. Далее, углубившись уже на 10 метров, кладоискатели обнаружили прогнувшийся бревенчатый настил, под которым явно была полость. Но продолжать раскопки было затруднительно: свечи гасли, воздух стал удушливым, рабочие чувствовали головокружение[13].

Позднее, уже в советский и постсоветский период, раскопки на Чашином кургане проводились неоднократно (в разные годы раскопки велись под руководством Ф.М. Заверняева, А.А. Амброза, В.Н. Гурьянова, Г. П. Полякова, Е.А. Шинакова). При этом сбор материалов у разных исследователей давал противоречивые сведения.

Много внимания раскопкам Чашина кургана уделял археолог и краевед Ф. М. Заверняев. В 1976-1979гг. брянским краеведческим музеем и Институтом археологии АН СССР, при участии учащихся школы №20 и студентов Брянского педагогического института, под руководством Ф. М. Заверняева были проведены археологические раскопки на Чашином кургане[14], «верхнее селище» которого он считал древнерусским посадом. Результаты более чем оправдали ожидания. В ходе раскопок удалось выяснить, что в случае с Чашиным курганом речь идет действительно о средневековом городе, а не просто поселении. Были обнаружены остатки жилых домов и хозяйственных сооружений, собрано множество изделий и их фрагментов: обломков керамики, украшений, предметов быта (замки, ключи, ножи, ножницы, гребни) и вооружения, конской упряжи, инструментов. На посуде, созданной гончарами поселения, сохранились клейма мастеров, в том числе в виде знаков Рюриковичей. Были найдены и фрагменты стеклянной посуды, которую, как известно, могли позволить себе только зажиточные горожане. Среди предметов были и подтверждавшие торговые связи с другими поселениями: привозные шиферные пряслица, стеклянные и каменные бусы, амфоры, характерные для средневековых городов Крыма и фрагменты киевских амфор из серой глины. Уникальной находкой стало бронзовое писало, указывающее на то, что местным жителям уже была известна письменность[15].

Согласно данным раскопок, поселение на Чашином кургане достигло расцвета к началу XII века. Древний город состоял из детинца и обширного посада. Как было установлено, в городе процветали различные ремесла, торговля. Из болотной руды выплавляли железо, из которого потом делали предметы быта и вооружение. Находки нательных крестов и медной иконки свидетельствуют о том, что жители города к концу XI – началу XII веков приняли христианство.

От напольной стороны поселение отделял вал, еще один вал располагался с юго-западной стороны (за кладбищем бывшего поселка Городище), сразу за которым наблюдалось сильное понижение в рельефе. Вероятно несколько веков назад тут был ров. При этом до 2016 года оборонительные сооружения кургана оставались практически неизученными, а составленный в 1970г. топографический план нуждался в корректировке[16].

В середине XII столетия город в урочище Чашин курган прекратил свое существование, о чем свидетельствует четкий слой пожарища, обнаруженный в ходе раскопок. Причиной сожжения города одни исследователи называют вторжение татаро-монголов, другие – княжескую усобицу. Древнерусские постройки были полностью уничтожены. Новое поселение было отстроено уже ниже по течению Десны, на Покровской горе. В окрестностях Чашина кургана поселение возникло только в XVI веке (с. Городище). Поселок рос, но в состав Брянска он вошел только в 1956 году.

После проведенных под руководством Ф.М. Заверняева раскопок, Институт археологии АН СССР в начале 1980-х подтвердил приближающееся тысячелетие Брянска. К празднованию тысячелетия города газета «Брянский комсомолец» в 1984-1984гг. неоднократно выпускала материалы, посвященные его истории, проводила историческую викторину (причем викторина пользовалась таким успехом, что по просьбам читателей вопросы были напечатаны повторно; в редакцию поступали красочно оформленные альбомы с ответами)[17]. Большое внимание при этом уделялось Чашину кургану, как «изначальной колыбели» Брянска[18].

Современные исследователи, такие как Г.П. Поляков и Е. А. Шинаков, считают, что на месте Чашина кургана существовало открытое торгово-ремесленное поселение, слабое приспособленное для обороны. Никаких кладов на территории Чашина кургана не обнаружено, если конечно таковыми не считать предметы старины, оставшиеся в результате хозяйственной деятельности древнего города, и являющиеся подлинным сокровищем для историков.

Даже спустя десять веков высота валов составляет около 8 метров, а их ширина в основании достигает 18 метров. Как археологический памятник Чашин курган находится под охраной государства. На месте древнего поселения установлен мемориальный знак.

 

Смагина Д.Ф.,
главный архивист отдела публикации и использования документов ГАБО.

Источники:

1. Заверняев Ф. Год рождения – 985-й // Брянский комсомолец. 1985. № 16 (5767). С. 4.

 

     

Строительство Брянской крепости на Чашином кургане